Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_8_klass.docx | 93.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
- Примерной программы по истории, 5-9 классы
- Авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России в XIX веке. М.: Просвещение, 2008.
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений. Новая история 1800 - 1913 гг. 8 кл. М.: Просвещение, 2008 г. под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ курса «История Брянского края», примерного тематического планирования курса «История Брянского края, 8 класс».
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным
обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курсов «Новая история 1800-1900 гг.» и «История России XIX в.»:
- освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до начала XX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени; '
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Методы и формы решения поставленных задач:
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1900 гг.) и истории Российской империи.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятелъностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе рршения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:
принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности,
актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени/историей Брянского края) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: учебный план МБОУ «Глинищевская СОШ» предусматривает изучение истории в 8 классе в объеме 105 часов из расчета 3 часа в неделю: 40 часов - на изучение курса «История России, XIX век», 30 часов -курса «Всеобщая история 1800-1900. История Нового времени», 35 часов - курса «История Брянского края: С древнейших времен до конца XVIII века».
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Календарно-тематическое планирование по истории
Класс: 8
Учитель: Капошко О.Н.
Количествочасов:всего105часов;внеделю3часа.
Плановых контрольных уроков: 5
Планирование составлено на основе учебной программы: Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2008), а так же авторской программы Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России в XIX веке 8 класс», М:, «Просвещение», 2008г. Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Новая история 1800 - 1913 гг.», Просвещение, 2008 г.
Учебники: - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2011.
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1900. История нового времени, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М; Просвещение, 2014.
- Поляков Г.П, Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Ф. Блохина. - Брянск: Издательствл «Курсив», 2012.
№ | Дата | Наименование раздела, темы. | Кол-во часов | Содержание материала | Вид контроля | Примечание | ||||||||||||||||
План. | Факт. | |||||||||||||||||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ | 40ч. | |||||||||||||||||||||
1 | Введение. Россия на рубеже XVIII-Х1Х веков. | 1ч. | Дворцовый переворот 1801 г. Павел I. Граф П. Пален | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
Раздел I. Россия в первой половине XIX в. | 16ч. | |||||||||||||||||||||
2 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг | 1ч. | Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. | Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после переворота 1801 г., | ||||||||||||||||||
3 | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 1ч. | Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. | Беседа по вопросам учебника, работа с документом | ||||||||||||||||||
Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. | ||||||||||||||||||||||
44 | Реформаторская деятельность. М. М. Сперанского | 1ч. | Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. | понятийный диктант, работа с документом | ||||||||||||||||||
55 | Отечественная война 1812 г. | 1ч. | Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. | Алгоритм военных действий, работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
56 | л г. | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг. | 1ч. | Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. | Беседа по вопросам учебника, работа с документом, работа в печатных тетрадях | |||||||||||||||||
77 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года. | 1ч. | Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. | Проблемное задание, сравнительная таблица | ||||||||||||||||||
88 | Общественное движение при Александре I. | 1ч. | Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. | Тестирование | ||||||||||||||||||
99 | 19 | Династический кризис. Выступление декабристов | 1ч. | Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. | «Мозговой штурм» | ■ | ||||||||||||||||
110 | гг. | Внутренняя политика Николая I | 1ч. | Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Польское восстание 1830-1831 гг. | Творческое задание | |||||||||||||||||
111 | Zb | Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы. | 1ч. | Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | Проверочная работа «Россия при Александре I» | |||||||||||||||||
