Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (11 класс) по теме:
    Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

    Чашина Наталья Александровна

     

    Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

    В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного общественного внимания. Преобразования в этой области продолжаются и в настоящее время. Однако, наряду с положительными тенденциями, которые идут в области реформирования школьного образования, остаются негативные факторы, которые сдерживают реформы. Одним из таких факторов является приверженность традиционным формам ведения урока. В то время как методика преподавания истории в школе предполагает использование типов и форм учебных занятий, отличных от традиционного урока. Их применение способствует активизации учащихся на уроках, стимулирует процесс самостоятельного изучения истории (а в условиях сокращения часов – это просто необходимо), позволяет формировать у учащихся не просто знание основных фактов истории, а умения их оценивать и осмысливать.

    Одной из форм занятий, которая способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, привитию навыков практической работы являются лабораторные и практические занятия.

     

    Лабораторное занятие– форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

    Для лабораторного занятия характерны:

    а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;

    б) различные источники знаний;

    в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.

    Виды лабораторного занятия:

    1) по учебнику;

    2) по документам.

    Цели лабораторного занятия по учебнику:

    формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;

    развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);

    формирование опыта социального общения.

    Цели лабораторного занятия по документам:

    углубление и конкретизация исторических знаний;

    развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;

    формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

     

    Цели урока: На основе исторических документов, изучить ситуацию в России в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

    а) образовательные:

    • проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
    • обучение систематизации знаний;
    • обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
    • обучение прогнозированию ситуации;
    • закрепление навыков анализа и прогноза;

    б) воспитательные:

    • формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
    • убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
    • воспитание формирование гражданственности и патриотизма.

    в) развивающие:

    ·        Развитие логического мышления во время работы с историческими документами;

    ·        Формирование умения делать выводы на основе известных фактов.

    Тип урока:лабораторное занятие

    Место урока в учебном плане:Данный урок завершает тему «Россия в Первой мировой войне» курса История России.

    Техническое и методическое обеспечение урока:

    ·        Компьютерная презентация;

    ·        Карточки с документами по Первой мировой войне;

    ·        Карточки с заданиями для работы в группах;

    ·        Карта;

    Программное обеспечение урока:

    ·        Текстовый редактор Word;

    ·        Наличие выхода в Интернет;

    ·        Графический редактор Paint;

    ·        Презентация Microsoft Power Point.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne.doc796.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

    р.п. Тумботино

    Павловский район

    Нижегородская область

    ПРОЕКТ УРОКА

    по теме

    «РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

    (Первая мировая война глазами современников)

    Учитель МОУ СОШ № 2

    р.п. Тумботино

    Чашина Наталья Александровна

    Высшая квалификационная категория

    ПРОЕКТ УРОКА В 11 КЛАССЕ

    ТЕМА:

    «РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

    (Первая мировая война глазами современников)

    Цели урока: На основе исторических документов, изучить ситуацию в России в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

    а) образовательные:

    1. проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
    2. обучение систематизации знаний;
    3. обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
    4. обучение прогнозированию ситуации;
    5. закрепление навыков анализа и прогноза;

    б) воспитательные:

    1. формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
    2. убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
    3. воспитание формирование гражданственности и патриотизма.

    в) развивающие:

    1. Развитие логического мышления во время работы с историческими документами;
    2. Формирование умения делать выводы на основе известных фактов.

    Тип урока: лабораторное занятие

    Место урока в учебном плане: Данный урок завершает тему «Россия в Первой мировой войне» курса История России.

    Техническое и методическое обеспечение урока:

    1. Компьютерная презентация;
    2. Карточки с документами по Первой мировой войне;
    3. Карточки с заданиями для работы в группах;
    4. Карта;

    Программное обеспечение урока:

    1. Текстовый редактор Word;
    2. Наличие выхода в Интернет;
    3. Графический редактор Paint;
    4. Презентация Microsoft Power Point.

