Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

 

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)

  • выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в рассказе
  • развивать навыки аналитического чтения
  • помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем
  • вызвать у учащихся определенные чувства, мысли, переживания, идеи, в чем-то убедить их

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)

Цели урока:

  • выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в рассказе
  • развивать навыки аналитического чтения
  • помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем
  • вызвать у учащихся определенные чувства, мысли, переживания, идеи, в чем-то убедить их

Оборудование: учебник 8 класса ч.2, авторы В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Ход урока

Ӏ. Мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)

Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым в 1903 году, а напечатан уже после его смерти в 1911 году, т.е рассказ можно полностью отнести к «возвращенной» литературе. Почему рассказ называется «После бала?» А что было до бала?

ӀӀ. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»)

    Учитель: Во времена Толстого военная служба была престижная и естественная для дворянина. При отсутствии ее в биографии того или иного лица требовалось объяснить, чем отсутствие вызвано - болезнью, физическим недостатком или неимением средств для службы в гвардии.

    Перед молодым  человеком  из высшего общества все было предопределено:  1.Учеба 2. Военная карьера 3. Выгодная женитьба

А у Ивана Васильевича как все сложилось?

Ответы детей: 1. «Веселый и бойкий малый», богатый студент  провинциального университета 2.Мечтал стать военным 3.Хотел свою судьбу  связать с Варенькой. Был счастлив.

Учитель: То есть, для него тоже все было предопределено? Но почему  через 32 года спустя   Иван Васильевич признается своим собеседникам в том, что он «никуда, как видите, не годился»?

Ответы учащихся: учебу, видимо, оставил, не стал военным и не женился на Вареньке - поэтому «никуда, как видите, не годился»

 Определение целей урока: Поиск ответов на вопросы: «Почему Иван Васильевич  выбрал этот путь, и что повлияло на этот выбор?», «С каких позиций подходит к этому  важному вопросу Л.Н. Толстой? »

ӀӀӀ. Осознание недостаточности имеющихся знаний  (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно)

(Побуждающий диалог) Учитель: Почему Иван Васильевич не согласился с мнением своих собеседников, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, в которых живут люди»? Докажите, что у Ивана Васильевича был душевный разлад. Может ли разлад в душе человека   определить его судьбу?

(Подводящий диалог) Учитель: Как формируется жизненная позиция человека? Что влияет на выбор жизненного пути? Вы согласны с позицией Л.Н. Толстого, который  подводит нас, читателей, к мысли, что в глубине души человек всегда точно знает, хорошо или дурно он ведет себя?

ӀV. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

V. Взаимопроверка, взаимоконтроль;

VӀ. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Учитель: Так какой же ответ мы нашли по теме урока? Посмотрите на слайд с изображением парохода и трюма парохода. Какие ассоциации вызывают у вас эти фотографии? Свяжите их с рассказом «После бала».

Ответы учащихся: Дворянин всегда находился на верхней палубе парохода, где свет, блеск, богатое убранство, балы. Он случайно спустился в трюм, где были кочегары, пот, грязь, теснота, грохот машин и был сражен увиденным. Иван Васильевич увидел то, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека…»

Подготовка презентации по теме урока

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по литературе в 9 классе "Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе"

Этот урок разработан для достижения следующих целей:1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в      произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,  М...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это...

Русская лапта как средство развития физических качеств при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.

Для повышения  эффективности уроков  физической  культуры целесообразно применять игру  "Русская лапта". О значении  лапты очень метко сказал  знаменитый  ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"

Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....