Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской литературы и родного языка. Предлагаю материал к интегрированному уроку литературы и русского языка по темам: "История создания "Записок охотника" И. С. Тургенева " (литература), "Описание действий по рассказу "Певцы"  (русский язык)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 7 класс

Подробное изложение.

Пение Якова.

Цели:

  1. Вспомнить особенности стилей и типов речи, композицию текстов, описывающих действия.
  2. Учить анализу текста, подробному изложению его, сохраняя структуру, стиль.
  3. Учить грамотно, красиво, последовательно излагать свои мысли, отрабатывать умение использовать известные средства языка при пересказе.

Материал для урока

  1. Никитина Е.Н. «Русская речь» §39, таблица стр.178-179, памятка стр.180
  2. Текст «Пение Якова» - 15 шт.
  3. Иллюстрация из книги И.С.Тургенева «Записки охотника» художника Ан.Белюкина
  4. Толковый словарь русского языка

Оформление доски

1 доска. Толкование слов

2 доска. Дата. Тема. План

3 доска. Словарная работа

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Задача урока: Ребята, сегодня мы пишем изложение по тексту «Пение Якова» (отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Текст лежит перед вами. Ваша задача – сосредоточиться, вспомнить все, что мы с вами учили и использовать данные умения на практике. Работа для нас не новая.

Речевая задача.

Сегодня мы пишем подробное изложение, а значит, нужно постараться сохранить стиль данного текста, как можно подробнее передать содержание с помощью тех средств языка, которые используются автором, не нарушив последовательности и не исказив главной мысли.

  1. Подготовка к восприятию.

Вернемся к отрывку. Он взят из рассказа «Певцы». Вы летом читали этот рассказ. Кто автор и из какой книги он взят? (И.С.Тургенев «Записки охотника»). В составе этой книги 25 очерков, каждый обладает своим сюжетом, и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скрепленный позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.

Зачастую героями рассказов, как и в рассказе «Певцы» становились крепостные крестьяне. Это связано с тем, что писатель дал себе клятву никогда не примиряться с крепостными порядками.

Никто никогда не считал «мужика» человеком, это было в глазах высшего дворянского общества существо низшего сорта, раб бессловесный, не способный на высокие чувства.

Тургенев же доказывает своей книгой, что «мужик» не просто человек, а прекрасный человек, обладающий и пониманием и чувствами высокими, которыми не всегда обладают люди образованные из привилегированных сословий. Белинский сказал, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил».

«Золотое сердце» народа раскрыто Тургеневым в этих рассказах. Известно, что искусство народа – это его душа. Сильная, удалая, страстная, она как раз вылилась в пении Якова.

Послушайте текст и определите его тему и основную мысль.

  1. Чтение текста
  2. Определение темы и основной мысли.
  1. Словарная работа (толкование слов)
  2. Тема – описание пения Якова (исполнение песни Яковом). Мысль – в жизни простого народа бывают такие возвышенные минуты, очищающие душу;

- подлинное искусство объединяет и очищает людей, независимо от сословий.

3. Иллюстрация Анатолия Белюкина:

- Какой момент изображен? (пение Якова)

- Кто на первом плане? (сам певец)

-О чем говорят поза, лицо, взгляд? (говорят о том, что он обо всех забыл и отдался пению).

- Кого мы видим за его спиной на темном фоне? (слушателей)

- Однородна ли масса людей? (разные сословия)

- Что общего в лицах людей? (замерли, сосредоточившись, переживают, вдумываются в смысл)

- Подчеркивает ли иллюстрация главную мысль текста? (да, всех людей объединяет подлинное искусство).

1. Толкование слов.

Все ли вам понятно в данном тексте?

Как вы понимаете такие слова:

Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом;

Надтреснутый – дрожащий, дребезжащий;

Упоение – состояние того, кто наслаждается, упивается чем-то, восторг.

  1. Анализ текста

-Стиль? (художественный)

-Докажите.

