Учебно-методические материалы по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Яковлева Елена Юрьевна

"Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего" Толстой Л. Н.

 

Средства художественной выразительности

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.

Представленные материалы помогут школьникам, учащимся ССУЗов разобраться в этом многообразии. Теоретические сведения сопровождаются рядом практических работ и тестированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стиль художественной литературы

Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы природы и народной жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.

В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп; действие может развиваться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того, чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателей более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Так умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М.А.Шолохова. Рисуя в романах жизнь донского казачества, автор вместо

литературных слов изба, дом употребляет слово курень; место во дворе, огороженное для скота, называется базом и так далее.

Широко используют писатели и языковые средства разных стилей русского литературного языка, в том числе и разговорного, например: «Наконец-то под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот».

Кроме вышеуказанных языковых средств можно отметить следующие: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака или действия, со значением сравнения, сопоставления; предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности.

Характерно также и то, что изложение идет обычно не в каком – либо одном видовременном плане, а в разных. Этим создается большая выразительность, динамизм повествования.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду, вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремленности вот и кажется, будто вода мускулы сжала, а солнце подхватывает…А вот большой завал, и вода как бы ропщет. Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние, вода этих чувств вовсе не знает, каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды…Дерево давно и плотно легло на ручей…, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит (Пришвин)

Жмухин… вынул засов и оба вышли наружу. Как раз над двором плыла по небу полная луна…по траве черными тенями протянулись полосы света, тоже белые. Направо далеко видна степь, над нею тихо горят звезды – и все таинственно, бесконечно далеко, точно смотришь в глубокую пропасть; а налево над степью навалились одна на другую тяжелые грозовые тучи…, вспыхивает молния, доносится тихий гром, и кажется, что в горах идет сражение…(Чехов)

Но в создании и выражении специфики художественного стиля речи, в реализации эстетической функции языка в этой сфере, в способах художественно-образной конкретизации большую роль играют не только стилистически окрашенные языковые средства, но и так называемые нейтральные средства. Истинный мастер слова способен придать любой лингвистической единице в контексте художественного произведения эстетическую значимость, в этом и заключаются трудности искусства слова.



Предварительный просмотр:

Практическая работа

Художественный стиль речи

Задание 1. Прочитайте текст, произведите полный стилистический анализ.

Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из-под земли первое перышко первой травинки. Острое бледно-зеленое жальце ее пронизало согревшую ткань невесть откуда занесенного осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошелся низом; влажным прахом рассыпался отживший свое кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и тотчас вся затрепетала, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.

(По М.Шолохову)

Задание 2. Сопоставьте данные тексты. К каким стилям они принадлежат? Назовите наиболее типичные языковые средства обоих стилей.

1. Так помрачение и расстройство наступают в природе. Гаснут роднички, торфенеют озерки, заводи затягиваются стрелолистом и кугой…

Так входит в наш дом чудовище, на избавление от которого потребуется усилий неизмеримо больше, чем потрачено нами на изгнание леса. По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Значит, он каждую каплю воды впрягает в двойную и тройную работу. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год. Но мы не учитываем также, сколько дополнительной влаги выкачивают корнями с глубины сами деревья, внушительные автоматические насосы с отличным коэффициентом полезного действия.

Лес приближает море, и сам как море, и корабли туч ночуют у его зеленых причалов.

2. При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: А) какова роль леса как фактора образования осадков и Б) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы?... Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность в виде многочисленной листвы, ветвей, сучьев и стволов, содействует конденсации паров в большей степени, чем другие типы растительности.

Туманы над лесомболее устойчивы, чем над полями. Нередко можно наблюдать, как с листьев широколиственных пород …стекает вода, образовавшаяся от конденсации паров. При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу

В общем, можно сделать следующие выводы: лес значительно влияет на количество получаемых осадков.

Задание 3.

Создайте образную картину того, о чем говорится в учебнике математики.

А) всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…;

Б) жук ползет по стволу дерева со скоростью 6 см/с. По тому же дереву ползет вниз гусеница…

Задание 4.

Прочитайте текст. Правильно ли использованы средства художественного стиля? Напишите правильный ответ.

Я стоял у железнодорожной насыпи. Вот стали дрожать провода, загудели рельсы. Идет поезд. Но какой? Прошла минута, и я понял, что это товарный – очень уж тяжело он ехал, перебирая колесами.

Долго ждать не пришлось. Вскоре из-за поворота выполз длинный товарный состав.

Задание 5.

Прочитайте данные пейзажные зарисовки. В тексте какого стиля они уместны? Почему?

1. Сосна, как старушка, повязалась белым платком и стоит, опершись на клюку. Маленькие пеньки под снегом затаились, будто белые медвежата. 3. Дунул ветерок, и посыпал золотой кленовый дождь. 4. Осиновые листочки летят, будто маленькие парашютики. 5. Ива роняет в реку свои желтые листочки. И они плывут, словно золотые рыбки.

Задание 6.

Напишите сочинение миниатюру о любом времени года.



Предварительный просмотр:

ТРОП

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты:
удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?" (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений: 


И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.

(А.Ахматова)


"Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами,
как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца."

(А.Чехов)


"И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп,
как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"

(В.Шукшин)

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":


Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.


ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.


МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Примеры метафоры: 


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль
души сиреневую цветь. 
В саду
горит костер рябины красной, 
Но никого не может он согреть.

(С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу")


"(...) Исчезал сонный небосвод, опять
одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".

(М.Булгаков. "Белая гвардия")


МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии: 


Здесь
барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время
земледельца...

(А.Пушкин. "Деревня")
Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды.


"Вы здесь
встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (...)"



Предварительный просмотр:

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Фигуры стилистические (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Фигуры стилистические используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).

  
Фигуры стилистические можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах.

 
I. Фигуры стилистические протяжённости делятся на:

1) Фигуры стилистические убавления — эллипс — результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы.

2) Фигуры стилистические добавления — результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме.

  II. Фигуры стилистические связности делятся на:

1) Фигуры стилистические разъединения — результат выбора конструкции со слабой связью составных частей.

2) Фигуры стилистические объединения — результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация, синтаксический параллелизм, отнесение слова одновременно к двум членам предложения

  III. Фигуры стилистические значимости делятся на: 1) Фигуры стилистические уравнивания — результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Фигуры стилистические выделения — результат выбора конструкции с неравноценными составными частями.

Классификация стилистических фигур

ЕДИНОНАЧАТИЕ, или анафора (от   греч.   anaphora  —  вынесение  вверх)  —

распространенная  стилистическая фигура, состоящая  в  повторении  начальных

частей двух  и  более  относительно  самостоятельных  отрезков  речи  (слов,

полустиший, строк, строф, фраз и т. д.):

  Люблю тебя, Петра творенье,

  Люблю твой строгий, стройный вид...

  (А. Пушкин)

  Анафора может быть не только словесной,  но  и  звуковой,  с  повторением

отдельных созвучий:

  Черно глазую девицу,

  Черно гривого коня!..

  (М. Лермонтов)

  синтаксической:

  Мы не скажем командиру.

  Не расскажем никому.

  (М. С в е т л о в)

  АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение)  —  резко

выраженное противопоставление понятий или явлений.

  Ты и убогая,

  Ты и обильная,

  Ты и могучая,

  Ты и бессильная...

  (Н. Некрасов)

  А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее

помощью мысль. Иногда по принципу А.  построено  все  произведение  («Сон  и

смерть» А. Фета).

                                                                Л. Крупчанов

  АСИНДЕТОН  (греч.  asyndeton  —  несвязанное),  или  бессоюзие  —   такое

построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром союзы,  соединяющие  слова,

опущены. А. усиливает выразительность фразы:

  Прямо дороженька, насыпи узкие,

  Столбики, рельсы, мосты.

