Русская лапта как средство развития физических качеств при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.
план-конспект урока по физкультуре по теме

Дедух Виктор Валентинович

Для повышения  эффективности уроков  физической  культуры целесообразно применять игру  "Русская лапта". О значении  лапты очень метко сказал  знаменитый  русский писатель А.И. Куприн: "Эта  народная игра одна  из  самых интересных  и полезных игр... В лапте нужны  находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная  уверенность в том, что тебя не победят". Эта  народная  игра проста. Её  можно проводить и в спортивном  зале, и на спортивной  площадке. Занятия лаптой  можно проводить с учениками различного возраста. В процессе  проведения уроков по русской  лапте обучающиеся могут поготовиться и сдать контрольные нормативы по разделу "Лёгкая  атлетика": метание мяча на дальность и в цель,бег на различные дистанции, т.к. в процессе игры развивается не только быстрота, но и выносливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nominatsiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация № 4.

Тема: «Русская  лапта как средство развития физических качеств  при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО».

Выполнил Дедух Виктор Валентинович,

учитель физической культуры МОАУ СОШ с. Озёрное

Серышевского района,  Амурской области.

        Школьные годы – один из важнейших этапов в  становлении  человека  как активного   члена   общества.   В   этот   период    завершается    развитие

физиологических систем,  и двигательного аппарата.

Формирование  основных  двигательных качеств и  навыков в  процессе  физического  воспитания   может  быть  более успешным при условии обоснованного применения средств и  методов  физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок. Однако  при  этом   необходимо учитывать   возрастно-половые   и   индивидуальные   особенности   детей   и подростков, а также резервные возможности  их  организма  на  разных  этапах развития.          

          Поиск    наиболее   эффективных   тренировочных    режимов    развития двигательных  качеств  –  одна  из  главных  задач  физического   воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все  больше  данных   о  том, что физические качества учащихся следует  как можно полнее развивать  уже  в первые годы обучения в школе.  

     Цель работы – показать, как  важно  на  уроках физической культуры использовать различные формы и средства, которые позволят уроки физической культуры в начальных классах  сделать интересными и содержательными, а также в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, добиваясь высокой результативности.

   Основными задачами, которые я поставил перед собой в данном  проекте  являются:

  1) показать как  добиться того, чтобы каждый учащийся не только знал, но и хорошо понимал свои действия при занятиях физической культурой (Что делать? Зачем делать? Как делать?);

  2) показать, что используя индивидуальный и дифференцированый подход на уроках и во внеурочное время, способствовать развитию основных физических качеств (сила, выносливость, гибкость, ловкость) каждого ученика;

.  3) побуждать детей к  занятиям физическими упражнениями;

Для повышения эффективности уроков, целесообразно в рамках вариативного компонента школьной программы применять русскую лапту, которая много веков просуществовала как народная игра - забава, и только в 1957 г. состоялись первые Всероссийские соревнования по русской лапте.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».

Эта народная игра проста, её можно проводить и в спортивном зале , и на спортивной площадке. Занятия лаптой можно проводить с учениками различного возраста. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности, чувство мяча. На уроках лапты, процессе изучения программного материала, учащиеся могут подготовиться и сдать контрольные нормативы по разделу «Лёгкая атлетика» - метание мяча на дальность и в цель, бег на различные дистанции, так как в процессе игры развивается не только быстрота, но и выносливость.

Различные подвижные игры, эстафеты, умело подобранные, разнообразят занятия, привнесут интерес и, в конечном итоге, дают не только большую пользу в развитии физических качеств  школьников, но и служат украшением учебного процесса, к тому же, они являются лучшим лекарством от однообразия и скуки. Русская лапта интересна тем, что эта игра не требует дорогостоящих принадлежностей, фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы – игровая площадка 40 - 55м. в длину и 25 – 40м. в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60 – 110см., весом не более 1500г. и теннисный мяч. Занятия лаптой можно проводить с учениками различного возраста. Использование русской лапты, как средства физического воспитания  в рамках нашей школы, позволяет добиваться стабильно высоких результатов на соревнованиях муниципального уровня, а учащиеся нашей школы неизменно принимают участие в соревнованиях по лёгкой атлетике регионального уровня и добиваются высоких результатов.

