Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Пьянова Надежда Васильевна

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon int_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка

Тема урока:  «Подвиг любви и долга»

 (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

      Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся

Задачи: познакомить с творчеством В. Закруткина; формировать навыки интерпретации и анализа художественного текста; подготовить учащихся к выполнению заданий  ОГЭ  и написанию сочинения–рассуждения; воспитывать чувство любви и уважения к матери.

Оформление: репродукции картин с изображением материнских ликов, запись «Аве-Мария» и «Священная война».  

Ход урока

Эпиграф к уроку

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

Л. Татьяничева.

I. Организационный момент

Вступление: Наш урок посвящается  женщине - матери – символу жизни и бессмертия рода человеческого.

Начало мира – это мать

И нашей родины начало

Она и меч,

Она и щит,

Она  беду от нас отводит,

Она за поездом бежит,

Который на войну уходит.

                                                                             Марк Лисянский.

Посмотрите на материнские лики – иконы, картины известных художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Сикстинская мадонна». На них запечатлена красота женщины-матери, восхищение ею. А сколько ей порой приходится пережить горя, перенести страдания, преодолеть страшные удары судьбы во имя жизни на любимой ею нелегкой земле. Жены и невесты декабристов М.Волконская, Е.Трубецкая, А.Муравьева, Н.Фонвизина, П.Анненкова отправились в Сибирь за своими любимыми. Они совершили подвиг любви и долга. Немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли женщины. Еще Некрасов писал о русской женщине:

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасет,

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Именно о такой женщине рассказал в своей повести «Матерь человеческая» Виталий Закруткин.

Сообщение ученицы о В. Закруткине .

Звучит песня «Священная война».

II. Основная часть. Анализ текста.

Слово учителя: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Так ворвалась война и в жизнь главной героини повести – простой русской женщины Марии.

Рассказ ученика о довоенной жизни Марии, о начале войны, гибели мужа  сына.

Учитель: В один миг жизнь потеряла для Марии всякий смысл, и она просит у бога лишь одного – смерти. И вдруг она понимает, что должна жить.

Что вернуло Марию к жизни?

Учащиеся: В ней заговорил голос еще нерожденной жизни. Долг матери, обязанной уберечь то живущее в ней, что связывало ее с погибшими Иваном и Васяткой.                                      

Учитель: Легко ли было Марии начинать жизнь на пепелище?

Учащиеся: Трудно было Марии. Вcе еще стояли перед глазами муж и сын, всё еще не верилось, что не увидит их никогда, не услышит ласковых слов мужа, звонкий смех сына. Но нужно  было жить ради него, идущего в мир. Ведь он хочет жить, любить, быть счастливым. Теперь ей было, для кого жить. Мария возвращается в сожженное село, спасает обездоленных, измученных войной детей.

Слово учителя:  Мария  оказалась одной из тех женщин-матерей, которая всех любит, жалеет, голубит, грудью своей кормит одинаково хороших мальчиков и плачет, и терзается и места себе не может найти, когда убивает ее родных мальчиков.

III. Чтение отрывка из повести со слов «Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок…» до слов «Если бы один из всадников, увидев бледнеющее лицо Марии, поспешно не соскочил с коня и подержал ее, она упала бы, теряя сознание…» и выполнение заданий к нему.

- Чем становится рождение ребёнка в тылу врага для Марии и всех советских людей?

Рождение ребёнка Марии в таких неимоверно тяжёлых условиях, в тылу врага, ещё раз убеждают нас в том, что нельзя победить таких как Мария, её муж Иван и сын Васятка, политрук Слава.

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1). 1.                   2).7                       3). 13                     4). 12

2. Определите стиль речи и тип текста.

1) публицистический стиль; рассуждение

2) художественный стиль; повествование с элементами описания

3) разговорный стиль; повествование с элементами  рассуждения

4) публицистический стиль; рассуждение с элементами описания

3.  В каком значении употреблено в тексте слово ЖАЛКИЕ (предложение 15)?

1) несчастные, беспомощные                          3) невзрачные

2) трогательные                                                 4) ничтожные

4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Матерь человеческая» — так называется повесть В. Закруткина, и эта развёрнутая _______несёт основную идейную нагрузку в тексте. Разрастающийся до религиозной символики образ Марии автор усиливает ____________(предложения 1, 5, 7). Метафоричен и образ обожжённой пожаром яблони, судьба которой во многом схожа с жизнью главной героини. Война отступает перед таинством рождения человека, смерть никогда не победит жизнь. Эта ______ помогает читателю воспринять жизнеутверждающий смысл всего произведения». Список терминов:

1) эпитет                                             6) парцелляция
2) метафора                                        7) эпифора

3) ряды однородных членов             8) оксюморон  

4) антитеза                                                 9) синекдоха  

5)сравнение                                       10) инверсия

Слово учителя: А женщина – мать в любых  условиях остается, прежде всего, матерью. Мария и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это гимн женщине-матери.

Мама – самое дорогое, что у нас есть, самое святое. Она дала нам жизнь. Матери отдают нам свою любовь, а иногда и жизнь. Так ли любим их и мы, всегда ли мы достойны их любви, готовы за них отдать жизнь, всегда ли справедливы к матерям, заботимся о них, бережём их, находим те ласковые слова любви, которые они ждут от нас.  

Звучит “Аве - Мария”

Домашнее задание:

Сочинение – рассуждение «Что такое подвиг?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Интегрированный урок литературы и русского языка в 11 классе

Интегрированный урок  литературы и  русского языка в 11 классе  Тема: «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Дорога» Цель урока:Образовательная: научить анализировать ...

Интегрированный урок литературы и русского языка

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...