112 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849гг. | 1ч. | Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. | Понятийный диктант | ||||||||||||||||||
113 | 19. | IS | Общественное движение при Николае I. | 1ч. | Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х- 1830-х гг. Славянофилы и западники. ПЛ.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. | Опрос по вопросам учебника, работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||
14 | Оборона Севастополя. | Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. | документом | |||||||||||||||||||
115 | Н Наука и образование в первой половине XIX века. Русские первооткрыватели и путешественники | 1ч. | Политика в области просвещения. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | Сообщения, творческие задания | ||||||||||||||||||
116 | Х Художественная культура России. Быт и обычаи | 1ч. | Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). | Сообщения, творческие задания | ||||||||||||||||||
117 | К Контрольная работа №1 «Россия в первой половине XIX века» | 1ч. | Контрольная работа | |||||||||||||||||||
Раздел II. Россия во второй половине XIX в. | 23ч. | |||||||||||||||||||||
118 | Накануне отмены крепостного права | 1ч. | Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
119 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1ч. | Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправ л е ние. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
220 | Л Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века | 1ч. | Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. | Составление плана-конспекта. Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
221 | Л Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века | 1ч. | Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. | Работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
222 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права | 1ч. | Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. | Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с историческими источниками. | ||||||||||||||||||
223 | Общественное движение: либералы и 1 консерваторы | 1ч. | Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. | Составление схем, таблиц, | ||||||||||||||||||
224 | Зарождение революционного народничества и его идеология | 1ч. | Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». | Обобщающая беседа | ||||||||||||||||||
225 | Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг. XIX века | 1ч. | Н.Г.Чернышевскийо Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». | Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование | ||||||||||||||||||
226 | Внешняя политика Александра II. | 1ч. | Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. A.M. Горчаков. Присоединение Средней Азии. | Составление сравнительных таблиц, взаимопроверка | ||||||||||||||||||
227 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1ч. | Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. | Самостоятельная работа, работа с документом | ||||||||||||||||||
228 | Внутренняя политика Александра III. | 1ч. | Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. | Обобщающая беседа, работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
229 | Внутренняя политика Александра III. | 1ч. | Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
330 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | 1ч. | Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. | Обобщающая беседа, работа в печатных тетрадях | ||||||||||||||||||
331 | Положение основных слоев российского общества | 1ч. | Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. | Проблемное задание; развернутый план | ||||||||||||||||||
332 | Положение основных слоев российского общества | 1ч. | Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. | Беседа по вопросам домашнего задания | ||||||||||||||||||
333 | Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века | 1ч. | Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». | Работа с документом | ||||||||||||||||||
334 | Внешняя политика Александра III. | 1ч. | Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. | хронологическая таблица | ||||||||||||||||||
335 | Просвещение и наука во второй половине XIX века | 1ч. | Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. | Сообщения | ||||||||||||||||||
336 | Литература и изобразительное искусство во второй половине XIX века | 1ч. | Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. | Сообщения | ||||||||||||||||||
337 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество во второй половине XIX века | 1ч. | «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. МироЕ.ое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. | Индивидуальные задания. | ||||||||||||||||||
338 | Быт: новыегчерты в жизни города и деревни | 1ч. | Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Презентация проектов. | ||||||||||||||||||
339 | ПоПовторение и обобщение знаний «Россия Ф в XIX веке» | 1ч. | Проблемные задания. Индивидуальные задания. | |||||||||||||||||||
440 | Контрольная работа №2 «Россия в XIX веке» | 1ч. | Контрольное тестирование | |||||||||||||||||||