  (Н. Некрасов)

                                                                 Е. Аксенова

  ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio  —  постепенность)  —   стилистическая  фигура

(см.), в к-рой определения группируются в  известном  порядке  —  нарастания

или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

  Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:

  Не жалею, не зову, не плачу,

  Все пройдет, как с белых яблонь дым.

  (С. Есенин)

  ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio —  перестановка)  —  стилистическая    фигура,

состоящая в нарушении общепринятой грамматической  последовательности  речи;

перестановка частей фразы придает  ей  своеобразный  выразительный  оттенок:

«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).

                                                            А. Головенченко,

  МНОГОСОЮЗИЕ, или полисиндетон (от  греч.  polysyndeton  —многосвязное)  —

такое построение речи, гл.  обр.  поэтической,  при  к-ром  увеличено  число

союзов между словами.

  М. — одна из  стилистических  фигур  (см.).  Замедляя  речь  вынужденными

паузами, М. подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

  И волны теснятся, и мчатся назад,

  И снова приходят, и о берег бьют...

  (М. Лермонтов)

  Зато и внук, и правнук, и праправнук

  Растут во мне, пока я сам расту...

  (П. Антокольский)

                                                                Е. Аксенова.

  ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом)  —  аналогия,  сходство,

общность характерных черт;  однородное  синтаксическое  построение  двух  (и

более) предложений (или частей их):

  Твой ум глубок, что море.

  Твой дух высок, что горы.

  (В. Брюсов)

                                                                   П. Рощин.

  РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна  из  стилистических

фигур  (см.);  такое  построение  речи,  гл.  обр.  поэтической,  при  к-ром

утверждение высказывается в форме вопроса. Р. в. не предполагает ответа,  он

лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

                                                                 Е. Аксенова

  РИТОРИЧЕСКОЕ  ВОСКЛИЦАНИЕ  (от  греч.  rhetor  —  оратор)   —   одна   из

стилистических фигур  (см.);  такое  построение  речи,  при  к-ром  в  форме

восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит  эмоционально,  с

поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

  Да, так любить, как любит наша кровь

  Никто из вас давно не любит!

  (А. Блок)

                                                                 Е. Аксенова

  РИТОРИЧЕСКОЕ  ОБРАЩЕНИЕ  (от  греч.  rhetor   —   оратор)   —   одна   из

стилистических фигур  (см.).  По  форме,  будучи  обращением,  Р.  о.  носит

условный  характер.  Оно  сообщает   поэтической   речи   нужную   авторскую

интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:

  А вы, надменные потомки

  Известной подлостью прославленных

                              отцов.. (М. Лермонтов)

                                                                 E. Аксенова

  РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) — повтор отдельных  звуков  или

звуковых комплексов, связывающих окончания двух  или  более  строк  

  РИТМ  (от   греч.   rhythmos   —   такт,   производное       значение   —

«соразмерность»)  —  повторность  тех  или  иных   входных   явлений   через

определенные  соизмеримые  промежутки.  

  ИНТОНАЦИЯ  (от  лат.  intonare   —   громко   произносить)   —   основное

выразительное  средство  звучащей  речи,  позволяющее   передать   отношение

говорящего к предмету речи и к собеседнику.

 



Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Термин

Определение

Пример

Анафора

Повтор слов в началах смежных отрезков речи

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. (А.С. Пушкин)

Аллитерация

Стилистически значимый повтор согласных звуков

Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! (А.С. Пушкин)

Антитеза

Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Архаизмы

Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы

Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза

Ассонанс

Стилистически значимый повтор согласных

Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм. (А.С. Пушкин)

Бессоюзие

Пропуск союзов при перечислении

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А.С. Пушкин)

Вопросно-ответное единство

Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает

Что такое русский язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки, которая всегда мне очень нравилась: «» Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ее, а также для словесной речи или, у животных, для отдельных звуков» (П.А Клубков)

