Интегрированный урок в 9 классе (история - биология) по теме "Великий террор 1930 - х годов и развитие генетики"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Материал урока дает наиболее полное представление о репрессиях 1930 - х годов, характеризует  развитие и положение науки в данный период.  Информация  полезна как для  учителей для подготовки к урокам, так и для учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  в 9 классе

(история – биология)

Тема: «Великий террор 1930 – х годов и  развитие генетики».

Цель: актуализировать знания учащихся  о роли репрессий в политике советского государства в 1930 – е г.г..  Выяснить причины,  масштабы, последствия репрессий. Углубить знания учащихся о сложной и противоречивой обстановке в науке на примере генетики. Воспитать уважение учеников к историческому прошлому своего народа через переживания к судьбам конкретных людей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, карта, презентации учащихся и учителей.

Тип урока: изучение нового материала через постановку учебно – исследовательского задания.

Основные понятия: «великий террор», репрессии, культ личности, генетика.

Ход урока.

“Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад,  не повторялось…”

(Р. Рождественский)

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителей  Сдобниковой Е.М. и Лопаткиной О.В.

Сдобникова Е.М.

Тема нашего урока «Великий террор»  1930 х  – годов и  развитие генетики». К данной теме мы обратились не случайно. Она  продолжает оставаться актуальной, поскольку  в истории не нашли однозначного объяснения ни причины репрессий, ни их последствия. До недавнего времени отдельные страницы российской истории  вообще тщательно замалчивались. К ним относятся и репрессии 30-50-х годов. Своего апогея это беззаконие достигло в 1937  - 1938 – м годах . Был перекрыт рекорд политического террора: по материалам НКВД было вынесено смертных приговоров – приговорено к расстрелу – 353 тысячи 680 человек. Всего по политическим мотивам в эти годы было арестовано около 5 миллионов человек. Поэтому в 2007 и 2008 годах  об этих событиях говорят особо, это 70 лет с  момента гибели огромного числа  людей. А  30 октября –  объявили  Днем памяти жертв политических репрессий.

Лопаткина О.В.

Не миновало это и науку. Были репрессированы многие ученые, составлявшие научную элиту того времени.

Сдобникова Е.М.

Запишите тему урока.

Итак, цели урока:  охарактеризовать экономическое положение СССР в 1930 – годы, выяснить причины, масштабы, последствия репрессий. Проследить на конкретных примерах, как данные события отразились на судьбе известных ученых.

В течение урока ученики выполняют   учебно – исследовательское задание:

1. Составить опорный конспект

2. Заполнить таблицу: «Ученые  - генетики в 1930 – х годах»

Имя ученого

Достижения и открытия

Кто из ученых подвергся репрессиям?

  1. Выделить итоги  и последствия репрессий.

Сдобникова Е.М.

Ученикам класса были даны творческие задания, которые помогут нам в изучении нового материала.  Ребята сейчас представят нам результаты своей работы, а  вы ( ученики класса)  в течение выступления учеников  составляете опорный конспект в тетради.

  1. Выступление учащихся  с предварительно подготовленными творческими заданиями.

СЛ. А.  Экономическое положение СССР в 1930 – е  г.г. (Марченко В. )

СЛ. Я  попыталась  охарактеризовать экономическое положение СССР в 30-х г.  XX века.

СЛ.  В 1930 -  годы в советском обществе была особая атмосфера. В  СССР строили единственное в мире справедливое  общество.  С небывалым энтузиазмом люди ехали на стройки,  возводили Днепрогэс и метрополитен в Москве, тракторные заводы и железнодорожные магистрали, гидро и электростанции. В результате индустриализации СССР по развитию тяжелой промышленности вышел на 1 место в мире. Но одновременно с достижениями были и большие просчеты: на проведение индустриализации у государства не было денег, поэтому огромные средства выкачивались из деревни, продавали сырьевые ресурсы, построенные заводы простаивали, т.к. не было квалифицированных рабочих.

СЛ. Надо сказать, что в сельском хозяйстве положение было еще более сложным . В результате  проведения сплошной коллективизации в стране начался голод в 1933 г., выступления  крестьян. И лишь к 1936 году наметилось  некоторое улучшение.

