Дети в Первой мировой
методическая разработка по истории на тему

Методическая разработка Открытого занятия по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого учебного занятия по дисциплине

ИСТОРИЯ

1 курс

15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

Преподаватель:

Чумак Ю.И., преподаватель первой квалификационной категории

Москва

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный открытый урок разработан для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)».

Тематический урок «Дети в Первой мировой…» в рамках памятной даты России «100-летие начала Первой мировой войны 1914-1918 гг». В результате изучения этой темы обучающийся должен

ЗНАТЬ:

- роль России в Первой мировой войне; незаслуженно забытые подвиги детей в Первой мировой войне;

- основные понятия: патриотизм, детский патриотизм, гражданственность, «сын полка»;

УМЕТЬ:

- выражать свое отношение к событиям Первой мировой войны.

Данный раздел истории является достаточно сложным для восприятия первокурсниками, поэтому в самом начале изучения раздела необходимо пробудить у студентов интерес, мотивировав их на дальнейшее изучение материала.

Этому способствуют следующие приемы: осознанной учебной деятельности студентов с опорой на технологическую карту студента, индивидуального опережающего задания – подготовка сообщений обучающимися.

Тематический открытый урок предполагает ознакомление обучающихся с исторической датой «100 – летие начала Первой мировой войны 1914 -1918 гг.» посредством детского опыта участия в войне.

Тип урока – комбинированный, направлен на активное участие  учеников в различных формах урока: заранее подготовленные сообщения по теме, работа с оригинальными текстами, рецензирование ответов друг друга.

На уроке для достижения поставленных задач применяются в совокупности следующие педагогических технологии: технология системно-деятельностного подхода, проблемное обучение, элементы технологии взаимного обучения, технологии критического мышления.

Открытый урок рассчитан на 45 минут.

Методическая разработка включает в себя технологическую карту преподавателя и приложения:

  • Приложение 1. Ход занятия;

Технологическая карта учебного занятия

  1. Паспорт учебного занятия

Дата проведения

Сентябрь 2014 г.

Дисциплина

«История России».Программа История России. XX — начало XXI в., 11 класс (А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова).

Преподаватель

Чумак Ю.И.

Класс

1 курс группа 14 АТП

Тема урока

 «Дети в Первой мировой…»

Цель урока

Ознакомить учащихся с незаслуженно забытом в истории России событии - Первой мировой войне;

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи урока:

- познавательная

познакомить с причинами и последствиями Первой мировой войны;

- развивающая

показать, как последствия Версальского договора повлияли на современную расстановку политических сил в мире;

- воспитательная

прививать духовно –нравственные ценности (патриотизм, товарищество, личное достоинство) на примере судеб детей-участников Первой мировой войны ;

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Экран, проектор

Оснащение

Карта мира

Время

  1. мин


2. Структура учебного занятия

(ход занятия)

Этапы урока

Цель учебной деятельности учащихся

Формы работы и уровень деятельности учащихся

Содержание

Деятельность преподавателя

Методы обучения

1.

Узнать тему, цель и задачи урока

Фронтальная. Репродуктивная деятельность.

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Проверка присутствующих и объявление темы урока

Изложение

2.

Настроиться на получение новой информации

Фронтальная. Продуктивная (самостоятельная деятельность)

Ответы на вопросы преподавателя и рецензирование ответов отвечающих.

Постановка вопросов

Беседа

3.

Получить информацию

Фронтальная. Репродуктивная деятельность.

 №1

Новые понятия: патриотизм, детский патриотизм, гражданственность

Контроль за работой

Устная работа

4.

Закрепить полученную информацию

 Продуктивная, индивидуальная деятельность

Докладчик №1 «О массовом побеге детей на фронт»

Контроль за работой

Изложение доклада

5.

Узнать новую информацию

Продуктивная самостоятельная деятельность

Стихи №1

Контроль за работой

6.

Получить новую информацию

 Продуктивная индивидуальная деятельность

Докладчик №2

Подвиги детей

Контроль за работой

Изложение доклада

7.  

Узнать новую информацию

 Продуктивная (самостоятельная деятельность)

Стихи №2

Контроль за работой

8.  

Получить новую информацию

Продуктивная индивидуальная деятельность

Докладчик №3

Маршал Малиновский

Контроль за работой

Изложение

доклада

9.  

Получить новую информацию

Фронтальная. Репродуктивная.)

Докладчик №4

Всеволод Вишневский

Контроль за работой

Изложение

доклада

10.

Подведение итогов

Фронтальная. Репродуктивная деятельность.

Заключительная беседа

Выставление оценок. Информация о предстоящей практической работе по изученной теме.

Изложение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Ход занятия

«…Всё многомиллионное детское царство в Европе

и Азии захвачено ныне войной. Что станет с этим

роковым поколением, взрастающим среди громов

и пожаров?»

