ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

 

Предпрофильный  учебный  курс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_arheologii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Предпрофильный  учебный  курс

ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ

Тип программы-модифицированная

Возрастная группа-9кл.

Кол-во часов-12

                                        Составитель:

                                                                        Леванова Н.И., учитель истории и обществознания

                                                                                        гимназии №39 «Классическая»                                                                        

  1. Связь времен – это та основа, на которой зиждется человечество. Нарушение какого-либо звена, утрата корней и чувства сопричастности с прошлым ведет к грандиозным катастрофам в жизни людей.

Историческая память, хотя и передается из поколения в поколение, тем не менее, должна воспитываться  целенаправленно,  базируясь на исторических науках. Археология – неотъемлемая  часть в системе исторических наук, расширенный, углубленный вариант базового учебного предмета - истории, охватывающий и другие предметные области такие как:

этнология, культурология, лингвистика, антропология, геология, зоология, ботаника, география, физика, химия, математика, историческое краеведение, экология, технология производства,  туризм.

В настоящее время наиболее удобной формой организации археологических объединений является предпрофильный предметно-ориентированный курс, позволяющий комплексно решать задачи образовательные, воспитательные и профилирующие. Программа  по основам археологии нацеливает на дальнейшее получение образования на гуманитарном профиле; по содержанию имеет профориентационную направленность и знакомит учащихся с основными видами деятельности: исследование, проектирование, моделирование в отношении предмета труда: человек, материальный объект, окружающая среда.

 Обучение основам археологии строится на основе знакомства уч-ся со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими: камеральная (лабораторная) работа, научная  документация и фиксация материала,   проведение разведок и раскопок, научная реставрация,  музееведение.

Как стать археологом? Археолог профессионал – это историк, прошедший специальную подготовку по археологии в педагогическом институте или университете (только высшее образование – институты и университеты, имеющие специализацию по археологии) и работающий учителем, руководителем кружка в школе, являющийся сотрудником научной  лаборатории университета, педагогического института, сотрудником краеведческого музея. Руководителем археологического объединения могут быть учителя и других смежных специальностей (географы, биологи), имеющие навыки краеведческой работы и осуществляющие свою деятельность в тесном контакте с археологическими объединениями. Полевую археологическую практику и профессиональную пробу можно пройти, занимаясь в кружке по археологии (при школе или при краеведческом музее) в качестве рабочего - лаборанта

  1. Цели и задачи.

-    помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих профессии археолог и наиболее близких к данной профессии, то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе;
  • способствовать положительной мотивации обучения ученика  на гуманитарном профиле;
  • развивать познавательную  и творческую активность учащегося;
  • помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: « Могу ли, хочу ли я учить это, заниматься этим »  

Формы работы:

Формы работы и проведения занятий могут быть самыми разнообразными. Наряду с общими теоретическими занятиями, проводимыми в виде лекций или бесед, рекомендуется использовать: составление коллективных кроссвордов, практические занятия (возможно на базе краеведческого музея или непосредственно с археологическим материалом), просмотр видеоматериалов ( видеофильм по археологическому исследованию нашего края)

С детьми, проявляющими профессиональный интерес к археологии, педагог организует индивидуальные занятия, курирует их работу по подготовке докладов, проектов, с которыми они могут участвовать в конференциях.

  1. Планируемые результаты.

Получение профессиональной пробы, определение и сопоставление себя с данным родом деятельности, получение навыков исследовательской деятельности, получение знаний на уровне рабочего – лаборанта.

V.Формы контроля и оценки результатов.

Наиболее удобны и положительно воспринимаются учащимися небольшие викторины, решение кроссвордов, написание эссе, составление типологических таблиц, подготовка  сценария для слайд – фильма, составление карт - такие работы способствуют развитию воображения, общей эрудиции. Развитию исследовательских навыков способствует проектная деятельность, планирование, а впоследствии и индивидуальная подготовка рефератов.

VI.   Тематическое планирование    

Тема  I. Предмет археологии. Археология как наука. (3ч.)

Содержание:

Археология как наука. Задачи археологии. Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира. Междисциплинарные связи (связь предметов гуманитарного и естественно научного цикла) Источники изучения:  археологичес

кие (местонахождение, культурный слой и его объекты) морфологическое описание (категория, типы, признаки как разные уровни анализа), естественно научные (физико - химические методы датирования, роль геологических методов и.т.д.), Этнографические источники и проведение аналогии. Антропологическая школа Л. Бинфорда и его последователей.

Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения. Музееведение и возможность специализации по археологии. Археология и современность. Открытый лист – право на археологические исследования. Законодательство об охране памятников археологии.  

