Конспект урока Тема «Возникновение Москвы. Первые Московские князья»
план-конспект урока по истории на тему

Епанова Дарья Вячеславовна

Для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya.doc77.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_istorii_peredel.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                                Методист: Сачкова Т.А.___________

Класс: 4 В                                                                                                                    Студентка: Епанова Дарья, 45 гр

Кабинет:107

Учитель: Бабичева Е. Ю.

Дата: 07.10.14.

Тема «Возникновение Москвы. Первые Московские князья»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: Познакомить учащихся с новой для них информацией о первых московских князьях; повторить ранее изученный материал: год основания Москвы, имя князя Юрия Долгорукого - основателя Москвы;  развивать интерес к изучению истории России; обеспечить развитие умений классифицировать информации, связанной с возникновением Москвы.

Планируемые результаты:

личностные:

- Развивать умение формулировать свои мысли.

       

метапредметные:

-Умение  применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-Умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

предметные: сформировать у учащихся представление том, как возникла Москва; Более подробно узнать о князьях, правивших в Москве;

Понятия: «Калита», князь, княжество.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 1 /О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова ; Презентация; Карта.

Фотография доски


Этап урока

Хронометраж

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

1

-Здравствуйте. Меня зовут Дарья Вячеславовна. Сегодня я буду вести у вас урок истории.

Организует работу. Сосредотачивает внимание.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

Мотивационный

5

  • -Сегодня мы с вами изучим  очень интересную тему. А чтобы определить тему урока послушайте  пословицу: Москва веками строилась.

 -Как вы думаете, почему я взяла пословицы о Москве? Что значит, Москва веками строилась? (не сразу была такая Москва как сейчас, у неё есть свое прошлое и своя история).

- Посмотрите на иллюстрацию кто там изображён? (слайд №1) (князь) Кто знает кто такой князь? (Князь - глава войска и правитель области  на Руси). А что такое княжество?

Княжество- область, которой управляет князь.

 Почему я выбрала именно изображения князя? О чём мы сегодня будем говорить?

 (правильно мы будем говорить о Москве и князьях)

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Возникновение Москвы. Первые московские князья)(слайд№2)

- Хорошо.

- Какие цели мы можем поставить на этот урок?

(Познакомиться с Московскими князьями;

Узнать год основания Москвы, и её основателя; слайд №3)

Задает вопросы. Рассказывает.

Словесный.

Слушают.

Читают.

Отвечают.

Определяют тему урока

Ставят цели

П:строят речев.высказ

М: высказыв, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Решение частных задач

15

- Сейчас откройте учебники на стр. 34-35 посмотрите и скажите, правильно мы определили тему урока? (Да).

- Ребята, а кто-нибудь знает, когда была основана Москва? И кто был её основателем?

- Чтобы узнать, давайте прочитаем информацию на странице 34. Итак, давайте проанализируем прочитанное.

- Когда была основана Москва? (4 апреля 1147 года).(слайд №4)

-Сколько лет исполнилось Москве в 2014 году? (867 лет). Вот такая уже старая столица нашей страны.

- С именем, какого князя связывает история основание города? (Юрий Долгорукий). Как вы думаете, почему у Юрия Долгорукого было такое прозвище?  

Юрия Долгорукого назвали Долгоруким за постоянные посягательства на чужие земли.

- На какие княжества была разделена Русь? (Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо-Рязанское, Черниговское). Посмотрите где они располагаются. (слайд № 5).

- Что обозначает дата 1156 год?  (слайд №6) (Москва стала деревянной крепостью, обгороженной частоколом из еловых и дубовых брёвен). Посмотрите иллюстрации на экране (слайды №7, 8, 9)

-Ребята, а как вы думаете, в какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком?

- Сейчас проверим, правы ли мы были. Прочитаем текст на стр. 35 по цепочке по абзацам, слушаем друг друга внимательно.

- Давайте сделаем небольшой вывод, в какое же княжество входила Москва, при Юрии Долгоруком или это были самостоятельные земли? (земли не были самостоятельным княжеством, поэтому Московского княжества ещё не было) Верно.

- А  с чьим же именем тогда связано рождение Москвы, как центра Московского княжества? (с именем Даниила, сына Александра Невского). Действительно становление Москвы, как центра Московского княжества связано с именем Князя Даниила.

Вначале XIV века под власть московских князей перешёл ряд соседних с Москвой городов

- Какие города перешли под власть Московских правителей? (Переяславль, Можайск, Коломна).

Удачное географическое положение Москвы способствовало росту и быстрому заселению Московского княжества.

- Какую роль играла река Москва? (важную, т.к. по ней переправлялись товары).

- Когда расцвела Москва, при каком правителе? (Иван Данилович).(слайд № 10)

- Почему князя Ивана Даниловича прозвали Калитой? (он был богат, а слово калита обозначает «мешок с деньгами», именно поэтому его так и прозвали слайд №11).

- Как изменились стены Кремля  во время правления Дмитрия Донского? (слайд №12) (стали белокаменными слайд №13).

-Следуя из этого, какое название получила Москва? (белокаменная).

