Интегрированный урок литературы и русского языка в 10 классе
план-конспект урока (10 класс) на тему

Анохина Нина Владимировна

В настоящей публикации представлены конспект интегрированного урока русского языка и литературы для учащихся 10-го класса по тематике:

И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе". Разработка урока позволяет организовать работу учащихся 10 класса по исследованию языкового материала и провести всесторонний анализ текста. Презентация методической разработки позволяет в логической последовательности изложить справочный, иллюстративный материал и задания для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.s.turgenev.doc86 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_turgenev.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе»

(интегрированный урок литературы и русского языка)

Поразительно красив и светел язык

«Стихотворений в прозе»

И.С. Тургенева

Цель:

-        воспитание любви к природе, Родине, русскому языку, нравственных качеств на примере «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева, показать, что в основе его произведений лежит любовь и вера в добро, свет, красоту;

-        помочь постигнуть идейно- художественное своеобразие,    раскрыть простоту, точность, живописность языка «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева;

-        обобщить знания учащихся по орфографии и синтаксису, подготовка к ЕГЭ;

-        развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей, развитие монологической речи.

Оборудование урока: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева распечатаны, индивидуальные задания, портреты И. С. Тургенева, фотографии, картины - пейзажи, мультимедийное сопровождение, романс на слова      И.С. Тургенева «В дороге», музыка Э.Абаза в исполнении Валентины Пономарёвой.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Нам предстоит большая работа на уроке: будем готовиться к ЕГЭ, должны будете выполнить ряд заданий, подобных тем, которые вам встретятся на экзаменах. Углубим   наши знания   о « Стихотворениях   в прозе»     И. С. Тургенева, постараемся постигнуть их идейно- художественное своеобразие, поучимся образной речи у великого мастера.

2. Звучит стихотворение «Русский язык».

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому пароду!

Июнь,1882

3. Интерактивная работа с классом.

Вопросы классу.

1. Как вы думаете, почему М.М. Стасюлсвич, современник И.С. Тургенева, эти пять строк назвал золотыми, в которых сказано более чем в ином трактате?

(Вариант ответа: судьба русского народа и языка неразрывны, русский язык и Родина -единое целое)

Тургенев, по воспоминаниям современников, говорил тем, кто сомневался в будущем России: «И я бы, может быть, сомневался...- но язык... Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? Народ, у которого такой язык, - народ великий».

По свидетельству СИ. Лаврентьевой Тургенев беседовал с нею о «нашем прекрасном богатом языке», который до времен Петра был так тяжел и который с Пушкина развился так богато, сложился так поэтично. По тому самому, - добавлял Тургенев,- я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее.»

В письме Е.В. Львовой пишет: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Это говорит человек, который не только видел Европу, знал ее, но и был в кругу выдающихся европейских писателей своего времени.

Н.А. Юшкова, вспоминая о встрече с Тургеневым в Петербурге в 1880 году, рассказывала: «Любовь к родине ярко выразилась у него в его любви к самому художественному произведению русского народа, к русскому языку».

Тургенев писал: «Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском  языке...

Изменить русскому языку, Родине! Об этом даже думать страшно». Перед смертью, обессиленный и усталый, он думал о ней с болью в сердце, с болью от того, что не надеялся ее увидеть.

«Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу-Родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, никогда не увижу.» (из письма Полонскому).

В последние годы жизни и были созданы И.С. Тургеневым «Стихотворения в
прозе».        

Н.М. Шанский писал: «Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние годы И.С. Тургенева посвящены «по необходимости» теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Однако не эти скорбно-элегические очерки составляют художественную и содержательную святая святых «Стихотворений в прозе». Наиболее яркие и чудесные «этюды с натуры» - жизнеутверждающие и бодрые, полные веры в Человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотвержение и милосердие».

2. Стихотворение «Голуби». Выразительное чтение и фронтальная работа с учащимися.

