К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
статья по истории на тему

Мищенкова Юлия Владимировна

В современном образовании по мнению многих ученых существует кризис, он проявляется в том, что цели поставленные государством трудновыполнимы, это связано с некоторыми факторами, например, некомпетентность некоторых учителей в сфере компьютеризации, новых технологий и т.п. Следующая проблема, которую выделяют авторы, заключается в том, что педагогическая наука исследует и предлагает все новые теории, а практика обязана их реализовать, отсюда, как следствие, отсутствие реальных инноваций, ориентированных на конкретную область образования, диагностики и т.д. Несомненно, вопрос анализа, диагностики качества образования волнует на данный момент школу основного образования, т.к. с изменением «Закона об образовании», изменяются и требования к знаниям, следовательно, к качеству получаемого образования и к измерению данного показателя. Изначально, этим вопросом озадачились педагоги начальной школы в связи с переходом на требования по новому законодательству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mishchenkova.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.В. Мищенкова

СурГПУ

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В современном образовании по мнению многих ученых существует кризис, он проявляется в том, что цели поставленные государством трудновыполнимы, это связано с некоторыми факторами, например, некомпетентность некоторых учителей в сфере компьютеризации, новых технологий и т.п. Следующая проблема, которую выделяют авторы, заключается в том, что педагогическая наука исследует и предлагает все новые теории, а практика обязана их реализовать, отсюда, как следствие, отсутствие реальных инноваций, ориентированных на конкретную область образования, диагностики и т.д. Несомненно, вопрос анализа, диагностики качества образования волнует на данный момент школу основного образования, т.к. с изменением «Закона об образовании», изменяются и требования к знаниям, следовательно, к качеству получаемого образования и к измерению данного показателя. Изначально, этим вопросом озадачились педагоги начальной школы в связи с переходом на требования по новому законодательству.

Изучая работы некоторых ученых, которые посвятили свои работы изучению данного вопроса, можно выделить ряд тем, которых они касались: мониторинг, метапредметные умения и знания, учебные достижения. В данном случае рассмотрим мониторинг учебных достижений, т.к. на данный момент эта тема является наиболее интересной и проблемной. Прежде чем говорить о мониторинге учебных достижений, необходимо охарактеризовать данное понятие.

Рассмотрев работы некоторых авторов, можно сказать, что нет единого мнения о том, что же такое учебные достижения. Например, Б.И. Ким определяет учебные достижения как «умственное развитие, компетенции и компетентность»[1].

В противоположность данному определению высказывается В.Е. Мусина, основываясь на работе А.Н. Майорова: «Учебные достижения - это продвижение учащихся в процессе учебной деятельности, понимаемое как процесс и как результат»[2].

Утверждение другого автора (Л.М. Голубева) основывается на том, что учебные достижения – это развитие личности, а именно: «учебные достижения – это не только проявленные знания, умения, навыки предметного характера, сколько достижения в деятельности учащихся по самообразованию, саморазвитию, самосозиданию себя как личности». [3]

По мнению В.А. Болотова понимание образовательных достижений становится более широким, т.к. оцениваются образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности - познавательные, социальные, информационные; удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе - активная работа на занятиях, участие во внеурочной работе, пропуски занятий; дальнейшее образование и карьера учащегося.

Таким образом, объединив данные определения в единое целое, можно сказать, что учебные достижения – это развитие, продвижение учащихся не только в предметном характере, но и в личностном, а значит, формирование компетенций.

Единого мнения о том, как оценивать учебные достижения нет, т.к. традиционная система оценивания не решает все поставленные задачи, современная система контроля знаний и умений учащихся не соответствует нынешним требованиям системы образования. На данный момент оценка учебных достижений основывается на доверии преподавателя, что естественно, не будет объективным.    

Многие авторы схожи в том, что оценивание возможно лишь в том случае, если будет конкретизирована форма описания желаемых результатов обучения. Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях и умениях, личностных качествах, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом. Результат, полученный в ходе активной самостоятельной деятельности. На уровне целеполагания необходимо видеть результат и представлять цели с четкими показателями.

