Интегрированный урок "Время правления Николая I"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya_pravleniya_nikolaya1.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

«Свет» и «тени» правления НиколаяI

Какие ж сны тебе, Россия,

Какие бури суждены?

А.А. Блок.

Разработала Немчинова Е.А.


Цель урока: охарактеризовать правление Николая 1  и ело  роль в судьбе России.

Задачи:

  1. Закрепить ранее изученный материал;
  2. познакомить с мероприятиями правительства Николая I;
  3. проанализировать реформы с точки зрения условий для модернизации страны и укрепления власти;
  4. Развивать умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, развивать навыки заполнения таблиц.
  5. Способствовать оживлению интереса к истории России, воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование: карта «Россия в I половине XIX века», слайд-фильм «Правление Николая I», рабочие листы, репродукции картин «Сватовство майора», «Последний день Помпеи», документы.

Тип урока. Повторительно – обобщающий

Литература. 1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век.

2 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России.XIX».

3 Л.Б. Яковер. Занимательные истории из русской истории

4 А.Г. Важенин. История России XIX век. Конспекты уроков.

  1. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX век.
  2. М.В. Короткова. История России XIX век. Рабочая тетрадь.
  3. Н.М. Дружинин. Революционное движение в России в XIX веке.

План

  1. Внутренняя политика.

а) Укрепление существующего строя

б) Социально – экономическое развитие.

в) Крестьянский вопрос.

г) Общественное движение.

  1. Внешняя политика.
  2. Культура.
  3. Вывод.

Учитель. Время правления Николая1. Это было долгое правление. Целых 30 лет. Оно началось при свечах, а закончилось успешными опытами по электричеству. Это было время обольщений и разочарований, время идеальных порывов и холодного трезвого ума. Время силы и слабости. Золотой век культуры и страшной цензуры. Время поражений и блестящих побед, постоянная борьба с революционным движением, гонение на передовое, прогрессивное и попытка проведения реформ, которые искоренили бы недостатки существующей системы. Это было разное, контрастное правление, состоящее из узла противоречий, часть, которых разрешалось успешно, а часть так и не удалось решить.

Современники и потомки по-разному отзывались о Николае1.

« Никто лучше, как он не был создан для роли самодержавца» (А.Ф. Тютчева)

«Царствование Николая1 было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России, после великой разрухи Смутного времени» ( В.О. Ключевский)

Одни и те же люди имели о нем разное мнение.

«Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, трудами.» (А. Пушкин)

«В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого.» (А. Пушкин)

При Николае1 на улицах многих городов появились полосатые столбы. Столбы для освещения, т.к. называемые николаевские столбы. Черно-белые, такие как все его правление. Так каков же он Николай1? Как бы вы оценили его политику. Каких черт в ней было больше – положительных или отрицательных? Что преобладало? Это мы постараемся выяснить сегодня на уроке.

Класс разбивается на 3 команды (по рядам). Командам раздается раздаточный материал. Каждый получает рабочий лист, который заполняется в течение урока.

  1. Внутренняя политика

А)Укрепление существующего строя.

Учитель. Вся жизнь Николая1 состояла из противоречий, не думая стать императором, да и его к этому не готовили, он стал им.

Почему это произошло? Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая1? В чем видел Николай1 главную задачу своего царствования? ( сохранить и укрепить существующий строй). Что для этого он предпринял?

Учащиеся.

  1. усилилась роль Собственной Его Императорской Величества Канцелярии
  2. кодификация законов
  3. идеология – «Теория официальной народности»
  4. цензура
  5. рост чиновников

Задание 1 команде.

Идеология николаевского режима.

Составьте схему «Теория официальной народности». Объясните содержание ее составных частей. Кто автор теории? Какую функцию должна была выполнять эта теория?

Задание 2 команде

Найдите ошибку в документе № 5

Документ № 5

«В круг обязанностей III отделения Собственной его императорского величества канцелярии входили: 1) все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции, 2) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, 3) учреждение приютов, домов инвалидов, и других богоугодных заведений, 4) высылка и размещение людей подозрительных и вредных, 5)заведование всеми местами заключения, 6) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, 7) надзор за гимназиями и университетами»

Документ № 6. «Устав о цензуре»

«Цензоры должны были запрещать всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение…порицающее прямо или косвенно монархический образ правления, содержащее всякие предположения о преобразованиях»

