Дворцовые перевороты
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Купцова Ольга Васильевна

Разработка урока истории 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovye_perevoroty_razrabotka_uroka.docx60.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа муниципального образования

«Ладушкинский городской округ»

Разработка урока по курсу

«История»

7 класс.

Тема: «Дворцовые перевороты»

 

 

 

 

                                                                

 Выполнила: Купцова О.В., учитель истории

и обществознания

 

г. Ладушкин, 2015г.

Технологическая карта урока

ФИО

Купцова Ольга Васильевна

Место работы

МБОУ СОШ МО «Ладушкинский городской округ»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

7

Автор УМК

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник. 7 класс. М.: 2012.

Тема урока

Дворцовые перевороты

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

- Формирование у учащихся понимания явления дворцового переворота как одной из форм насильственной смены власти, сущности и характерных черт эпохи дворцовых переворотов

- Мотивация к изучению раздела «Эпоха дворцовых переворотов», постановка цели изучения всего раздела

- Развития умения обучающихся работать с визуальным материалом и понятийным аппаратом

Задачи урока

Образовательные:

– определить вместе с обучающимися значение понятий «дворцовый переворот», «эпоха дворцовых переворотов», «фаворит», «продворянская политика»;

– выделить вместе с обучающимися общее и различное между тремя формами насильственной смены власти (восстание, дворцовый переворот, революция);

– ознакомить обучающихся с характерными чертами эпохи дворцовых переворотов;

– охарактеризовать основные личности эпохи дворцовых переворотов.

Практические:

– вспомнить, отработать и закрепить навыки сравнения, анализа и синтеза;

– формирование умения работать с визуальным материалом;

– развитие умения работать с понятиями;

– развитие мышления и речи обучающихся, умения аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

– сформировать понимание негативных последствий насильственных форм смены власти.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивное оборудование Sitronics, карточки с раздаточными материалами

СОТ, используемые на уроке:

- проблемное обучение и эвристическая беседа

- анализ визуального материала

- работа с понятиями

- информационно-коммуникационные технологии


Задание (форма работы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

  1. Организационный  этап

Беседа с учащимися

До начала урока кладёт на парты учащихся раздаточные материалы (карточки) перевёрнутой стороной.

Со звонком приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся и их рабочих мест к уроку.

готовят учебные места к уроку,  настраиваются на работу

саморегуляция

  1. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная беседа с классом

В беседе с учащимися помогает им определить тему урока.

29 января 1725 г. после двух недель страшных мучений и боли умер Пётр I. Закончилась петровская эпоха, началась другая, за которой у историков закрепилось прозвище, данное В.О. Ключевским.

1. Как называется эта эпоха?

2. Какой период она охватывает?

отвечают на вопросы учителя

определяют название темы и её хронологические рамки

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Слово учителя

Разбирая эту тему, мы с вами узнаем

какой император 243 дня своего 3-летнего царствования провёл на охоте (выезжая подряд по 10, 12, 24, 26, а однажды даже 55 дней)

какая императрица всю жизнь отказывалась верить, что Англия – это остров

какая императрица любила стрелять из окон дворца по птицам из пистолетов и ружей

после смерти какой императрицы осталось 15 тысяч платьев

какой император находился на русском престоле самый краткий период – всего 6 месяцев и 3 дня (за это время было издано 192 указа и манифеста)

какая императрица специальным указам велела всем придворным дамам подстричься наголо и выдала всем «чёрные взлохмоченные парики»

Какую общую черту монархов можно выделить на основе тех фактов, которые я вам только что рассказал?

слушают учителя

отвечают на вопрос

выдвижение предположений

анализ объектов с целью выделения признаков

синтез

умение делать обобщение, вывод

слушают учителя

мотивировка к учебному процессу, повышение интереса к теме

  1. Актуализация знаний

Анализ изобразительного материала

Организует работу учащихся с заданием на анализ изобразительного материала

1. Назовите век и его часть, к которым относится событие.

2. Назовите изображённых лиц

3. Назовите причину конфликта между изображёнными лицами

4. Чем закончился этот конфликт?

5. Какая реформа стала последствием этого конфликта?

6. Как эта картина связана с темой «эпоха дворцовых переворотов»?

отвечают на вопросы на экране и дополнительные вопросы учителя

анализ визуального материала

вербализация образов

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Помогает учащимся сформулировать проблему и цель серии уроков по разделу «Эпоха дворцовых переворотов»

Пётр I коренным образом изменил ход русской истории. Представьте себя на месте человека, который был современником Петра и застал Россию как до петровских реформ, так и во время них. Представьте, что вы московский дворянин, родившийся в 1670 г. Сколько вам лет на момент смерти Петра?

