Идеологические кампании послевоенных лет
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Шутикова Нагима Алексеевна

Эта презентация подготовлена для учащихся 11 классов по теме: "Идеологические кампании послевоенных лет". В материале приведены базовые исторические термины по данной проблеме, а также дополнительная информация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideologichekie_kampanii_1946-1953.pptx371.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит . М. Жванецкий Идеологичекие кампании 1946-1953

Слайд 2

Причины репрессий послевоенных лет: Необходимость внутренней консолидации общества в условиях «холодной войны», поэтому поиск внутреннего врага один из способов единения народа («западное раболепие», «тлетворное влияние Запада») Тяжелое моральное состояние населения после войны: в массовом сознании сформировалось желание перемен, на которое высшее руководство страны не было готово

Слайд 3

Особенности репрессий Советские военнопленные, возвращавшиеся из лагерей были осуждены как изменники Родины (из 1 млн. 200 тыс. – 900 человек оказались в лагерях) Идеологические кампании затронули не только столицу, но и провинции Характер обвинений-против влияния Запада, против влияние церкви, против «формалистов» Массовая депортация народов СССР в период войны (немцев Поволжья, калмыков, народов Закавказья, татар) в Сибирь, Казахстан

Слайд 4

Депортация-принудительное, насильственное переселение лиц или целых категорий на другие территории внутри или вне государства. В СССР депортация приняла массовый характер, так как высылались целые народы. Депортация- одна из форм политических репрессий. 28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья . Также по обвинению в коллаборационизме были обвинены и депортированы карачаевцы, ингуши, азербайджанцы, калмыки, крымские татары, прибалтийские народы.

Слайд 5

Последствия депортации Разрыв культурных, экономических связей народов Огромный демографический ущерб для СССР, так как около трети депортированных погибли во время высылки Впоследствии в годы хрущевской «оттепели» и перестройки депортированные народы были реабилитированы. Реабилитация (от лат. –восстановление) –восстановление в правах

Слайд 6

Борьба с «безродным космополитизмом» Космополитизм (гражданин мира)-мировоззрение, ставящее интересы человечества выше интересов отдельной нации, народа, государства. В СССР борьба с космополитизмом связана с идеологическими последствиями победы в Великой Отечественной войне. И. Сталин и руководство страны были вынуждены в условиях фашистской опасности обратиться к патриотическим, национальным чувствам граждан. Идеология коммунизма поменялась, отодвинулась на второй план. Космополит не мог соответствовать новой догме.

Слайд 7

«Низкопоклонство перед Западом» Причина-во время освобождения Запада от фашизма советские солдаты побывали в европейских странах. Руководство страны видело в этом опасность 1947 г. – дело Клюевой и Роскина . Создание лекарства от рака, связь с американскими специалистами, недовольство Сталина, обвинение в «измене Родины». Результат: создание судов чести

Слайд 8

Советский антисемитизм Связан с созданием независимой республики Израиль и ее дипломатическими отношениями с США, а также с влиянием ЕАК (еврейским антифашистским комитетом) В большинстве случаев обвинение в космополитизме сопровождалось лишением работы и «судом чести», реже арестом. По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 года был арестован 431 еврей-представитель литературы и искусства: 217 писателей, 108 актеров, 87 художников, 19 музыкантов.

Слайд 9

Пострадавшие В философии: редактор «Вопросов истории» проф. Кедров, В феврале 1949 года всемирно известные ленинградские филологи-евреи: Борис Эйхенбаум, Виктор Жирмунский , Марк Азадовский , Григорий Бялый , Григорий Гуковский .

Слайд 10

Дело Ахматовой и Зощенко 1946 г. –статья в журналах «Звезда» и «Ленинград » « Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе» Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов

Слайд 11

Анна Ахматова МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Февраль 1942

Слайд 12

Анна Ахматова Реквием (эпилог) А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь , Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом

Слайд 13

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград

Слайд 14

М. М. Зощенко Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». — Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14.08.1946 № 274

Слайд 15

М. М. Зощенко После постановления секретаря ЦК ВКП (б) А. Жданова Зощенко был исключен из Союза писателей, лишен средств к существованию «Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения — ни вашего Друзина , ни вашей брани и криков. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею»

Слайд 16

М.М. Зощенко

Слайд 17

Послевоенная жизнь 1947-денежная реформа и отмена карточной системы Условия реформы: Выпуск новых денег, обмен старых на новые в эквиваленте 10:1 Зарплата оставалась без изменений Вклады: от 3 до 10 тыс. руб. обмен 1:1; свыше 1:2 Результат: уменьшение денежной массы, отмена карточек Цель: предотвратить инфляцию

Слайд 19

Голод 1946-1947 гг. Причины: Развал с/х в период войны: снижение численности трудоспособного населения, уничтожение посевных площадей, техники Засуха 1946 года; Повышение уровня государственных хлебозаготовок в связи с «холодной войной»

Слайд 20

Из воспоминаний о послевоенном времени То время помнится действительно тяжелейшими испытаниями. Отец работал маляром в районе, я заканчивал учёбу и одновременно подрабатывал с ним. Часто бывало такое, что для того чтобы только пообедать — приходилось идти к отцу за несколько километров. Простой борщ из крапивы, да хлеб как глина — от которого чуть не умер как-то. А мать вообще непонятно что ела: как говорила — лепёшки из листьев и цветов липы. Люди находились всё время в режиме миграции : искали где и как выжить, на вокзалах обросшие и измождённые люди, на улицах можно и умерших видеть. И это всего лишь на следующий год после Победы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы идеологической «обработки» японских военнопленных и интернированных в период строительства БАМА 1945-1956 гг. Печатн В кн.: Вестник Тихоокеанского университета № 2(13) /ТОГУ, Хабаровск, 2009

© Калугина С. А., 2009ФАКТОРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЯПОНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ИНТЕРНИРОВАННЫХ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА БАМА 1945–1956 ГГ. Отражены особенности факторов идеологической «обрабо...

Идеологическая работа политорганов НКВД/МВД СССР среди японских военнопленных и интернированных на строительстве байкало-амурской магистрали (1945-1948 гг.).

В кн.: Основные тенденции государственного и общественного развития России: История и современность. Выпуск 4. Хабаровск, 2010..В центре внимания отечественных исследователей в последнее время о...

Урок литературы в 10 классе "Раскольников как идеологический герой"

Урок- аналитическая беседа с классом сопровождается презентацией....

Идеологические направления Европы 19 века

Консерватизм, социализм,анархизм, марксизм. Основные идеологи и характеристика направлений...

Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев."

Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев"....

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....