ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РУССКАЯ ПРАВДА – ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ»
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Борисова Елена Анатольевна

Практическая работа по истории .10 класс.профильный уровень. Данная практическая работа направлена на формирование у учащихся целостного представление о  предпосылках создания, содержания и значение первого русского судебника в образовании раннефеодального государства, показывает его  противоречивый    характер, а так же  способствует  формированию навыков групповой исследовательской работы и умению  формулироватьь собственную позицию  по обсуждаемым вопросам.

                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«РУССКАЯ ПРАВДА – ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ»

ЦЕЛИ:

Образовательная         сформировать у учащихся целостное представление о

                    предпосылках создания, содержания и значение пер-

                     вого русского судебника в образовании раннефео-

                     дального государства, показать его  противоречивый

                      характер;

Воспитательная             способствовать  формированию навыков груп-

                                          повой исследовательской работы, формулировать

        собственную позицию по обсуждаемым вопросам

                                         

Развивающая                  продолжить работу над формированием навыков

                                           анализа первоисточников, совершенствованием

                                           приемов доказательства, применения теоретических

                                             знаний в новых учебных ситуациях, выработка

                                            приёмов исследовательской деятельности.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

-осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые

моменты дискуссии,  формулировать собственную  позицию по обсужда-

емым вопросам , использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы.

Тип урока: урок- исследование

Форма урока: лабораторная работа

Основные понятия: признаки государства, закон, обычай, «Русская правда»,

                                    «Саллическая правда», гривна, челядин, холоп, огнища-

                                    Нин, тиун, рядович, смерд, вервь.

Внутри предметные и межпредметные связи: всеобщая история, русский язык, история государства и права,обществознание.

Оборудование:        раздаточный материал – статьи «Русской правды» и

«Салической правды»; карта, таблица на интерактивной доске .

Ход урока:

1. Организационный этап

1 Организационный момент

2. Причины принятия и предпосылки создания «Русской правды».

3. Структура и составные части первого русского судебника.

4. «Русская правда» как источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси.

5. Подведение итогов, выставление оценок комментированное домашнее задание

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок мы посвятим изучению первого русского судебника, выясним предпосылки создания, содержание и значение этого документа в создании раннефеодального государства, покажем его противоречивый характер. Вам я предлагаю попробовать себя в роли исследователей. А чтобы повысить ваши шансы на успех я предлагаю разделиться на группы по 3-5 человек. Информация, которую нам предстоит получить содержится в документе в неявной форме, поэтому нам необходимо будет выработать специфические приёмы исследовательской деятельности, чтобы получить её. Оценка вашей  деятельности на уроке будет зависеть не только от активности на уроке и результативности устных ответов , но и от

умения и результативности работы в группе

2.Причины и предпосылки создания «Русской правды».

Непосредственной работе учащихся с документом предшествует работа со схемой, по которой учитель напоминает основные черты, указывающие на  

процесс образования раннефеодального государства у восточных славян в 9-11 веках:

РАБОТА СО СХЕМОЙ НА интерактивной доске

РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

  1. Объединение территорий племен.
  2. Организация оборонительных укреплений.
  3. Усиление княжеской власти.
  4. Введение государственной религии.
  5. Принятие законов.

В ходе обсуждения схемы учащиеся отвечают на следующие вопросы

  1. Когда возникло государство у восточных славян?
  2. Какие события, тенденции указывали на процесс формирования раннефеодального государства у славян?

С именами каких правителей это было связано?

Акцентируя внимание учащихся на последнем признаке учитель предлагает решить классу нестандартную хронологическую задачу

  1. Решите хронологическую задачу:

В 6453 году от сотворения мира произошло убийство, наказание за которое произошло на основе иных порядков, чем два столетия спустя.

О каком преступлении и наказании идет речь?

Вопросы для беседы к задаче:

а) На основе каких установлений было принято наказание древлян?

б) Чем отличается «закон»?

Таким образом на конкретном историческом примере разводятся уже знакомые учащимся понятия  «родовой обычай» и «закон».

  1. Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов.
  2. Почему использовано название «Русская правда»?
  3. Какие законы аналогичные были приняты в истории других государств?                   Заранее подготовленное сообщение учащегося о «Салической правде».
  4. Что представляла собой структура «Русской правды», как свода законов? Как она создавалась?

  1. Структура и составные части первого русского судебника.

После ответов на вопросы учащиеся делятся на небольшие рабочие группы по 3-5 человек,  получают пакет документов. В тетради каждый ученик расчерчивает шаблон таблицы. Задача учащихся – работая в группе, ответить на все вопросы таблицы. Ответы учащихся должны быть продтверждены комментированным  перечислением соответствующих статей «Русской правды» и «Саллической правды» и внесены в соответствующие графы таблицы. Одна и та же статья может цитироваться по нескольким позициям.

Учитель в это время выполняет функции консультанта и координатора групповой работы.

        Работа в группах с документами и таблицами

п/п

Вопросы для анализа

Статьи

«Русской правды»

Статьи

«Салической правды»

1.

Сохранились ли традиции родового строя?

Какие социальные слои и группы населения выделялись?

Существовало ли социальное неравенство?

Какие взаимоотношения были между социальными группами?

Какие занятия были у населения?

Какие формы землевладения существовали?

4. «Русская правда» как источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси.

Обсуждение результатов работы с историческими источниками

  1. Приведите доказательства высокого развития хозяйства Киевской Руси в XI веке.
  2. Составьте перечень социальных слоев и групп населения по «Русской правде».
  3. Интересы каких слоев защищала «Русская правда»?
  4. Почему сохранялась родовая месть?
  5. Почему за убийство знатных людей в «Русской правде» предусматривались штрафы, разоряющие всю общину?
  6. Почему все виры взимаются в гривнах? (Серебряных слитках). Почему не используется золото? Что еще используется в качестве денег?
  7. Переведите статьи на современный русский язык:

90. «Аже смерд умреть, то задница князю, аже будуть дщери у него

дома, то даяти часть на не, аже будуть за мужемъ, то не дати части им».