    Информационная карта урока

    Этап урока

    Дидактическая цель

    Методы

    Виды деятельности учащихся

    I. Организационный момент

    Включение учащихся в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

    Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы; определяет формы самостоятельной работы учащихся (фронтальные, групповые, дифференцированные); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы

    Настрой на продуктивную деятельность

    1. Вступительное слово учителя

    Определить значимость изучаемой темы

    Учитель сообщает тему урока и ее место в курсе истории

    Запись темы урока в тетрадь

    2. Постановка цели урока

    Настроить учащихся на работу, определелить проблемы и задачи на урок

    Начало презентации, постановка проблемы

    Начало заполнения формы – отчета по уроку

    3. Знакомство с историческими документами по Первой мировой войне

    Повышение интереса учащихся к истории Первой мировой войны.

    Представление учителем исторического документа

    Сообщение учащегося об издательстве П.П. Сойкина.

    4. Инструкция к работе

    Определение формы и методов работы на уроке, разбивка на группы и постановка задач для каждой группы

    Правила работы с историческими документами на экране. Раздача заданий для групп

    Учащиеся знакомятся с историческим документом, правилами работы с ним. Распределяют роли в группе

    II. Самостоятельная работа учащихся с историческими документами.

    обучение систематизации знаний; обучение логическому мышлению и формулированию выводов; обучение прогнозированию ситуации;

    закрепление навыков анализа и прогноза;

    Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

    Работа в группе с историческими документами, поиск информации в Интернете, составление творческого отчета по документу, сообщение от группы

    1.  Работа в группах

    Сформировать умение организовать работу в группе, чтобы получить положительный результат

    Распределение ролей в группе так, чтобы каждый учащийся имел самостоятельное задание и возможности его решения

    Работают с историческими документами, отвечают на вопросы к нему.

    2. Использование Интернета для получения новых знаний

    Использование Интернета для поиска новых данных по изучаемой теме

    Работа в Интернете

    Учащиеся решают поставленные перед ними проблемы, используя Интернет

    3. Письменное оформление отчетов - ответов

    Зафиксировать  полученные результаты работы

    Заполнение бланков для отчета

    Учащиеся формулируют свои выводы и заносят их в бланки для отчета

    Ш. Творческие отчеты групп

    Сообщение полученных данных другим группам, обсуждение и формулировка общих выводов

    Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.

    Сообщение учащихся, представление информации, полученной из Интернета

    Коллективное обсуждение результатов.

    Вовлечение всех учащихся в решение поставленной в начале урока проблемы

    Беседа по вопросам учителя

    Ответы учащихся, высказывание собственного мнения по данной проблеме

    IV. Подведение итогов.

    Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока

    Суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

    Учащиеся делают вывод по уроку

    1. Фронтальная работа с классом – обсуждение урока

    Выяснить, эффективность данной формы работы на уроке

    Ответы на вопросы по эффективности урока

    2. Заполнение формы – отчета по уроку

    Выяснить отношение учащихся к данному уроку

    Учитель предлагает заполнить бланки для ответов

    Учащиеся заполняют все поля в бланках для ответов

    3. Домашнее задание

    Закрепление полученных знаний дома

    Написать небольшое эссе «Мое мнение о роли России в Первой мировой войне»

    Письменное домашнее задание

    I. Организационный момент

    1. Вступительное слово учителя

    “Не первый вечер пели волны
    В народном море, и стонал
    Стихийный ветер, мощи полный
    И к небу гимн летел, как вал.

    Опять на небе пламенела
    Заря, невиданно ясна,
    Когда из вражьего предела
    Домчалась весть войны. Война!

    Война! Война! Так вот какие
    Отверзглись двери пред тобой,
    Любвеобильная Россия,
    Страна, с христовою судьбой!

    Так ты прими венок терновый,
    И в ад убийственный сойди.
    В руке с мечем своим суровым,
    С крестом, сияющем в груди!”

    Первая мировая война, драматически выявив противоречия мира, став итогом кризиса в международных отношениях, сама стала проявлением кризиса европейской цивилизации. По масштабам, жертвам она оставила позади все предыдущие войны, включая войны Наполеона. О нежелательности для России большой войны предупреждали многие деятели. Однако с войной правительство связывало возможность стабилизировать внутреннее положение в стране, отвлечь общество от острых социальных проблем и конфликтов. Но отношение к войне в российском обществе было неоднозначным. На первых порах по многим городам организовывались манифестации с заверениями в преданности царю и Отечеству. Однако постепенно неудачи в войне стали отрезвлять и вызывать антивоенные настроения.

