Интегрированный урок литературы в 11 классе "Вставай, страна огромная!" (Поэзия периода Великой Отечественной войны)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Говор Христина Александровна

Урок литературы в 11 классе

(2 часа)

Тема: «Вставай, страна огромная!»

(Поэзия периода Великой Отечественной войны).

Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.

Класс: 11б.

Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. 

Цели деятельности учителя:

1. Образовательные:

1.1.  Познакомить учащихся со стихотворным наследием, музыкальными произведениями и живописью периода Великой Отечественной войны.

1.2.  Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ.

1.3.  Определить значение поэзии в годы войны.

2. Развивающие:

2.1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов.

2.2.  Развивать умение анализировать стихотворные тексты.

2.3.  Развивать познавательные способности учащихся.

2.4.  Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти.

3. Воспитывающие:

3.1.  Прививать любовь к литературному  творчеству  поэтов.

3.2.  Формировать поэтический вкус учащихся.

3.3.  Формировать гражданско-патриотические качества личности.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Методы обучения:

1. Метод монологического изложения.

2.Диалогический метод.

3.Эвристический метод. 

4.Исследовательский метод.

Приёмы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный  

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

Познавательные: знакомство с поэзией войны, живописью и музыкальными произведениями Великой Отечественной войны, развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения провести беседу;  навыков публичных выступлений, выразительного чтения, работы в группе; сотрудничество со взрослыми и сверстниками, навыков развития правильной литературной речи,

2. Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; уяснение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к учебному труду, использование мотивации к работе на результат, формирование духовно-нравственной ориентации.

3.Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

а)регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умение понимать учебную задачу, определять тему, цели и задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку.

а)познавательные: самостоятельное выполнение задания, знакомство с литературой, историей и музыкой периода Великой Отечественной войны, расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к литературе и  истории России; контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно строить рассуждение.

в)коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечать на поставленные вопросы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен периода ВОВ, видеозаписи, тематические стенды, раздаточный материал.

Примечание: заранее разделить обучающихся на группы и дать домашнее задание.

1.Подготовить тематические выступления с демонстрационным материалом.

2.Выучить и проанализировать стихотворения.

3.Подготовить вопросы к викторине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа  № 1 г. Охи

 

 

 

 

 

Разработка урока  литературы

«Вставай, страна огромная!»

(Поэзия периода Великой Отечественной войны)

11  класс

 

Говор Христина Александровна, учитель русского языка и литературы

 

  

г. Оха

2016 г. 

Урок литературы в 11 классе

(2 часа)

Тема: «Вставай, страна огромная!»

(Поэзия периода Великой Отечественной войны).

Место проведения: Музей Боевой славы МБОУ СОШ № 1 г. Охи.

Класс: 11б.

Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. 

Цели деятельности учителя:

1. Образовательные:

1.1.  Познакомить учащихся со стихотворным наследием, музыкальными произведениями и живописью периода Великой Отечественной войны.

1.2.  Выявить причины популярности поэзии в годы ВОВ.

1.3.  Определить значение поэзии в годы войны.

2. Развивающие:

2.1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов.

2.2.  Развивать умение анализировать стихотворные тексты.

2.3.  Развивать познавательные способности учащихся.

2.4.  Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти.

3. Воспитывающие:

3.1.  Прививать любовь к литературному  творчеству  поэтов.

3.2.  Формировать поэтический вкус учащихся.

3.3.  Формировать гражданско-патриотические качества личности.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения:

1. Метод монологического изложения.

2.Диалогический метод.

3.Эвристический метод.  

4.Исследовательский метод.

Приёмы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный  

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

Познавательные: знакомство с поэзией войны, живописью и музыкальными произведениями Великой Отечественной войны, развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения провести беседу;  навыков публичных выступлений, выразительного чтения, работы в группе; сотрудничество со взрослыми и сверстниками, навыков развития правильной литературной речи,

2. Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; уяснение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к учебному труду, использование мотивации к работе на результат, формирование духовно-нравственной ориентации.

3.Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

а)регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умение понимать учебную задачу, определять тему, цели и задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку.

а)познавательные: самостоятельное выполнение задания, знакомство с литературой, историей и музыкой периода Великой Отечественной войны, расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к литературе и  истории России; контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно строить рассуждение.

в)коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечать на поставленные вопросы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен периода ВОВ, видеозаписи, тематические стенды, раздаточный материал.

Примечание: заранее разделить обучающихся на группы и дать домашнее задание.

1.Подготовить тематические выступления с демонстрационным материалом.

2.Выучить и проанализировать стихотворения.

3.Подготовить вопросы к викторине.