Гипербола

Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета

У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями (Н.В. Гоголь)

Градация

Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления

Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н.В Гоголь)

Диалектизмы

Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах)

Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе)

Жаргонизмы

Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный)

Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура)

Звукоподражание

Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы

Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава)

Именительный представления

Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания

Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А.С Пушкин)

Инверсия

Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию

Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.С. Пушкин)

Ирония

Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. (А.С. Пушкин)

Историзмы

Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке

Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол

Книжная лексика

Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического

Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной

Лексический повтор

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов)

Литота (преуменьшение)

Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)

Метафора

Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин)

Метонимия

Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение

1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита»

Многосоюзие

Намеренные повторы союзов и, да, или.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)

Неологизмы

Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века

Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.

Неполные предложения

Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь

Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» (А.С. Пушкин)

Однокоренные слова

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А.С. Пушкин)

Оксюморон

Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью

«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. (А.С. Пушкин)

Перифраза (перифраз)

Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки

Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)

Разговорная лексика

Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе

Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)

Риторический вопрос

Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание

Придание высказыванию восклицательной интонации

Ну как не порадеть родному человеку! (А.С. Грибоедов)

Синекдоха

Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного

Всё спит – и зверь, и человек, и птица. (Н.В. Гоголь) Пуще всего береги копейку. (Н.В. Гоголь)

Синтаксический параллелизм

Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков

Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Сравнение

Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение

1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». (А.С. Пушкин) 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону

Стык

Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи

Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)

Термины

Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства

Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие

Умолчание

Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг

Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы

Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.

Экспрессивная книжная лексика

Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного,  художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи

Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. (А.С. Пушкин) Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. (А.С. Пушкин)

Эпитет

Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения

Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор(А.С. Пушкин)

Эпифора

Повторы слов в концах смежных отрезков речи

Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь



Предварительный просмотр:

Cредства выразительности( ТЕСТ)

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

Задание 1

1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. 
(А.Пушкин)

2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы... 
(Б.Пастернак)

3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)

4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. 
(А.Ахматова)

5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)

а) Оксюморон,

б) гипербола;

в) парцелляция;

г) сравнение;

д) анафора.

Задание 2

1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет... 
(А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. 
(В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. 
(Н.Языков)

а) Антитеза;

б) олицетворение;

в) эпитет;

г) синекдоха;

д) перифраза.

Задание 3

1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)

3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)

4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. 
(С.Есенин)

а) Градация;

б) литота;

в) метонимия;

г) оксюморон;

д) перифраза.

Задание 4

1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. 
(С.Есенин)

2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. 
(С.Орлов)

3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. 
(А.Пушкин)

4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. 
(А.Твардовский)

5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна. 
(А.Блок)

а) Антитеза;

б) парцелляция;

в) синекдоха;

г) метафора;

д) перифраза.

Задание 5

1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. 
(В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. 
(О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. 
(И.Крылов)

5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)

а) Олицетворение;

б) оксюморон;

в) ирония;

г) градация;

д) гипербола.

Задание 6

1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. 
(И.Северянин)

2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. 
(А.Пушкин)

3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)

4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. 
(М.Лермонтов)

5. И воск слезами с ночника
На платье капал. 
(Б.Пастернак)

а) Гипербола;

б) эпитет;

в) метафора;

г) оксюморон;

д) метонимия.

Задание 7

1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. 
(К.Бальмонт)

2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. 
(А.Ахматова)

3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. 
(А.Блок)

а) Гипербола;

б) антитеза;

в) метафора;

г) метонимия;

д) оксюморон.

Задание 8

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

2. И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. 
(Г.Державин)

3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. 
(А.Пушкин)

4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! 
(Н.Некрасов)

5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! 
(О.Хайям)

а) Сравнение;

б) инверсия;

в) эпифора;

г) гипербола;

д) перифраза.