Индустриализация и коллективизация показали, что в стране  не хватает квалифицированных работников. СЛ. Поэтому одним из главных лозунгов партии стал «Кадры решают все», а важнейшим направлением в политике государства  - проведение культурной революции, ликвидация неграмотности. Значительной реорганизации подверглась система высшего образования, увеличилось число вузов и научно – исследовательских институтов.

                                                              (оценка)

Сдобникова Е.М.

Таким образом, по итогам индустриализации, коллективизации, культурной революции были как успехи, так и недостатки. Все достижения советского общества приписывались Сталину, а допущенные просчеты характеризовались как итог действий затаившихся «врагов народа».  И Белоконь Дима расскажет нам о теоретическом обосновании террора и  его причинах.

Б. Великий террор          (Муцураева Л.)

Со времени гражданской войны расправы с идейными и политическими противниками для большевиков были обычной практикой. Однако с конца 20 – х годов масштабы репрессий начали стремительно увеличиваться. Теоретическим их обоснованием стал выдвинутый И.В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере  построения социализма.

В историографии рассматриваются различные причины репрессий:

1. По мнению Л.Д. Троцкого, репрессии были связаны со становлением нового правящего класса в СССР – высшего звена чиновников и управленцев.

2. Западные ученые рассматривали перемены в политической и экономической жизни СССР под углом зрения исторических традиций России, попыток модернизаций, которые осуществлялись сверху жестокими методами (например, Ивана грозного, Петра 1)

3. В отечественной науке репрессии связывались преимущественно с личными качествами Сталина. Отмечались его крайняя подозрительность, стремление к установлению абсолютной личной власти, нетерпимость к любой оппозиции. Данная точка зрения  обоснована в материалах 20 съезда КПСС  в 1956 г.

В 1934 году убили С.М. Кирова – руководителя ленинградской партийной организации. Обстоятельства и мотивы этого убийства остаются спорными, однако оно и создало предлог, повод для резкого ужесточения законодательства.

                                           (оценка)

Сдобникова Е.М.

К чему это все привело, каковы  были масштабы политического террора?

 Данный вопрос изучала Романько Соня.

Сл. В. Масштабы политического террора     (Романько С.)

СЛ. Точные масштабы репрессий до сих пор не установлены. По примерной оценке, с 1930  по 1950 годы к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Лагеря прошли 18 млн. человек, в том числе около пятой части осужденных – по политическим статьям.

Все репрессированные делились на 3 категории. (они представлены на презентации).

Сл. В 1937 – 1938 годах репрессии обрушились на руководящие кадры партии и Советского государства, верхушку армии, членов зарубежных секций Коминтерна.  Прошли судебные процессы над соратниками Ленина – членами руководства партии большевиков Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым.

    Самая многочисленная категория заключенных     состояла из контрреволюционеров,   представителей духовенства, бывших офицеров, чиновников, казаков.

Из 1967 делегатов состоявшегося в 1934 году 17 съезда ВКП(б), было репрессировано 1108 человек.

Сл. В 1937 – 1938 гг. руководство Красной Армии. Во главе с маршалом М. Н. Тухачевским

подверглось репрессиям.

Около 10 тыс. высших офицеров были брошены

в лагеря или казнены, 20 тыс. обвиненных

в связях с «заговорщиками» исключили из партии.

Сл. В презентации я привела  цифры, показывающие масштабы репрессий в Кавказском округе по возрастному и  СЛ.  социальному составу.

Сл. С 1937-1938 по политическим обвинениям было арестовано 1 млн. 700тыс. человек, не менее 425 тыс. из них было расстреляно.

Сл. В репрессиях пострадали люди разных национальностей.

Были репрессированы рабочие и служащие, конструкторы, писатели, ученые.

                                  (оценка)

 4. Выступление Лопаткиной О.В. по теме «Ученые – генетики в период репрессий».

Заполнение таблицы:  «Ученые  - генетики в 1930 – е  г.г.»

Имя ученого

Достижения и открытия

Кто из ученых подвергся репрессиям?

5. Учитель Сдобникова Е. М.:   выделить итоги и последствия репрессий.

Работа учащихся по учебнику «История России» стр. 154 – 156.

Учащиеся делают выводы.