Эпиграф:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Первый обучающийся:

               Ты не знаешь, мой сын, что такое война…

               Это вовсе не дымное поле сраженья,

               Это даже не смерть и отвага. Она

               В  каждой капле находит свое выраженье.

               Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

               Да слепящие вспышки ночного обстрела;

               Это – боль головная, что ломит висок;

               Это – юность моя, что в окопах истлела;

               Это – грязных, разбитых дорог колеи;

               Бесприютные звезды окопных ночевок;

               Это – кровью омытые письма мои,

               Что написаны криво на ложе винтовок;

               Это – в жизни короткой последний рассвет

               Над разрытой землей. И лишь как завершенье –

               Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

               Беззаветная гибель на поле сраженья.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель:

Так написал о войне Владислав Занадворов в 1942 году, геолог и поэт, погибший под Сталинградом в 1942 году

. Итак, война, какой ее увидел поэт; война, какой увидели ее мы, знакомясь с произведениями о войне. Как вы считаете, почему тема Великой Отечественной войны, которая завершилась почти 70 лет назад, до сих пор не утратила своей актуальности?  Понятно, когда о ней говорили люди, пережившие эти события – для них память о войне священна. А каково отношение к войне в наши дни? В наше сложное время, когда много мнений, оценок, действительно, очень сложно правильно оценить, сформулировать свое отношение. Я считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. На прошлом уроке мы говорили  о минувшей войне. Вы написали, что война – это очень страшно, это смерть, разрушение, горе; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё, что нам дорого. Всё верно…Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. Сегодня на уроке литературные произведения вновь вернут нас к событиям той страшной войны и мы попробуем понять, что значила война для её участников и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией. Сейчас я предлагаю совместно сформулировать тему, цели и задачи сегодняшнего урока. (Обучающиеся при помощи вопросов учителя формулируют тему, цели и задачи урока). Итак, тема урока-«Вставай, страна огромная» и разговор наш сегодня пойдёт о поэзии периода Великой Отечественной войны.

  1.  Актуализация знаний.

Первый ведущий: 21 июня  1941  года ученики прощались со школой и строили планы на будущее (звучит музыка вальса: слайд №4, приложение №2). Однако их планам не суждено было осуществиться. (Включается сообщение от Советского информбюро).

Второй ведущий: Эти слова подвели черту под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими, и обнаружили в их сердцах удивительную силу и решимость, гнев и веру в завтрашний день. Вся страна поднялась на защиту своей Родины, вчерашние школьники со своего выпускного бала ушли на фронт (звучит песня  «Священная война»).

Первый ведущий: Всем известна песня на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война» , которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7-й день войны. Песню просили повторить – и она прозвучала пять раз. Как вы считаете, какими чувствами руководствовался поэт при написании этого произведения и какую цель преследовал? Достиг ли он её?

Второй ведущий: Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы.

Первый ведущий: С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись .Это Георгий Суворов, Аркадий Гайдар, Евгений Березницкий, Борис Богатков, Михаил Кульчицкий, Александр Майоров, Владислав Занадворов, Муса Джалиль, Павел Коган, Иосиф Уткин, Елена Ширман и многие другие, чьи имена навек войдут в историю.

Второй ведущий: Война – это горе, слезы; она постучалась в каждый дом. И в каждый дом принесла беду. Но даже в такие тяжелые времена создавались литературные произведения, которые поддерживали дух бойцов, помогали им верить в свою победу.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Первый ведущий: Предлагаю перенестись в далёкие сороковые,  во времена  юности наших славных предков, почувствовать атмосферу, которой они  дышали. И поможет нам в этом прежде всего поэзия тех огненных лет, ведь поэзия во все времена, а особенно грозовые, когда все чувства обострены, волновала, очаровывала души людей, витала в воздухе. Мы предлагаем вам поучаствовать в викторине. (Далее демонстрируются слайды с вопросами викторины, составленной отдельной группой обучающихся: викторину по живописи проводят второй и третий ученики).  

Второй обучающийся: В годы Отечественной войны расцвел один из самых интересных жанров изобразительного искусства–плакатный. Яркие картинки не только поддерживали дух народа, но и были самым удобным и быстрым способом отклика на события войны. Как назывался первый плакат Великой Отечественной войны, когда он был нарисован и кто его автор?  (Уже к вечеру 22 июня 1941 года группа художников, носившая название Кукрыниксы (по первым буквам фамилий ее создателей – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова), создала эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»).

Третий обучающийся: Всем известен плакат «Родина-мать» зовёт. Когда он был нарисован и кто его автор? Какова история  плаката?) (Самым знаменитым военным плакатом стал, пожалуй, плакат «Родина-Мать зовет!» Ираклий Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое произведение. Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин, вынужденных провожать на войну самых близких людей).