Задание 9

1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. 
(М.Лермонтов)

2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. 
(С.Есенин)

3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! 
(А.Твардовский)

4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. 
(М.Цветаева)

5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная... 
(Н.Некрасов)

а) Метафора;

б) антитеза;

в) сравнение;

г) оксюморон;

д) эпитет.

Задание 10

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. 
(С.Есенин)

4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. 
(Б.Пастернак)

5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. 
(Басе)

а) Антитеза;

б) градация;

в) олицетворение;

г) перифраза;

д) парцелляция.

Задание 11

1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. 
(А.Блок)

2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. 
(К.Бальмонт)

3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. 
(А.Твардовский)

4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. 
(А.Пушкин)

5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. 
(С.Есенин)

а) Метонимия;

б) олицетворение;

в) оксюморон;

г) параллелизм, анафора, эпифора,

д) гипербола.

Задание 12

1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова...
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. 
(А.Пушкин)

2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. 
(М.Волошин)

3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. 
(Н.Рубцов)

5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)

а) Метонимия;

б) антитеза;

в) оксюморон;

г) перифраза;

д) анафора.

Задание 13

1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия!.. 
(А.Твардовский)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. 
(А.Пушкин)

4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. 
(С.Есенин)

5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)

а) Гипербола;

б) метафора;

в) инверсия;

г) градация;

д) ирония.

Задание 14

1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. 
(М.Исаковский)

2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. 
(Д.Самойлов)

3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. 
(И.Бунин)

4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. 
(М.Волошин)

5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)

а) Парцелляция;

б) метафора;

в) сравнение;

г) лексический повтор;

д) эпитет.

Задание 15

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. 
(Б.Пастернак)

2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. 
(М.Цветаева)

3. Но степь поет. (И.Бунин)

4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)

5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

а) Метонимия;

б) оксюморон;

в) сравнение;

г) параллелизм;

д) парцелляция.

Задание 16

1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. 
(А.Блок)

2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха.(А.Чехов)

3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)

4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. 
(Н.Карамзин)

5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. 
(А.Фет)

а) Градация;

б) бессоюзие;

в) гипербола;

г) антитеза;

д) анафора.

Задание 17

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. 
(О.Хайям)

2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. 
(А.Пушкин)

3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. 
(Н.Гумилев)

4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)

5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла.
 (А.Блок)

а) Перифраза;

б) метафора;

в) метонимия;

г) градация;

д) эпифора.

Задание 18

1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. 
(А.Фет)

2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. 
(А.Блок)

3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. 
(С.Есенин)

4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)

5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. 
(А.Пушкин)

а) Градация;

б) звукопись;

в) сравнение;

г) метафора;

д) парцелляция.

Задание 19

1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. 
(А.Блок)

2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. 
(С.Есенин)

3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. 
(В.Маяковский)

4. Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. 
(М.Цветаева)

5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)

а) Сравнение;

б) парцелляция;

в) оксюморон;

г) звукопись;

д) метонимия.

Задание 20

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)

2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. 
(Б.Пастернак)

3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. 
(М.Цветаева)

4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. 
(В.Маяковский)

5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. 
(А.Пушкин)

а) Метонимия;

б) эпитет;

в) градация;

г) метафора;

д) перифраза.

Задание 21

1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.Грибоедов)

2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)

3. И на известку колоколен невольно крестится рука.(С.Есенин)

4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. 
(А.Пушкин)

а) Олицетворение;

б) метонимия;

в) литота;

г) перифраза;

д) метафора.

Задание 22

1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. 
(М.Лермонтов)

2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)

3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе...
О той свободной доле, 
Что мне не суждена. 
(А.Блок)

4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. 
(Б.Пастернак)

5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

а) Лексический повтор;

б) перифраза;

в) градация;

г) синекдоха;

д) парцелляция.

Задание 23

1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. 
(А.Ахматова)

2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. 
(М.Цветаева)

3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. 
(Басё)

4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. 
(А.Блок)

5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. 
(О.Мандельштам)

а) Литота;

б) метафора;

в) градация;

г) сравнение;

д) метонимия.

