из опыта работы с одаренными
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему

Работа с одаренными на уроках истории в условиях малокомплектной сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.s_odar.istor_.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

         Работа с одарёнными детьми в сельской школе.  
Работа с одаренными детьми- это приоритетное направлений образовательной политики в нашей стране. Для нашего  образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы.    Я выделяю несколько основных направлений в  своей работе с одарёнными детьми:

1. Применение индивидуально-дифференцированного  подхода  на уроках истории и обществознания. Под дифференцированным обучением  понимаю форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.В таких поселках, как наш- одна школа, по одному классу в каждой параллели. Вместе  со всеми  обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это специфика сельских малокомплектных школ.  Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
  Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.  Я провожу эту работу в несколько этапов:
-изучение индивидуальных особенностей учащихся;
-выделение групп одарённых детей в каждом классе;
-составление или подбор дифференцированных заданий;

-контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
2.Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознания.
   а).информационно-коммуникационные технологии
, которые позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации сети "Интернет". У нас нет музеев, картинных галлерей- у нас есть сеть "Интернет". Это позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и  дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы презентации и многое другое.
Использование инфо-коммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

      б).проблемное обучение, кейс-технологии.
Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов проблемного обучения и кейс-технологии.
При  подаче  содержания нового материала в проблемном ключе- дети становятся  активнее и самостоятельнее. Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Я приятно чувствую себя в роли консультанта, организатора самостоятельного учебного познания учащихся.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
а) самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
б) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
в) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии --                   - методика каскадной детализации учебного планирования. Объем учебной нагрузки распределяется по видам занятий. В начале каждой четверти учащиеся получают  сведения о составе и объёме учебных занятий, необходимых для освоения плана, и требующийся для их проведения образовательный ресурс. Это позволяет учащимся, даже не присутствующим на нескольких уроках, самостоятельно осваивать учебный программный материал.
           в).интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала .
Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Здесь мне помогает использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи. Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории.
   г).портфолио учащегося.
Достижения и результаты работы учащихся как в учебной, так и во внеклассной работе составляют основу портфолио.  Портфолио существенно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения школьником информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая умение «сдавать экзамены» и т.д..

3. Использование современных форм  и методов в урочной и внеурочной образовательной деятельности.
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над этим я  начинаю  ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
   Я использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, зачеты, дифференциация домашнего задания. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы , как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры:«особое задание», «энциклопедист», «молодой учитель».  Широко использую "метод проектов". Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не  констатационного характера, а творческие. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
   Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель.
   Главным в своей работе  я считаю - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, что является важным в работе с одаренными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта работы с одаренными в средней школе

Приступая к обучению английскому языку учащихся 2 класса в 2006, я ставила своей целью раскрытие возможностей и выявление талантов всех без исключения учащихся группы 2 "б" класса.  В группе было...

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...