-Хорошо.

Сейчас вы поработаете в парах  рассмотрите свиток на стр. 37. Назовите годы правления первого московского князя – Даниила Александровича, московских князей – Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Доского. (Даниил Александрович – 1276-1303 гг., Иван Данилович – 1325-1340, Дмитрий Донской – 1359-1389 гг.)

- Молодцы.

Даёт задание.

Словесный.

Рассказывает материал.

Словесный рассказ.

Наглядный

Работа по карте

Задаёт вопросы

Словесный рассказ.

Слушают.

Отвечают.

Работать по учебнику

Анализируют прочитанное

Работа по карте (показать княжества)

Читают по цепочке

Высказывают предположения

Отвечают на вопросы

Работают в парах

П: осмысленно слушают

П:осуществляют необходимы поиск информации.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Физ.мин.

2

-Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся.

Показывает движения

Повторяют

15

-Присаживайтесь на места. Молодцы! Теперь давайте вернёмся к изучению материала учебника.

- Сейчас посмотрите на слайд №14. Вы видите вопросы, прочитайте их, найдите ответы в учебнике и проговорите ещё раз.

1. Почему князя Ивана Даниловича народ прозвал Калитой? (он был богат словно калита или кошёлек)

2. С какого времени град-крепость вокруг Москвы стала именоваться Кремлём? (при Иване. Калите искусные владимирские каменщики возвели первые белокаменные храмы, а московские плотники обнесли их стенами со стрельчатыми башнями, с тех пор крепость стала называться Кремлём.)

3. В каком веке Московская Русь стала именоваться Россией? (с конца XIV века).

- Сейчас ребята, ваша зада отгадать кроссворд вы видите его на доске. (слайд №15). Я вам буду задавать вопросы, вы внимательно слушаете отгадываете слово и отвечаете, а мы тут же проверим правы вы или нет.

1. Какое прозвище получил основатель Москвы? (Долгорукий).

2. Какое княжество входило в Русь? (Киевское)

3. На каком холме стояла крепость Москвы в 1156 году? (Боровское).

4. Как звали младшего сына Александра Невского? (Даниил).

5. Какой город перешёл во власть московских правителей? (Можайск).

6. Какое прозвище получил князь Иван Данилович? (Калита).

7. Как в конце XIVвека называли Русь? (Россия).

Молодцы.

- А сейчас ребята, вы поделитесь на группы по 4 человека и придумаете свои 3-4 вопроса вопросы, связанные с нашей темой. Например: Внуком, какого князя был Дмитрий Донской и т.п. Но вы должны придумать такие вопросы, чтобы ответ можно было найти в тексте.

- Молодцы.

Даёт задание

Словесно-практический метод.

Словесный Задавать вопросы

Работа с текстом учебника.

Работают в группах

Разгадывать кроссворд

Составляют вопросы

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают

П: строят рассуждения

П: стоить речевое

высказывание в устной форме

Итог урока.

Оценивание работы учащегося

5

-И давайте с вами подведём итог урока.

-Что мы с вами сегодня изучили?

- Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал?

-Понравилось ли вам изучение этой темы?

-Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок?

Домашнее задание: Уч. Стр. 34-38, рабочая тетрадь стр. 8, задания: 11,12. (слайд №16)

Проводит беседу по  вопросам

Словесный метод.

Отвечают на вопросы

П:строят речев.высказ.

П:строят рассуждения

П:осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль.

Рефлексия

2

У вас на партах лежат жёлтые, кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок нарисуйте весёлый смайлик, а если не понравился, то грустный смайлику. Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.

Проводит рефлексию.

Производят рефлексию.

равв


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: Возникновение Москвы. Первые московские князья

Слайд 3

Цели урока: - Познакомиться с Московскими князьями; - Узнать год основания Москвы, и её основателя;

Слайд 4

4 апреля 1147 год – основание Москвы

Слайд 6

1156 год – Москва стала деревянной крепостью

Слайд 12

Дмитрий Донской Годы правления: (1368-1389)

Слайд 14

1. Почему князя Ивана Даниловича народ прозвал Калитой? 2. С какого времени град-крепость вокруг Москвы стала именоваться Кремлём? 3. В каком веке Московская Русь стала именоваться Россией?

Слайд 15

1. 2 . 3 . 6. 7. 4 . 5.

Слайд 16

Домашнее задание Учебник стр. 34-38, рабочая тетрадь стр. 8, задания: №11, 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Интегрированный урок "Экскурсия по Москве и Московской области"

Целью интегрированного урока английского языка и информатики на тему "Экскурсия по Москве и Московской области" является формирование интереса к изучению истории нашей родины, формированию культуры ди...

Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"

Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...

Возвышение Москвы. Деятельность первых московских князей

Данный ресурс включает в себя презентацию, содержащую иллюстративный и текстовый ряд исторического материала, посвященного данной теме. В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагаются два ...

Урок с использованием кейса " Первые русские князья", 6 класс

Конспект урока по истории для 6 класса "Первые русские князья" с использованием  технологии кейс-метод...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...