Урок русской словесности "Изобразительно-выразительные средства"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Гринченко Елена Алексеевна

Урок русской словесности разработан на основе учебника "Русская словесность" под редакцией  Р.И. Альбетковой. Материалом для темы "Изобразительно-выразительные средства",изучаемой в 6 классе, послужили стихи белгородского поэта Ю.И.Макарова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Мясоедовская  основная общеобразовательная школа

Белгородского района   Белгородской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Изобразительно-выразительные средства языка.

        Ф.И.О.:         Гринченко Елена Алексеевна

        Место работы :  МОУ ООШ с. Мясоедово

        Должность:      учитель русского языка и литературы

        Предмет:         Русская словесность

        Класс:            6

Тема урока:      Средства художественной выразительности

        Номер урока в теме:1

        Базовый учебник: Русская словесность. 6 класс.

                          Автор: Р.И.Альбеткова. Москва. «Дрофа» 2010г.

Цель урока:        Способствовать ознакомлению учащихся с понятием «троп»,

раскрыть существенные признаки разных тропов.

Организовать деятельность по формированию умений находить в тексте тропы, определять вид.

Формировать представление о ценности совместной деятельности, уважение к мастерам слова, в том числе к поэту-земляку Ю. Макарову как мастеру слова и патриоту.

2.Тип урока:  объяснение нового материала

3.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

4.Методические приёмы: Беседа по вопросам, элементы анализа.

5.Необходимое техническое оборудование: мультимедийный  проектор, экран, авторская презентация, распечатанный дидактический материал, учебники, тетради

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к изучению нового материала: Устно нарисуйте две иллюстрации к предложению.                    Слайд №2

Над колодцами устремились вверх журавли.

3. Введение в тему урока: За счет чего возникает 2 смысла?  

                                                      Слайд №3

4.Обсуждение целей урока.

5.Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся, как используют поэты и писатели в
своем творчестве слова с переносным значением, в которых находится
художественное сходство, то есть предмет не просто характеризуется, а
создается его образ, он «рисуется», чтобы мы могли его представить и
запомнить. Такие слова называются тропы. Из множества тропов на уроке мы повторим три:олицетвгрение, сравнение, метафора.         Слайд №4

        Послушайте стихотворение нашего земляка Ю. Макарова, (читает
ученик)                                                            Слайд №5

Приложение 2-1. В   чем   необычность   изображения   зимы   в   этом   отрывке?   Какие   слова помогают увидеть живым то, о чем говорится в стихотворении?

В учебнике в параграфах 10,11,12 найдите определения, докажите, какой это троп. Запишем, в чем его особенность (очеловечивание неживых предметов).

  1. Вам понравилось это стихотворение? Чем? Давайте узнаем о его авторе, он наш земляк.

                           Сообщение учащихся.       Слайды  № 6,7,8

7. Находя олицетворения у поэтов и писателей, давайте учиться у них наблюдать, видеть в привычном необычное. Найдите олицетворение в прозаическом отрывке.

Приложение 2-2.

6.Отгадайте загадку. Под белым ледком стоит чашечка с медком (яйцо)

                                                                Слайд №9

На основании каких признаков происходит перенос значения? (похожесть, твердость,    цвет,    форма).     В учебнике в параграфах 10,11,12 найдите и докажите, какое это средство    выразительности. Запишем, в чем его особенность (предмет называется названием другого предмета и перечисляются похожие признаки).

Найдите метафору в строчках Ю. Макарова.        Слайд №10

Догорел последний лучик,        

Накалил заката медь...

7. А вот послушайте еще одно чудесное описание природы.

Приложение 2-3.                                   Слайд №11

8.        Найдите предложение, где бьющиеся сосульки сравниваются с
хрусталем. Представьте, что этого выражения со сравнением нет.
«Сосульки вдребезги разбиваются». Слышно, как они разбиваются?

Это  тоже один из тропов, так как не только характеризует предмет, но и вызывает образное представление о нем, пробуждает определенные чувства к изображаемому. Найдите в учебнике его определение и запишите (один предмет поясняется с помощью другого, оба предмета называются).

Приложение 2-4.

9.        Групповая работа (2 группы).  Задание: найти в стихотворении Ю.
Макарова троп, определить его вид, доказать.

  1. группа - « Воронцы» ( приложение 2-6).         Слайд №12
  2. группа - « Сосна» ( приложение 2 - 7).           Слайд №13

10.        Рефлекторно - оценочный этап. Составить синквейн. Образ автора в
стихотворении. Приложение 3.                            Слайд №14.                                              

        

.

11.        Итоги урока - синквейн учителя о работе учащихся на уроке

12. Домашнее задание: (по выбору)

        1) Упражнения учебника №56 (по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща») или №63 (по картине К. Ф. Юона «Весенний солнечный день.Сергиев Посад»)

        2)  Упражнения учебника №61 (по стихотворению И. Токмаковой «В чудной стране») или №66 (по стихотворению А. А. Фета«Зреет рожь над жаркой нивой»)

Приложение к плану-конспекту урока

Изобразительно-выразительные средства языка.