Всеобщая история. История нового времени 1800 — 1900 гг. | 30ч. | |||||||||||||||||||||
441 | Введение. Человек в новую эпоху: от традиционного общества к обществу индустриальному | 1ч. | Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества классический капитализм): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. | Составление словарика урока. Фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
Раздел L Становление индустриального общества | 7ч. | |||||||||||||||||||||
442 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | 1ч. | Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Военная техника. Источники энергии. Революция в средствах связи. | Составление логической таблицы. | ||||||||||||||||||
443 | г | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1ч. | Классовая структура. Женский и детский труд. Женское движение за права. | Опрос. Работа с документами учебника. Лабораторная работа. | |||||||||||||||||
444 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | 1ч. | Материальная культура. Развитие городов. Смена стиля. Повседневная жизнь людей. | Рабочая тетрадь, Составление логической схемы | ||||||||||||||||||
445 | га | Наука: создание научной картины мира. | 1ч. | Развитие физики и естественных наук. Микробиология. Развитие медицины. Развитие образования. | Составление таблицы. Опрос. | |||||||||||||||||
446 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. | 1ч. | Возникновение романтизма. Критический реализм. Натурализм. | Составление хронологии. | ||||||||||||||||||
447 | Искусство XIX века, в поисках новой картины мира. | 1ч. | Искусство XIX века. Художественная жизнь. Поэзия. Музыка. Театр. Живопись. | Составление хронологии. | ||||||||||||||||||
448 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. | 1ч. | Общественно - политические учения. Социалистические учения. Анархизм. Интернационал. | Составление таблицы | ||||||||||||||||||
Раздел II. Строительство новой Европы | 9ч. | |||||||||||||||||||||
449 | Консульство и образование наполеоновской империи. | 1ч. | От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны | характеристика исторической личности. Наполеона. | ||||||||||||||||||
консульства и империи | ||||||||||||||||||||||
550 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1ч. | Жизнь во время империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход на Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Венский конгресс. | Карта. Опрос. Рабочая тетрадь | ||||||||||||||||||
551 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | 1ч. | Билль о реформе. Чартизм. Хартия. Англия -мастерская мира. Парламентский режим. Внешняя политика. | Анализ источника. Лабораторная работа. Моделирование ситуаций. | ||||||||||||||||||
552 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. | 1ч. | Промышленная революция. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830. Кризис июльской революции. | Составление этапов промышленного переворота. Этапы июльской революции. | ||||||||||||||||||
553 | Франция: революция 1848 г и вторая империя. | 1ч. | Кризис общества. Причины революции. Учредительное собрание. Вторая республика. Внешняя политика. | Составление логической схемы, цепочки. | ||||||||||||||||||
554 | Германия: на пути к единству. | 1ч. | Германский союз. Берлин, март 1848г. Образование Северогерманского союза | Работа с учебником. Документы. Лабораторная работа. | ||||||||||||||||||
555 | Италия в первой половине XIX века. | 1ч. | Разделение Италии. Начало национально -освободительной борьбы и революция 1848 г. усиление Сардинского королевства. Война с Австрией. | Составить схему «причины войны». Рабочая тетрадь. Составить словарик темы. | ||||||||||||||||||
556 | Франко-прусская война. Парижская коммуна. | 1ч. | Правительственный кризис. Дипломатические игры. Седанская катастрофа и конец. Второй империи. Третья республика. | самостоятельная работа с учебником. Работа с документами. Лабораторная работа. | ||||||||||||||||||
557 | Контрольная работа №3 «Становление индустриального общества. Строительство новой Европы». | 5ч. | I | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
Раздел III. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX века. | 1ч. | |||||||||||||||||||||
558 | Германская империя в конце XIX - начале XX. Борьба за место под солнцем. | 1ч. | Расширение Пруссии. Имперский парламент. Модернизация в экономике. «Новый курс» Бисмарка. | Самостоятельно составить логическую схему курса Бисмарка. | ||||||||||||||||||
559 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1ч. | Кризис «мастерской мира». Двухпартийная система. Эпоха реформ. Рождение лейбористской партии. Реформы. | Работа с учебником, документы. Лабораторная работа. Понятий диктант. | ||||||||||||||||||
660 | Франция: Третья республика. | 1ч. | Отставание в сельском хозяйстве. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Создание колониальной империи. | Работа с учебником. Рабочая тетрадь. Документы. Причины отставания. Лабораторная работа. | ||||||||||||||||||
