Обобщающий урок по истории "Два Ивана- два царя". 6,10 класс
методическая разработка по истории (6, 10 класс) на тему

Родионова Надежда Владимировна

"Два Ивана- два царя" - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Правление Ивана Грозного", можно использовать данную презентацию на уроках в 6 и 10 классах, предусматривает групповую форму работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dva_ivana-dva_tsarya.rar775.44 КБ

Подписи к слайдам:

2 группа
«Реформы Избранной рады»
Московский кремль в
VI
веке
1.Создание Земских Соборов
2.Новый Судебник
3.Военная реформа
4.Уложение о службе
5.Налоговая реформа
6.Церковная реформа
7.Реформа местного самоуправления
Приложение №2
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
В конце урока учащимся предлагается обсуждение высказываний об Иване Грозном:
. Личность Ивана Грозного в оценке историков

С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".
Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".
С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного : мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".
Домашнее задание: написать эссе «Что бы ты ответил собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для Русского государства»
Спасибо за внимание!
Цели и задачи урока
Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе усвоенных знаний;
Продолжить работу над формированием практических умений работать с дополнительной исторической литературой;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза событий;
Формировать активную жизненную позицию и твердые убеждения;
Возбуждать интерес учащихся к прошлому;


иван

iv -
личность неординарная и очень сложная:
крайняя неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки религиозного мистицизма.
Все это сочеталось с большим политическим умом и публицистическим талантом.
На формирование личности повлияло ближайшее окружение
ивана
и те события, которые происходили в это время.
Вывод:
Завершающий этап урока
Обобщая выступления учащихся, отметим, что вся деятельность Ивана IV - "грозного царя" - отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности.
Как мы видим, однозначной оценки нет, да и быть не может. Каждый оценивающий личность Ивана Грозного исходит из своих личных представлений о путях развития России, из реалий своего времени.
Рекомендуемая литература
Журнал "Преподавание истории в школе", 1994 год, №№ 2,4
Ишимова
А.И."История России в рассказах для детей",
Восточно-Сибирское
книжное издательство, 1993, Иркутск

Учебники истории России разных авторов
Энциклопедия для детей, т. 5, ч. 3. История XX век. Москва, "
Аванта+
", 1995
Пашков Б.Г. "Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий", М.,
ЦентрКом
, 1997
« Два Ивана – два царя».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Деятельность Ивана Грозного».10 класс
Учитель Родионова Надежда Владимировна
МБОУ
«СОШ с.Заветное»
Приложение №3
1) Андрей Курбский в письме Ивану Грозному указывает злодеяния, которые творят опричники с ведома царя: ":девушек собрав невинных, за собою их в подводах возят и бесстыдно чистоту их растлевают, не удовлетворяясь уже своими пятью или шестью женами".
2) В романе
Костылева
"Иван Грозный" читаем о том, что в Москве заведено гостей напоить до беспамятства. А если кто этого не делает - позор ему и посрамление.
И у самого царя его приближенные часто пировали. Много пили и ели. Под утро расходились, да еще и не все". Такой разврат и пьянство не считались пороком.
В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен.
А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"
5) Участник многих войн старец князь Иван
Турунтай-Пронский
постригся в монахи, но его, невзирая на сан, утопили по приговору светской власти.
Воевода Никита
Казаринов-Голохвостов
, ожидая беды, уехал из Москвы и принял постриг в монастыре на берегу Оки. Но царь разыскал его и велел взорвать на бочке с порохом:
Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.
В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.
) В кн. Пашкова "Хроника правлений и событий" сказано о том, что царь был грубым, любил праздность и шумные забавы, выходящие за рамки дозволенного. Он мог жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага и
ложить
на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.
1 группа «Личность Ивана
IV
»
1. Детство.
2. Ближайшее окружение.
3. Венчание на царство.
4. Черты характера.
(приложение №1)
Иван
IV
Грозный
Опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию , предпринятую без экономических и социальных предпосылок, а поэтому вылившуюся в массовый террор.
Своей опричниной царь достиг укрепления режима личной , неограниченной власти.
Народ заплатил за это страшную цену – разразился настоящий экономический кризис, опустели села и города, погибла огромная масса людей, не обрабатывались земли, крестьяне бежали на окраины.
Иван грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма.
Вывод:
ХОД УРОКА
Организационный момент.
В ходе урока запланирована работа в группах. Учащиеся разбиваются на 3 группы по интересам.
Водная часть урока.
Наша задача дать оценку правления Ивана Грозного, вспомнить яркие события его царствования, высказать собственное отношение к этому времени. Мы попытаемся рассмотреть его деятельность с положительной и отрицательной стороны, пользуясь историческими источниками.
Приложение № 2
1) В книге Пашкова "Хроника правлений и событий" (стр.193) дается положительная оценка государя. Рассказывается, что в течение трех лет, благодаря
Сильвестру
и Адашеву, мудрая умеренность, человеколюбие, дух кротости и мира стали правилом для царя и его приближенных. Царь приказал собрать в Москву со всех концов России представителей разных народностей. Он выступил перед народом с пламенной речью, в которой каялся перед народом о принесенном ранее зле и обещал исправиться, стоять за справедливость. "Отныне я судья ваш и защитник",- так закончил свою речь Иоанн. Алексею Адашеву было поручено принимать челобитные от бедных, сирот, обиженных. Народ вместе с царем плакал от умиления.
Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".
3) (Там же) "Царь был упорен в достижении цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость и активную деятельность, сам возглавлял войско в походе. Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой
Грановитой
Палате, был весел и щедр.
Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.
Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия".
3 группа «опричнина 1565-1572 г.г.»
Казни бояр
1.причины введения опричнины
2. цели опричнины
3. методы и средства,

используемые Иваном
IV
4
. итоги опричнины
Приложение №3
Эпиграф к уроку
А.М.Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в первый период правления (1550-1560- е г.г.) – благочестивого православного царя, участника создания Святорусского царства, и во второй период (1560-1570-е г.г.) – предателя христианских истин, разрушителя Святорусского государства, тирана и убийцу.
Реформы «Избранной рады» способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию.
Вывод:
Приложение №1
"
Много было разговоров и о личности московского царя. Суждения были крайне противоречивы.
Кто сравнивал его с Чингисханом, говорил о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.
Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.
его реформах . Третьи называли его сумасшедшим развратником, жертвою беспробудного пьянства и звериной похотливости.
Четвертые, напротив, утверждали обратное: московский царь - умный, трезвый государственный деятель, добрый, приветливый и слишком доверчивый, его часто обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему .
Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "LIVING THINGS AROUND US" ( 8 класс, УМК О.В. Афанасьевой)

Урок является заключительным в теме "Living Things Around Us"....

обобщающий урок по теме "Степень с натуральным показателем" 7 класс

Урок рассчитан на учащихся 7-х классов и способствует повторению, обобщению и систематизации знаний по теме; направлен на развитие логического мышления учащихся, углубление и систематизацию знан...

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Обобщающий урок по теме: "Крупные природные районы России" 8 класс

Обобщающий урок по теме: "Крупные природные районы России" в 8 классе. Урок проходит в форме игры "крестики - нолики"....

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Обобщающий урок по теме Вводные слова и обращения" -8 класс

Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения", на котором использованы интересные формы групповой работы....

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...