1. Какие явления допетровской эпохи, исчезнувшие при Петре, вы помните?

2. Что совершенно новое появилось в России благодаря Петру?

3. Как вы (представляя себя современником петровской эпохи) относитесь к Петру и его преобразованиям?

4. Какие два возможных пути развития были у Российской империи после смерти Петра I?

5. Какую цель изучения раздела «Эпоха дворцовых переворотов» мы можем поставить перед собой?

6. Какую цель мы ставим перед собой на первом уроке, посвящённом этой эпохе?

отвечают на вопросы учителя

выделяют два возможных пути развития России после смерти Петра (отказ от петровских нововведений и «откат» назад либо сохранение петровских новшеств и продолжение развития по европейскому пути)

определяют проблему (по какому из этих двух путей развития пошла России, и главное – почему?)

постановка и формулирование проблемы установление причинно-следственных связей выдвижение гипотез и их обоснование

определяют цель серии уроков по разделу «Эпоха дворцовых переворотов»

ставят цель данного урока (выяснить значение термина «дворцовый переворот» и характерные черты дворцовых переворотов в России)

называют средства достижения поставленной цели (дать определите понятию, определить характерные черты дворцовых переворотов)

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

  1. Изучение нового материала

Работа с определением термина «дворцовый переворот»

Просит детей положить перед собой заранее выданные карточки нужной стороной.

На экране и на ваших карточках есть определение термина «дворцовый переворот» с пропусками.

1. Что означает «дать определение термину»? (Назвать такие признаки этого явления, которые позволяют отличить этот предмет от всех остальных)

Заполнить пропуски нам помогут наводящие вопросы.

2. Какой способ смены власти используется?

3. Какое сословие является опорой власти монарха?

4. Какой род войск был основной военной силой дворцовых переворотов?

5. Какие ещё способы насильственной смены власти вы знаете? От чего мы должны отличить дворцовые перевороты?

отвечают на вопросы учителя

анализ визуального материала

вербализация образов

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

дают ответы на вопросы учителя

высказывают свои позиции по задаваемым учителем вопросам

реагируют на позиции других обучающихся, комментируют и интерпретируют их, доказывают или опровергают их

Выделение трёх основных форм насильственной смены власти

1. Переключает на экране слайды и в беседе помогает ученикам выделить три формы насильственной смены власти: восстание, дворцовый переворот, революция

2. Просит учащихся привести по два примера к каждой форме насильственной смены власти.

Вы наверняка читали историческую литературу, смотрели исторические телепередачи и фильмы, поэтому сможете привести по два примера на каждую форму насильственной смены власти.

на основе беседы с учителем и визуального материала называют три формы насильственной смены власти

приводят примеры форм насильственной смены власти

анализ визуального материала

вербализация образов

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

дают ответы на вопросы учителя

высказывают свои позиции по задаваемым учителем вопросам

реагируют на позиции других обучающихся, комментируют и интерпретируют их, доказывают или опровергают их

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Изучение метода сравнения

Задаёт учащимся вопросы и помогает сформулировать ответы

1. Какая следующая наша задача для достижения поставленной цели? (Сравнить три формы насильственной смены власти)

2. Что означает сравнить какие-либо объекты? (Выделить общее и различное на основе линий сравнения, сделать вывод)

отвечают на вопросы учителя, вспоминают алгоритм сравнения как логической операции

осознанное и произвольное построение речевого высказывания рефлексия способов и условий действий

дают ответы на вопросы учителя, вербализуют мысль

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формулируют учебную задачу

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

Заполнение сравнительной таблицы «Формы насильственной смены власти»

Предлагает желающим из учащихся самим вслух сформулировать линии сравнения и провести сравнение по каждой из них. В случае затруднения делает учащимся подсказки

1. Широта социальной базы и масштабы (охваченные пространства, массы людей)

2. Последствия и итоги

– выделяют линии сравнения

– выделяют признаки

– делают выводы о сходствах и отличиях трёх форм насильственной смены власти

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

структурирование знаний

дают ответы на вопросы учителя

высказывают свои позиции по задаваемым учителем вопросам

реагируют на позиции других обучающихся, комментируют и интерпретируют их, доказывают или опровергают их

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Первичное закрепление

Задание на установление соответствия

Вызывает двух учащихся, которые выполняют задание на оценку, организует выполнение задания остальными учащимися на листочках, а затем перекрёстную проверку. После перекрёстной проверки даёт задание каждому ученику объяснить соседу, в чём были его ошибки. Проверяет правильность выполнения задания, выставляет оценки.