661 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1ч. | Цена объединения. Развитие сельского хозяйства. Роль государства в процессе | Работа с документами, вопросы и задания. Лабораторная работа. | ||||||||||||||||||
индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Колониальные авантюры. | ||||||||||||||||||||||
662 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1ч. | Кризис в обществе. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. Империя Габсбургов. Политическое устройство. Начало промышленной революции. | Составление логической цепочки. | ||||||||||||||||||
Раздел IV. Две Америки | Зч. | |||||||||||||||||||||
663 | США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1ч. | Территория страны. Земельная «лихорадка». Плантаторское хозяйство на Юге. Образование республиканской партии. Победа северян. Гражданские войны. | Работа с рабочей тетрадью, карта. Учебник. Документы. | ||||||||||||||||||
664 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1ч. | Экономическое и политическое развитие США. Фермерские хозяйства. «Справедливый курс». | Документы. Лабораторная работа.Составить логическую схему. | ||||||||||||||||||
665 | Латинская Америка в XIX веке - начале XX. Время перемен. | 1ч. | Политическое, экономическое, социальное развитие Латинской Америки. Борьба за независимость. Итоги войны. Верования. | Задания. Составление словаря раздела. Понятийный диктант | ||||||||||||||||||
Раздел V Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма. Международные отношения. | 4ч. | |||||||||||||||||||||
666 | Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам. | 1ч. | Открытие Японии и Китая. Экономическое и политическое развитие Японии и Китая. | Составление сравнительной таблицы. Рабочая тетрадь. | ||||||||||||||||||
667 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка в эпоху перемен. | 1ч. | Социальное, политическое, экономическое развитие Индии. Африка - таинственный континент. Культы и религии Африки. Европейская колонизация Африки. | Работа с картой. Работа с рабочей тетрадью. Составить словарь раздела. | ||||||||||||||||||
668 | Международные отношения. | 1ч. | Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Балканские войны. II Интернационал. | Работа с картой. Рабочая тетрадь. Подготовка к тесту. | ||||||||||||||||||
669 | Повторение и обобщение знаний «Всеобщая история. История Нового времени 1800 - 1900 гг.» | 1ч. | Тестирование. Понятийный диктант. | |||||||||||||||||||
770 | Контрольная работа №4 «Всеобщая история. История Нового времени 1800 -1900 гг.»^ | 1ч. | Контрольная работа. | |||||||||||||||||||
История Брянского края с древнейших времен до конца XVIII века | 35ч. | |||||||||||||||||||||
71 | Введение в историю Брянского края | 1ч. | Введение в историю Брянского края. Наша малая Родина - Брянская земля. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
72 | Первые люди на Брянской земле. Палеолит (Древнекаменный век) | 1ч. | Кремневые орудия труда и охоты (ручные рубильца, скрёбла, остроконечники копий). Первые люди на Брянской земле. Ранний палеолит. Поздний палеолит. Охотники на мамонта. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
73 | Мезолит и неолит (средний и новый каменный век) | 1ч. | Мезолит (др. греч. Средний камень) - период между палеолитом и неолитом. Неолит (др. греч. «новый» «камень») - новокаменный век, последняя стадия каменного века. | Составление плана-конспекта по теме | ||||||||||||||||||
74 | Бронзовый век | 1ч. | Ранний бронзовый век. Индоевропейцы. Поздний бронзовый век. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
75 | Ранний железный век | 1ч. | Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века в Брянском крае. Праславяне-венеды. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
76 | Древние славяне | 1ч. | Эпоха Великого переселения народов. Анты. | Составление таблицы | ||||||||||||||||||
77 | Славянские племенные союзы VIII-X веков на территории Брянского края | 1ч. | Славянские племенные союзы VIII - X веков на территории Брянского края. Возникновение племенных союзов. Варяги и русы. | Работа с историческими источниками. Защита групповых работ. | ||||||||||||||||||
78 | Возникновение Русского государства. Основание Брянска | 1ч. | Возникновение Русского государства. Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространения христианства в Брянском крае. Основание Брянска. | Составление плана-конспекта. Фронтальный опрос. | ||||||||||||||||||
79 | Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц | 1ч. | Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. Административно-территориальное деление. Политическая история Брянского края XI-первой трети XIII веков. | Исторический диктант. Фронтальный опрос. | • | |||||||||||||||||
80 | Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI-XIII веков | 1ч. | Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI - XIII веков. Торговля, торговые пути и денежное обращение. | Защита групповых работ. Работа с исторической картой. | ||||||||||||||||||
81 | КуКультура населения края в домонгольский период | 1ч. | Культура населения края в домонгольский период. | Тестирование. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