    2. Постановка цели урока

    И сегодня на уроке на основе исторических документов и собственных знаний вам необходимо выяснить отношение российского общества к Первой мировой войне и составить собственное мнение по вопросам – была ли Россия готова к длительной войне? Каковы ее последствия для России?

    3. Знакомство с историческими документами по Первой мировой войне.

    Ответить на данные вопросы мы постараемся, используя исторические документы. Ко мне в руки попал сборник журнала практического сельского хозяйства и домоводства за 1915 год «Сельский хозяин». Хотя основная тема этого журнала – сельское хозяйство, однако практически в каждом номере есть статьи, посвященные Первой мировой войне. Краткое сообщение об издателе этого журнала и о самом журнале нам подготовил (Ф.И. ученика).

    Выступление учащегося: Пётр Петрович Сойкин (1861—1938) — известный российский книгоиздатель. Родился 22 августа (4 сентября) 1862 года в Санкт-Петербурге. Внук крепостного крестьянина и сын вольноотпущенника Петр Петрович, сумел получить неплохое образование. Он окончил классическую гимназию и курсы счетоводов. Ему удалось найти место бухгалтера в крупной типографии и проявить себя там незаурядным организатором. Вскоре его назначают управляющим этой типографией и на этой должности, Сойкин приобретает достаточный опыт, чтобы открыть собственное дело.

    Его издательство было основано в 1885 году. Выпускало естественнонаучную и научно-популярную литературу, многотомные собрания сочинения русских и зарубежных писателей, а также журналы «Природа и люди»(1889—1918), «Книжный мир» (1901—1911), «Сельский хозяин» (1899—1918). Пользовались известностью многочисленные сельскохозяйственные издания Сойкина. В 1913 году в Париже Петр Сойкин, как лучший издатель популярной литературы по сельскому хозяйству, получил Гран-при. На различных российских и международных выставках его книги получили 7 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовых медали. В издании естественнонаучной литературы Сойкин придерживался принципа серийности. Серии выходили по различным отраслям знания и имели большой успех у читателей.

    После революции, в марте 1918 года, типография и издательство Сойкина были национализированы, однако фирма сохранила свое название, а ее бывший владелец продолжал заниматься книжным делом. Он работал в Бюро печати, в Госиздате, с 1922 года заведовал редакционно-издательской секцией ВСНХ. В 1920-х годах издатель вновь вернулся к выпуску книг, и первым его изданием в новых условиях стал журнал "Мир приключений" (1922-1930). В 1923 г. Сойкин издавал "Журнал для усовершенствования врачей". Широкую известность приобрел журнал "Вестник знания", который он издавал с 1925 года. Итогом же книгоиздательской деятельности Сойкина стал "Новый энциклопедический словарь" в 12 выпусках (1926-1927 гг.). Всего П.П. Сойкин издал свыше тысячи названий периодических изданий и книг общим тиражом 80 млн. экземпляров.

    В ноябре 1930 года издательство "П. П. Сойкин" прекратило свое существование, будучи влито в Ленинградское областное издательство.

    Говоря о заслугах П. П. Сойкина на празднике, посвященном 40-летнему юбилею его типографско - издательской деятельности в 1925 году, профессор Ленинградского сельскохозяйственного института П. Н. Шнейнберг так оценил роль издательства П. П. Сойкина: «Дорогой Петр Петрович! До Вас существовала сельскохозяйственная литература или грошовая во всех смыслах, или недоступная широким массам. Вы стали на правильный путь издания массовой популярной сельскохозяйственной литературы, доступной для самых широких кругов читателей. С 1898 по 1917 год Вы дали стране сотни миллионов сельскохозяйственных книг и брошюр, проектов и т. п. Нельзя найти такого глухого уголка в России, где бы не было сельскохозяйственных книг Вашего издания, где бы не знали Сойкина. Эта — Ваша огромная, историческая заслуга перед страной».

