Повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно - практической работы в 11 классе по теме "Решающие сражения Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Данный урок направлен на актуализацию и контроль знаний учащихся, их подготовку к ЕГЭ,  формированию мировоззрения    в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablitsa.doc1.6 МБ
Microsoft Office document icon 11_kl_istoriya.doc113 КБ
Файл reshayushchie_srazheniya_vov.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по истории. 11 класс.

Базовый уровень.

Программа:  Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX – начало XXI века. М.:Русское слово. 2012.

Учебник: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История России. XX – начало XXI века. М.:Русское слово. 2013.

Региональный компонент: А.И.Кругов «Ставропольский край в истории России (конец 18 – начало 21 века). М. Русское слово. 2006.

Тема «Решающие сражения Великой Отечественной войны».

Тип урока: повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно – практической работы.

Технология: развивающего обучения, критического мышления.

Методы: деятельностный метод обучения, проблемное изложение, метод представления материала одновременно в словесной, знаково – символичной формах, визуализация материала, практико – ориентированное применение материала.

Цели:

- оптимизация учебного процесса;

- повышение уровня учебной мотивации;

- освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.

Компетенции:

 Предметная

-  изучение обучающимися событий Великой Отечественной войны, формирование представления о периодизация Великой Отечественной войны, коренном переломе в войне. Определение значения  битвы под Москвой, Сталинградом, на Орлово – курской дуге, Днепре, Берлинской операции. Преобразование и применение  научного знания в социально – проектных ситуациях. Освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.

Метапредметная

-  развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические  положения и понятия, участвовать в дискуссии,  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

- активизировать учебную деятельность учащихся;

- формировать умения работать с картой, с историческими документами.

Личностная

-  способствовать:

  • формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
  •  формированию чувств патриотизма и сопричастности к истории Отечества.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ключевые понятия и названия:  этапы Великой Отечественной войны, битва за Москву, операция «Тайфун»,  Сталинградская битва, операция «Уран», Курская дуга, битва за Кавказ, битва за Днепр, Берлинская операция.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Методическое обеспечение.

  •  Карта «Великая Отечественная война».
  • Карта «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942 года».
  • Карта «Сталинградская битва».
  • Карта «Битва за Днепр».
  • Дополнительная информация  (пакет документов).  
  • Мультимедийная презентация урока  «Решающие сражения  Великой Отечественной войны».
  • Атласы.
  • Интернет – ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к работе.
  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

      4. Повторение  материала и организации самостоятельной    работы учащихся по его осмыслению и усвоению.

      5. Закрепление изученного  материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.

      6. Рефлексия

      7. Подведение итогов урока с выставлением оценки отдельным учащимся за работу в течение всего урока, задание для самоподготовки.

Этапы урока

№ п/п

Содержание этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Преподаватель проверяет

готовность учащихся  к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

Преподаватель:

Наш урок посвящен  важнейшему событию в истории российского  государства. Еще вчера мы считали, что многие ценности  общественной жизни  точно определены и пересмотру не подлежат.  Однако жизнь нас поставила в очень жесткие рамки. Характеристика ситуации дана В.В.Путиным в Послании Федеральному собранию в декабре 2013 года: «Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии».

Вопросы учащимся:

1. Я хочу обратиться к стихам  В.И.Лебедева – Кумача «Священная война» и плакату И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!», а вам предлагаю сформулировать тему урока

Преподаватель читает стихи и демонстрирует слайд с плакатом «Родина – мать зовет».

2. Я предлагаю вам говорить не вообще о войне, так как это необъятная тема, а охарактеризовать ее основные этапы и сражения. Поэтому предлагаю вам уточнить тему.

Формулируют тему урока «Великая Отечественная война».

Уточняют тему «Решающие сражения Великой Отечественной войны».

2

Этап подготовки учащихся к работе

Преподаватель:

Вопросы учащимся:

1. Перечислите, какие крупные сражения ВОВ вы знаете?

2. В течение ВОВ таких битв было несколько.  И  каждую мы изучали по определенному алгоритму. Вспомните и назовите основные критерии характеристики военного сражения.

3. Подумайте и предложите,  в какой форме лучше всего систематизировать  факты, связанные с данными событиями.  

Перечисляют битву за Москву, Сталинградскую битву, форсирование Днепра и др.

Дата, цели, командующие войск, ход сражения, итоги

В результате обсуждения делают вывод, что это должна быть хронологическая таблица.