82 | Правление дома Михаила Черниговского | 1ч. | Правление дома Михаила Черниговского. Князь Роман Михайлович Старый. Олег Романович, преподобный благоверный великий князь. | Оценка групповой работы. Защита рефератов. | ||||||||||||||||||
83 | Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве | 1ч. | Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Поединок Александра Пересвета с Челубеем. К истории | Составление развернутого плана по теме. Работа с историческими | ||||||||||||||||||
потери независимости и прекращения существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии. | источниками. | |||||||||||||||||||||
84-85 | Брянский край в составе Великого княжества литовского и русского в конце XIV - начале XV веков | 2ч. | Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в первой половине XV века. Стародубское удельное княжество во второй половине XV"начале XVI веков. Трубецкое княжество во второй половине XV - начале XVII веков. Брянский край во второй половине XV-начале XVI веков. Население Брянского края во второй половине XIII -начале XVI веков. | Защита групповых работ. Работа с исторической картой. | ||||||||||||||||||
86 | Культура Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков | 1ч. | К истории культуры Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков (живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, денежное обращение). | Презентация проектов | ||||||||||||||||||
87 | Административное устройство Брянского края в XVI-XVII вв. | 1ч. | Административное устройство Брянского края в XVI-XVII вв. Города и городки. Села, деревни и острожки. | Защита групповых работ. Работа с исторической картой. | ||||||||||||||||||
88 | Православные монастыри в XV 1-ХVII веках | 1ч. | Православные монастыри в XVI-XVII веках. | Презентация проектов | ||||||||||||||||||
89 | Военно-политическая история края в XVI-XVII веках. Смута. | 1ч. | Век нескончаемых войн. Борис Годунов. Начало Смуты. Первый самозванец. Второй самозванец. Конец Смуты. После Смуты. | Оценка групповой работы. Защита рефератов. | ||||||||||||||||||
90 | Польско-казацкие войны и польско-русские войны. | 1ч. | Польско-казацкие войны и польско-русские войны | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
91 | Церковный раскол и старообрядчество на территории края | 1ч. | Церковный раскол и старообрядчество на территории края. Старообрядчество -совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650 -х - 1660-х гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. | Оценка групповой работы. Защита рефератов. | ||||||||||||||||||
92 | Брянский край в конце XVII века | 1ч. | Брянский край в конце XVII века. | Составление развернутого плана по теме. Работа с историческими источниками. | ||||||||||||||||||
93-94 | Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке | 2ч. | Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. Население. Сословия. Поселения. | Тестирование. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
95 | Брянский край в период Северной войны | 1ч. | Брянский край в период Северной войны. Начало Северной войны. Шведское вторжение на Брянщину. | Защита групповых работ. Работа с исторической картой. | ||||||||||||||||||
96 | Брянское Адмиралтейство и флотилия | 1ч. | Брянское Адмиралтейство и флотилия. | Индивидуальные задания | ||||||||||||||||||
97 | Брянский Арсенал | 1ч. | Брянский Арсенал. Промышленное развитие Брянщины. | Презентация групповых работ | ||||||||||||||||||
98 | Экономическое состояние Брянского края в XVIII веке. Ремесленное производство и зарождение промышленности. | 1ч. | Экономическое состояние Брянского края в XVIII в. Ремесленное производство и зарождение промышленности. Торговля и торговые пути. | Тестирование. Самостоятельная работа с текстом учебника. | ||||||||||||||||||
99 | Экономическое состояние Брянского края в XVIII веке. Торговля и торговые пути. | 1ч. | Индивидуальные задания. | |||||||||||||||||||
100 | Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями | 1ч. | Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
101 | Система светского и духовного образования в Брянском крае в XVIII веке. Литература в XVIII веке на Брянщине. | 1ч. | Культура и быт населения края в XVIII веке. Система светского и духовного образования в Брянском крае в XVIII веке. Литература в XVIII веке на Брянщине. Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII столетии. Архитектура Брянского края в XVIII веке. Дворянские усадьбы XVIII века на Брянщине. | Презентация групповых работ | ||||||||||||||||||
102 | Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII столетии. | 1ч. | Самостоятельная работа с текстом учебника. Составление таблицы | |||||||||||||||||||
103 | Архитектура Брянского края в XVIII веке. Дворянские усадьбы XVIII века на Брянщине. | 1ч. | Презентация групповых работ | |||||||||||||||||||
104 | Контрольная работа №5 «История Брянского края с древнейших времен до конца XVIII века». | 1ч. | Контрольная работа | |||||||||||||||||||
105 | Итоговое повторение и обобщение «Россия и мир в XIX веке». | 1ч. |
Содержание тем учебного курса «История России в XIX веке» 8 класс 40 часов.