Приложение 1.

Оформление доски (тетрадей).

Изобразительно - выразительные средства языка.

Тропы - изобразительно - выразительные средства языка, основанные на

переносе значения с одного предмета на другой, не просто характеризующие

предмет, но и создающие его художественные образы.

Олицетворение - очеловечивание неживых предметов.

Метафора   -   характеристика   предмета   путем   называния   его   другим предметом, перечисления качеств.

Сравнение   -   такая   характеристика,   когда   один   предмет   поясняется   с помощью другого (оба предмета называются).

Приложение 2

  1.      Зима в салазках подкатила под порог,

         Рассыпала снега на всю округу.

Сковала грязь изъезженных дорог.

На них пустив рассерженную вьюгу.

                              Ю. Макаров.

2.        Слышно    было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям все тише, все дальше.

3.        Мелодия весны.

В каждое время года звучит своя музыка.

Снег    померк.    Разрывчатой    струйкой    серебряные    шарики    торопливо скатываются с крыш.

Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь.

4  А по двору метелица ковром шелковым стелется.

С. Есенин.

5.        Горланят петухи, перекликаясь

В весенней очарованной тиши,

И ручейки шумливые, толкаясь. Бегут к реке, как к маме малыши.

                     Ю. Макаров.

6.                           Воронцы

Над степью пчелиные звоны

                Играют в свои бубенцы,

А там расцветают пионы –

У нас их зовут воронцы.

И люди – в охапках, в корзинах

Развозят цветы по домам,

Везут на лошадках бензинных,

Внедряют в житейский бедлам,

А после помойки пестреют

Бордовым нарядом степей,

А «Красная книга» - краснеет,

Горит от стыда за людей.

7.                         Сосна.

От мороза ветви красны

Снег в зеленых иголках светится,

А на самой верхушке сосны.      

 Словно флюгер - сорока вертится.                                      

Приложение 3.

Синквейн - происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

1        строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем

существительным.

2        строка   -   описание   темы   в   двух   словах,   как      правило,   именами
прилагательными.

  1. строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
  2. строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  3. строка - одно слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Так можно выразить свое суждение по любому вопросу. Например, тема:

Зима этого года.

1 Зима.

2.Непостоянная, меняющаяся.

3 .Морозит, метет, шлепает.

4.Непостоянство вызывает глухое раздражение.

5.Насмешница.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительно-выразительные средства языка Учитель русского языка и литературы Гринченко Елена Алексеевна МОУ «Мясоедовская ООШ"

Слайд 2

Над колодцами устремились вверх журавли Устно нарисуйте две иллюстрации к предложению

Слайд 3

Журавлём скрипит колодец, Пряча звезды в глубине. Как ночной канатоходец Шест качается в окне.

Слайд 4

Поэты и писатели используют в своем творчестве слова с переносным значением, в которых находится художественное сходство, то есть предмет «рисуется», чтобы мы могли его представить и запомнить. Такие слова называются тропами.

Слайд 5

Зима в салазках подкатила под порог, Рассыпала снега на всю округу, Сковала грязь изъезженных дорог, На них пустив рассерженную вьюгу. Ю. Макаров В чем необычность изображения зимы в этом отрывке? Какие слова помогают увидеть живым то, о чем говорится в стихотворении?

Слайд 6

Юрий Макаров Юрий Иванович Макаров родился 31 августа 1953 года в маленьком селе Галушки Вейделевского района Белгородской области. Окончив школу, он служил в армии, учился в Красногвардейском сельскохозяйственном техникуме. Затем 25 лет работал сельским ветеринаром, лечил животных. Заочно учился в Харьковском зооветеринарном институте и в Литературном институте имени М. Горького в Москве.

Слайд 8

Юрий Иванович Макаров - член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле» 2003 года, обладатель Почетного диплома Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно – популярной литературы имени А. Н. Толстого. Его имя занесено в календарь знаменательных дат Белгородской области за 2013 год в связи с 60-летним юбилеем.

Слайд 9

Под белым ледком стоит чашечка с медком. На основании каких признаков происходит перенос значения?

Слайд 10

Догорел последний лучик, накалил заката медь… Ю.Макаров

Слайд 11

Мелодия весны В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь.

Слайд 12

Воронцы. Над степью пчелиные звоны Играют в свои бубенцы, А там расцветают пионы – У нас их зовут воронцы. И люди – в охапках, в корзинах, Развозят цветы по домам, Везут на лошадках бензинных, Внедряют в житейский бедлам, А после помойки пестреют Бордовым нарядом степей… А «Красная книга» - краснеет, Горит от стыда за людей.

Слайд 13

Сосна От мороза ветви красны, Снег в зеленых иголках светится, А на самой верхушке сосны, Словно флюгер – сорока вертится.

Слайд 14

Синквейн. 1 строка- тема стихотворения (1 слово) 2 строка– описание темы (2 слова) 3 строка– описание действия (3 слова) 4 строка– фраза, выражающая отношение автора к данной теме 5 строка– слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...