Интегрированный урок литературы и русского языка
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Обулахова Наталья Петровна

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русской литературы и русского языка.

Районный конкурс «Я и мой наставник»

Добро и зло в русских народных сказках.

Цель урока:

- Знать содержание сказок, формировать умения распознавать антонимы в тексте;

- Развивать через сказки связную речь учащихся, мыслительную деятельность;

- Воспитать чувство доброты, сочувствия к окружающим.

Этап

материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация

1-2 слайд

-Доброе утро, ребята!

-Я, учитель русского языка и литературы Кюндядинской средней школы, Евгения Игоревна Саввинова и мой наставник Наталья Петровна Обулахова.

У нас интегрированный урок русской литературы и языка.

- Доброе утро!

2.Сообщение темы и цели урока

-Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в удивительный мир сказок, поговорим о добре и зле, узнаем об одной группе слов, которая делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче.

- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши мамы, папы, дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Мы с вами знаем, что сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.  Другой,  пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так, сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Смотр слайда

3.Беседа по теме

-Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

-Есть ли на обложке книг фамилии авторов?

-Почему?

- А теперь, посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Как вы думаете, для чего вам показаны эти сказки?

-У нас три вида сказок.

- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря доброте, находчивости, уму и смелости.

- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой, со злом.

- Молодцы, ребята! Вот и вспомнили виды сказок. Все мы знаем, что сказки создавал народ. Но для чего и почему? Давайте, ребята, вспомним сегодня сказки нашего детства. Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок».

Какими людьми вам хочется стать?

-В каждом человеке есть маленькое – маленькое солнышко, называется это солнышко - доброта. Это солнышко согревает нас изнутри, согревает оно и наших близких. А откуда, интересно, берется это солнышко? Оно у нас заложено внутри, расти этому добру помогают наши родители, дедушки, бабушки и конечно же сказки, которые мы знаем с детства. Давайте-ка ребята , сейчас, мы пройдемся по знакомым вам сказкам .

- Кто у нас герои?

Слайд№1 обложки книг «Царевна-лягушка»,«Морозко», «Гуси – лебеди»

-нет

-это народные сказки, их автор неизвестен

Слайд№2

-чтобы определить, вспомнить виды сказок

слайд

-«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

-сильными, храбрыми,

мужественными, добрыми

Слайд – «Гуси-лебеди», «Морозко», «Царевна-лягушка»

Иванушка и Аленушка, Настенька, Морозко, Василиса-Премудрая, Иван-царевич, Баба-Яга, Кащей Бессмертный.

-

ОНП

-Ребята, а чем заканчиваются эти сказки?

- Нам всем знакомо выражение:“В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?

Счастливой концовкой

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

-Ребята, а можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Давайте посмотрим картинки и выясним, какие герои положительные, а какие - отрицательные?

Смотр слайда

Гуси - лебеди

Положительные герои

Отрицательные герои

Сестрица

братец

Гуси – лебеди

Баба- яга

Царевна - лягушка

Василиса – Премудрая

Иван - царевич

Баба- Яга

Кащей Бессмертный

Морозко

Настенька

Морозко

Мачеха

Марфушенька-душенька

-Ребята, значит, положительные герои что несут нам?

А отрицательные?

-Тогда можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

- А как мы называем слова с противоположными значениями?

Вот мы и узнали еще об одной группе слов.

-добро

- зло

- да.

- антонимы.

4.Закрепление

А теперь, ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте потренируемся в правильном нахождении антонимов.

- красивая – некрасивая, красивая – ужасная

-трудолюбивая – ленивая

- добрый – злой, добрый – плохой

- прекрасная – уродливый

Большой – маленький

-Давайте, сделаем вывод: для чего мы используем антонимы?

Слайды

Настенька и Марфушенька

Иван-царевич и Кащей Бессмертный

Василиса Прекрасная и Кащей Бессмертный

Сестрица и братец

-антонимы делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 11 классе

Интегрированный урок  литературы и  русского языка в 11 классе  Тема: «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Дорога» Цель урока:Образовательная: научить анализировать ...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....