(Чуковский К. «Дети и война//Нива», 1915, №51).

Вступительная беседа.

В этом году во всем мире вспоминают 100-летие начала Первой мировой войны. И если в странах Европы день окончания войны, 11 ноября, является праздником, то в нашей стране эта страшная война была незаслуженно забыта.

1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Причин у неё было множество, и нужен был лишь повод к её началу. Таким поводом послужило событие, произошедшее за месяц до этого – 28 июня 1914 года. В этот день был убит наследник австро-венгерской империи эрцгерцог  Франц Фердинанд.28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 1 августа Германия – России, а 3 августа – Франции. А 4 августа Великобритания – Германии. Первая мировая война 1914-1918, война между двумя коалициями европейских держав — Тройственным Союзом Тройственный союз 1882 — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии и Антантой (Россия, Франция и Великобритания) и еще 34 государств. Накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, особенно в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий.

 За 4 года войны Страны-участницы потеряли более 10 млн человек убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены..

С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и сражениях, помогая взрослым мужчинам. Примеров тому в истории очень много. В Средние века юные пажи и оруженосцы ухаживали за оружием и доспехами рыцарей. В восемнадцатом веке восьмилетние парнишки перезаряжали пушки на военных кораблях. До девятнадцатого века в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли служить барабанщиками. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением. В восемнадцатом веке во флоте служили несовершеннолетние гардемарины, а в армии – барабанщики.

Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.

Учащиеся Омской учительской семинарии так написали в своем письме: «У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь Родине, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».

Российский педагог А. Богданов писал в 1914 году: «Когда волнуется вся страна, тогда дети, невольно следуя за взрослыми, не могут остаться безучастными зрителями событий… Кто из детей перед войной не изображал… Робинзона, разбойника Чуркина, Ната Пинкертона, Шерлока Холмса. Любовь к героическому, к приключениям неотделимы от детской души. Под влиянием слышанного и прочитанного воспламенившаяся детская фантазия толкнула детей на войну» (Богданов А. «Дети и война//Нива», 1915, № 12, с. 238).

Война привнесла и некоторые новые моменты в детскую жизнь. Участвуя в общественной и благотворительной работе, дети получали «первые уроки гражданственности». Они помогали взрослым ухаживать за ранеными, оборудовать в учебных заведениях лазареты, устраивать различные сборы пожертвований.

Знаток детской души Чуковский подчеркнул ещё одну специфическую сторону в детском восприятии войны: «Преподаватели истории и географии должны быть благодарны войне. Она – их величайший помощник. Политические взаимоотношения держав изучены учениками до тонкости. Дети нынче доподлинно знают, что думает Швеция, и что замышляет Голландия. Для них нет дипломатических тайн. Карту Бельгии они рады приласкать и погладить, а карту Германии бьют кулаками… Ужасные призраки войны скрыты от их внимания той блестящей, красочной и шумной декорацией, которая прежде всего привлекает детские взоры».

Сообщение №1 «О массовом побеге детей на фронт»

Сообщение №2 «Подвиги детей».

Сообщение №№ 3-4 «Маршал Малиновский и писатель Всеволод Вишневский -

                                       участие юных воинов в Первой мировой»

Не все участники Первой мировой войны вернулись живыми на родину, но и тех кто выжил в России ждали большие испытания гражданская война и становление нового Советского государства.

Итоги Первой мировой войны.

  1. Победа стран Антанты (Англия, Франция, США, Япония и др.) над странами Четверного союза (Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии). Подписание Версальского договора.28 июня 1919 г. был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией.
  2. На Германию была возложена вся ответственность за ущерб, нанесенный в ходе боевых действий. Тяжелые и унизительные  условия Версальского договора привели в дальнейшем к вспышке национализма в Германии и прихода к власти фашистов.
  3. Развал четырёх империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской.
  4. Значительные территориальные изменения в мире.

Заключительная беседа. Подведение итогов. Выставление оценок

- Участие детей в войне – явление противоестественное. Между тем в российской прессе 1914-1917 годов имеется немало сведений о героизме и самопожертвовании юных воинов, которые наравне со взрослыми выступили на защиту своей Родины.

-Ребята, о каких новых для вас событиях и фактах вы сегодня узнали?

-Что означает детский патриотизм? Как проявляется детский патриотизм в мирной жизни?

-Как вы понимаете значение понятия«гражданственности»? Проявляете ли вы гражданственность в современной жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в первой мировой войне

Методическая разработка урока с использованием ИКТ...

Аннимированные задания по теме "Первая мировая война"

Задания для закрепления основных понятий, целей государств в I мировой войне. Можно использовать на уроках или при самопроверке в 9 и11 классах....

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Первая мировая война

методическая разработка урока...

К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.

Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны

Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....