олимпиада по истории 10 класс
олимпиадные задания по истории (10 класс) на тему

Школьная олимпиада по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_olimpiada_10_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада   по истории  (10 кл.)

п/п

Задания

Кол-во баллов

  1

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 

           

    8

 1.1

А.Н. Куропаткин, Р.И. Кондратенко, А.М. Стессель, С.О. Макаров.

 1.2

Конфискация; национализация; муниципализация; социализация.

 

 1.3

Расширение феодального землевладения; ослабление роли авторитета Киева в результате набегов кочевников; стремление отдельных городов стать самостоятельными местными центрами; усиление соперничества и усобиц князей

 1.4

1054 – 1073 гг.; 1073 -1076 гг.; 1076 – 1078 гг.; 1078 – 1093 гг.

  2

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

   10

 2.1

Венеды, анты, склавины, сарматы, борисфениты.

 2.2

Приказы, коллегии, комиссариаты, совнархозы, министерства.

 2.3

Ростислав Владимирович; Ярослав Осмомысл; Всеволод Мстиславич; Роман Мстиславич; Даниил Романович.

 2.4

Иларион, Антоний, Феодосий, Феогност.

 2.5

 

   

«Слово о законе и благодати»; «Хождение игумена Даниила в святые места»; «Слово о погибели русской земли»; «Память и похвала Владимира».

   

   3

Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильную букву.

                                                                        

10

 3.1

Гл…з…бойка – окованная железом дубина для разбивания больших комьев земли.

 3.2

Кр…ц… – мягкая пористая масса с большой примесью шлаков, образованная в результате плавки.

 3.3

В…рв…нь – вытопленный жир морских животных.

 3.4

Б…льв…дер – башенка на здании как архитектурное украшение, или отдельная небольшая постройка на возвышенном месте.

 3.5

…собн…жительный – тип монастыря, в котором монахи, хотя и находились вместе, сохраняли известную самостоятельность

  4

Решите историческую задачу.

    6

 4.1

   Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово евангелие»?

    3

 4.2

   Представьте, что Вы, находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской Правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

     3

  5

О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже?

    6

 5.1

А) «…намерение сей книги на каждом листе видно – сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением… выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодавание противу начальства… Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские».

Б) «Труд сего писателя бесполезен не будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению устранит некоторых от пагубные стези и заградит полет невежества…».

В) «… оная книга – писанная истинным представителем полупросвещения…».

    2

 5.2

А) «Ваше Величество! Трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей… Но ведь это нисколько не изменит положения вещей…».

Б) «Отца Вашего… всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили… не личные враги его. Но враги существующего порядка вещей…».

В) «Вот к чему привели эти реформы…».

    2

  5.3

А) «… в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса… гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан… заявляем:

1. … ввести чрезвычайное положение… на срок 6 месяцев…

2. … временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских, городских и областных общественно-политических газет… и изданий».

Б) «Солдаты и офицеры России! В эту трагическую для России минуту я обращаюсь к вам. Не дайте поймать себя в сети лжи, обещаний и демагогических рассуждений о воинском долге! Не станьте слепым орудием преступной группы авантюристов…»

    2  

  6

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова». 

Ответьте на вопросы.

    10

  6.1

О каких событиях идет речь?

    4

  6.2

В правление какого императора произошли указанные события?

    1

  6.3

Какие государства выступили союзниками России?

    5

   7

Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них.

    15

7.1

«Нарочитая чадь»

7.2

 «Большая соха»                                   

   

  7.3

«Белоподкладочник»

  7.4

«Погромные герои»

  7.5

«Бумажная конституция»

   

   8

Перед Вами изображение одного из символов царской власти.

 Расскажите о нем как можно более подробно

   

   12

  

 9

Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей.

    Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________

____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________

______(8), ___________________(9),______________________(10).

   10

  10

Соотнесите ордена и их девизы. 

1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698)

А. «За труды и отечество»

2. Святой великомученицы Екатерины (1714)

Б. «За любовь и отечество»

3. Святого Александра Невского

(1725)

В. «За службу и храбрость»

4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769)

Г. «За веру и верность»

    8

  11

Соотнесите даты и события.

А. Сражение на р. Калка

1.15 июля 1240 г.

Б. Полтавская битва

2. 1471 г.

В. Сражение на р. Шелонь

3. 1714 г.

Г. Сражение у мыса Гангут

4. 15 июля 1410 г.

Д. Невская битва

5. 5 апреля 1242 г.

Е. Грюнвальдская битва

6. 1720 г.

Ё. Сражение у деревни Лесная

7. 1238 г.

Ж. Ледовое побоище

8. 27 июня 1709 г.

З. Сражение у острова Гренгам

9. 31 мая 1223 г.

И. Битва на р. Сить

10. сентябрь 1708 г.

К. Сражение на р. Эмайыга

11. 1234 г.

Л. Сражение на р. Вожа

12. 1378 г.

М. «Стояние на Угре»

13. 1480 г.

Н. Поражение русских войск под Нарвой

14. 1561 г.

О. Разгром Ливонского ордена

15. 1700 г.

П. Взятие русскими войсками крепости Измаил

16. декабрь 1790 г.

Р. Сражение у мыса Калиакрия

17. июль 1791 г.

С. Чесменское сражение

18. 1770 г.

   18

  12

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте!

    17

 12.1

А.) Младшим современником Фоефана Грека был великий ________. Самая знаменитое творение этого мастера – икона _______ .Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в______ велел всем живописцам «писати… иконы, как писал он».

 12.2

Б.) В 1708 -1710 гг. прошла реформа органов_________. Старая система назначения из центра воевод для управления___________ отменялась. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено _______ .

   

 12.3

В.) Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ______ , ставшего впоследствии _________. Он считал исконными основами русской жизни _______, _________ и ________.

 12.4

Г.) По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде ________, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу _________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября _______ сдаться.

 12.5

Д.) Основным направлением реформы, начатой еще во время_____, было разрушение общины. В полную силу указ _______о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России.

 

Варианты ответов: 1) местное управление; 2) С.С. Уваров; 3) православие; 4) Д.А. Милютин; 5) Э.Н. Тотлебен; 6) 1877 г.; 7) П.А. Столыпин; 8) «Троица»; 9) уезды; 10) 1551 г.; 11) Андрей Рублев; 12) 1900-1903 гг.;

13) 9 ноября 1906 г.; 14) самодержавие; 15) министр народного просвещения; 16) Февральская революция; 17) Плевна; 18) народность; 19) губерния; 20) революция 1905-1907 гг.

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

Олимпиада по истории Древнего мира 5 класс

Разнообразные задания по истории Древнего мира для пятиклассников, также прилагаются ответы...

Олимпиада по истории древнего мира 5 класс

Олимпиада по истории древнего мира 5 класс...

Олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада для учащихся коррекционого класса...

Олимпиада по истории 7 класс

Школьный тур олимпиады по истории, 7 класс....

Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)

Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....

Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)

Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности  обучающихся 6-х классов....