 Практическая деятельность:

 составление типологических таблиц по керамике (на основе этнографического материала)

Тема II. Методы и способы археологических исследований (3ч.)

Содержание:

Полевая и кабинетная археология. Полевые: разведки и раскопки. Визуальные археологические разведки. Авиаразведки и аэрофотосъемка. Применение методов естественных наук для уточнения конфигурации памятников. Подводная археология Промышленная археология. Камеральная обработка археологических материалов. Реконструкции в археологии. Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественнонаучный эксперимент, моделирование. Компьютер в археологии. Принципы археологических раскопок. Научная документация и фиксация материала. Консервация памятников, рекультивация почвы. Научная реставрация.

 Практическая деятельность:

Моделирование раскопа - зарисовка (поселение и захоронение; изучение схем)

Камеральная обработка коллекции из экспедиции. Выстраивание технологической «цепочки», завершающейся созданием творческой работы, составлением коллекционных описей.

Тема  III. История археологии в России. История изучения Самарского края (3ч.).

Содержание:

Начало научных археологических исследований в 18 в. Указ Петра о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев.  П.В.Алабин и организация Самарского публичного музея. К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре. Археологические памятники Поволжья. (По материалам видеофильма)

Практическая деятельность: Характеристика археологического памятника (попробуй себя в роли экскурсовода) Подготовка слайд – фильма.

Тема IV  Как стать археологом? Профессия – археолог. Продолжение образования в профессиональной школе. Трудоустройство по профилю.(3ч.)

Профессиональная основа:

склонности и способности (к исследовательской деятельности, физическому труду, романтике и.т.д.); профессиональные навыки, издержки профессии (особый образ жизни, профессиональные заболевания); условия  жизни на раскопках: что нужно знать и на что ориентироваться,  камеральная работа, обработка материала, отчеты, научная работа, отпуск

Учебные заведения, специализация. Рынок труда и где можно работать по профилю.

Практическая деятельность:

Практическое занятие « Как писать исследовательскую работу по археологии»

 (изучение ученических исследовательских работ по археологии, подготовка собственного проекта).

VII.     Учебно–тематическое планирование.        

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Практика

Формы контроля

I.

Введение в специальность. Как стать археологом

3

1,5

1.

Археология как наука. Задачи археологии.

Открытый лист – право на археологические исследования. Законодательство об охране памятников археологии.  

2.

Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира

3.

Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения. Музееведение и возможности специализации по археологии.

4.

Практическое занятие: составление типологических таблиц по керамике (на основе этнографического материала)

1,5

Проверка задания (определить связи населения с другими территориями по керамике)

II.

Методы и способы археологических исследований

3

1,5

1.

Полевая и кабинетная археология. Полевая: разведки и раскопки. Камеральная обработка археологических материалов. Промышленная археология. Археология и современность.

2.

Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественнонаучный эксперимент, моделирование. Практическое занятие – моделирование раскопа  (поселение и захоронение; изучение схем).

 

0,5

Изучение, прочтение

схем, оценка моделей (рисунков)

3.

Принципы археологических раскопок. Научная документация и фиксация материала. Консервация памятников, рекультивация почвы. Научная реставрация.

Практическое занятие:

камеральная обработка коллекции из экспедиции, выстраивание технологической «цепочки», составление коллекционных описей археологических предметов, анализ и обобщение полученных данных, творческая работа .

1

Проект по выбранной теме

Проверка небольших письменных работ

( творческой работы)

III.

История археологии в России. История изучения Самарского края.

3

2

1.

Начало научных археологических исследований в18 Указ Петра о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев. П.В.Алабин и организация Самарского публичного  музея.

2.

К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре. Археологические памятники в Поволжье. К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре

3.

Просмотр видеофильма и составление коллективного кроссворда по  археологическим памятникам Поволжья Экскурсия в краеведческий музей г.Тольятти.(по возможности) Практическое занятие: попробуй себя в роли экскурсовода – подготовка слайд- фильма.        

2

Составление

коллективного

кроссворда, проверка отобранного материала для слайдов.

4

Как стать археологом?

3

2

5

Профессиональные основы.

6

Учебные заведения, специализация. Рынок труда и где можно работать по профилю.

7

Как можно написать исследовательскую работу по археологии. Знакомство с ученическими исследованиями (реферат) по археологии

2

Проект по выбранной теме

Итого:

12

7


Список литературы

  1. Авдусин Д.А. «Основы археологии». – М. 1985г.
  2. Алексеев В.П. «Историческая антропология». – М., 1979г.
  3. Ведерникова Т.И., Фокин П.Л., Ягафорова Е.А. Этнография Самарской Луки – Самара, 1996г.
  4. Матвеева Г.И. «Археологические памятники. Самара. 1982г.
  5. Формозов А.А. «Страницы истории русской археологии». – М., 1986г.
  6. Федоров-Давыдов А.А. Золотоардынские города Поволжья. – М. 1994г.
  7. Юный исследователь. Археология. Эволюция. Человек. – М., 1995г.