Раздел 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (16 ч)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзит-ский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движе-ние. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Развитие образования в первой половине XIXв., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигуб-ского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропи-нин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Ворони-хин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Основные понятия темы
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предприниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)
Раздел 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (24 ч)
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70— 80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра П. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80—90~е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Выш-неградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
»
Основные понятия темы /
Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «Новая история 1800 - 1900 гг.» (30 ч)
Введение (1 ч)
Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества, классический капитализм: свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. Становление индустриального общества. (8 ч).
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Мополистический капитализм или империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Измения моды, новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм - марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернщтейн. I Интернационал Тема 2. Строительство новой Европы (9 ч).
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонарпата. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Революция 1848 г.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.
Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (5 ч). Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II -«человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала.
Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое советское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость
страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки(3 ч).
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч).
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.
Тема 6. Международные отношения в конце XIX - начале XX в. (1 ч).
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны - пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений. Повторение (1 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «История Брянского края с древнейших времен до конца XVIII века» (35 ч.)
Введение в историю Брянского края. Наша малая Родина - Брянская земля.
Кремневые орудия труда и охоты (ручные рубильца, скрёбла, остроконечники копий). Первые люди на Брянской земле. Ранний палеолит. Поздний палеолит. Охотники на мамонта.
Мезолит (др. греч. Средний камень) - период между палеолитом и неолитом. Неолит (др. греч. «новый» «камень») - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Ранний бронзовый век. Индоевропейцы. Поздний бронзовый век. |
Скифское влияние на население Брянского края. Племена раннего железного века в Брянском крае. Праславяне-венеды. Эпоха Великого переселения народов. Анты.
Славянские племенные союзы VIII - X веков на территории Брянского края. Возникновение племенных союзов. Варяги и русы.
Возникновение Русского государства. Включение славянских земель в состав Руси. Начало распространения христианства в Брянском крае. Основание Брянска. Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. Административно-территориальное деление. Политическая история Брянского края XI-первой трети XIII веков. Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI - XIII веков. Торговля, торговые пути и денежное обращение.
Культура населения края в домонгольский период.
Правление дома Михаила Черниговского. Князь Роман Михайлович Старый. Олег Романович, преподобный благоверный великий князь.
Брянские земли в политике Литвы и Москвы. Брянцы в Куликовской битве. Поединок Александра Пересвета с Челубеем. К истории потери независимости и прекращения
существования Брянского княжества. Карачевское княжество в XIV столетии.
Великое княжество Литовское и Русское. Общая характеристика. Битва при Ворскле. Брянское удельное княжество и повет в составе Великого княжества Литовского и Русского в первой половине XV века. Стародубское удельное княжество во второй половине XV-начале XVI веков. Трубецкое княжество во второй половине XV - начале XVII веков. Брянский
край во второй половине XV-начале XVI веков. Население Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков.