  • Что произвело наиболее сильное впечатление?
  • Каков стиль и тип речи?
  • В.Г. Белинский говорил: « Не можем не упомянуть о необыкновенном   мастерстве \/
    Тургенева изображать картины русской природы». В чем же видите «необыкновенное
    мастерство» Тургенева в изображении грозы?
  • Какие же средства художественного изображения заметили? Выпишите тропы, которые использует писатель.

(Вариант ответа: Шептал и хлопал одинокий лист лопуха; туча словно пухла; визжит ветер, мечется, как бешеный; пошла потеха (разг.)- забава, развлечение, началось что-то безудержно, трудно остановить...)

-        Каких частей речи больше всего в описании грозы?        .        ,

-        В каких наклонениях употреблены глаголы? Чем это вызвано? Определить время глаголов.

-        Как описано состояние человека перед грозой? Определите тип предложений.

(Правильный ответ: Смутно было на душе...)

-        Чем осложнены предложения?

(Правильный ответ: (Большое количество однородных членов.)

  • Найдите инверсию, какова ее роль?
  • Какие предложения по цели высказывания используются?

(Правильный ответ: Побудительные, повествовательные)

-        Какова роль многоточия?

(Правильный  ответ:  Для  обозначения  незаконченности  высказывания,
вызванной волнением говорящего,        обрывом в логическом развитии мысли, для
 обозначения заминок, перерывов в речи)

-        Значения всех ли слов вам понятно?

(Правильный ответ: Пологий холм - отлогий, покатый, не крутой; межи - граница земельных участков; зыбь - легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве; отвесный — составляющий прямой угол с плоскостью, крутой).

4. Индивидуальная работа учащихся с текстом стихотворения «Голуби».

1. Сгруппировать орфограммы и пунктограммы (задание для сильных учащихся)

2. Выбрать вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
(задание на интерактивной доске)

Текст. «Но вот под навесом крыши >(1) на самом краюшке слухового окна(2) рядышком сидят два белых голубя - и tot кто слетал за товарищем (4)и тот(5) кого он привел (6) и (7)может cnac».        

1) 3,4;'   2) 3,5,6;   351,2,3,4,5,7,8.

5. Дифференцированные задания для учащихся на карточках и на интерактивной доске.

  • Найти уточняющее обстоятельство места 1-3 абзацы.
  • Найти слово, соответствующее модели.
  • В каком слове происходит оглушение согласных звуков
  • Выпишите два слова, в которых звуков больше, чем букв.
  • Что является предметом внимания автора, что он предлагает читателю почувствовать,
    понять? Чем он обогащает читателя?

(Правильный ответ. Голубиная кротость, голубка, голубить-ласкать, голубушка как ласка; голубь мира.)

Викторина:

Многие выражения из «Стихотворений в прозе» стали афоризмами и         крылатыми словами.

-        Узнайте стихотворение. Как оно называется?

«Ведь они посоленные!» («Щи»)

«Житье дуракам между трусами». («Дурак»)

«Бывают улыбки хуже слез». («Памяти Ю.П. Вревской»)

«Мы еще повоюем!» («Мы еще повоюем!»)

«Любовь сильнее смерти. Только любовью держится и движется жизнь». («Воробей»)

-        Вспомните это стихотворение «Воробей». О чем оно?        

( Правильный ответ: Только любовью держится и движется жизнь).

Слово учителя.

Для Тургенева два слова: «писать и любить останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо приехала из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидал головокружительный успех. Более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных «Стихотворений в прозе» строчками стихотворения поэта Метлева, с которым когда-то восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

Выразительное чтение стихотворения «Как хороши, как свежи были розы», (звучит «Лунная соната» Бетховена).

  • В чем своеобразие композиции этого стихотворения?
  • Ваше понимание этих строк?