    Учитель: Статьи из журнала «Сельский хозяин» и помогут нам в решении проблем, поставленных на уроке. 

    4. Инструкция к работе

    Работа будет проходить в группах, каждая из которых будет работать по своему направлению со статьями из журнала, а также готовит отчет о ходе войны за один год (с 1914 по 1917гг). Перед началом работы вам необходимо распределить роли для выполнения задания и выбрать хранителя исторических документов, специалиста по ИКТ, художественного редактора по созданию презентации, руководителя группы.

    II. Самостоятельная работа учащихся с историческими документами.

    1.  Работа в группах.

    «Хранители» исторических документов получают от учителя пакет с документами и карточку – инструкцию.

    Карточка – инструкция № 1. «В армию»

    А. Источники: учебник +документы

    Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

    1. Используя учебник, данные Интернета подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1914 году.
    2. Прочитайте статью «В армию!» (Приложение № 1) и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
    1. Какое настроение царило в народе вначале войны?
    2. В чем автор статьи видит залог победы русского народа в войне?
    3. Как характеризуется германская армия?

    3. Творческий отчет.

    1. Подготовить презентацию на 3 – 4 слайда, о начале Первой мировой войны.
    2.  Оформление бланка для ответов.

    Карточка – инструкция № 2. «Пожертвования и благотворительность»

    А. Источники: учебник +документы

    Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

    1. Используя учебник, данные Интернета подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1915 году.
    2. Изучите статьи «Отчет», «Список пожертвований»  и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
    1. Какое настроение царило в народе в 1915 году?
    2. Какие суммы вносились в качестве пожертвований и на что расходовались?
    3. На основе фотографий госпиталя, расскажите о нем.

    3. Творческий отчет.

    1. Подготовить презентацию на 3 – 4 слайда, о ходе войны в 1915 году.
    2.  Оформление бланка для ответов.

    Карточка – инструкция № 3. «Война и наш хлебный рынок»

    А. Источники: учебник +документы

    Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

    1. Используя учебник, данные Интернета подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1916 году.
    2. Изучите статьи «Война и наш хлебный рынок», «Война и хлебный рынок»  и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
    1. Как можно охарактеризовать развитие сельского хозяйства в 1915 году?
    2. Велика ли зависимость российского хлебного рынка от международного зернового рынка?
    3. Какое влияние оказывала война на развитие хлебного рынка?

    3. Творческий отчет.

    1. Подготовить презентацию на 3 – 4 слайда, о ходе войны в 1916 году.
    2.  Оформление бланка для ответов.

    Карточка – инструкция № 4. «Война и наш хлебный рынок»

    А. Источники: учебник +документы

    Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

    1. Используя учебник, данные Интернета подготовьте сообщение о ходе военных событий в 1917 году.
    2. Изучите статьи «Мой опыт по применению труда военнопленных», «Новое глумление немцев»  и ответьте на вопросы, записывая их в бланк для ответов:
    1. Как использовался труд военнопленных в России и в Германии?
    2. Сравните положение русских рабочих и военнопленных в России и в Германии?

    3. Творческий отчет.

    1. Подготовить презентацию на 3 – 4 слайда, о ходе войны в 1917 году.
    2.  Оформление бланка для ответов.

    2. Использование Интернета для получения новых знаний

    «Специалисты по ИКТ», используя Интернет, находят:

    1. Данные о ходе военных событий в 1914 – 1917 гг.
    2. Картинки о Первой мировой войне.

    Художественные редакторы по созданию презентаций созданию 3 – 4 слайда по своему году военных событий и историческим документам, которые использовали в своей работе.

    3. Письменное оформление отчетов – ответов

    Результаты работы всех членов группы заносятся в бланки для ответов, где подводят итоги по своему направлению. Руководитель группы готовит выступление своей группы и вопросы, которые остались неясными для данной группы (эти вопросы могут быть заданы как другим группам, так и учителю).

