Тест формата ЕГЭ "Россия в IX - XIX веках"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Маркина Дарья Олеговна

Данный тест составлен мной  на основе открытого банка заданий ФИПИ; задания подобраны в соответствии с актуальным содержанием КИМ, но включает в себя вопросы только из определенного хронологического периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx439.34 КБ

Предварительный просмотр:

Россия в IX-XIX веках

(тест формата ЕГЭ)

  1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится

  

 1) 

крещение Руси

  

 2) 

принятие «Русской правды»

  

 3) 

великое переселение народов

  

 4) 

необходимость отпора внешним врагам

  1. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

  

 1) 

вотчина

  

 2) 

кормление

  

 3) 

десятина

  

 4) 

поместье

  1. В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат

  

 1) 

перестал существовать как самостоятельное государство

  

 2) 

был присоединен к Киеву

  

 3) 

попал в зависимость от Византии

  

 4) 

подвергся насильственной христианизации

  1. Литературным памятником XII в., содержащим призыв к прекращению княжеских усобиц, является

  

 1) 

«Слово о полку Игореве»

  

 2) 

«Моление» Даниила Заточника

  

 3) 

«Домострой»

  

 4) 

«Задонщина»

  1. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

  

 1) 

Олегу

  

 2) 

Игорю

  

 3) 

Рюрику

  

 4) 

Ярославу

  1.  «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе

  

 1) 

Андрее Боголюбском

  

 2) 

Данииле Галицком

  

 3) 

Александре Невском

  

 4) 

Владимире Мономахе

  1. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

  

 1) 

«Указа о заповедных летах»

  

 2) 

Судебника 1497 г.

  

 3) 

Судебника 1550 г.

  

 4) 

Соборного Уложения 1649 г.

  1. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на

  

 1) 

конец XIV – начало XV вв.

  

 2) 

конец XIII – начало XIV вв.

  

 3) 

середину – вторую половину XV в.

  

 4) 

конец XV – начало XVI вв.

  1. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как

  

 1) 

московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками

  

 2) 

территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений

  

 3) 

Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде

  

 4) 

Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».

  

 1) 

присоединении Новгорода к Москве

  

 2) 

присоединении Рязанского княжества к Москве

  

 3) 

походе на Киев Юрия Долгорукого

  

 4) 

походе на Тверь Ивана IV Грозного

  1. Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

  

 1) 

заменить власть наместников воеводским правлением

  

 2) 

заменить власть наместников войсковым казачьим кругом

  

 3) 

передать местное управление опричникам

  

 4) 

передать местное управление Боярской думе

  1. К числу последствий Смутного времени относится

  

 1) 

включение в состав России Левобережной Украины

  

 2) 

потеря Россией Великого Новгорода

  

 3) 

потеря Россией Смоленска и выхода к Балтийскому морю

  

 4) 

отказ России от заключения мира с Польшей

  1. В честь какого события в истории государства Российского в Москве был построен Покровский собор на рву?

  

 1) 

взятия Казани

  

 2) 

окончания Смуты

  

 3) 

присоединения Западной Сибири

  

 4) 

венчания Ивана Грозного на царство

  1. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в

  

 1) 

создании нового органа власти – Земского собора

  

 2) 

обещании царя соблюдать законность

  

 3) 

введении нового принципа наследования престола

  

 4) 

учреждении в России патриаршества

  1. Поселения, население которых временно освобождалось от государственных повинностей, назывались

  

 1) 

посадами

  

 2) 

уделами

  

 3) 

белыми слободами

  

 4) 

общинами

  1. Прочтите отрывок из труда историка В.О. Ключевского и укажите, с именем какого монарха связана деятельность названных в источнике лиц.

«Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие… Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора».

  

 1) 

Петра I

  

 2) 

Алексея Михайловича

  

 3) 

Бориса Годунова

  

 4) 

Александра I

  1. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Н. Крамской?
  1. «Мир искусства»
  2. «Товарищество передвижных художественных выставок»
  3. «Бубновый валет»
  4. Ассоциация художников революционной России
  1. Какое из названных событий произошло раньше других?
  1. первый раздел Польши
  2. взятие русскими войсками Очакова
  3. присоединение Крыма
  4. заключение Кючук-Кайнарджийского договора
  1. Прочтите отрывок из заключенного Россией во второй поло-

вине XVIII в. международного договора и укажите его название.

«Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет перед лицом всего света, что он не признает над собой и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства е.и.в. и ее высоких наследников и преемников престола Всероссийского императорского, обещая тому престолу верность и готовность способствовать пользе государства во всяком случае, где от него то требовано будет».