Цель – воздействовать на слушателей художественным словом.

Принадлежность – к произведениям русской литературы.

Синтаксис – предложения распространенные, часто ССП и СПП.

Лексика – много различных средств языка.

-Тип? (описание действий)

-На какие части делится текст, описывающий действия?

  1. Подготовка (к пению)
  2. Выполнение (исполнение)
  3. Оценка (ощущения слушателей)

План. Давайте попытаемся найти и озаглавить эти части.

  1. Яков готовится петь.
  2. «Полилась заунывная песня…»
  3. Как звучит русская душа.
  4. «Песнь лилась и развивалась…»

Средства изображения.

1.-Какие глаголы, и в какой последовательности использованы Тургеневым для того, чтобы показать, как росло напряжение?

-Какие ещё средства языка встретились в этой части?

Обратите внимание, как записывается сравнительный оборот (запятые)

  1. Какие средства языка использует автор, когда говорит о нарастающих звуках голоса (Сначала краткие прилагательные, потом полные и переходит в метафору: «Полилась заунывная песня»)

Обратите внимание на синтаксис. Почему, по-вашему, автор выбирает теперь не отдельные короткие предложения, а используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, с различными оборотами речи. (Показать неразрывность процесса)

Знаки препинания.

1 пр. – казалось – вводное слово и сравнительный оборот

2 пр. – сравнительный оборот, деепричастный оборот

3 пр. – прямая речь

Можно ли разделить?

Конечно, чтобы было легче записывать (попробуем)

  1. Говоря о голосе Якова, использует эпитеты и однородные подлежащие (как много всего содержит в себе!). Говоря о душе, вновь ряд эпитетов, глаголов и заканчивает метафорой.
  2. Весь состоит из метафор, которые описывают действия. В третьем абзаце – бессоюзное предложение, ССП и СПП – сложное синтаксическое целое. В последнем абзаце опять встречается вводное слово – видимо.
  1. Словарная работа.

Неровен, откуда-то, издалека, колеблется, жутко, сладко, надтреснутый, болезненным, неподдельная, бесполезная, упоённо, увлекательно-беспечная

  1. Повторное чтение вслух.
  2. Работа на черновике.


Пение Якова

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой… Когда же наконец Яков открыл своё лицо, оно было бледно, как у мертвого, глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел…

Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым-третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала,» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и слабость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение, он уже не робел, он отдавался весь своему счастью, голос его беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.

Урок-игра русского языка, проведенного в 6 классе, на тему: «Повторение имени существительного»

Цели:

  1. Повторить знания, полученные при изучении части речи-существительного.
  2. Закрепить умения правильно применять правила орфографии, изученные ранее.
  3. Прививать интерес к русскому языку, активизировать учащихся конкурсами, накопить оценки в конце четверти.

План урока

  1. Отвечай-ка
  2. Рассуждай-ка
  3. Отгадай-ка
  4. Чередуй-ка
  5. Составляй-ка
  6. Разбирай-ка
  1. Организационный момент
  2. Задача

Сегодня мы обобщим изученное по имени существительному.

Мы проведем урок конкурсов. За каждый конкурс отвечающие будут получать оценку. За дополнительные полные ответы оценки получите в конце урока.

  1. Начнем мы с домашнего задания – имени существительного.

1 конкурс «Отвечай-ка» (2 человека к доске)

  1. Какая часть речи называется именем существительным?
  2. На какие четыре группы по значению делятся существительные?
  3. Какие существительные называются собственными и нарицательными?
  4. Какие существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным?
  5. Как определить род имени существительного?
  6. Как распределить существительные по трем типам склонений?
  7. Перечислить разносклоняемые существительные
  8. Назвать падежи и вопросы к ним
  9. Назвать существительные, имеющие форму единственного числа

Вещественное – молоко

Отвлеченные – любовь

Собирательное – листва

Собственное – Кавказ

  1. Назвать существительные, имеющие форму множественного числа.