    Ш. Творческие отчеты групп

    Выступление 1 группы: Военные действия в 1914 году

    Русская армия оказалась хуже подготовленной к войне, чем Германия, Франция. Имели место нехватки снарядов, патронов, стрелкового оружия, обмундирования и снаряжения. Но надо сказать, что никто из планировщиков войны ни в одном генеральном штабе любой страны не предполагал, что она продлится 4 года и 3 с половиной месяца. Ни одна страна не имела ни вооружения, ни снаряжения, ни продовольствия на такой огромный срок. Генеральные штабы рассчитывали максимум на 3-4 месяца, в худшем случае на полгода.

    Германцы рассчитывали на молниеносную кампанию на Западном фронте с целью разгрома Франции, а потом на действия против России, вооружённые силы которой должна была сковывать Австрия. Россия предполагала развернуть наступление на Берлин силами Северо-Западного фронта и наступление на Вену силами Юго-Западного фронта. Войск противника на Восточном фронте было в это время сравнительно мало — 26 германских дивизий и 46 австрийских. Французские армии не планировали немедленного наступления и рассчитывали на эффект от наступления русских.

    Для спасения союзников русские армии ускорили подготовку наступления и начали его при неполном развёртывании всех своих сил. Через полторы недели после объявления войны 1-я и 2-я армии под командованием генералов П. К. Ренненкампфа и А. В. Самсонова вторглись в пределы Восточной Пруссии и разгромили в ходе Гумбиннен-Гольданского сражения войска противника. Одновременно в районе Варшавы и новой крепости Новогеоргиевск сосредоточивались силы для главного стратегического удара по Берлину. Тогда же началось наступление 3-й и 8-й армий Юго-Западного фронта против австрийцев. Оно развивалось успешно и привело к занятию территории Галиции (21 августа был взят Львов). В тоже время армии в Восточной Пруссии, не достигнув согласованности в своих действиях, были разбиты по частям противником. Поражение в Восточной Пруссии в августе 1914 г. на всё время войны лишило русские войска в этом районе активности. Они получали теперь лишь оборонительные задачи - защищать Москву и Петроград.

    Успешное наступление в Галиции привело к тому, что резервы для Юго-Западного фронта начинают снимать даже из-под Варшавы, расставаясь с планами наступления на Берлин. Центр тяжести операций русской армии в целом перемещается на юг, против Австро-Венгрии. 12(25) сентября 1914 г. по приказу Ставки наступление на Юго-Западном фронте было приостановлено. За 33 дня русские войска продвинулись на 280-300 км и вышли на линию реки Вислока 80 км от Кракова. Была осаждена мощная крепость Перемышль. Занята была значительная часть Буковины с главным городом Черновцы. Боевые потери австрийцев достигли 400 тыс. человек, из них 100 тыс. пленными, было захвачено 400 орудий. Галицийская наступательная операция явилась одной из самых блестящих побед русской армии за всю первую мировую войну.

    В конце ноября 1914 года на совещании командующих фронтами русской армии в Бресте было принято решение приостановить наступательные действия, и вплоть до января 1915 года на Восточном фронте установилось затишье.

    К концу 1914 года стал очевидным провал военно-стратегического плана германского командования. Германия вынуждена была вести войну на два фронта.

     Выступление 2 группы: Военные действия в 1915 году

    Русское командование вступило в 1915 год с твёрдым намерением завершить победоносное наступление своих войск в Галиции.

    В 1915 году Германия и её союзники направили основной удар против России, рассчитывая нанести ей поражение и вывести её из войны. К середине апреля германское командование успело перебросить с Западного фронта лучшие боеспособные корпуса, которые вместе с австро-венгерскими войсками образовали новую ударную 11-ю армию под командованием германского генерала Макензена.

    Сосредоточив на главном направлении контрнаступления войска, в два раза превосходившие силы русских войск, подтянув артиллерию, численно превосходившую русскую в 6 раз, а по тяжёлым орудиям - в 40 раз, австро-германская армия 2 мая 1915 года прорвала фронт в районе Горлицы.