(Правильный ответ: Рефрен стихотворения «Как хороши, как свежи были розы», повторяясь после каждого абзаца, звучит каждый раз по-разному, с разной интонацией, то усиливая звучание «светлых» смыслов, то контрастируя с «темными». Это воспоминание о давно прошедшем, о былом счастье, которое связано с юной девушкой, с молодостью, с музыкой. Ритмично чередуются эпизоды прошлого и настоящего. В прошлом лишь безоблачное счастье, а в настоящем все ощутимее звучит трагически голос смерти, ноты одиночества.

Во втором абзаце мороз уже не мягко «запушил стекла окон», а «скрыпит и злится». Звукопись архаизма скрыпит вызывает ощущение чего-то неприятного, этому же соответствуют эпитеты (скучный, старческий.) В последнем абзаце темнота становится абсолютной (« свеча меркнет и гаснет»), вместе со светом уходят и остатки тепла: дваэ/сды повторяется «мне холодно», «я зябну». Образ единственного товарища, старого больного пса также подчеркивает трагедию одиночества)

-        Чему служит синтаксис в последнем абзаце?

(Правильный ответ: Шесть многоточий - затихающая мелодия уходящей жизни).

Слово учителя.

И.С. Тургенев страстно любил музыку. Музыка часто звучит на страницах его произведений, особенно в «Стихотворениях в прозе». Стихотворения Тургенева настолько напевны, лиричны, мелодичны, что на его стихи были написаны прекрасные романсы.

Сейчас хотела бы познакомить со стихотворением, написанным двадцатипятилетним Иваном Сергеевичем, ставшим шедевром русской поэзии, хорошо известным как романс. Звучит романс «В дороге».

6. Интерактивный опрос,

-        Какова же тема этого произведения?

(Правильный ответ: прошедшая любовь, безвозвратно ушедшие мгновения жизни, воспоминания о былом; герой в дороге, он спокоен, мысли и воспоминания приходят сами собой.)

-        Какова композиция стихотворения?

(Правильный ответ: картины поздней осени- первые две строки первой строфы и заключительная строка последней строфы - эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти всплывают разные моменты прожитой летний)

-        Какое слово выполняет роль скрепляющего элемента?

(Правильный ответ.: Вспомнишь. )

(картины поздней осени- первые две строки первой строфы и заключительная строка последней строфы - эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти вспльгаают разные моменты прожитой жизни)

  1. Какое слово выполняет роль скрепляющего элемента? (вспомнишь)
  2. Как Тургеневу удается показать движение мысли лирического героя? (вспомнишь и время, и лица, взгляды, встречи, голоса, звуки)
    5)Какую роль выполняют эпитеты?(передают расцвет чувств: обильные страстные речи, первые встречи, последние встречи, звуки любимые, взгляды так жадно, так робко ловимые)

6)Какова роль деепричастных оборотов? (в уточнении, в дополнении сказанного ранее)

7) Найдите инверсию, звукопись . Чему они служат? (созданию мелодичности).

Каким предстает автор всех этих произведений?

(писатель в умелых руках которого язык наш «способен творить чудеса», чем глубже знакомишься с ним, тем больше чистого, ясного, доброго находишь.)

Д/3 по выбору:

  1. Написать о своих находках красивого и светлого в языке писателя.
  2. Рассказать, какое из стихотворений произвело самое большое впечатление.
  3. Лингвистический анализ стихотворения.
  4. Сочинение-размышление в жанре письма о стихотворениях И.С. Тургенева.
  5. Сочинение - мое эссе . Стихотворение в прозе/1843 г./

1)Какова же тема этого произведения?

(прошедшая любовь, безвозвратно ушедшие мгновения жизни, воспоминания о былом; герой в дороге, он спокоен, мысли и воспоминания приходят сами собой.)

2)        Какова композиция стихотворения?

(картины поздней осени- первые две строки первой строфы и заключительная строка последней строфы - эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти всплывают разные моменты прожитой жизни)

  1. Какое слово выполняет роль скрепляющего элемента?
    (вспомнишь)
  2. Как Тургеневу удается показать движение мысли лирического героя?
    (вспомнишь и время, и лица, взгляды, встречи, голоса, звуки)
    5)Какую роль выполняют эпитеты?