Второй обучающийся: Назовите автора и название следующего плаката автора. (Леонид Голованов. Плакат «Дойдем до Берлина!», 1944 год, Плакат «Дошли до Берлина», 1945 год).

Третий обучающийся: Помимо плакатов писались более серьёзные произведения живописи, изображающие события Великой Отечественной войны. Назовите известные вам картины.

Второй ведущий: А сейчас обратимся к истории (викторину по истории подготовили четвёртый и пятый ученики, они по очереди задают вопросы)

Викторина:

  1. Назовите, песню, написанную в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. («Священная война»: текст песни Василия Ивановича Лебедева-Кумача, музыка композитора Александра Васильевича Александрова).
  2. Назовите имя советской поэтессы, которая три года прожила в блокадном Ленинграде и посвятила ему поэму «Пулковский меридиан». (Анна Андреевна Ахматова).
  3. Назовите имя девочки, которая вела дневник в блокадном Ленинграде.  (Таня Савичева. Позже её маленькая записная книжка, в которой было сделано всего 9 записей об убийстве её семьи, была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. Это «Дневник Тани Савичевой». Татьяна  погибла в 1994 году).
  4. Назовите единственное уцелевшее зданием среди руин Сталинграда. (Дом Павлова – символ защиты уличных боёв. Его защищали в течение нескольких месяцев).
  5. Назовите имя генерала-строителя, попавшего в плен к немцам. Они хотели переманить генерала на свою сторону, но безрезультатно. Тогда его облили водой, он три дня простоял на морозе и умер непокорённым. (Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев).
  6. Назовите имя татарского поэта, Героя Советского Союза, находившегося в фашистских застенках и написавшего книгу «Моабитская тетрадь». (Муса Джалиль).
  7. Назовите имя лётчика, самолёт которого назад был сбит в воздушном бою. Этот человек в течение 18 суток мучительно продвигался ползком до линии фронта вследствие чего потерял обе ноги, но спустя 14 месяцев вернулся в строй. Какая книга посвящена подвигу этого героя? ( Лётчик, герой Советского Союза Алексей Маресьев. Книга, повествующая о подвиге этого героя,- повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» ).
  8. Как называется величественный монумент, возведённый в Болгарии советским солдатам? («Алёша»- памятник советскому солдату-освободителю в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»). Памятник Солдату, о котором поётся в песне «Алёша» (советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского). 
  9.  В какие слова свято верил весь советский народ? («Дело наше правое. Враг будет разбит и победа будет за нам»).
  10.  Назовите произведение Дмитрия Шостаковича, в котором он рассказал о жизни Ленинграда? ( «Седьмая симфония»).

Второй ведущий: Ну а сейчас предлагаю вам послушать «Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича (звучит симфония: приложение № 5).

Физкультминутка.

Первый ведущий: Итак, все люди от мала до велика поднялись на защиту своей Родины. Все верили в победу и упорно шли к ней. Стихи, песни, рисунки- всё это отражало патриотический дух русского народа, настроенного серьёзно и решительно. Именно они помогали советским людям шаг за шагом идти к победе.

  1. Первичная проверка понимания.

Второй ведущий: С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Поэтическое слово можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Первый ведущий: Невозможно говорить о силе слова, не вспомнив стихотворение Константина Симонова «Жди меня»: стихотворение, написанное в первые дни войны. Здесь и ожидание, и тревога, и надежда (6-й ученик читает и анализирует стихотворение).

Константин Симонов

Стихотворение «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.—

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,—

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

Второй ведущий: Как вы считаете, какая мысль занимает сердце солдата, героя этого стихотворения?

Первый ведущий: Первыми песнями Великой Отечественной войны стали «Священная война» на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача, «Песня смелых» (автор слов – Алексей Александрович Сурков), после них многие стихи стали песнями. Одна из них- песня «Тёмная ночь», слова Владимира Агатова, музыка Никиты Богословского. Автор показывает, как в часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и поэтому он должен непременно вернуться. Вернуться ради маленького сына. Об этом и пишет автор (звучит в исполнении ученика песня «Тёмная ночь»)

Учитель:

  1. Как вы считаете, какой мыслью занято сердце солдата?
  2. Что объединяет этого героя с героем стихотворения  Константина Симонова «Жди меня»?
  3. Какова была роль песни в жизни бойцов?

Да, действительно, поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием.

Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню». Почему столь велика была потребность в песне?