выполняют задание

подведение под понятие

структурирование знаний

обмен работами, проверка работы соседа, разъяснение соседу его ошибок

управление поведением партнера

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

после окончания времени учащиеся меняются со своим соседом по парте листочками с ответами и проверяют листок соседа, ставят условную оценку

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция

  1. Изучение нового материала

Выделение особенностей эпохи дворцовых переворотов и заполнение пропусков в карточке


Выводит на экран слайд с портретами, именами и датами правления всех монархов эпохи дворцовых переворотов.

На основе того, что вы видите на экране, сформулируйте несколько особенностей эпохи дворцовых переворотов, заполняя пропуски в вашей карточке.

Задаёт наводящие вопросы:

1. Сколько монархов сменилось?

2. Кто преобладал на русском престоле с точки зрения половозрастных признаков?

3. Посмотрите на сроки правления и сформулируйте следующую особенность эпохи

4. Если на престоле были в основном женщины и дети, то могли такие правители быть самостоятельными на престоле? Были ли примеры самостоятельности женщин и детей до этого?

Учитель выводит на экран изображения женщин, имевших высшую власть в России в разные периоды (княгиня Ольга, Елена Глинская, Марина Мнишек, царевна Софья Алексеевна) и даёт учащимся задание назвать каждую из личностей и назвать фаворитов или реальных правителей при каждой из них.

5. Как называется лицо, обладающее личным доверием монарха, наиболее приближенное к нему, официально пользующееся монаршими милостями и участвующий в управлении государством? Подскажу, что это слово итальянского происхождения от латинского глагола favēre «благоволить, благоприятствовать, покровительствовать»

6. Усилилась ли центральная власть? Назовите две причины, которые не позволяли усилиться центральной власти в эпоху дворцовых переворотов (частая смена правителей на троне, преобладание женщин и детей на троне)

7. Какой род войск был опорой дворцовых переворотов?

8. Какое сословие было опорой монархов в эпоху дворцовых переворотов?

9. На основе чего выделяются сословия? Если проводилась продворянская политика, то что происходило с правами и обязанностями дворянства?

10. Произошло ли возвращение к допетровским порядкам?

анализируют визуальный материал

отвечают на вопросы учителя

выделяют особенности эпохи дворцовых переворотов

анализ визуального материала

вербализация образов

структурирование знаний

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

высказывают свои позиции по задаваемым учителем вопросам

реагируют на позиции других обучающихся, комментируют и интерпретируют их, доказывают или опровергают их

учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Изучение личностей эпохи дворцовых переворотов (работа в парах)

Раздаёт учащимся карточки с родословным древом династии Романовых второй половины XVII – XVIII вв. Даёт учащимся задание в парах на основе анализа родословного древа установить родственные связи между монархами эпохи дворцовых переворотов и заполнить пропуски в таблице «Личности эпохи дворцовых переворотов». Проверяет выполнение задания учащимися, которые справились первыми, выставляет оценки, организует совместную проверку задания вслух.

анализируют визуальный материал

устанавливают родственные связи между монархами эпохи дворцовых переворотов

заполняют пропуски в таблице «Личности эпохи дворцовых переворотов»

анализ визуального материала, поиск информации в схеме

вербализация образов

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

рефлексия способов и условий действий

построение логической цепи рассуждений;

доказательство

поиск и выделение необходимой информации

работа в парах, установление контакта с соседом, распределение обязанностей, взаимоконтроль, взаимопомощь

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

определяют цель своей работы, конкретные средства её достижения, устанавливают последовательность учебных действий

целеполагание;

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция

  1. Первичное закрепление

Задание на установление соответствия между личностями и характеристиками

Учащиеся выполняют задание на оценку на листочках, учитель организует самопроверку.  Проверяет правильность выполнения задания, выставляет оценки

выполняют задание

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выполняют задание и проверяют его

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

после окончания времени учащиеся осуществляют самопроверку своей работы

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция

Задание по типу «Верно – неверно»

Поочерёдно выводит на экран суждения об эпохе дворцовых переворотов, задаёт каждое из них какому-либо учащемуся определить, верно суждение или нет, контролирует правильность выполнения задания. При этом один учащийся анализирует суждение, а ещё один, также назначенный учителем, высказывает своё мнение по поводу суждения и ответа одноклассника.

выполняют задание, анализируя суждения

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

комментируют ответы одноклассников, соглашаясь или не соглашаясь с ними, приводя аргументацию

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

оценивают правильность собственного ответа и ответов одноклассников

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция

  1. Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник

Задаёт домашнее задание

1. Дозаполнить карточку: выписать из учебника причины дворцовых переворотов и установить правильное соответствие между именами фаворитов и их характеристиками

2. Помогает учащимся по оглавлению в учебнике определить параграф по данной теме, задаёт прочитать и пересказать параграф

3. Выучить карточку

4. Привести письменно в тетради три отрицательных последствия насильственной смены власти

– записывают домашнее задание

– по оглавлению в учебнике определяют параграф по данной теме

поиск нужной информации в тексте, умение пользоваться оглавлением

определение плана действий по выполнению домашнего задания

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

  1. Рефлексия

Фронтальная беседа

Учитель задаёт учащимся вопросы

1. Достигнута ли цель урока?