  1. Установлена система государственного контроля над всеми сферами жизни общества.
  2. Существовала духовная изоляция советского народа от зарубежных стран.
  3. В СССР сложился духовный климат всеобщей подозрительности, постоянного поиска затаившихся врагов и агентов зарубежных разведок.
  4. Репрессировано большинство членов  руководства партии, госаппарата, армии, деятелей науки, образования: ……..
  5. Подобная политика руководства СССР нанесла большой урон престижу и авторитету страны на международной арене.
  6. В СССР замедлилось развитие науки. Генетики, примерно, на 20 лет.

Сдобникова Е.М.

В последние годы в память о погибших  в период репрессий  по всей России  возводятся памятники.  Сл. 25 июля  2008 г.  на Соловках,  где размещался лагерь особого назначения прошел  Крестный ход. Начался он  с освящения Поклонного креста у стен кремля Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Крест изготовлен в монастырской Кресторезной палате из сибирского кедра по традициям Русского севера. Высота креста - 12,5 метра, ширина - 7,5 метров.

Сл. В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох близ города Медвежьегорск (Карелия)  экспедиция общества Мемориал вскрыла тайные захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1938 годов. Всего на площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям.

Сл. Согласно архивным данным, с 11 августа 1937 года по 24 декабря 1938 года на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей (русских, карелов, финнов, украинцев, белорусов, татар, удмуртов, евреев, цыган, немцев, поляков и др.).

Сл. Для того, чтобы представить масштабы репрессий, мы сейчас с вами посмотрим на карту бывшего Советского союза.  Вы видите города, в которых увековечена память жертвам репрессий. Как видите на карте просто нет «живого места», репрессии не обошли стороной не один город.

Сл. Я думаю, что мы сегодня тоже почтим память людей, погибших в это страшное время.

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память. Я хочу обратиться к словам Роберта Рождественского  

“Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той, что была на нашей земле более полувека назад не повторялось».

Словарь:

Репрессия (< позднелат. repressio подавление) – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.
Репрессивный – карательный, имеющий целью подавить, пресечь что-либо.
Репрессировать – подвергать репрессии.

Современный словарь иностранных слов. – С. - Петербург, 1994. –с. 527.

Культ личности – восхваление лидера, создание такой обстановки в стране, когда все успехи общества связываются исключительно с его деятельностью.

Выставление оценок в дневник.

Д/З  параграф 19,   таблица в тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий террор

Слайд 2

Причины репрессий По мнению Л.Д. Троцкого, репрессии были связаны со становлением нового правящего класса в СССР – высшего звена чиновников и управленцев. В отечественной науке репрессии связывались преимущественно с личными качествами Сталина. Отмечались его крайняя подозрительность, стремление к установлению абсолютной личной власти, нетерпимость к любой оппозиции. Данная точка зрения обоснована в материалах 20 съезда КПСС в 1956 г. Западные ученые рассматривали перемены в политической и экономической жизни СССР под углом зрения исторических традиций России, попыток модернизаций, которые осуществлялись сверху жестокими методами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масштабы политического террора. Руководитель: Сдобникова Елена Михайловна Выполнила Романькова Софья 9 Б класс МОУ СОШ №2

Слайд 2

- 1950 г.г. - к смертной казни приговорено – 800 тыс. человек Лагеря прошли - 18 млн. человек.

Слайд 3

Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938 гг. после убийства в 1934г. Руководителя ленинградской партийной организации С. М. Кирова. Первая массовая категория - люди, арестованные по политическим обвинениям и приговоренные государственными органами к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или сосланные в ссылку. Другая массовая категория репрессированных по политическим мотивам -крестьяне, административно высланные с места жительства. Третья массовая категория жертв политических репрессий - народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь и Среднюю Азию.

Слайд 4

Самая многочисленная категория заключенных состояла из контрреволюционеров, представителей духовенства, бывших офицеров, чиновников, казаков. Репрессии обрушились на руководящие кадры партии и Советского государства, карательных органов и членов зарубежных секций Коминтерна. Проводились регулярные чистки партийных рядов от сторонников оппозиционных взглядов. Из 1967 делегатов состоявшегося в 1934 году 17 съезда ВКП(б), было репрессировано 1108 человек. . В 1935 – 1938 гг. был разгромлен и уничтожен весь аппарат власти и управления.