    В заключение необходимо отметить, что в процессе проведения уроков по русской лапте учитель физической культуры должен направить свои усилия на то, чтобы в ходе занятий данной спортивной игрой укрепить здоровье детей, улучшить их физическую подготовленность, добиться прочного освоения жизненно необходимых умений и навыков, воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими  упражнениями, содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

    Успешному решению активизации учебной деятельности учащихся в моей педагогической практике значительное место отводится работе по станциям, используя принцип круговой тренировки. Урок, организуемый по такому принципу, характеризуется более точным указанием режима работы и отдыха. Имеющийся опыт показывает положительный эффект в освоении занимающимися  учебного материала, существенно повышается моторная плотность, что позволяет активнее развивать физические качества и способности. Кроме того, выполнение заданий по станциям обеспечивает лучшую организацию занятий, способствует проявлению инициативы и самостоятельности учащихся. Вариант использования данной методики при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО предлагаю для рассмотрения в рамках данного проекта.

     

 

Цель урока :

 1. Учить учащихся техническим приёмам игры Русская лапта.

 2. Развивать быстроту и меткость, качества необходимые для успешного

     выполнения нормативов комплекса ГТО.          

 3. Воспитывать коллективизм и  уверенность в собственных возможностях.

Место проведения: спортивный зал школы.        

Инвентарь и оборудование:

теннисные мячи 57г.-20шт., гимнастический обруч диаметр 90см.-1шт., маркер-3 шт., мяч резиновый 150г., подставка под мяч – 2 шт., стойки- 5шт., переносная классная доска, флажки разного цвета на подставке  – 4 шт.

Количество занимающихся - 20.

                                                   

                                                         Ход урока.

  1. Подготовительная часть-10мин.

- организационный момент: объявление целей урока, повороты на месте;

- ходьба в обход;

- медленный бег;

- бег с изменением направления по звуковому сигналу;

- бег с круговыми движениями рук вперёд;

- бег с круговыми движениями рук назад;

- ходьба в обход, по ходу движения взять теннисные мячи из корзины;

- упражнения в движении:

а). и.и.- руки внизу, мяч в правой;

        1 - руки вверх, переложить мяч в левую;

   2 - и.п.;

   3 - руки вверх переложить мяч в левую;

   4 – и.п.

б). и.и.- руки в стороны, мяч в правой;

   1 - руки вперёд, переложить мяч в левую;

   2 - и.п.;

   3 - руки вперёд переложить мяч в левую;

   4 - и.п.

     в). и.п.- руки в стороны, мяч в правой;

   1 - мах левой, переложить мяч в левую под ногой;

   2 – и.п.

   3 – мах правой, переложить мяч в правую;

г). ходьба с перекатыванием мяча вокруг ног в наклоне вперёд;

д).и.п. руки в стороны, мяч в правой;

- положить мячи в корзину;

- перестроение в колонну по четыре.

2. Основная часть - 30 мин.

Вступительное слово учителя: «В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русская   лапта имеет  многовековую историю: она сохранились до наших дней со времён глубокой  старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции» .

а). совершенствование технических действий, применяемых в игре «Русская лапта» методом круговой тренировки:

1-е учебное место – челночный бег 3х10м.

 Челночный бег 3х10м. выполняется  от линии «Старт» с высокого старта, добежав до противоположной линии «Финиш», где находится мяч для метания 150г., который обучающийся берёт и переносит к линии «Старт» кладёт за линию и бежит за линию «Финиш». Обучающиеся выполняют несколько попыток, лучшая попытка оценивается.