  1. Ясский        3) Георгиевский трактат
  2. Ништадтский        4) Тильзитский
  1. Комиссией по кодификации российского законодательства

руководил

1) М.М. Сперанский        3) А.Х Бенкендорф

2) А.А. Аракчеев        4) П.Д. Киселёв

  1.  Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был составлен

1) В.П. Кочубеем        3) А.А. Чарторыйским

2) Н.Н. Новосильцевым        4) М.М. Сперанским

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
  1. учреждение Синода
  2. Куликовская битва
  3. уничтожение местничества
  4. «стояние» на Угре
  5. поход князя Олега на Царьград

  1. Что из перечисленного было характерно для народного движения под предводительством Емельяна Пугачёва? Выберите три ответа и запишите в таблицу соответствующие цифры.
  1. провозглашение руководителем движения освобождения крестьян от крепостной зависимости
  2. исключительно крестьянский состав восставших .
  3. самозванчество
  4. участие иностранных сил в поддержке восстания
  5. участие в движении горнозаводских рабочих
  6. отсутствие поддержки движения со стороны инородцев

  1. Установите соответствие между терминами и временем их появления.

  

ТЕРМИНЫ

 

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ

1) 

вира

2) 

баскаки

3) 

приказы

4) 

раскольники

   

А) 

XIII в.

Б) 

XI в.

В) 

XVI в.

Г) 

XVII в.

Д) 

X в.

.   25. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVIII в.

  1. полюдье; 2) рекрутская повинность; 3) верховник; 4) фискал; 5) прибыльщик; 6) просвещённый абсолютизм.
  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию ученого первой половины XIX в., который сумел

«...несмотря на положение непризнанного ученого, в котором он находился всю свою жизнь, совершить в научной области грандиозный подвиг – создать неевклидову геометрию, а в области общественной и организационной создать... один из лучших университетов – Казанский университет...»

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента

Событие

Дата

Участник(-и)

(А)

(Б)

П.И. Багратион, М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский

Синопское сражение

(В)

П.С. Нахимов

Кагульское сражение

1770 г.

(Г)

«Стояние» на Угре

Д)

(Е)

Пропущенные элементы:

  1. Бородинская битва
  2. 1853 г.
  3. П.А. Румянцев
  4. 1812 г.
  5. Александр Невский
  6. Иван III
  7. Дмитрий Донской
  8. 1380 г.
  9. 1480 г.
  1. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.

Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.

Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.

Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Князь, о котором говорится в отрывке, получил почётное прозвище Невский.
  2. Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в правление Ивана Грозного.
  3. Разорение Москвы, о котором сказано в отрывке, относится к 1382 г.
  4. В годы правления этого князя в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
  5. Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
  6. Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения золотоордынского хана.

Рассмотрите схему и выполните задания 29-31

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2».
  1. Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».
  2. Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3»

  1. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите 
    в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.

  

 2) 

Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А.В. Суворов и П.А. Румянцев.

  

 3) 

В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.

  

 4) 

Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».

  

 5) 

Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д.В. Давыдов и А.Н. Сеславин.

  

 6) 

Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н.Н. Раевский.

  1. Какие суждения об изображённой на иллюстрации (Приложение 1) первой железной дороге в России являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
  1. Данная железная дорога была построена в местах, связанных с биографией А.С. Пушкина.
  2. Изображённая железная дорога была первой в Европе.
  3. Открытие железной дороги произошло в царствование Александра I.
  4. Первые паровозы называли пароходами.
  5. Данная железная дорога связывала старую и новую столицы империи.
  6. Данная железная дорога не имела промышленного значения
  1. Какое из зданий, представленных ниже, было сооружено в годы правления того же императора, при котором в России появилась первая железная дорога? В ответе запишите цифру, которой обозначено это здание.

(стр. 70)

Часть 2

Из труда С.М. Соловьева

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения перед русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.

Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

  1. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
  2. Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
  3. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.
  4.    Ранним декабрьским утром 1825 г. на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича. Чем была вызвана эта ситуация? Приведите три объяснения.
  5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
    которым высказываются различные, часто противоречивые точки
    зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Правление Павла I было тёмной и мрачной страницей в истории России, император был плохим правителем в сравнении со своей великой предшественницей — Екатериной II».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

  1. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Вы-
    берите из них
    ОДНОГО и выполните задания.
  1. Владимир   Мономах; 2) царь Михаил Фёдорович  3) патриарх Никон; 4) Пётр III.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....

Проверочный тест по литературе XIX- нач.XX веков для 7 класса

Проверочный тест в формате ЕГЭ содержит задания по произведениям Толстого Л.  и Горького М....

Тесты формата ЕГЭ по экономике

Тест составлен из реальных ЕГЭ. Содержит задания всех типов только по разделу "Экономика"...

Тест формата ЕГЭ по темам "Общество. Человек"

Тесты содержит задания всех типов. Составлен на примерах из ЕГЭ...

Тест формата ЕГЭ по теме "Политика"

Тест составлен на основе реальных ЕГЭ....

Тест формата ЕГЭ по теме "Социальные отношения"

Реальные задания ЕГЭ по социологии....

Тест по истории России начала ХХ века в формате ЕГЭ

Тест по истории России начала ХХ века в формате ЕГЭ...