(передают расцвет чувств: обильные страстные речи, первые встречи, последние встречи, звуки любимые, взгляды так жадно, так робко ловимые)

6)Какова роль деепричастных оборотов?

(в уточнении , в дополнении сказанного ранее)

7) Найдите инверсию , звукопись . Чему они служат?

(созданию мелодичности).        О

VII Каким мы увидели Тургенева на этом уроке?  ^

(писатель в умелых руках которого язык наш «способен творить чудеса», чем глубже знакомишься с ним, тем больше чистого, ясного, доброго находишь.)

Д/3 по выбору:

  1. Написать о своих находках красивого и светлого в языке писателя.
  2. Рассказать, какое из стихотворений произвело самое большое впечатление.
  3. Лингвистический анализ стихотворения.


В дороге.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно , так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

/1843 г./

Какова тема произведения? Какова композиция стихотворения.? Какое слово выполняет роль скрепляющего элемента? Как Тургеневу удаётся показать движение мысли лирического героя? Какую роль выполняют эпитеты.? Какова роль деепричастных оборотов.  Найдите инверсию, звукопись.

Мой Трезор остановился, попятился: Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

«Как хороши, как свежи были розы...»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы... Сентябрь 1879

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882

Голуби

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Все притаилось... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! —думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — все прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие словно в клочья разорванные облака все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой.,.

Но под навесом крыши на самом краюшке слухового окна рядышком сидят два белых голубя — и тот кто слетал за товарищем и тот кого он привел и может быть спас.

Нахохлились оба  и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один,., один, как всегда. Май, 1879

Воробей

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище: но все его маленькое тельце трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке: Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенев (интегрированный урок литературы и русского языка) Поразительно красив и светел язык «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева. Н.М. Шанский

Слайд 2

В.Г. Перов. Портрет И.С. Тургенева, 1872

Слайд 3

С.И. Тургенев, отец писателя В.П. Тургенева (в девичестве Лутовинова), мать писателя

Слайд 4

Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882

Слайд 5

Тургенев , по воспоминаниям современников , говорил тем, кто сомневался в будущем России: «И я бы, может быть , сомневался…- но язык… Куда денут скептики наш гибкий, чарующий , волшебный язык? Народ, у которого такой язык , - народ великий.»

Слайд 6

По свидетельству С.И. Лаврентьевой Тургенев беседовал с нею о «нашем прекрасном богатом языке», который до времен Петра был так тяжел и который с Пушкина развился так богато, сложился так поэтично. По тому самому , - добавлял Тургенев,- я верю, что у народа , выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее.»

Слайд 7

В письме Е.В. Львовой пишет: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Слайд 8

Н.А. Юшкова, вспоминая о встрече с Тургеневым в Петербурге в 1880 году также рассказывала: «Любовь к родине ярко выразилась у него в его любви к самому художественному произведению русского народа, к русскому языку.»

Слайд 9

Тургенев писал: «Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке… Изменить русскому языку, Родине! Об этом даже думать страшно».

Слайд 10

Парк в усадьбе Спасское - Лутовиново . Художник Я. Полонский

Слайд 11

Музей – усадьба Спасское-Лутовиново

Слайд 12

Спасское –Лутовиново. Флигель, в котором жил И.С. Тургенев во время ссылки в 1852-1853г.г.

Слайд 13

Н.М. Шанский писал : « Многие лирические миниатюры лебединой песни доживающего последние годы И.С. Тургенева посвящены «по необходимости» теме одиночества, старости, болезни и самой смерти. Однако не эти скорбно-элегические очерки составляют художественную и содержательную святая святых «Стихотворений в прозе». Наиболее яркие и чудесные «этюды с натуры» - жизнеутверждающие и бодрые , полные веры в Человека, его высокое призвание и лучшее будущее: они воспевают вечно живую жизнь, большие и маленькие людские радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, самоотвержение и милосердие».