III отделение Собственной Его Императорского Величества

«(А.Х.Бенкендорф назначен главноуправляющим III отделения собственной Е. В-ва канцелярии, он же был шеф) корпуса жандармов, которому поручен был надзор за порядком в целом государстве. Этот корпус составлен был из нескольких округов; к каждому из них принадлежало несколько губерний. Окружными начальниками назначаемы были генералы, а в губернии определяемы были один штаб и несколько обер-офицеров... трудно было сначала склонить несколько порядочных людей войти в него. Голубой мундир, ото всех других военных своим цветом отличный как бы одеждой доносчиков, производил отвращение даже в тех, кои решались его надевать. Учреждение сего нового рода полиции, кажется, имело двоякую цель. Жандармы обязаны были открывать всякие дурные умыслы против правительства и если где станут проявлять смелые политические, вольнолюбивые идеи, препятствовать их распространению... Потом всякий штаб-офицер сего корпуса должен был... наблюдать за справедливым решением дел в судах, указывать губернаторам на всякие вообще беспорядки, на лихоимство гражданских чинов, на жестокое обращение помещиков и доносить о том своему начальству. Намерение, конечно, казалось наилучшим, но. к исполнению его где было сыскать людей добросовестных, беспристрастных, сведущих и прозорливых?.. Многим из штаб-офицеров, поступивших в жандармскую команду, было любо жить в губернии, совершенно независимыми, без всякого постоянного, определенного занятия и для всех быть грозою. От самых неблагонамеренных людей, изгнанных из общества, принимали они изветы и с своими дополнениями отправляли в Петербург. Если по следствию окажется, что их донесения ложны, что за беда? Они от усердия могли ошибиться и не подлежали никакой за то ответственности. И где было искать защиты против них губернским начальством, а кольми паче частным людям, когда и сам глава их Бенкендорф некоторым образом поставлен был надсмотрщиком над другими министрами (он подписывал бумаги не читая и потому иногда слепо и неумышленно губил людей)...»

Ф.Ф. Вигель «Записки»

Задание к документу. Какой была структура корпуса жандармов на местах? Какими были функции жандармов? Почему современники негативно относились к жандармам?

Задание 3 команде

№3. Кодификация законодательства.

Что такое кодификация? Почему Николай 1 решил упорядочить российское законодательство? Кто возглавил работу по кодификации? В чем вы видите значение кодификации законодательства для России?

Б) Социально-экономическое развитие.

Учитель. В 30-40 г 19 века в стране начался промышленный переворот.

  • Что такое промышленный переворот?
  • Какие особенности он имел в России?

Задание №1

Россия была…….. страной, так как большую часть населения составляли……. В стране существовала сложившаяся ранее феодально–крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись….., а работали…… крестьяне, находившиеся в полной собственности….. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили….. и отрабатывали……

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне……, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в …. губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был…….

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые….. крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы.  ………., ……… крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Задание №2

Представьте себе экономику в виде дерева. У дерева два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них промышленность, на другом – сельское хозяйство. На дереве выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:

  1. Применение сельскохозяйственных машин.
  2. Использование удобрений
  3. Натуральный характер хозяйства
  4. Появление капиталистых крестьян
  5. Барщина
  6. Оброк
  7. Отходничество
  8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.
  9. Посессионные мануфактуры
  10. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.
  11. Мануфактуры с применением наемного труда.
  12. Появление российского пролетариата.
  13. Производство крестьянами продукции на рынок.
  14. Начало промышленного переворота.

Задание №3

Финансовая реформа.

В 1825г сумма доходов государственного бюджета России составляла 110 млн руб., расходов – 115 млн. руб, в 1854. соответственно – 260 млн руб и  313млн руб. Пользуясь этими цифрами, составьте диаграмму «Соотношение доходов и расходов государственного бюджета в правление Николая1». Каким образом российское правительство могло пополнить бюджет? Объясните содержание финансовой реформы 1839г. Кто ее автор? Какое значение имела эта реформа для России?

В) Крестьянский вопрос

№1

Документ

«Крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным. Император Александр 1,хотел даровать свободу крепостным людям, но отказался от сей мысли как преждевременной и невозможной. Отмена крепостного права стала бы посягательством на общественное спокойствие. Пугачевский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни…»

Николай 1.

Вопросы к документу.

Как Николай 1 относился к крепостному праву? Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного прав? Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»

№2

Реформа государственной деревни предусматривала:

  • Определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела
  • Для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим давали землю
  • Во избежания голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» - участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины; урожай с него хранили на случай голода
  • В государственных деревнях открывались школы
  • Открывались медицинские и ветеринарские пункты

Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения?

Результаты реформы в государственной деревне.

Положительные

отрицательные

1

1

2

2

3

3

4

4

№3

Указ об обязанных крестьянах 1842г.