Можно согласиться с высказыванием С.З. Текеевой, которая утверждает, что «оценка учебных достижений основывается на конечном результате; базируется на стандартах обучения; построена на концепции компетентности и исполнительского мастерства» [4].

Важно и то, что оценивание может стать альтернативным, если произойдет перенос понимания с того, что ученик «не знает и не умеет» на то, что он знает и умеет. Это средство позволит с самого начала производить качественную оценку возможностей учащихся, накапливая его значимые образовательные результаты.

Таким образом, оценка заключается в проектировании системы непрерывной оценки и самооценки. Как возможный способ – мониторинг, но мониторинг не всей образовательной системы, а части этого – ученика. Мониторинг в образовании в целом – это система постоянного сбора данных о наиболее значимых характерных качествах образования, обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и систему образования достаточно полной и дифференцированной информации. Если мониторинг будет проводить каждый из учащихся, заинтересованный в повышении качества своих знаний, продвижении по шкале оценок, то такой мониторинг будет эффективным. Конечно, данная мысль выглядит заоблачной, тогда часть этого перекладывается на плечи педагога, который совместно с учащимися может вести мониторинговую систему, т.о. учитель – всего класса, а учащийся конкретно себя.

Каким образом воплотить это в жизнь? Этим вопросом интересовались и в высших учебных заведениях, предлагая ввести рейтинговую систему, которая на данный момент ими используется. Но возникает проблема, каким образом выставлять баллы и будут ли они объективны.

Е. В. Карунас предлагает создать технологическую карту[5], чтобы видеть в полном объеме мониторинговый процесс. В технологическую карту входят: Тема раздела, цель (составленная на основе желаемого результата обучения). Для диагностики необходимы: тесты, вопросы для собеседования, задания практического характера. После выполнения данных заданий необходимо предоставить верные ответы, определить ошибки при выполнении и позже провести коррекционную работу. Закрепить навыки и умения итоговой работой. Данный тип мониторинга позволит более подробно разобрать ошибки и пропуски в знаниях учащихся.  

Как один из способов мониторинга – знаньевые тесты. Данный вид тестирования представляет собой трехразовое доэкзаменационное тестирование. В данном случае необходима предварительная подготовка учащихся на определенных этапах обучения и по конкретным темам.

Один из видов мониторинга – квалиметрический, предложила Л.Г. Гобунова по модели Г. Раша, объединив и тесты разного вида и портфолио[6]:

Информационно-репродуктивный и технологически-продуктивный уровень:

1. педагогический тест: закрытый (за каждый верный ответ +1, за неверный - 0)

2.Глоссарный диктант – проверка фактологических знаний по предмету

  Фронтальная письменная работа (5-10 мин.) – позволяет определить уровень усвоения учебного материала.

Проблемно-продуктивный уровень:

3. Лабораторный практикум – метод и средства обучения (иллюстрации, исследования, доказательства истинности), способствует развитию мышления, творческой самостоятельности, умственной активности, мотивации.

4. Расчетные задания (математические вычеты).

5. Итоговая контрольная работа.

Данные работы можно собирать учащимися в портфолио и видеть результат каждой своей работы, при этом наблюдать спад или же подъем по оценочной шкале.

  Так же можно рассмотреть биноминальную модель Милмана, представленную в работе Мамонтовой: показателем качества усвоения выступает относительный тестовый балл, равный отношению числа набранных испытуемым баллов к максимально возможному числу баллов. [7]

Как утверждалось ранее, для оценки учебных достижений нужно видеть желаемый результат, на данный момент им может стать компетенции учащегося по тому или иному предмету. Так как к компетенции мы можем отнести и знаньевые качества и личностные, то это наиболее подходящее понятие к мониторинговому процессу. Рассмотрим на примере урока истории. Для начала определим ряд компетенций, формируемых на уроке истории

А.В. Хуторской выделяет основные компетенции учащихся[8]:

1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Используя основные компетенции, выделенные А. В. Хуторским, необходимо выстроить иерархию компетенций, опираясь на рефлексивное выявление компетентностного содержания по истории, т.е. создать, так называемое «древо компетенций».