Сообщение седьмого обучающегося:

Широкую известность в годы войны получили песни «В землянке» (Алексей Сурков), «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (Михаил Исаковский), «Соловьи» (Алексей Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга. Стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. Невозможно представить себе кинофильм о войне без песни (демонстрируется фрагмент из художественного фильма «Белорусский вокзал»: слайд № 65). Песня положена на стихотворение «Здесь птицы не поют» Булата Окуджавы (слайд  № 66), поэта-песенника, участника войны. Произведение написано уже после войны, но  оно как нельзя лучше отражает настроение всей страны, ковавшей победу, а также выражает искренние чувства человека, прошедшего этот ад…(приложение № 8). Ю. Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Было страшно. Самым трудным было подняться в атаку, преодолеть в себе страх… Об этом писали много и по-разному, но много было и общего.

Выразительное чтение стихотворений наизусть 1.Восьмой ученик читает стихотворение П.Шубина «Полмига» .

2.Девятый ученик читает стихотворение Н.Рыленкова «Письмо и карточка в конверте».

3.Десятый ученик читает стихотворение М.Львова «Есть мужество, доступное немногим».

Физкультминутка.

6.  Первичное закрепление.

Работа в группах (анализ стихотворений).

Обучающиеся делятся на 4 группы  и анализируют стихотворения, прослушанные в ходе урока.

План анализа стихотворения:

1.Связь стихотворения с эпохой.

2.Тема и идея стихотворения:

а) О каких явлениях жизни говорит поэт?

б) Как я понимаю мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям?

3.Пафос стихотворения.

4.Структура стихотворения.

5.Изобразительно – выразительные средства. Интонационно – синтаксические фигуры и их речевые особенности.

6.Лексико – морфологические средства языка.

7.Моё собственное восприятие.

Задание группам:

1 группа-стихотворение К. Симонова «Жди меня»

2 группа-стихотворение-стихотворение  П. Шубина «Полмига» (приложение № 9).

3 группа-стихотворение Н. Рыленкова «Письмо и карточка в конверте»  

4 группа-стихотворение М.Львова «Есть мужество, доступное немногим»

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Итак, вы сначала прослушали, а сейчас и проанализировали стихотворения периода Великой Отечественной войны. Сейчас приглашаю представителей каждой группы выступить (выступление обучающихся).

Беседа по вопросам:

Учитель:

1. Что  связывает эти стихотворения? 

2. Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу?

3. Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы?

4. Что значила война для её участников?

5. Какой ценой досталась победа нашему народу?

6.Что лежало в основе героизма этих людей?

7. «Вся страна – единый военный лагерь». Объясните смысл этих слов.

8.  Рефлексия (подведение итогов занятия )

Учитель:

Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе:

«Нам было всё отпущено сверх нормы:

любовь, и гнев, и мужество в бою».

Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

Вывод:

Война-  это страшное испытание в жизни каждого человека. Она приносит лишь горе, страдания и душевную пустоту. Поэзия в годы Великой Отечественной войны становится основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили всеобщую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы. Соединяя высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя, она сумела уловить самую суть развернувшейся народной трагедии и сыграла огромную роль в победе над фашистской Германией. 

Итак, ребята, как вы считаете, добились мы сегодня поставленной цели? Что мы можем сказать о стихотворном наследии периода Великой Отечественной войны? Творчество каких поэтов обратило на себя внимание? Какой плакат этого периода, по вашему мнению, более образно показывает настроение советского народа? Сможете ли вы описать словами «Седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича? А нарисовать её? Так в чём же причины популярности поэзии военных лет? Какое значение имела литература, музыка, живопись в годы войны?

Первый ведущий: Война затронула каждую семью, оставив глубокий шрам в сердцах выживших. Наверняка во всех наших семьях есть погибшие на войне. Предлагаю память героев, павших в бою за свободу и независимость нашей великой Родины, почтить минутой молчания (длится минута молчания).

Второй ведущий: И как завещание потомкам звучат слова Александра Трифоновича Твардовского из стихотворения «Я убит подо Ржевом…»

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – врата,

Что погиб за неё.

Первый ведущий:

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знаменах начертано слово:

Победа!

Во имя Отчизны – Победа!

Во имя живущих – Победа!

Во имя грядущих – Победа!

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание (выбрать одно):

1.  Написать письмо поэту-фронтовику.

2. Написать письмо – обращение участника Великой Отечественной войны к своим потомкам, живущим в ХХI веке.

3. Выучить и проанализировать одно стихотворение периода Великой Отечественной войны.

4. Нарисовать «Седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

Оценивание обучающихся (комментированное выставление отметок).

Учитель: Спасибо, дорогие ребята, за урок, который, я надеюсь, никого из присутствующих не оставил равнодушным. Сейчас я предлагаю вам выбрать звезду того цвета, который соответствует вашему впечатлению от урока: очень понравился - красного, понравился - синего,  не очень понравился- жёлтого. Завершает урок песня “День Победы” (Обучающиеся поют песню «День Победы» под аудиозапись: приложение № 14).

Учитель: Спасибо всем за урок. До свидания и до новых интересных встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"

Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...