Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе "Не стоит село без праведника"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Старикова Тамара Леонидовна

Урок посвящен работе над сочинением по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". Материалы урока можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, в частности, при выполнении задания 15.2 (сочинение-рассуждение по высказыванию из текста). В конспекте приведены образцы сочинений, написанных учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_stoit_selo_bez_pravednika.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе

на тему «Не стоит село без праведника»

 (По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок систематизации знаний).

Цель: совершенствовать умение анализировать содержание произведения, определять его идейный замысел и  авторскую позицию.

Планируемые результаты

Личностные: повышение мотивации к изучению предмета, проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.

Метапредметные: умение проводить  аналитическую работу с текстом, анализировать, делать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Предметные: умение понимать и формулировать тему, идею, литературного произведения, характеризовать его героев, умение определять изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного содержания произведения.

Методы обучения: эвристическая беседа,  проблемный анализ текста.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

1. Текст рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» (Любое издание).

2. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Д. Толковый словарь  русского языка (Любое издание).

Урок 1

Ход урока

  1. Самоопределение. (Проверятся готовность обучающихся к уроку, определяются цели урока).
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи.

Зачитывается и обсуждается задание: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл одного из последних предложений рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» «Есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объем сочинения – 70-100 слов.

  1. Составление и реализация плана по разрешению затруднения.
  1. Работа по составлению плана сочинения.

Напоминаем учащимся, что сочинение-рассуждение соответствует определенной структуре: тезис – доказательства и примеры – вывод. (Возможен вариант: вывод – доказательства и примеры – тезис). В соответствии с этой структурой составляется план сочинения.

  1. Вступление:

                       определение темы рассказа,

                       тезис.

  1. Основная часть:

                       объяснение смысла высказывания,

                       первое доказательство, пример из текста,

                       второе доказательство, пример из текста.

  1. Вывод: основная мысль рассказа (о чем рассказ заставляет задуматься, чему учит?).

  1. Знакомство с таблицей, которую надо заполнить.

Тема

Тезис

Смысл высказывания (какие размышления вызывают у вас слова писателя?)

Первое доказательство

Второе доказательство

Третье доказательство

Основная мысль рассказа

 

  1. Анализ содержания отрывка-цитаты в тесной связи с идейным содержанием рассказа «Матренин двор».
  1. Словарная работа. Объяснение значения слова праведник. (См. Толковый словарь).

Праведник – 1) у верующих человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; 2) человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.

  1. В каком значении употреблено слово праведник в рассказе? Кого в рассказе можно назвать праведником и почему?
  2. Объяснение обобщающего смысла пословицы «Не стоит село без праведника».

Обучающимся с предыдущих уроков литературы известна история создания и публикации рассказа, в том числе и первоначальное название - анализируемая пословица. Здесь возможны два аспекта: в зависимости от логического ударения на слова «не стоит» или «без праведника». Но вывод получается один: гибель Матрёны, разрушение ее двора – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

  1. Определение главной мысли рассказа и ее связи с содержанием анализируемого высказывания.

А.И. Солженицын в рассказе еще раз подтверждает народную мудрость: человека надо ценить не за внешнюю красоту, а за внутреннюю. Для писателя главной нравственной категорией становится правда, в которой он видит истинную красоту человека. Необразованная, внешне некрасивая, нетребовательная Матрёна оказывается необыкновенно душевным, открытым человеком. Она – праведник, она одна в окружающей её лжи сохранила чистоту и честность мыслей и поступков. Жители села её не ценили при жизни и осуждали после смерти, не задумывались о том, что Матрёна помогала им не только физически, выполняя по их просьбе тяжелую работу. Она несла окружающим те нравственные качества, которых так не хватало её соседям: доброту, бескорыстие, порядочность, отзывчивость и, самое главное, честность.

  1. Составление рабочих материалов к сочинению, заполнение таблицы. Формы организации самостоятельной деятельности учащихся могут быть различные: индивидуальная, парная, групповая. По истечении определенного времени (5-7 минут) - коллективное обсуждение содержания таблицы.

Тема

жизнь Матрёны Васильевны

Тезис

«Есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».  

Смысл высказывания (какие размышления вызывают у вас слова писателя?)

Матрёна несла окружающим те нравственные качества, которых так не хватало её соседям: доброту, бескорыстие,  порядочность, отзывчивость и, самое главное,   честность.

Первое доказательство

Бескорыстная помощь: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

- Завтра, Матрена, придёшь мне пособить.

И Матрена не могла отказать».

Второе доказательство

Несмотря на жизненные невзгоды и горести, Матрёна сохранила «добрую улыбку», «лучезарную улыбку», которая отличала её от угрюмых, завистливых односельчан.

Третье доказательство

Главное в жизни Матрены – не материальные блага, а душевное богатство. «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Но зато она пожалела колченогую кошку, не заводила поросенка, вероятно, потому что не смогла бы потом лишить его жизни.

Основная мысль рассказа

Рассказ о Матрёне заставляет внимательнее относиться к окружающим людям, ценить душевные качества.

2 урок

Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.

Образцы сочинений, написанных во время проведенного интегрированного урока.

Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» - яркое явление русской литературы. В нем говорится об истории жизни и смерти простой русской женщины Матрены Васильевны.

Матрена – старая, больная крестьянка. Все хозяйство ее составляли колченогая кошка, грязно-белая коза да фикусы, «заполнявшие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Героиня никогда не отказывала в помощи односельчанам: «не обходилась без Матрёны ни одна пахота огорода». Денег за работу она не брала, искренне, без тени зависти восхищалась крупной картошкой соседки.

И не только физическую помощь оказывала Матрёна Васильевна окружающим. Истинная, бескорыстная доброта ее, душевность, отзывчивость, самоотверженность, с которой помогла она ближним – всё это объясняет смысл последних предложений рассказа «Есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».  Именно Матрёнино подвижничество уберегает деревенский мир от полной бездуховности, наполняя его душевным теплом доброго человеческого сердца.

Таких людей, как Матрёна, в мире очень мало. Но если рядом окажется такой человек, то светлее, добрее станет мир вокруг нас.

Нана Д.

Живут на земле люди, которые бескорыстно помогают другим, ничего не оставляя для себя. Праведники… Есть о них такая пословица «Не стоит село без праведника». Нельзя с ней не согласиться, ведь жизнь на земле невозможна без добра, справедливости и сострадания. К такому выводу мы приходим вместе с А.И. Солженицыным, закончившим рассказ «Матрёнин двор» словами о главной героине: «Есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».  

Героиню рассказа Матрёну Васильевну можно с полным правом назвать праведником. Эта женщина всю жизнь помогала односельчанам, часто бросая «свой черёд дел». Не имела Матрёна ни поросёнка, ни коровы, ни новых нарядов. Она была из тех людей, для которых внутренний облик гораздо важнее внешнего. Столько горя она видела в своей жизни, но не озлобилась, не замкнулась, осталась открытой для всех, готовой броситься на помощь. «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно». И погибла она, помогая перевозить через железнодорожный путь отданную воспитаннице, уже не свою, чужую, горницу. Со смертью Матрёны односельчане лишились не только физической помощи, но и духовной. Не стало человека, который нёс им добро,  уберегая от духовной деградации.

Без добрых людей невозможна жизнь на земле, но, к сожалению, тех, кто бескорыстно несёт людям добро, очень мало.

Ирина М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Интегрированный урок литературы и русского языка

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....