К истории культуры Брянского края во второй половине XIII - начале XVI веков (живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, денежное обращение).
Административное устройство Брянского края в XVI-XVII вв. Города и городки. Села, деревни и острожки.
Православные монастыри в XVI-XVII веках.
Век нескончаемых войн. Борис Годунов. Начало Смуты. Первый самозванец. Второй самозванец. Конец Смуты. После Смуты. Польско-казацкие войны и польско-русские войны
Церковный раскол и старообрядчество на территории края. Старообрядчество - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции,
отвергающих предпринятую в 1650 -х - 1660-х гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу.
Брянский край в конце XVII века.
Административные перемены на территории Брянского края в XVIII веке. Население. Сословия. Поселения. Брянский край в период Северной войны. Начало Северной войны. Шведское вторжение на Брянщину. Брянское Адмиралтейство и флотилия. Брянский Арсенал. Промышленное развитие Брянщины.
Экономическое состояние Брянского края в XVIII в. Ремесленное производство и зарождение промышленности. Торговля и торговые пути.
Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.
Культура и быт населения края в XVIII веке. Система светского и духовного образования в Брянском крае в XVIII веке. Литература в XVIII веке на Брянщине. Музыкальное искусство и живопись Брянского края в XVIII столетии. Архитектура Брянского края в XVIII веке. Дворянские усадьбы XVIII века на Брянщине.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса учащиеся должны: знать/понимать
S основные этапы и ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории; S важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; S изученные виды исторических источников; уметь
S соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
S использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; S показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; S рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)
S соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
V объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры; S использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни
Перечень учебно-методического обеспечения
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2011.
- Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина ЛМ, Всеобщая история 1800-1900. История нового времени, учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение9 2014.
- Поляков Г.П, Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времен до конца XVIII века. Учебное пособие для 8 кларса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Ф. Блохина. - Брянск: Издательствл «Курсив», 2012.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Рабочая тетрадь по истории России 21 век. В двух выпусках.-М.,просвещение,2008. -В.В.Барабанов. История России с древнейших времен до конца 20в.: Учебно-справочное пособие.-М.5Изд. ACT-АСТРЕЛЬ?2003.-493с. -М.В.Короткова. история России 19 в.:дидактические материалы.-М.,Дрофа,2002.
-Л.М.Ляшенко. история России 19 век. 8 класс: Учебно-методическое пособие.-М.? Дрофа,2000.-192с. -А.Т.Степанищев. история России : 9-20вв.:Схемы.-М.,ВЛАДОС2001 .-352с.
-А.Я.Юдовская,Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: 1800-1913: 8 класс:Пособие для учителя.-М.,Просвещение,2002.-206с.
-А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913:8 ют в 2-х выпусках.-М..просвещение.2008.
В.С.Грибов. Задания по новой истории для самостоятельной работы учащихся 7-8 классы.-М.ДНкольная пресса,2004.-80с.-(«Преподавание истории и обществознания в школе. Библиотека журнала»;вып.23.)
-Г.М.Плоткин. Текстовые задания по отечественной и всеобщей истории:5-11 кл.:Пособие для учителя-М.,Просвещение,2002.-94с. -К.В.Волкова. Тесты по Новой истории/к учебнику А.Я.ЮдовскойД.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной «Новая история.1800-1913». 8 класс.?-М^ Просвещение/ - Издательство «Экзамен»,М.92006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 1 «Россия в 1800-1815 годах».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 2 «Россия в 1814-1825 гг.»
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)
Рабочая программа по истории 6 класс (Донской, Агибалова/Данилов, Косулина)...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 3 «Россия в период правления Николая I».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Рабочая программа по истории 8 класс Юдовская, Арсентьев, Данилов
Рабочая программа разработа по УМК Юдовской по истории 1800-1900 годов и УМК по истории России Арсентьев, Данилов...