    Под напором австро-германских войск русская армия с тяжёлыми боями отступала с Карпат и из Галиции, в конце мая оставила Перемышль, а 22 июня сдала Львов. Тогда же, в июне, германское командование, намереваясь зажать в "клещи" русские войска, сражавшиеся в Польше, предприняло удары своим правым крылом между Западным Бугом и Вислой, а левым - в низовьях реки Нарев. Но и здесь, как и в Галиции, русские войска, не имевшие достаточно оружия, боеприпасов и снаряжения, с тяжёлыми боями отступили.

    К середине сентября 1915 года наступательная инициатива германской армии истощилась. Русская армия закрепилась на линии фронта: Рига — Двинск — озеро Нарочь — Пинск — Тернополь — Черновцы, и к концу 1915 года Восточный фронт простирался от Балтийского моря до румынской границы. Россия утратила обширную территорию, но сохранила свои силы, хотя с начала войны русская армия к этому времени потеряла в живой силе около 3 млн. человек, из них около 300 тыс. убитыми.

    В то время когда русские армии вели напряжённую неравную войну с главными силами австро-германской коалиции, союзники России — Англия и Франция — на Западном фронте в течение всего 1915 года организовали всего лишь несколько частных военных операций, которые не имели существенного значения. В самый разгар кровопролитных боёв на Восточном фронте, когда русская армия вела тяжёлые оборонительные бои, со стороны англо-французских союзников не последовало наступления на Западном фронте. Оно было принято только в конце сентября 1915 года, когда на Восточном фронте наступательные операции германской армии уже прекратились.

    Получив территориальный выигрыш на Восточном фронте, германское командование, однако, не добилось главного - оно не принудило царское правительство к заключению сепаратного мира с Германией, хотя половина всех вооружённых сил Германии и Австро-Венгрии была сосредоточена против России.

    Выступление 3 группы: Военные действия в 1916 году

    Выполняя решения согласованные на совещании представителей генеральных штабов в декабре 1915 года в Шантийи, верховное командование русской армии наметило на 15 июня главное наступление на Западном фронте в направлении Барановичей с одновременным вспомогательным ударом армий Юго-Западного фронта под командованием генерала Брусилова в галицийско-буковинском направлении. Однако начавшееся в феврале германское наступление на Верден вновь заставило французское правительство просить царское правительство России о помощи путём наступления на Восточном фронте. В начале марта русские войска предприняли наступление в районе Двинска и озера Навочь. Атаки русских войск продолжались до 15 марта, но привели лишь к тактическим успехам. В итоге этой операции русские войска понесли большие потери, но оттянули на себя значительное количество немецких резервов и этим облегчили положение французов под Верденом. Французские войска получили возможность перегруппироваться и усилить оборону.

    Двинско-Нарочьская операция затрудняла подготовку к генеральному наступлению на русско-германском фронте, намеченному на 15 июня. Однако вслед за помощью французам последовала новая настойчивая просьба командования войск Антанты помочь итальянцам. В мае 1916 года 400-тысячная австро-венгерская армия перешла в наступление в Трентино и нанесла тяжёлое поражение итальянской армии. Спасая от полного разгрома итальянскую армию, а также англо-французскую на западе, русское командование начало 4 июня, ранее намеченного срока, наступление войск на юго-западном направлении. Русские войска под командованием генерала Брусилова, прорвав оборону противника почти на 300 километровом фронте, стали продвигаться в Восточную Галицию и Буковину (Брусиловский прорыв). Но в самый разгар наступления, несмотря на просьбы генерала Брусилова о подкреплении наступавших войск резервами и боеприпасами, верховное командование русской армии отказалось послать резервы на юго-западное направление и начало, как намечалось ранее, наступление на западном направлении. Однако после слабого удара в направлении Барановичей командующий северо-западном направлением генерал Эверт отложил общее наступление на начало июля.

    Между тем войска генерала Брусилова продолжали развивать начатое наступление и к концу июня продвинулись далеко в глубь Галиции и Буковины. 3 июля генерал Эверт возобновил наступление на Барановичи, но атаки русский войск на этом участке фронта не достигли успеха. Только после полного провала наступления войск генерала Эверта верховное командование русских войск признало наступление войск генерала Брусилова на Юго-Западном фронте главным - но уже было поздно, время было потеряно, Австрийское командование успело перегруппировать свои войска, подтянуло резервы. Были переброшены шесть дивизий с Австро-итальянского фронта, а германское командование в разгар верденских и соммских боёв перебросило на Восточный фронт одиннадцать дивизий. Дальнейшее наступление русских войск было приостановлено.