«…помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления»

Вопрос к документу. Каково было положение обязанных крестьян?

Черный ящик.

Учитель. Это может быть разных форм и размеров. Неоднозначно к ней относились в разное время. При Петре1 не знали, что с ней делать. При Николае1 она вызвала такой переполох и волнение, что некоторые называли ее пугачевкой и разинкой. А сейчас, мы все ее любим, в разных видах, и без нее не представляем себе жизнь. Что лежит в черном ящике? (картофель)

Г) Общественное движение.

Учитель. Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия?

Какие 3 основные направления сформировались в общественном движении?

Определите, кому принадлежат следующие высказывания

  1. «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»
  2. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»
  3. « В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»
  4. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»

Вопросы для споров

Консерваторы

либералы

Революционеры - демократы

1.Отношение к самодержавию

2. Наилучший государственный строй.

3. Отношение к крепостному праву.

4. Отношение к крестьянской общине.

5. Представители

Ролевой момент.

Учитель. Представьте, что вы один из представителей этих течений, докажите, что ваши взгляды наиболее актуальны

  1. Внешняя политика.

Учитель. Что такое внешняя политика? Каковы были основные направления внешней политики при Николае1?

№1

Европейское направление.

Какие события происходили в Европе в 1830-1840 гг?

Какую роль сыграла Россия в европейских событиях 1848-1849гг?

Документ

«…Жаль, что государь вступается за австрийцев… Стоит ли эта дрянь, чтобы за нее текла русская кровь?…Даже страшно, чтобы это вмешательство не распространило пожара и у нас, как потому, что отсутствие государя может быть вредно для России (Николай 1 находился в действующей армии), так и по той причине, что этот поход произведет некоторые колебания и толки в народе…. Притом наши солдаты увидят мятеж на месте, - почем знать, не привьются ли к ним мятежные мысли! Возвратясь домой, они станут сообщать о своих наблюдениях вправо и влево… и наша святая Русь может заразиться ядовитым духом западных народов»

Л.В. Дубельт

Задания к документу.

Почему по мнению Дубельта, не надо вступаться за австрийцев? Какие вредные последствия может принести поход русской армии в Венгрию?

№2

Восточный вопрос

Крымская война.

Цели участников Крымской войны

Участники

Цель

Россия

Турция

Франция, Англия

Этапы Крымской войны

Этапы войны

Противники России

Основные события

1.

2.

Условия Парижского мирного договора.

1

2

3

№3

Кавказская война

Учитель. На карте Кавказа покажите основные очаги сопротивления горцев русской армии. Чем, на ваш взгляд, осложнялась борьба с горцами? Какие события Кавказской войны вы считаете решающими?

Последствия присоединения Северного Кавказа к России

положительные

отрицательные

Задание.

Угадайте полководца.

№1

Прошел славный путь русского моряка. Учился блестяще, в 15 лет получил чин мичмана. Участвовал в Наваринском сражении, блестяще выиграл Синопское сражение. Был ранен. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги из своего жалования, нуждающимся матросам. Матросы не чаяли в нем души. Матросы переделали его фамилию, добавив окончание «ко», чтобы больше походила на матросскую. Был одинок, Тарле писал, что «за слишком большой поглощенностью морскими интересами забыл влюбиться, забыл жениться»

Современники называли его колоссальная личность.

В 1944г был учрежден орден его имени 2х степеней. (Нахимов)

№2

Прославился во многих сражениях и походах. Вместе с Суворовым участвовал в польской кампании 1794 г. При Павле 1 попал в Петропавловскую крепость за организацию политического кружка офицеров, освобожден в 1801 при воцарении Александра 1. Отличился в войне с Францией 1805-1807. В 1812 был начальником штаба 1й армии Барклая де Толли., один из героев Бородинской битвы. В 1816-1827 служил на Кавказе и был главнокомандующим. Его ненавидели горцы за его усмирительные походы, где происходило уничтожение селений, посевов. В 1827 отправлен в ссылку за связь с декабристами. Этот вольнодумец и храбрец слыл острословом и многим досаждал своим метким словом. Раз, увидев, как Меншиков рассматривает себя в зеркале и сокрушается, что лицо сильно заросло, он язвительно заметил «высунь свой острый язык и побрейся»

Пушкин о нем писал

Смирись, Кавказ,…. Едет!