Вещественное – чернила

Отвлеченное – каникулы

Собирательное – развалины

Парные – брюки

  1. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

2 конкурс «Рассуждай-ка»

  1. На опушк.. леса, идти по тропинк…, стоять на площад…, звучать в вышин.., пробиваться из-под земл.., испугаться мыш.., в ночной тиш…
  2. Голу..ка, коро..ка, скри..ка, верё..ка, селё..ка, варе..ка, ше..ский, ладо..ка, ни..кий, хо..ьба.
  3. Ученик, тебе задание!

Как напишешь слово здание?

Всё учти, подумай, взвесь,

Не свихнись на слове здесь,

Помни все условия.

А как писать здоровье?

Чтобы смысл не повредить,

З нельзя в них отделить.

..десь, ..доровье, ..дание, ..

Лишены здесь содержания.

Верните З, и снова

Заговорят три слова.

Здесь, здоровье, здание

Запомни написание!

3 конкурс «Отгадай-ка»

  1. Напиши отгадки с проверочными словами.

а) Берега зеленые,                              

    Вода красная,

    Рыбки черные.

          ( Арбуз).

б) Весь я сделан из железа,

    У меня ни ног, ни рук,

    Я по шляпку в доску влезу,

    А по мне все стук, да стук.

           ( Гвоздь).

в) Под сосною у дорожки,

   Кто стоит среди травы?

   Ножка есть, но нет сапожек.

   Шляпка есть – нет головы.

                   (Гриб).

г) За тобою он плетется,

   Хоть на месте остается.

                    ( След).

д) В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит.

                    (Поезд).

е) Если я пуста бываю,

    Про тебя я забываю,

    Но тогда несу еду,

    Мимо рта я не пройду.

               (Ложка).

ж) Шумит он в поле и в саду,

     А в дом не попадёт.

     И никуда я не пойду,

     Покуда он идет.  (Дождь).

з) Зимой в поле летал,

    А весной в реку побежал.

                               (Снег).

  1. Жило-было слово ХОД.

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдоль шагало.

Выбери ряд однокоренных слов.

  1. СТ или С.  Окрес..ность, гру..ный, вку..ный, чуде..ный, прекра..ный, интере..ный, неизве..ный, опа..ный. нена..ный.

  1. Конкурс «Чередуй-ка»

О

положение

изложение

сложение

росток

выросли

коснулся

прикосновение

промокать

А

прилагательное

слагаемое

растение

подрастала

полагается

касательная

касание

Е

стелет

отпереть

примерять (платье)

подпереть

заберет

замерли

И

застилать

подпирать

примирять друзей

подпирать

убирать

замирать

5 конкурс «Составляй-ка».

  1. Чем торгует продавец?

ке, зе, фрук, сли, кон, со, фини, ваф, фир, ли, ки, вы, феты.

Ответ: вафли, зефир, сливы, конфеты, фрукты, финики, кефир, соки.

  1. Лес  + -ок + -пере
  1. (Прист.)+ лес+(суфф.)
  2. камень+(суфф,)      (профессия), уголь+(суфф,)  
  3. (Прист.) + город (рядом)
  4. (Прист.)+ морской
  5. синева-(суфф.)
  6. (осн.)+О+(осн,) (летательный аппарат)
  7.   ---                 (мягкая мебель)

6 конкурс «Разбирай-ка»

Ранней весной3 в березовой2 рощ…3 можно найти одно из самых первых весенних2 растений3,4.

4Итог.

Итак, какие части речи мы повторили?

Какие правила правописания?

Выставление оценок.

5Домашнее задание: §21-23, 27-28(повторить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и русского языка в 11 классе

Интегрированный урок  литературы и  русского языка в 11 классе  Тема: «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Дорога» Цель урока:Образовательная: научить анализировать ...

Интегрированный урок литературы и русского языка

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....