    В результате наступления на Юго-Западном фронте русские войска продвинулись далеко в глубь Буковины и Восточной Галиции, заняв около 25 тыс. кв. км территории. Было взято в плен 9 тыс. офицеров и свыше 400 тыс. солдат. Однако этот успех русской армии лета 1916 года не принёс решающего стратегического результата из-за косности и бездарности верховного командования, отсталости транспорта, отсутствия вооружения и боеприпасов. Всё же наступление русских войск в 1916 году сыграло крупную роль. Оно облегчило положение союзников и вместе с наступлением англо-французских войск на Сомме свело на нет инициативу германских войск, и вынудило их в дальнейшем к стратегической обороне, а австро-венгерская армия после Брусиловского удара 1916 года уже не способна была к серьёзным наступательным операциям.

    Когда русские войска под командованием Брусилова нанесли крупное поражение австро-венгерским войскам на Юго-Западном фронте, румынские правящие круги сочли, что наступил удобный момент вступить в войну на стороне победителей, тем более что, вопреки мнению России, Англия и Франция настаивали на вступление Румынии в войну. 17 августа Румыния самостоятельно начала войну в Трансильвании и первоначально достигла там некоторого успеха, но когда затихли соммские бои, австро-германские войска без особого напряжения разгромили румынскую армию и оккупировали почти всю Румынию, получив довольно важный источник продовольствия и нефти. Как и предвидело русское командование, пришлось перебросить в Румынию 35 пехотных и 11 кавалерийских дивизий, чтобы укрепить фронт по линии Нижний Дунай — Браила — Фокшаны — Дорна — Ватра.

     Выступление 4 группы: 1917 год.

    К концу 1916 года совершенно отчётливо выявилось превосходство Антанты как в численности вооружённых сил, так и в военной технике, особенно в артиллерии, авиации и танках. В военную кампанию 1917 года Антанта на всех фронтах вступила с 425 дивизиями против 331 дивизии противника. А каждый месяц, каждая неделя войны влекли за собой новые колоссальные жертвы. К концу 1916 года обе стороны потеряли убитыми около 6 млн. человек и около 10 млн. человек ранеными и изувеченными.

    Затягивание войны неотвратимо сказывалось, в том числе и на моральном духе русской армии. Патриотический подъём 1914 года давно был растерян, эксплуатация идеи "славянской солидарности" также исчерпала себя. Рассказы о жестокостях немцев тоже не давали должного эффекта. Усталость от войны сказывалась всё больше и больше. И на фронте, и в тыловых гарнизонах всё чаще отмечались случаи невыполнения приказов, выражения сочувствия бастующим рабочим. К осени 1916 года значительная часть 10-миллионной армии находилась в состоянии брожения.

    Главным препятствием к победе стали теперь не материальные недостатки (вооружение и снабжение, военная техника), а внутреннее состояние самого общества. Глубокие противоречия охватывали слои. Главным было противоречие между царско-монархическим лагерем и двумя остальными — либерально-буржуазным и революционно-демократическим. Царь и группировавшаяся вокруг него придворная камарилья хотели сохранить все свои привилегии, либеральная буржуазия хотела получить доступ к правительственной власти, а революционно-демократический лагерь во главе с партией большевиков боролся за свержение монархии.

    В феврале 1917 года в России победила буржуазно-демократическая революция, и в стране широко развернулось движение за революционный выход из империалистической войны.

    В ответ на начавшуюся с февраля 1917 года неограниченную подводную войну со стороны Германии США разорвали с последней дипломатические отношения, и 6 апреля, объявив войну Германии, вступили в войну, чтобы повлиять на её результаты в свою пользу.

    Ещё до прибытия американских солдат войска Антанты 16 апреля 1917 года начали наступление на Западном фронте. Но атаки англо-французских войск, следовавших одна за другой 16 -19 апреля, оказались безуспешными. Французы и англичане за четыре дня боёв потеряли более 200 тыс. убитыми. В этом бою погибло 5 тыс. русских солдат из состава 3-й русской бригады, присланной из России на помощь союзникам. Были подбиты или уничтожены почти все 132 английских танка, участвовавшие в бою.