Информация об авторе программы

Название программы

Основы археологии

Фамилия

Леванова

Имя

Наталья

Отчество

Ивановна

Место работы

МОУДОД « ГЦИР»

Должность

Методист

Контактный телефон

79-90-56

Е- mail

office@cir.tgl.ru


Пояснительная записка

Дорогие девятиклассники!

                Вы познакомитесь с новым и интересным для каждого человека предметом – основами юридических или по другому правовых знаний.

Интересный – поскольку вы встретитесь с различными сторонами жизни общества;

Важный – так, как юридические знания нужны каждому из нас буквально во всем – в труде, личной жизни, имущественных, семейных  отношениях и т.д.

                Юридические знания, правовая культура помогают человеку, предупреждают против ошибочных решений и неверных шагов в жизни, объясняют, как вести себя с другими людьми, как поступать в тех или иных ситуациях. При изучении курса вы получите элементарные юридические сведения, а также сведения о юридических профессиях.

  1. Дать учащимся представление об особенностях содержания и методов изучения обществоведческих дисциплин в классах гуманитарного и социально-экономического профилей.
  2. Расширить и углубить знания о правовой сфере общества.
  3. Освоить изучаемые явления – государство, право, законы, их роль и развитие.

Формы и методы обучения

Формы проведения занятий могут быть разнообразны. Во-первых, - это вводные занятия, во-вторых, уроки проблемного плана, в третьих,  уроки анализа и самоанализа.

Целесообразно использовать так же такую форму работы, как дискуссия, деловые, ролевые игры, практические работы по исследованию документов. Методы обучения могут быть и словесные (беседа, лекция), наглядные (схема, диаграммы), практические (анализ и работа с текстом). Занятия рассчитаны на 1,5 астрономических часа, 3 академических часа.

Содержание курса

  1. Право и мораль (3ч.).

Юридическая наука как определенная область знаний. Право и мораль в жизни общества, каждого из нас. Возраст, юридические права и обязанности. Закон – юридический документ. Юридическая наука как определенная область знаний.

  1. Государство и право (6ч.).

Конституционное право. Основы конституционного строя России. Избирательное право. Права человека. Нарушение прав человека. Защита прав человека. Семейное, трудовое, административное право. Уголовное право. Несовершеннолетние и УК РФ. Причины преступлений. Гражданское право. Что такое «свое дело»? Налоги.

  1. Политика и власть (3ч.)

Политическая система общества. Гражданское общество. Политические партии. Правовая  политическая культура человека. Гуманитарная сфера и права человека. Международное гуманитарное право.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

всего

теорет.

практ.

I.

Право и мораль

3

2

1

1.

Право и мораль в жизни общества и каждого из нас. Из истории права

1

2.

Юридическая наука как определенная область знаний. Отрасли права и специализация.

1

3.

Закон – юридический документ

1

II

Государство и право

6

3

3

1.

Конституционное право. Основы конституционное строя России. Избирательное право

1

2.

Права человека. Нарушение прав человека. Защита прав человека.

1

3.

Семейное, трудовое, административное право

1

4.

Уголовное право. Несовершеннолетние и УКРФ. Причины преступлений.

1

5.

Гражданское право

1

6.

Что такое «свое дело»? Налоги.

1

III

Политика и власть

3

1.

Политическая система общества. Гражданское общество

1

2.

Правовая и политическая культура человека

1

3.

Гуманитарная сфера и права человека. Международное гуманитарное право.

1

Список литературы.

  1. Программы. Обществознание 809, 10-11. М. «Просвещение», 1994.
  2. Основы правовых знаний. М. «Просвещение», 1989.
  3. Правоведение. Комплексный образовательный проект. Избирательное право. М. «Открытый мир», 1996.
  4. А.Чучаев «Право в художественное литературе». Ульяновск «Дом печати», 1996
  5. Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы. М.ФНГИС МПФЗ, 2000.
  6. Л.Н.Боголюбов «Личность, мораль, право». М., 1993г.
  7. А.Ф.Никитин, М.Г.Суворова, Т.И.Тюляева «Право и политика». Методическое пособие. М. «Просвещение», 2000.
  8. Гуманитерная сфера и права человека (сборник документов). Составители В.А.Корнилов, Л.И.Глухарева, В.А.Северухин. М. «Просвещение», 1992г.
  9. Оценка качества. Подготовка выпускников основной школы по обществознанию.  М. «Дрофа», 2000г.
  10. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М. «Дрофа», 2000г.
  11. Я.В.Соколов, Г.М.Миньковский «Граждановедение». «Ответственность за правонарушение». М. 1994г., «Российская конституция». М., 1995г.