Слайд 5

Многие ведущие ученые и конструкторы также оказались пленниками ГУЛАГа. Судили за нарушение паспортного режима, за бродяжничество, за опоздание или самовольную отлучку с работы, за уклонение от мобилизации для работы на производстве. Распространилась система принудительного труда и жесткого контроля далеко за границы лагерей и спецпоселений. В 1937 – 1938 гг. руководство Красной Армии. Во главе с маршалом М. Н. Тухачевским подверглось репрессиям. Около 10 тыс. высших офицеров были брошены в лагеря или казнены, 20 тыс. обвиненных в связях с «заговорщиками» исключили из партии.

Слайд 6

В числе обвиняемых - женщин – 6927. Кавказский округ. По возрастному составу и полу: от 18 до 24 лет 20039 от 25 до 30 лет 19097 от 31 до 40 лет 23299 от 41 и старше 25342 - - - - Итого 88130 :

Слайд 7

Кавказский округ. По социальному составу Бывшие кулаки 370422 «Бывшие» люди (помещики, дворяне, торговцы, жандармы и т.п.) 114674 Служители религ иозного культа 33382 Домохозяйки, иждивенцы и пенсионеры 13281 Служащие 134989 Единоличники 27209 Колхозники 41617 Рабочие 45706 Красноармейцы и мл. начсостав 6689 Комсостав 7650 Сотрудники НКВД 3837 итого : 936750 человек

Слайд 8

Репрессировано по национальному составу. Славяне – 63 346 Русские, белоруссы – 60 875 Поляки – 2201 Эстонцы – 561 Латыши – 460 Литовцы – 208 Армяне – 1333 Грузины – 2021 Осетинцы – 148 Кабардинцы – 167

Слайд 9

1.700 тысяч и не менее 425 тысяч из них были расстреляны. человек С 1937-1938 по политическим обвинениям было арестовано


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памяти погибших в репрессиях

Слайд 2

25 июля 2008 г. Соловки Территория лагеря Вышка

Слайд 3

Сандормах На площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям. с 11 августа 1937 года по 24 декабря 1938 года на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей (русских, карелов, финнов, украинцев, белорусов, татар, удмуртов, евреев, цыган, немцев, поляков)

Слайд 5

Тверская область Жертвам репрессий Жертвы репрессий Казахстан

Слайд 6

Магадан. Маска скорби. Соловки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экономическое положение СССР в 1930-е годы. Выполнили ученицы 9 «Б» класса МОУ СОШ №2 Марченко Виктория Муцураева Лилия Руководитель: Сдобникова Елена Михайловна .

Слайд 2

Цель: Охарактеризовать экономическое положение СССР в 30-х г. XX века; проанализировать феномен первых советских пятилеток.

Слайд 3

Индустриализация Положительная сторона: Быстрый рост промышленности; новые гидро- и электростанции; выросли новые города; к 1937 г. СССР полностью обеспечивал себя промышленностью; в Москве началось строительство метрополитена; СССР занял 1 место в мире по производству промышленности; к 1931 г. безработных не было. Отрицательная сторона : Огромные средства выкачивались из деревень; высокие налоги; уменьшение зарплаты; построенные заводы простаивали, т.к. на них некому было работать; использование труда заключённых.

Слайд 4

Итоги коллективизации. Голод 1933 года. Раскулачивание крестьян. Не желающих крестьян вступать в колхозы арестовывали и высылали в отдалённые районы Урала, Казахстана, Сибири и Крайнего Севера. В 1932 принят закон «О семи колосках» Улучшения к 1935-1936 г. Отмена карточной системы. Чёткие нормы поставок зерна государству. Разрешены приусадебные участки. Снижение цен на продукты питания. С голодом покончено.

Слайд 5

Культурная революция в СССР. В 1919 г. принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Созданы ликбезы. В 1930 г. повсеместно введено обязательное образование. Ликвидация рабфаков. Развитие науки. Число вузов к началу 1940-х г. насчитывало 4,6 тыс. В городах и рабочих посёлках открылось 3,6 тыс. новых школ, в сельской местности – около 15 тыс. К концу 1930-х г. в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".

Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...

Интегрированный урок информатики и истории по теме "Берлинская операция 1945 года" с использованием ЭОР.

методические рекомендации и план- конспект для интегрированного урока истории и нформатики в 9 классе....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .

Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний  по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений  знакомятся с интересным историческим...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»

Задачи урока: образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; по...