92. «Аже кто умирая разделить дом своим детем, на том же стояти,

паки ли без ряду умреть, то всем детем самого часть дати души».

98. «Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но

свобода им с материю».

  1. Сравните статьи «Салической» и «Русской правды». В чем вы видите сходство и различие германского социального устройства и древнерусского общества. Объясните их.

9. Какое значение имело принятие «Русской Правды»

5. Подведение итогов исследования и выставление оценок

 Заключительное слово учителя: Целенаправленная работа с первоисточником помогла нам понять, что«Русская Правда» является богатым источником по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси, и насколько интересно для каждого из вас почувствовать себя в роли исследователя

 Оценки выставляются в зависимости от активности учащегося на уроке и результативности его ответов, учитывается так же  мнение группы. Пассивные учащиеся сдают тетради с таблицей на проверку.

Домашнее задание: письменно ответить на вопросы: «Почему Ярослав при составлении своей «Правды»  не взял за образец законы Византии?

Почему короли Западной Европы пользовались римскими законами, как образцом?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ИСТОЧНИКИ:

«Русская правда» пространная редакция в кн.: Ногаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII века. Учебное пособие для студентов-заочников. М. Просвещение. 1993 г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX-начало XX века. М., 1995.
  2. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997.
  3. Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1.
  4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия с древнейших времен до конца XVII века. М., 1997.
  5. Пресняков Н.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993 г.
  6. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков: 10-11 кл. М.1995.

Приложение № 2

«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА»

        Одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является «Салическая правда». Она составлена при Хлодвиге в конце V-началеVI веков. Изучение этого судебника дает возможность познакомиться с бытом франков, хозяйственным и общественным строем, социальными отношениями.

Титул III & 3:

Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате 35 солидов.

Титул IX & 5:

Если кто-нибудь пустит скот на чужую ниву, луг, виноградник, то он должен возместить ущерб.

Титул X & 1:

Если кто украдет раба, коня, присуждается к уплате 30 солидов.

Титул XIII & 8:

Если свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей свободы.

Титул XXVII & 21:  

Если кто украдет чужую… сеть, присуждается к оплате 15 солидов.

Титул XLI & 1:

Если кто лишит жизни свободного франка, присуждается к оплате 200 солидов.

                    & 3:

Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе… к уплате 600 солидов.

Титул XLV & 1:

Если кто захочет переселиться в другое место, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь право переселиться.

Титул LVIII & 1:

Если кто лишит жизни человека и, отдав свое имущество, не будет в состоянии уплатить виру, он указывает на родичей.

Титул LIX & 4:

Если кто умрет и, не оставив сыновей, …кто-нибудь более близкий вступит во владение аллодом.

«РУССКАЯ ПРАВДА»

        «Русская правда» - старейший древнерусский свод законов. Этот документ создавался во времена Ярослава Мудрого, его сыновей и внука Владимира Мономаха. Составление древнейшего памятника славянского права относится к 1072 году.

        «Русская правда» дает ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов, категориях зависимого населения, землевладении и политическом строе Древней Руси.

Каково же древнерусское общество по «Русской правде»?

ст. 1:         Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право)

мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники).

Если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.

Если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или славянин то уплатить за него 40 гривен.

ст. 3:        Если кто убьет княжеского мужа…, а члены верви убийцу не сыщут, то

виру за него платить верви…

ст. 6:        Если кто из членов верви не внесет свою долю в дикую виру, о люди не

должны помогать…

Если палец отрубить какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду.

ст. 7:        А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12

гривен.

ст. 8:        Если, кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну.

ст. 9:        За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

ст. 10: За убийцу тиуна платить 80 гривен.

  За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

ст. 11: А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен.

  А за рядовича 5 гривен. Также и за боярских.

ст. 12: А за реместленника и за реместленницю, то 12 гривен.

ст. 13: А за смерда … 5 гривен.

  А за смерди и холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен.

ст. 14: А за кормилця 12, тако же и за кормилицю, хотя си буди холоп, хотя

си роба.

ст. 41: За украденную кобылу платить 60 кун, за вола – гривну…

ст. 44: Если же купец купцу дает деньги на торговлю, то для возвращения

  долга свидетели … не нужны.

ст. 59: Холоп не может быть свидетелем на суде...

ст. 65: Если кто… перепашет пахотную… должен заплатить 12 гривен.

ст. 84: А за убийство холопа и раба виры нет…

ст. 85: Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю.

ст. 86: Если же умрет боярин или дружинник..., если у них не будет сыновей,

             то наследство получат их дочери.

ст. 102: Холопство бывает трех видов: если кто купит свободного человека,

    поставив свидетелей…

ст. 103: А второе холопство: кто женится на рабыне…

ст. 104: А вот третье холопство: кто станет слугой без договора…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русская Правда - древнейший письменный свод законов Руси» 6 класс

Урок - лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы, знакомит  учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим ис...

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Свод законов православного лагеря "Фаворский свет"

Данный "Свод законов"  мною был составлен в августе 2011 года для 1-го республиканского православного лагеря "Фаворский свет", где я несла послушание воспитателя...:)...

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Шариат- свод законов

Совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний для мусульман...

«Русская Правда - древнейший письменный свод законов Руси»

laquo;Русская Правда - древнейший письменный свод законов Руси» Открытый урок в 6 классеТип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы. Цели урока: познакомить учащ...