    Подготавливая эту военную операцию, командование Антанты настойчиво требовало от Временного правительства России начать наступление на Восточном фронте. Однако подготовить в революционной России такое наступление было нелегко. Всё же глава Временного правительства Керенский стал усиленно готовить наступление, рассчитывая в случае удачи поднять престиж буржуазного Временного правительства, а при неудаче свалить вину на большевиков.

    Начатое 1 июля 1917 года русское наступление на львовском направлении вначале развивалось успешно, но вскоре германская армия, получившая в подкрепление 11 дивизий, переброшенных с Западного фронта, перешла в контрнаступление и отбросила русские войска далеко за исходные позиции.

    Таким образом, в 1917 году на всех европейских фронтах, несмотря на превосходство Антанты в живой силе и в военной технике, её войскам не удалось достичь решающего успеха ни в одном из предпринимавшихся наступлений. Революционная ситуация в России и отсутствие необходимой согласованности в военных операциях внутри коалиции сорвали реализацию стратегических планов Антанты, рассчитанных на полный разгром австро-германского блока в 1917 году. А в начале сентября 1917 года германская армия предприняла наступление на северном участке Восточного фронта с целью захвата Риги и Рижского побережья. Выбор немцами момента для наступления под Ригой был не случаен. Это было время, когда русская реакционная военная верхушка, подготавливая контрреволюционный переворот в стране, решила опереться на германскую военщину. На созванном в Москве в августе государственном совещании генерал Корнилов высказал своё "предположение" о скором падении Риги и открытии путей к Петрограду — колыбели русской революции. Это послужило сигналом для наступления германской армии на Ригу. Несмотря на то, что были все возможности удержать Ригу, она была по приказу военного командования сдана немцам. Расчищая путь немцам на революционный Петроград, Корнилов начал свой открытый контрреволюционный мятеж. 

    Коллективное обсуждение результатов.

    Учитель: Спасибо, итак мы рассмотрели ход событий первой мировой войны и роль России. А сейчас давайте проанализируем документы и посмотрим, какие факты из только что услышанных нами мы сможем подтвердить или опровергнуть теми документами, которые оказались в наших руках. Слово первой группе.

    Представитель 1-й группы:

    Наша  группа изучила статью «В армию» и сделала следующие выводы – во-первых, в 1914 году в российском обществе действительно царило воодушевление и жила вера в силу и победу России в этой войне, что подтверждают следующие слова: «Дело сделано, работа пошла в широком русле могучего течения великих чувств великого русского народа. Его фарватер вместит и поднимет какие угодно грузы. Мы не боимся никакой перегрузки. Нам нечего сомневаться, - русский народ поднимет и понесет легко всякое бремя, всякую тяжесть судьбы»

    1. Какое настроение царило в народе вначале войны?
    2. В чем автор статьи видит залог победы русского народа в войне?
    3. Как характеризуется германская армия?

    IV. Подведение итогов.

    После выступления “репортеров” учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Николая I? Ответы учащихся.

    Достигнуты ли цели урока?

    Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?

    Домашнее задание на выбор.

    Приложение 2

    Список литературы

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2000.

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999.

    Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

    Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 кл.: Учебно-методическое пособие. – М., 2000.

    Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права.// Право в школе. 2006. № 3.

    Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

    Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

    Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

    Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

    Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"

    Презентация подготовлена  к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....

    Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия «Первая мировая война глазами её участников»

    Данный классный час представляет собой интегрированное занятие, рассчитанное на учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. В ходе проведения мероприятия встречаются задание и учебный материал...

    Исследовательский проект по теме: «Первая Мировая Война»

    СОДЕРЖАНИЕ 1.  Введение…………………………………………………………………..с.32.  Начало войны………………………………………………………………с.4-83.  Развертывание военных действий. Сражения в Восточной Пруссии….с.9-104.  Д...

    Великая Отечественная война глазами современников

    Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...