И смолкнул ярый крик войны. (Ермолов)

3

Боевой офицер. Его ценил Николай 1. Когда его армия одержала победу над турками. Император ему написал «я не мгу начать мое послание, как, возблагодарив Бога, сказать вам браво, браво, браво!» Он горел каким-то внутренним огнем, побуждавшим его к беспрерывной деятельности. При этом он был маленького роста, плотный с короткой шеей и высокими плечами. Из-за этого ему дали прозвище «Самовар-паша». Кипучая энергия «Самовар-паши» в войне с турцией на Балканах принесла ему звание фельдмаршала и почетную добавку – Забалканский.

Когда он находился с войсками в Бургасе, сообщили, что в Петербурге умерла его жена. Как рассказывают очевидцы, фельдмаршал успокаивал себя следующими словами «И так, отныне, я весь буду принадлежать России!» (Дибич)

  1. Культура

(На экране слайд)

В начале….. века в русском зодчестве господствует стиль….. Для зданий, построенных в этом стиле характерны ….., ……,   ….. .

……. театр, ……. и ……. собор, здание ….. построены в стиле ампир. Архитектор …… в своем творчестве пытался возродить традиции ……. архитектуры. Так возник русско-……. стиль. В этом стиле построены ……. палата, Храм …… в память победы России над ……

В …… крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов. Одна из самых известных и масштабных его работ …… произвела подлинный триумф.

Представителями ……… в живописи стали портретисты …… и ….. . Картины ………  жанра писал Венецианов. Основоположником реализма в живописи стал ….. .

В литературе основным стилем в 1830 – 1840-е годы стал ….. .

В этом стиле писали свои произведения ……., ……., ……. .

Композиторы в это время писали оперы на сюжеты ……. России. Выдающимся композитором первой половины XIX века был …… . Самым знаменитым его произведением стала ….. «Жизнь за царя».

Учитель. А теперь, представим, что мы в одном из салонов. Середина XIX века. Прислушаемся, о чем говорит общество.

(Театрализованная игра)

№1

 Инсценируется отрывок из «Ревизора»

№2 –А это, кто такая. Недурна, даже очень не дурна. Да это же Татьяна Ларина. Отрывок из «Евгения Онегина»(письмо Татьяны)

№3 Оживление картины Федотова «Сватовство майора» ( отрывок «Женитьба»)

Команды  показывают презентации, которые выполнили заранее

Показ презентаций

1 Архитектура и живопись в правлении Николая 1

2. Наука и образование

3. Музыка и литература

Заключение

Почему поэты по разному оценивают правление Николая 1

  1.  Контрастен Николай в политике был внешней

Шамиля чеченского он разгромил

И Кавказ к России присоединил

Революцию в Австрии он подавил

И звание жандарма Европы он получил

Он проиграл с турками войну

И не где-нибудь – в Крыму

Он принес б еще беду

Кому? – Да –народу своему

  1. . Его я просто полюбил:

 Он бодро, честно правил нами;

 Россию вдруг он оживил

 Войной, надеждою, трудами.

 О нет, хоть юность в нём кипит,

 Но не жесток в нём дух державный:

 Тому, кого карает явно,

 Он втайне милости творит.

  1. Прощай немытая Россия,

 Страна рабов, страна господ,

 И вы, мундиры голубые,

 И ты, им преданный народ.

 Быть может, за стеной Кавказа

 Укроюсь от твоих пашей,

 От их всевидящего глаза,

 От их всеслышащих ушей.

Каких черт в  правление Николая 1 было больше темных или светлых? (Ответ аргументируйте)

В заключении проводится рефлексия

  • 1.сегодня я узнал…
  • 2. было интересно…
  • 3. было трудно…
  • 4. я выполнял задания…
  • 5. я понял, что…
  • 6. теперь я могу…
  • 7. я приобрел…
  • 8. у меня получилось …
  • 9. я попробую…
  • 10. меня удивило…
  • 11. урок дал мне для жизни…
  • 12. мне бы хотелось…

Д.з.  Составление синквейна. Правление Николая1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по подготовке к ЕГЭ РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ II

подготовка к ЕГЭ   РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ II...

Контрольная работа по теме "Россия в годы правления Николая I"

Данные КИМы соответствуют требованиям школьной программы по истории. В конце работы даны ключи к тестам...

Общественное движение в годы правления Николая I

Презентайия по истории России 8 класс...

Тест по истории России Правление Николая Первого

Тес поможет оценить ЗУН учащихся по теме Внутренняя и Внешняя политика Николая Первого...

Российская империя в годы правления Николая I. Внешняя политика.

Презентация к уроку правление  Николая 1, расчитана на 2 часа...

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 3 «Россия в период правления Николая I».

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

Правление Николая I

внешняя и внутренняя политика Николая i. Восстание декабристов, Крымская война....