Главные вкладки

    Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Ломако Галина Николаевна

    В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_uroka_lomako_galina_nikolaevna.docx25.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок литературы и русского языка

    в 6 классе по теме:

    литература:

    «Великая Отечественная война

    в произведениях русских поэтов XX века»:

    русский язык:

    «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»

    НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…

     

    Составитель урока: учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка  Долгоруковского муниципального района  Липецкой области  Ломако  Галина Николаевна.

     

    с.Войсковая Казинка-2016

    Сохранить память о героях – наш долг.

    Тип урока:

    мультимедийный урок по изучению нового материала.

    Цель урока:

    формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

    Задачи:

    обучающие:

    познакомить  с русскими поэтами-фронтовиками,

    дать представление о Второй мировой войне в стихотворениях тех лет,

    показать значение поэзии  в годы войны;

    развивающие:

    способствовать развитию речи;

    продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

    продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;

    развивать  образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

    Воспитательные:

    воспитывать  патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной

    Формы работы учащихся:

    индивидуальная,  фронтальная, кооперативно-групповая, парная.

    Методы обучения:

    репродуктивный, метод творческого чтения, исследовательский, практический, эвристический (частично-поисковый),  объяснительно-иллюстративный.

    Приемы обучения:

    создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся.

    Виды  деятельности  учащихся:

    выразительное чтение наизусть, пересказ, аудирование, анализ стихотворений, работа со словарями, творческая работа (домашнее задание).

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, ноутбук, таблицы и схемы для учащихся, выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, выставка рисунков учащихся школы, выставка экспонатов из школьного музея.

    План урока:

    1.     Постановка проблемы (вопрос, возвращение к которому происходит в конце урока).

    2.     Формулировка учащимися темы урока.

    3.     Эмоциональный настрой учащихся на восприятие темы (ассоциативное поле).

    4.     Актуализация темы, формулировка учащимися цели урока.

    5.     Вступительное слово учителя, 

    6     Анализ стихотворений, чтение  учащимися наизусть.

    7.     Творческие работы учащихся.

    8.      Возвращение к проблеме урока.

     9.  Заключительный эмоциональный этап урока (посвящается памяти героям Великой Отечественной войны    

    Ход урока:

    Слово учителя:(слайд1)

    Чего бы вы хотели больше всего на свете? (ответы учащихся)

    В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.

    А сейчас посмотрите и послушайте аудиозаписи и подумайте, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке.(слайд2-4)

    Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

    Ребята, какой период в русской литературе мы изучаем с вами?

    Давайте сформулируем тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века. А так как наш урок интегрированный, то еще вам будет предложено поработать по теме «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне» А общее название урока предлагаю такое-«Нам дороги эти позабыть нельзя» (слайд5)

    -Скажите, а какие бы вопросы  вы хотели бы осветить в рамках данной темы?

    Ответы учащихся:

    -На прошлом занятии мы узнали о поэтах - фронтовиках, читали их произведения. Мне хочется узнать и о  писателях того времени, их произведениях.

    -А мне хотелось бы понять, как так писатель или поэт может создать свое произведение, что оно надолго остается в памяти и ты каждый раз сопереживаешь герою?

    Учитель:

    -Хорошо. Пожалуй, эти ваши вопросы мы обозначим как цели нашего урока .Единственное хочу добавить, что на таком уроке мы просто обязаны будем коснуться темы памяти о тех, кто отстоял для нас мир.

    Беседа по вопросам:

    -Каково было решение писателей с первых дней войны?

    -В первый день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Их более тысячи ушли на фронт. (свыше 400 не вернулись назад) . Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв звучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Степан Щипачев написал стихотворение «22 июня 1941 года». Поэт Алексей сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существование поэзии не было написано столько стихов». Почему? Да потому что поэзия выразила чувства, переживание, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

    -Что представляла собой поэзия?

    - В годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый  подъем. Именно в стихе, в особой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее, оперативнее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты стремились «к штыку приравнять перо». Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обертке концентратов, они мелькали на броне танка.,мчавшегося  в атаку, падали дождем листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

    Анализ стихотворения «Сын артиллериста»:(слайд6-8)

    -чтение наизусть

    -Благодаря чему создается впечатление разговорного стиля?

    а) лексика

    б) повторяющаяся поговорка

    в) диалог

    Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»(слайд 9-10)

    -чтение наизусть

    -Найдите в тексте все изобразительно-выразительные средства языка и определить их роль

    (знакомство с анафорой, запись определения в тетрадь)

    Анализ стихотворения «Сороковые, роковые…»(слайд11-12)

    -Чтение отрывка наизусть

    -Какое значение имеет обилие эпитетов в первой строфе?

    (знакомство с аллитерацией, запись определения в тетрадь)

    Анализ стихотворения «Мужество» А. Ахматовой. ( слайд 13)

    -чтение наизусть

    -К чему призывает людей автор А.Ахматова

    Слово учителя о прозе военного времени(слайд 14-17)

    Ребята, давайте сделаем небольшую паузу.

     

    1. У самой границы (физминутка)

    У самой границы в секрете

    Я зоркую службу несу.

    За каждый пригорок в ответе,

    За каждую ёлку в лесу.

         Укрытый густыми ветвями,

         И слышу я, и смотрю.

         И сердце с родными краями

         В такие часы говорю.

    И всё мне становится ближе,

    Как будто сквозь сумрак ночной,

    Я всю свою Родину вижу

    И вся она рядом со мной.

    2. «День—ночь» (упражнение для глаз)

                На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово     «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

    Ассоциативное поле «Война».(слайд18)

    Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (дети заполняют таблицы).

    Давайте прочитаем, что у нас получилось.

    Слово учителя о теме памяти (слайд19)

    -выставка материалов о войне

    -чтение учеником сочинения о военных дорогах своего прадеда

    -рассказ о местном поэте Солодских М.П., прошедшем всю войну и с победой вернувшемся домой.

    Слово учителя

    Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (слайд20)

    (Ответы учащихся)

     закончить нашу встречу мне хотелось бы песней, которая была написана  о событиях, не связанных с Великой Отечественной войной, но стала символом памяти о тех, кто ценой своей жизни защитил и сберег для нас мирную жизнь

    (Видео «Журавли» слайд 21)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОСТРОЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»

    Цель урока- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста,научиться...

    Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

    Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

    Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

    Данный урок решает следующие проблемы: находить способы и средства связи предложений в тексте, умение редактировать неудачно построенные предложения, как применять нахождение числа по его дроби при ре...

    Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

    Этот урок разработан совместно с учителем математики Гостевой Н.Н., соответствует требованиям ФГОС....

    Интегрированный урок математики и русского языка в 7 классе по теме: «Разряды частиц. Виды треугольников по углам».

    Интегрированный урок по математике и  по русскому языку по ФГОС.Целью урока является формирование умение определять цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, определять границы зн...

    интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

    Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

    Технологическая карта интегрированного урока (английский и русский язык) в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

    Технологическая карта интегрированного урока (английский и русский язык) в 6 классе на тему "Фразеологизмы"...