Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Коновалова Наталья Михайловна

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе

«Жизнь, опалённая войной».

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю; совершенствование навыков правописания, продолжить подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы ВОВ; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: мультимедийное оборудование; видеофрагмент из фильма «Судьба человека»; тест в форме ОГЭ; текст произведения М.Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение  и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая , и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека".

- На прошлом уроке литературы мы познакомились с жизнью и творчеством М.А. Шолохова, и вы дома прочитали его рассказ «Судьба человека». Сегодня мы проанализируем эпизод «Встреча главного героя А. Соколова с Ванюшкой»

II. Просмотр фрагмента фильма «Судьба человека».

Обсуждение.

- Как показана война здесь, где не рвутся снаряды и не стреляют, не гибнут люди?(Это уже мирное послевоенное время, выжившие начинают свою жизнь заново)

- Как жили люди? Какие чувства они испытывали? Озлобила ли их война?

(Война героев не озлобила, общее горе сплотило их.)

- Давайте прочитаем отрывок из повести «Судьба человека»

III. Чтение отрывка из повести «Судьба человека».

1) И вот один раз вижу возле чайной парнишку, на другой день - опять вижу. 2)Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! 3)И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. 4)Около чайной он и кормился - кто что даст.

5)На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. 6)Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. 7)Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем". 8)Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" 9)И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. 10)Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

11)Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. 12)Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. 13)Его ли это дело?

14)"Где же твой отец, Ваня?"

15)Шепчет: "Погиб на фронте". 16) "А мама?" 17) "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". 18) "А откуда вы ехали?" 19) "Не знаю, не помню..." 20) "И никого у тебя тут родных нету?" 21) "Никого". 22) "Где же ты ночуешь?" -23)"А где придется".

24)Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". 25)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. 26)Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:

27)"Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?"28) Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" 29)Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

30)Боже мой, что тут произошло! 31)Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" 32)Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. 33)А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... 34)Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! 35)Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор; постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. 36) Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру

37)Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. 38)А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места, прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. 39)Вошел я в дом, моргаю своим хозяевам обоими глазами, бодро так говорю: "Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!" 40)Они, оба бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. 41)Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. 42)Стоит у печки, плачет себе в передник. 43)Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: "Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете".

IV. Работа с текстом.

1)Почему мужчина-фронтовик решил усыновить мальчика Ванюшку? (У А. Соколова просыпаются отцовские чувства. Он берёт мальчика к себе, потому что понимает, что в послевоенные годы ему не место на улице. Ванюша не должен оставаться оборванцем, ему нужна семья. И пусть Соколов не может заменить ему маму и папу, но он мужественно принимает решение воспитать ребенка. Герои находят утешение и силы идти дальше друг в друге. Андрей Соколов теперь и сам сирота, как Ванюша. Он хорошо понимает ребенка. Их обоих занесло в чужой край, и нужно как-то выживать, строить быт, поднимать страну из руин.)

2)Как опалила война судьбы обоих героев – мальчика и взрослого? (Из текста мы узнали, что Андрей Соколов был одинок, все его родные погибли, жил он у своего бездетного приятеля. Ванюша тоже был одинок, жил на улице-где придётся.Судьбы героев похожи )  

3) Укажите номера предложений со словами, при помощи которых мы можем понять, как писатель относится к Ванюшке. Подчеркните эти слова. Предложение №1(парнишку),6(ножонками), 9(глазёнки), парнишка мой…

4)Укажите лексику (выпишите слова), характерную для художественного стиля речи. Парнишка, полюбился, не бывать тому, птаха, бывалый.

5) Как вы думаете, как можно оценить ложь взрослого? Ведь он не отец Ванюшки?(мы не можем осуждать Соколова за ложь, потому что он хотел спасти жизнь ребёнка)

6) Что помогает делать текст выразительным и эмоциональным? Найдите 3 средства художественной выразительности  в тексте. (Сравнение: грязный, как прах; метафора-закипела слеза; эпитет-горючая)

V. Самостоятельная работа

-А сейчас перейдём к выполнению тестовых заданий по тексту.

1. Из предложений 38-40 выпишите слово, в котором написание приставки определяется её значение – «присоединение»

2. Замените разговорное слово «кормился» в предложении 4

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

3. Замените словосочетание «арбузном соку», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________.

4. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

Ответ: ___________________________.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложного предложения, связанными подчинительной связью.

24)Закипела тут во мне горючая слеза1, и сразу я решил: "Не бывать тому2, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". 25)И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. 26)Наклонился я к нему3, тихонько спрашиваю:

27)"Ванюшка4, а ты знаешь5, кто я такой?"

6. Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и

союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.

Работа в парах. Взаимная проверка работ с обсуждением материала. (Работы сдаются на проверку учителю.)

VI. Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

( Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

 Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.)

VII. Домашнее задание по русскому языку.

Напишите сочинение-рассуждение в формате ОГЭ, ответив на вопрос: «Почему герой-фронтовик решил взять мальчика к себе?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 11 классе

Интегрированный урок  литературы и  русского языка в 11 классе  Тема: «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Дорога» Цель урока:Образовательная: научить анализировать ...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 10 классе

В настоящей публикации представлены конспект интегрированного урока русского языка и литературы для учащихся 10-го класса по тематике:И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе". Разработка урока ...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе "Не стоит село без праведника"

Урок посвящен работе над сочинением по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". Материалы урока можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, в частности, при выполне...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....