3

Актуализация субъектного опыта учащихся

Преподаватель:

Вопросы учащимся:

1. На основе выше сказанного предлагаю сформулировать цель урока.

В результате обсуждения формулируют цели:

- систематизировать исторический материал, связанный с решающими сражениями ВОВ и представить его в форме хронологической таблицы.

4

Повторение  материала и организация самостоятельной    работы учащихся по его осмыслению и усвоению.

Преподаватель:

Вопросы учащимся:

Предлагаю вам определить основные параметры таблицы:

 - какие сражения необходимо рассмотреть,

-   выделите критерии систематизации материала.

В результате обсуждения и рассмотрения различных вариантов  предлагают заполнить  следующую таблицу:

Вопросы для сравнения

Решающие сражения Великой Отечественной войны

Битва за Москву

Сталинградская битва

Курская дуга

Битва за Кавказ

Битва за Днепр

Берлинская операция

Даты

Цели сторон

Главнокомандующие советских войск

Карты боевых действий

Итоги и значение

Преподаватель:

Используя полученные знания, материал учебника (параграфы 23-27),  материал  учебника А.И.Кругова  «Ставропольский край в истории России»,  дополнительный материал (приложение 1, 2),  заполните таблицу.

Учащиеся класса разделены на 4 группы, каждая их которых получает задание:

1 – ая группа  определяет цели сторон в битвах и точно называет даты сражений.

2 – ая группа систематизирует материал, определяя главнокомандующих советских войск и карты боевых действий.

3 – ья группа определяет итоги и  значение каждой их битв.

Учащиеся работают с таблицей.

5

Закрепление изученного  материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.

Преподаватель:

1. Каждая группа представляет итоги своей работы, вместе  данная работа оценивается.

2.  С целью проверки знаний  и «отработки» заданий ЕГЭ выполнить  проверочные тесты (время  10 минут) (приложение 3)

Проверка и комментирование выполненного задания

Группы представляют свою работу и оформляют таблицу (таблица)

Выполняют тесты индивидуально

Учащиеся называют ответы, сравнивают их с правильными и оценивают свою работу.

6

Рефлексия

Преподаватель:

  1. Что сегодня вы узнали?
  2. Что для вас имело наибольший интерес?
  3. Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднение?
  4. Чему вы на уроке  научились?
  5. Что у вас получилось?
  6. Как наглядно и практически возможно использовать таблицу

Учащиеся отмечают, что на уроке восстановили в памяти необходимые даты, имена, термины, систематизировали свои знания. Закрепили умения и навыки по решению заданий ЕГЭ. В результате получили таблицу с важной информацией и ее можно оформить в виде газеты и поместить в классный уголок

7

Итог урока, задание для самоподготовки.

Выставление оценок.

Д/З: повторить хронологию событий ВОВ, выполнить задание по типу задания ЕГЭ № 40 (политические деятели: Сталин И.В., К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Г.К.Жуков или другие известные военачальники периода ВОВ)

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 города Ставрополя 11 класс. История. Повторительно - обобщающий урок. Подготовила и провела Е.М.Сдобникова, учитель истории и обществознания Ставрополь - 2015

Слайд 2

Послание президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию. Декабрь 2013 год. «Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии».

Слайд 3

Тема урока «Решающие сражения Великой Отечественной войны»

Слайд 4

систематизировать исторический материал, связанный с решающими сражениями ВОВ и представить его в форме хронологической таблицы. Вопросы для сравнения Решающие сражения Великой Отечественной войны Битва за Москву Сталинградская битва Курская дуга Битва за Кавказ Битва за Днепр Берлинская операция Даты Цели сторон Главнокомандующие советских войск Карты боевых действий Итоги и значение Цель урока:

Слайд 5

РАБОТА ГРУПП 1 – ая группа определяет цели сторон в битвах и точно называет даты сражений. 2 – ая группа систематизирует материал, определяя главнокомандующих советских войск и карты боевых действий. 3 – ья группа определяет итоги и значение каждой их битв.