Возраст

«5»

«4»

«3»

9 лет

8,8

9,9

10,2

10 лет

8,6

9,5

9,9

2-е учебное место –броски теннисного мяча в вертикальную цель с трёх шагов разбега.

      На данном учебном месте обучающиеся получают навык броска с разбега и   точности броска в вертикальную цель, так как бег, метание мяча и игровая   ориентировка составляют основу игры. Броски мяча выполняют в обруч диаметром 90см., нижний край обруча находится на высоте 2м. броски выполняются    с расстояния 6м. Каждому, кто выполняет броски, даётся по 5  

       попыток.

3-е учебное место - подвижная игра «Кто дальше бросит».

        В настоящее время  стоят задачи подготовки    специалистов,  

обладающих  высоким индивидуальным мастерством. Преимуществом в игре владеет та команда, все игроки которой, способны бросать мяч в любую точку игровой площадки. Для определения дальности броска в спортивном зале использую следующий способ – на глухой стене спортивного зала наносится линия на высоте 2м. от пола, на полу в двух метрах от стены наносится ещё одна линия, а на расстоянии 8м. от этой линии через каждый метр цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, размечаем шкалу дальности отскока мяча при метании в глухую стену.

4-е учебное место – передача теннисного мяча с перемещением после броска водящему.

Как правило, дети придя в школу, уже имеют некоторый опыт метания. И, опираясь на этот опыт, на уроках необходимо придать технике метания более высокий уровень – вначале в метании с места, затем с перемещением.

Работа на данном учебном месте заключается в следующем – обучающиеся строятся в колонну, на расстоянии 6м. находится водящий, который бросает теннисный мяч стоящему в клоне первым, получивший мяч возвращает мяч водящему и становится замыкающим в клоне. Смену водящего производят через 1мин.

Смену учебных мест производить через 5 мин. Контроль таймером.

Построение по командам по сигналу «К своим флажкам».

б). эстафета с проверкой теоретических знаний по комплексу ГТО.

Обучающийся добегает до доски, отвечает на предложенный вопрос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету очередному касанием своей руки, руки партнёра по команде. Побеждает команда, ответившая на наибольшее количестве вопросов. При равенстве правильны ответов побеждает команда, прибежавшая быстрее.

Вопрос №1.

Какие знаки получает обучающийся, выполнивший нормативы и испытания?

1-бронзовый, серебряный, платиновый;

2-бронзовый, серебряный, золотой;

3-серебряный, золотой;

Вопрос №2.

Выполнение какого норматива обязательно для получения одного из знаков?

1-бег 60м.;

2-прыжок в длину с места;

3-метание мяча 150г.;

Вопрос №3.

Какое испытание можно выполнять как мальчикам, так и девочкам?

1-подтягивание на высокой перекладине;

2-подтягивание на низкой перекладине;

3-сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

Вопрос №4.Какое испытание не входит в современный комплекс ГТО?

1- прыжок в высоту;

2- плавание без учёта времени;

3- бег на лыжах;

Вопрос №5.Кросс на 2км. по пересечённой местности ….

1- не входит в комплекс ГТО;

2- входит по выбору школы;

3- входит в комплекс для бесснежных районов;

3. Заключительная часть – 5 мин.

Подведение итогов, объявление лучших в челночном беге - выставление оценок, объявление команды, победившей в эстафете, доведение до обучающихся домашнего задания (сгибание рук в упоре лёжа мальчикам 17 раз, девочкам 13 раз).

Список используемой литературы.

  1.  Баландин Г.А., Назаров Н.Н., Казаков Т.Н., Урок в современной школе.-

М: Просвещение. 2004.

  1. Костарев А.Ю., Гусев П.Г., Щемелинин В.И., Лапта, техническая подготовка игроков. –Уфа: БГПИ, 1996г.
  2. Лях В.И., Физическая  культура. 1– 4 классы. – М.: Просвещение. 2014

   4. Журнал «Физическая культура в школе»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...

Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...

«Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»

laquo;Игровые технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств»...