Задание 24

1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». 
(О.Мандельштам)

2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. 
(А.Ахматова)

3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. 
(А.Пушкин)

4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. 
(А.Блок)

5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. 
(М.Кузмин)

а) Антитеза;

б) гипербола;

в) олицетворение;

г) метонимия;

в) сравнение.

Задание 25

1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. 
(В.Ходасевич)

2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. 
(А.Ахматова)

3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. 
(А.Пушкин)

4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. 
(И.Северянин)

5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! 
(Ф.Тютчев)

а) Метонимия;

б) перифраза;

в) оксюморон;

г) лексический повтор;

д) метафора.

Задание 26

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)

2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. 
(Р.Бернс)

3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! 
(М.Кузмин)

4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. 
(К.Бальмонт)

5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. 
(В.Брюсов)

а) Перифраза;

б) олицетворение;

в) градация;

г) анафора, параллелизм;

д) метонимия.

Задание 27

1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! 
(М.Цветаева)

2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. 
(К.Бальмонт)

3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. 
(Д.Мережковский)

4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. 
(А.Пушкин)

5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. 
(А.Толстой)

а) Гипербола;

б) перифраза;

в) антитеза;

г) эпитеты;

д) звукопись.

Задание 28

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. 
(А.Пушкин)

2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. 
(М.Цветаева)

3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)

5. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

а) Метонимия;

б) сравнение;

в) градация;

г) перифраза;

д) гипербола.

Задание 29

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)

2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)

3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. 
(А.Ахматова)

4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)

5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! 
(З.Гиппиус)

а) Лексический повтор;

б) оксюморон;

в) ирония;

г) перифраза;

д) метафора.

Задание 30

1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. 
(А.Фет)

2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! 
(М.Цветаева)

3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)

4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)

5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.(Ю.Трифонов)

а) Парцелляция;

б) анафора, эпифора;

в) бессоюзие;

г) метонимия, метафора;

д) литота, гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.



Предварительный просмотр:

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам.

А. Историзмы

2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой)

Б. Лексический повтор

3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов)

В. Олицетворение

4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет)

Г. Фразеологизмы

Д. Эпитет

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов)

А. Вопросно-ответное единство

2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин)

Б. Гипербола

3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь)

В. Многосоюзие

4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин)

Г. Риторический вопрос

Д. Сравнение

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев)

А. Градация

2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин)

Б. Инверсия

3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский)

В. Оксюморон

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца А.С. Пушкин

А. Антитеза

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. А.С. Пушкин

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. А.С. Пушкин

В. Многосоюзие

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. А.С. Пушкин

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи. А.С. Пушкин

А. Анафора

2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? А.С. Пушкин

Б. Градация

3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ. А.С. Пушкин

В. Лексический повтор

4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья. А.С. Пушкин

Г. Риторический вопрос

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину. А.С. Пушкин

А. Антитеза

2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья. А.С. Пушкин

Б. Метонимия

3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам… А.С. Пушкин

В. Синтаксический параллелизм

4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я! А.С. Пушкин

Г. Сравнение

5.

Д.

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. А.С. Пушкин

А. Вопросно-ответное единство

2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь. А.С. Пушкин

Б. Инверсия

3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу. А.С. Пушкин

В. Метонимия

4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты. А.С. Пушкин

Г. Синекдоха

5.

Д. Риторический вопрос

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… А.С. Пушкин

Б. Оксюморон

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. А.С. Пушкин

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась  мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Г. Сравнение

5.

Д. Экспрессивный повтор

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. А.С. Пушкин

А. Бессоюзие

2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село. А.С. Пушкин

Б. Контекстуальные антонимы

3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла… А.С. Пушкин

В. Оксюморон

4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад. А.С. Пушкин

Г. Перифраза

5.