Пояснительная записка.

        Курс «Граждановедение» с 1990/1991 уч.г. является обществоведческим предметом, выполняющим общеобразовательную функцию. Одновременно, он направлен на гражданское образование и воспитание учащихся, и в существенной мере, отвечает задачам государства в сфере демократического гражданского образования. «Основы гражданского образования» - курс в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. Он является курсом углубляющим темы изученные ранее, кроме того, обществоведческое образование осуществляется посредством «живого слова», а не сухих догм, составляющих основы наук.

Цели и задачи курса:

  1. помочь учащимся осознать гуманность тех законов и правил, которые позволяют человечеству выжить и развиваться;
  2. обобщить знания по таким предметам школьного курса, как философия, история, экология;
  3. помочь оценить и использовать опыт, который учащиеся приобрели в жизни, в общении с людьми, осознать свое место в семье, обществе, мире;
  4. помочь представить себе свою карьеру и будущее своей семьи и страны.

Методы и формы работы:

  • методы – словесные, наглядные, практические (беседы, просмотр отрывков из кинофильмов, разбор текстов, сочинений, комментированное чтение);
  • формы работы могут быть как индивидуальные, так и групповые и коллективные, фронтальные;
  • занятия: вводные, комбинированные, урок-практикум, урок-зачет в виде написания сочинения на предложенные темы и т.д., т.е. учитель исходит из собственных возможностей.

Содержание курса.

I раздел: «Всемирные законы жизни» (3ч.)

Честность – лучшая политика, надежность, порядочность, упорство, энтузиазм, - это закон жизни. Ответственность – это закон жизни. Цена величия – это ответственность. Удачливые люди учатся у других. Вера – это закон жизни: видение того, что можно добиться, образ самого себя в роли победителя; часть нашего личного взгляда на жизнь.

II раздел: Познавать самого себя (3ч.)

Достоинства и недостатки человека. Забывая себя, можно найти себя. Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь. Как характер «служит» человеку. Мера душевного здоровья – это готовность во всем находить хорошее. Думайте о том, куда вы идете, а не о том, где были. Никто не может заставить вас чувствовать себя несчастным без вашего согласия.

III раздел: Человек в обществе (3ч.).

Что такое общество. Каковы мы – таково и общество. Познай людей и самого себя. Помогайте себе, помогая. Другим. Честность – лучшая политика. Ты находишь то, что ищешь: добро и зло, проблемы и решения.

IV раздел. Гражданин и обыватель (3ч.) 

Кто такой гражданин. «Отечества достойные сыны». Каждая осмысленная жизнь – это служение.

Сочинение-эссе (примерные темы).

  • Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли.
  • Если вы не знаете чего хотите добиться от жизни, можете ничего не добиться.
  • У кого есть в жизни «зачем», тот может вынести почти любое «как».
  • Прогресс требует перемен.
  • Никто не знает, на что он способен, пока не попробует.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I

«Всемирные законы жизни»

3

1,5

1,5

II

Познавать самого себя

3

2

1

III

Человек в обществе

3

1

2

IV

Гражданин и обыватель. Урок зачет

3

0,5

2,5

Итого:

12

5

7

Список литературы.

  1. Я.В.Соколов. Граждановедение. М., 1993
  2. Я.В.Соколов. Граждановедение. «Российская Конституция». М. НВЦ «Гражданин». 1995.
  3. Я.В.Соколов. Граждановедение. Тематическое планирование (5-9 классы). М. НВЦ «Гражданин», 1997г.
  4. Конкурс эссе «Законы жизни». МОО «Достижение молодых», 2000г.
  5. Сборник эссе «Законы жизни». МОО «Достижение молодых», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное исследование памятников археологии: городище Коломна «Блюдечко», Коробчеевское городище.

В работе исследуются и анализируются два археологических памятника. Первый на территории города Коломна (городище «Блюдечко»), второй на территории Коломенского района (Коробчеевское городище). Ставит...

Археология - помощница историков

Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...

Археология - это история, вооруженная лопатой

Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...

Археология Кубани

Археология -наука котрая помогает восстановить прошлое...

археология города Зубцова

подробное описание города Зубцова с эпохи неолита. Содержит карту и археологиеские находки....

Научный Stand Up. Экспериментальная археология (на основе экспериментов по сверлению)

Презентация иллюстрирующая наглядый материал по теме "Научный Stand Up". Разработа для учащихся 8-11 класса. Цель работы: заинтересовать учащихся общеобразовательных учреждений выбирать высш...