Ключевые

Предметные (История)

Учебно-познавательная

Выделять причинно-следственные связи исторических событий

Информационная

Подготовка сообщения или презентации об

историческом событии, личности

Коммуникативная

Уметь в монологической форме рассказывать об историческом событии;

Уметь в диалогической форме вести диалог с историческими персоналиями

Ценностно-смысловая

Умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

Учебно-познавательная компетенция

Находить взаимосвязь между историческими событиями отечественной и всемирной историей, определять их хронологическую последовательность, умение с различными историческими источниками информации

Личностного самоопределения

Уметь определять свою мировоззренческую, гражданскую позицию, опираясь на опыт предков;

Уметь применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе

Модель мониторинга, основанная на компетентностном подходе

Класс                                   .

Тема проводимого контроля                                                                                                         .

(на против каждой фамилии ставится плюс или минус)

Фамилии учащихся

Компетенции

Учебно-познавательная

Информа-ционная

Коммуника-тивная

Ценностно-смысловая

Учебно-познава-тельная

Личностного самоопределения

Данная модель представляет собой систему компетентностного мониторинга, суть которой заключается в том, что каждая проверочная работа по той или иной теме может заключать в себе ряд вопросов как письменного типа, так и устного, при этом каждый из типов задания должен соответствовать развитию той или иной компетенции, вернее ее сформированности. В ряд письменной работы входят тесты различного рада (открытые, закрытые). Устный вопрос может заключать в себе вопросы, требующие развития, к примеру, коммуникативной компетенции. Если результат отрицательный, то следует провести коррекционную работу. В итоге, проведения таких проверочных работ преподаватель может увидеть результат своей работы. Данная модель покажет, на сколько знания учащиеся отвечают требованиям законодательства.  

Таким образом, подразумевая под учебными достижениями компетенцию, данная модель позволить проследить рост или упадок знаний каждого учащегося. Данную диагностику может проводить как учитель с классом, так и каждый учащийся в отдельности со своими родителями.

Как следствие всего вышесказанного, можно привести слова М.Ю. Мамонтовой: «мониторинг учебных достижений – комплексная система наблюдения за состоянием и изменениями результатов обучения» и личностного развития [9].


[1] Ким, Б.И. Учебные достижения т оценка качества образования в экзаменационных показателях [Текст] / Б.И. Ким // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 11. - С. 33-38.

[2] Мусина, В.Е. Технология мониторинга учебных достижений школьников [Текст] / В.Е. Мусина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 414-418.

[3] Голубева, Л.М. К вопросу об оценивании учебных достижений школьников в свете современной образовательной парадигмы [Текст] / Л.М. Голубева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 2. - С. 136-139.

[4] Текеева, С.З. Новые формы оценивания учебных достижений школьников [Текст] / С.З. Текеева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 5. - С. 142-143.

[5] Карунас, Е.В. Мониторинг учебных достижений учащихся, обучающихся на дому [Текст] /Е.В. Карунас // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 126-131.

[6] Горбунова, Л.Г. Квалиметрический мониторинг учебных достижений студентов [Текст]/ Л.Г. Горбунова // Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 96-102.

[7] Мамонтова, М.Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством [Текст] / М.Ю. Мамонтова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С. 12-16.

[8] Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В., Хуторской // Народное образование. – 2003. - №2. - С. 58-64.

[9] Мамонтова, М.Ю. Качество учебных достижений: оценка и прогноз на основе результатов критериально-ориентированного тестирования [Текст] / М.Ю. Мамонтова // Образование и наука. - 2009. - № 3. - С. 18-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга учебных достижений учащихся по математике, проводимых в школах Оловяннинского района в феврале 2013 г.

Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Тестирование – это один из вид...

Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"

Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе н...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

В плане указан диагностический инструментарий, сроки диагностики по классам, кто проводит и где хранятся материалы диагностики...