Д. Сравнение

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам. А.С. Пушкин

А. Гипербола

2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. А.С. Пушкин

Б. Метафора

3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной. А.С. Пушкин

В. Олицетворение

4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес… А.С. Пушкин

Г. Синтаксический параллелизм

5.

Д. Стык.

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… А.С. Пушкин

Б. Оксюморон

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. А.С. Пушкин

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась  мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Г. Сравнение

5.

Д. Экспрессивный повтор

  1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца А.С. Пушкин

А. Антитеза

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. А.С. Пушкин

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. А.С. Пушкин

В. Многосоюзие

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. А.С. Пушкин

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

ТЕСТ

 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

3. риторическое восклицание

4. сравнение

2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». (А.С. Пушкин)

1. антитеза

2. олицетворение

3. синтаксический параллелизм

4. сравнение

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)

1. метафора

2. олицетворение

3. сравнение

4. экспрессивная книжная лексика

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)

1. антитеза

2. антонимы

3. бессоюзие

4. метафора

5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой»  (А.С. Пушкин

1. градация

2. контекстуальные антонимы

3. синекдоха

4. эпифора

6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (А.С. Пушкин

1. антитеза

2. многосоюзие

3. перифраза

4. развернутая метафора

7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (А.С. Пушкин

1. анафора

2. гипербола

3. ирония

4. литота

8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (А.С. Пушкин

1. вопросительно-ответное единство

2. гипербола

3. именительный представления

4. ряды однородных членов

9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)

1. именительный представления

2. перифраза

3. парцелляция

4. умолчание

10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

3. ирония

4. развернутая метафора

11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)

1. антитеза

2. градация

3. неполное предложение

4. эпитеты

12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)

1. парцелляция

2. эллипсис

3. метонимия

4. многосоюзие

ОТВЕТЫ

  1. 1Д 2А 3Б 4Д
  2. 1Б 2В 3Г 4Д
  3. 1Б 2А 3Д 4Г
  4. 1В 2Д 3Б 4Г
  5. 1В 2Г 3Д 4А
  6. 1А 2Г 3Б 4В
  7. 1Б 2В 3А 4Д
  8. 1Г 2Д 3А 4В
  9. 1А 2Б 3Д 4В
  10. 1Г 2В 3А 4Б

  1. 2
  2. 4
  3. 2
  4. 2
  5. 2
  6. 2
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 4
  11. 4
  12. 1



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. –М., 1998.
  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. –М., 1986.
  3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. –М., 1998.
  4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. –М., 1997.
  5. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. –М., 1993.
  6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. –М., 2002.
  7. Войлова К.А., Гольцева Н.Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. –М., 1996.
  8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. –М., 1993.
  9. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. –М., 1998.
  10. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. –М., 1994.
  11. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. –М., 1994.
  12. Колесников Н.П. Словарь двойных согласных. –М., 1990.
  13. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. –М., 1997.
  14. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. –М., 1999.
  15. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. –М., 1998.
  16. Новый словарь сокращений русского языка / Под ред. Е.Г. Коваленко. –М., 1995.
  17. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Под ред. В.Н. Светлышевой. –М., 1997.
  18. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. (Любое издание.)
  19. Розенталь Д.Э. Строчная или прописная? Опыт словаря-справочника. (Любое издание.)
  20. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. –М., 1998.
  21. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. –М., 1995.
  22. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –М., 1996.
  23. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. –М., 1996.
  24. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. –М., 1997.
  25. Школьный словарь терминов. В 2-х ч. / Сост. В.Я. Коровина. –М., 1990.
  26. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. –М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"

Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе  программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...

Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»

Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Урок русской словесности "Изобразительно-выразительные средства"

Урок русской словесности разработан на основе учебника "Русская словесность" под редакцией  Р.И. Альбетковой. Материалом для темы "Изобразительно-выразительные средства",изучаемой в 6 классе, пос...

Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"

Памятки по русскому языку "Изобразительно-выразительные  средства языка"...

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...