2. Какую роль лично вы сыграли в достижении цели урока? Оцените степень собственной активности и успешности на уроке. Кто из учащихся был наиболее активен, наиболее убедителен и точен в формулировках?

3. Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока?

4. Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой?

5. Назовите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие самые важные термины мы должны запомнить? Какие личности?

вспоминают изученный на уроке материал

рефлексия способов и условий действий

умение выделять главное, определять значимость различных частей учебного материала

в устной речи оценивают полученные знания, степень собственной активности

соотносят свою активность и успешность с активностью и успешностью одноклассников

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

отвечают на вопросы учителя, анализируя свою работу на уроке

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция


Тема  Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.): признаки и события политической борьбы

1. _____________________________________________

Дворцовый переворот – ____________ (1) захват власти новым монархом с опорой на придворные ____________ (2) группировки и ____________ (3), в результате которого сменяется только приближённая к власти группа, но не происходит глубоких изменений в _______________________ (4).

Формы насильственной смены власти

2. Признаки дворцовых переворотов в России

1) сменилось _______ монархов, причём в основном это были __________________ и ___________________

2)

3) реальное управление страной осуществляли не ___________, а их ____________ или специальные органы (например, ___________________ при Екатерине I)

_____________ – лицо, обладающее личным доверием монарха, наиболее приближенное к нему, официально пользующееся монаршими милостями и участвующий в управлении государством

4) ____________ центральной власти

5) рост роли и влияния _____________

6) опорой власти было ______________, поэтому монархи вели _________________ политику (усиление ________________, рост _______________ дворян и сокращение _______________ дворян)

7) не произошло возвращение к _______________ порядкам

3. Причины дворцовых переворотов

4. _____________________________________________

4.1. Назовите личности эпохи дворцовых переворотов (обязательно с отчеством)

ЛИЧНОСТЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

сводный брат Петра I, с которым он находился на престоле с 1682 по 1696 г.

его жена, мать Екатерины и Анны

его дочь, племянница Петра I, российская императрица в 1730-1740 гг.

её старшая сестра, вышедшая замуж за герцога Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского и родившая от него Анну Леопольдовну

первая жена Петра I, отправленная им насильно в Суздальско-Покровский монастырь в 1698 г.

вторая жена Петра I, российская императрица в 1725-1727 гг.

сын Петра I от первой жены, пытавшийся бежать за границу, обвинённый отцом в заговоре, подвергнутый следствию и погибший в 1718 г.

жена этого сына Петра I, герцогиня Брауншвейг-Вольфенбюттельская

внук Петра I, сын царевича Алексея, российский император в 1727-1730 гг.

дочь Петра I, российская императрица в 1741-1761 гг.

внучка Ивана V, внучатая племянница Петра I, которая вышла замуж за герцога Брауншвейг-Люнебургского Антона Ульриха и родила от него сына Ивана Антоновича и была регентом при малолетнем сыне в 1740-1741 гг.

внук Петра I и внучатый племянник Карла XII, сын цесаревны Анны Петровны, российский император в 1761-1762 гг.

4.2. Заполните пропуски в таблице

ЛИЧНОСТЬ

РОДИТЕЛИ

ОТНОШЕНИЕ К ПЕТРУ I

ОТЕЦ

МАТЬ

Екатерина I

Пётр II

Анна Иоанновна

Анна Леопольдовна

Иоанн VI

Елизавета Петровна

Пётр III

4.3. Фавориты эпохи дворцовых переворотов

ФАВОРИТЫ и ОКРУЖЕНИЕ

ПРАВИТЕЛИ

А) Иван Шувалов

Б) Алексей и Кирилл Разумовские

В) Иван Долгоруков

Г) Александр Меншиков

Д) Эрнст Бирон

Е) Анна Леопольдовна

Ж) Лев Нарышкин

1) Екатерина I

2) Пётр II Алексеевич

3) Анна Иоанновна

4) Иоанн VI Антонович

5) Елизавета Петровна

6) Пётр III

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"

Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...

Дворцовые перевороты

Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....

тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"

Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...

Эпоха дворцовых переворотов

Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...

Дворцовые перевороты

Конспект урока по истории для 7 класса...

Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник  получает доступ к любой информации и точка...

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...