Слайд 6

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 1. Вторая мировая война началась 23 августа 1939г. 2) 1 сентября 1939г. 3) 28 сентября 1939г. 2. Великая Отечественная война началась 1 сентября 1939г 2) 21 июня 1940г 3) 22 июня 1941г. 3. В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под командованием генерала 1) П.М. Гаврилова 2) Д.Г. Павлова 3) И.В. Панфилова 4. По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте советского города Киева 2) Москвы 3) Смоленска 5. Главный итог битвы за Москву 1) переход стратегической инициативы в руки советского командования 2) открытие II фронта 3) срыв плана гитлеровского командования «молниеносной войны» Ответ: 23323

Слайд 7

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 6. В каком ряду названы битвы и сражения, относящиеся к периоду коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны 1) снятие блокады Ленинграда, освобождение Крыма 2) форсирование Днепра, Харьковская операция 3) Сталинградская битва, битва на Орловско-Курской дуге 7. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу защитников Москвы 2) Ленинграда 3) Севастополя 8. План контрнаступления советских войск под Сталинградом имел кодовое название «Уран» 2) «Тайфун» 3) «Цитадель» 9. Какая военная операция получила название «Огненная дуга»? 1) Курская битва 2) снятие блокады Ленинграда 3) сражение за Сталинград 10. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось 1) 12 июля1943г. в районе пос. Прохоровка 2) 18 декабря 1942г. в районе г. Котельникова 3) 17 августа 1943г. на Сицилии Ответ: 32111

Слайд 8

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 11. Укажите выдающихся полководцев Великой Отечественной войны 1) А. А. Брусилов, Д. Ф. Устинов 2) А. Н. Косыгин, А. А. Громыко 3) И. В. Сталин, С. М. Буденный 4) И. С. Конев, К. К. Рокоссовский 12. Каково главное значение победы советских войск в битве за Москву? 1) сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости гитлеровских войск 2) завершен коренной перелом в Великой Отечественной войне 3) наступательная инициатива перешла к советским войскам 4) завершено складывание Антигитлеровской коалиции Ответ: 41

Слайд 9

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 13. Прочтите отрывок из плана военного командования и укажите название плана. «Конечной целью операции является создание защитительного барьера против азиатской России на линии река Волга – Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами». 1) «Ост» 2) «Тайфун» 3) «Цитадель» 4) «Барбаросса» 14. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В. И. Чуйкова и напишите название битвы, о которой в нем говорится . «…Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы… выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом, боеприпасами, и снова бросали в бой». Ответ: 4, Сталинградская битва

Слайд 10

Ответ: 127486

Слайд 11

Ответ: 561428

Слайд 12

31. Укажите название города , в районе которого в августе – сентябре 1941 г. Была проведена наступательная операция Красной Армии. Ответ: ____________________________ 32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения . Запишите цифры. 1) В результате изображенных на карте событий произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. 2) Изображенные на карте события привели к первому крупному поражению германских войск после нападения на СССР. 3) Германская армия в ходе данных событий была взята в окружение. 4 ) Во время изображенных на карте событий в Москве был проведен военный парад на Красной площади. 5) Изображенные на карте события стали причиной издания приказа «Ни шагу назад!» 6) В ходе данных событий немецкие войска добрались до окраин Москвы. Ответ: ____________________________ Ответы: 29 – Сталин 30 – Ржев 31 – Ельня 32 - 246

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ ИТОГИ УРОКА Что вы сегодня узнали? Что для вас имело наибольший интерес? Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднение? Чему вы на уроке научились? Что у вас получилось? Как наглядно и практически возможно использовать таблицу? РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить хронологию событий ВОВ, выполнить задание по типу задания ЕГЭ № 40 (политические деятели: Сталин И.В., К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Г.К.Жуков или другие известные военачальники периода ВОВ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Великие сражения Великой Отечественной войны"

Данный тест может быть использован в качестве отдельного конкурсного испытания на воспитательном мероприятии патриотической направленности....

Конкурс «Главные сражения Великой отечественной войны»

Конкурс «Главные сражения Великой отечественной войны» Цель: систематизация и обобщение знаний по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.Задачи:Сформировать ...

«Отпечаток сражений Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов на территории Смоленской области»

laquo;Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года» Константин Симонов...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МИТИНГА В ЧЕСТЬ ОТКРЫТИЯ ОБНОВЛЁННОГО ПАМЯТНИКА ВОИНАМ-ОДНОСЕЛЬЧАНАМ, НЕ ВЕРНУВШИМСЯ С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Название работы:«Торжественный митингв честь открытия обновлённого памятника воинам-односельчанам, не вернувшимся с полей сражений Великой Отечественной войны». Краткое содержание...