Слайд 14

Ф.А. Васильев. Мокрый луг.1872г.

Слайд 15

И.И. Левитан. У омута. 1872г.

Слайд 16

Тургенев на охоте. Художник Н. Дмитриев-Оренбургский. 1879г.

Слайд 17

Березовая аллея. Игорь Грабарь

Слайд 18

И. Грабарь Белая зима. Грачиные гнезда.

Слайд 19

Но вот под навесом крыши(1) на самом краюшке слухового окна(2) рядышком сидят два белых голубя- и тот(3) кто слетал за товарищем (4)и тот(5) кого он привел(6) и (7)может быть (8) спас. 1) 3,4; 2)3,5,6; 3) 1,2,3,4,5,7,8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слайд 20

Раскрой скобки ,расставь недостающие знаки препинания. Я едва домой добежал. Визжит ветер мечется как беше(н , нн)ый, мчатся рыжие, низкие словно в клочья разорва(н ,нн)ые облака все закрутилось смешалось захлестал закачался отвесными столбами рьяный ливень молнии сл..пят огнистой зеленью стреляет как из пушки отрывистый гром запахло серой... Подчеркни грамматические основы; Найди безличное предложение,входящее в состав этого сложного предложения.

Слайд 21

Многие выражения из «Стихотворений в прозе» стали афоризмами и крылатыми словами. Узнайте стихотворение. Как оно называется? «Ведь они посоленные!» «Житье дуракам между трусами». «Бывают улыбки хуже слез». «Мы еще повоюем!» «Любовь сильнее смерти. Только любовью держится и движется жизнь.»

Слайд 22

Тургенев на охоте. Художник Н. Дмитриев-Оренбургский. 1879г.

Слайд 23

Парк в усадьбе И.С. Тургенева . Н.И. Полонский. 1884г.

Слайд 24

Последний луч. (Осиновая роща) .И.И. Левитан. 1896 г.

Слайд 25

И.И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем. 1886г.

Слайд 26

А.К. Саврасов. Радуга. 1875г.

Слайд 27

В.Д. Поленов . Заросший пруд . 1879г.

Слайд 28

И.С. Тургенев. Портрет работы И.Репина. 1874г. Полина Виардо . Акварель художника П. Соколова 1848г

Слайд 29

И.С. Тургенев . Портрет работы В.Перова. 1872г. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь

Слайд 30

Л. Бродская. Русская зима.

Слайд 31

И. Грабарь Мартовский снег.

Слайд 32

И. Грабарь. Иней.

Слайд 33

И. Грабарь. Иней. Восход солнца.

Слайд 34

И. Грабарь. Февральская лазурь .

Слайд 35

И.С. Горюшкин- Сорокопудов. Солнце на лето- зима на мороз .

Слайд 36

1)Какова же тема этого произведения? 2) Какова композиция стихотворения? 3) Какое слово выполняет роль скрепляющего элемента? 4) Как Тургеневу удается показать движение мысли лирического героя? 5)Какую роль выполняют эпитеты? 6)Какова роль деепричастных оборотов? 7) Найдите инверсию , звукопись . Чему они служат? В дороге

Слайд 37

1 рассказать о своих находках красивого и светлого в языке писателя; 2 рассказать , какое из стихотворений произвело самое большое впечатление; 3 лингвистический анализ стихотворения. 4 сочинение-размышление в жанре письма о стихотворениях И.С. Тургенева. 5 сочинение - эссе . Стихотворение в прозе.

Слайд 38

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к интегрированному уроку литературы и русского языка

В свете новых требований по развитию языковых компетенций учащихся все чаще и чаще приходится проводить интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, чтобы привить интерес к изучению русской ли...

Интегрированный урок литературы и русского языка

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе «Жизнь, опалённая войной».

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Судьба человека"...

интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"

Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....

Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе "Не стоит село без праведника"

Урок посвящен работе над сочинением по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". Материалы урока можно использовать при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку, в частности, при выполне...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....