Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"
методическая разработка по теме

Черкасова Людмила Александровна

Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной, часто носит травмирующий характер.

На семинаре шла речь о истории развития оценочной деятельности;

о достоинствах и недостатках существующей традиционной пятибалльной системе оценивания и о других подходах к оценке.

Цели:

- выявить достоинства и недостатки существующей системы оценивания;

- обозначить противоречия между новым подходом к оценке качества   образования и существующей системы оценивания;

- получить современные теоретические знания о системе оценивания учебных достижений в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sistema_otsenivaniya_uchebnykh_dostizheniy.rar2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление зам. директора по теме

«Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования»

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Итак, сегодняшний наш разговор пойдет об оценке знаний:  

-  истории развития оценочной деятельности;

- о достоинствах и недостатках существующей традиционной системы оценивания;

- поговорим и о других подходах к оценке.

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

Основным направлением работы в рамках инициативы «Наша новая школа» является  внедрение новых образовательных стандартов.

Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания; создавать методики сопоставления качества образования.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

Можно ли учить без оценок? 

 Можно.  Если не ставить задачу научить (особенно всех), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно – уходи!».

Можно ли научиться без оценок? 

Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (100%-ая сознательность, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным?  Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения). Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.

Еще раз о сознательности и потребности в получении знаний:

В анкете для учащихся было задание написать расписание уроков на один день. Как утверждают психологи ученик мотивированный на учебу к  расписанию подойдет иначе, чем ученик не сознательный, судите сами. (Слайд) 

Понимание того, что контроль и оценка являются необходимыми компонентами учебного процесса, казалось бы, исключает всякие дискуссии и сомнения относительно их целесообразности в обучении.

Многие исследователи рассматривают оценку как фактор, стимулирующий интерес к обучению.

Неоднократно проводившиеся опросы школьников показывают, что «подростки в большинстве своем не склонны учиться без отметок» (Липкина А.И.).

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие,  когда его труд игнорируется, не замечается»

Вопрос стоял так: Яду в школу, чтобы     а) получать знания;

б) пообщаться с друзьями;        в) получить хорошие отметки.

Результаты анкетирования подтвердили: дети отметили, что ходят в школу, чтобы  а) получать знания – 83% (35%)

                            б) получить хорошую отметку – 35% (12%)

                            в) пообщаться с друзьями – 48% (4%)

Сейчас идея реформирования пятибалльной системы снова бродит по коридорам власти.

Сейчас каждая школа может сама определять, как оценивать своих учеников - закон "Об образовании" это разрешает. И есть учебные заведения, которые этим правом воспользовались. Где-то давно применяется десятибалльная система, где-то - стобалльная, где-то вообще отказались от текущих отметок и используют только зачет/незачет.

Но все это - частные инициативы очень немногих продвинутых школ, не подчиненные какой-то единой стратегии. И остается только посочувствовать школьнику, который из лицея с двенадцатибалльной системой перешел в гимназию со стобалльной. Кстати, аналогичная неразбериха царит и с отметками в младшей школе.

Но не надо забывать, что речь идет о государственной школе. И правила в ней должны быть едиными. Точно так же, как по всей стране должно быть единое трудовое законодательство или система уплаты налогов.

Чем же так плоха столь привычная для нас пятибалльная система? Первый аргумент, который приводят все учителя, - никакая она не пятибалльная.

- Кто встречал в аттестате оценку "два"? Или за первое полугодие оценку "единица"? –

Получается, что у нас не пятибалльная система, а трехбалльная.

Результаты анкетирования: вопрос учащимся звучал так: «Случалось ли Вам получать отметку «1»?»

«Нет» ответили большинство учащихся, 65%;

«Да» ответили 35% учащихся и указали предметы, правда по некоторым из них отметка 1 потом исправлялась на 4.

Почему мы не используем отметку 1?

Предполагается, что 2 балла необходимо ставить ученику, если он ответил неверно, а 1 балл, если он отказался отвечать вовсе.

Вопросы оценки знаний являются  сложнейшими педагогическими проблемами.

  • Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда.
  • Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным.
  • Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители.

Без оценки   невозможен процесс усвоения знаний. Вопрос о необходимости оценивания знаний возник не сегодня, а много лет и даже веков назад. Давайте вспомним историю и поговорим о  том, как развивалась оценочная деятельность учителя  в  образовательных учреждениях России и  других странах. (Слово учителю Чернова О. А.)

Система образования консервативна по определению, ведь она обеспечивает преемственность поколений и, в конечном счете, социальную стабильность. Большинство педагогов, работающих в настоящее время в российских школах, имеют стаж работы от 15 до 25 лет, так что период их профессионального становления пришелся еще на советскую эпоху. (Средний стаж нашего пед. коллектива – 21 год).

Результаты анкетирования:    Учащиеся/учителя

Вопрос: устраивает ли вас 5-ая система оценивания.

Ответ: да – 83%; /         нет – 13%; /     затруднились с ответом – 3%/

На современном этапе развития образования меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:

  • приоритете письменной формы оценки знаний над устной;
  • суммировании результатов текущего и экзаменационного контроля в итоговой оценке;
  • использовании многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;
  • использовании индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.

Пятибалльная  система отметок – основа основ отечественной образовательной системы.

Отметим некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д., для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе.

         Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни  вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в учебной деятельности школьников и непониманием тех отрицательных последствий, к которым может привести ее изъятие из употребления.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

 В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают   выявление   и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы  используются  отметки  и оценки.

 «Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом   оценочном   суждении,  выражается  в вербальной форме.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности,   выражается  в  баллах.

Отметка  выводится  из оценки

 «Оценка» - в широком понимании, это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Оценка  должна   предшествовать отметке.  

Функции оценки:  обратная связь и подкрепление (поощрение).

Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе

(составляющие оценки)

1. Обучающая:

  • дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;

2. Воспитательная:

  • способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

3. Стимулирующая:  оказывает воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;

4. Ориентирующая:

  • воздействует   на   умственную   работу с целью осознания    «  процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
  •   формирует навык рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

5. Диагностическая:

  • предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся,  измерение уровня знаний на различных этапах  обучения,  

6. Проверка эффективности обучающей   деятельности самого учителя:

  • позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса

7. Формирование  адекватной самооценки:

  • формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
  •  негативные воздействия  ведут к формированию низкой самооценки, вселяют  неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

8. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:

  • положительная оценка укрепляет социально-психологические   позиции  школьника,   благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
  • негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. ( Это  ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)
  •   не   обоснованная   похвала   «отличников» может  вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников

       Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают.

Результаты анкетирования:

учащиеся отмечают на оценку их знаний учителем влияют следующие факторы а) поведение на уроке – 17%

                 б) настроение учителя – 43%

                 в) уже сложившееся мнение – 74%

                 г) учитель объективен – 39% (22%)

Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

    Небезынтересной является

       Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой

  • таких ситуаций в  практике не возникает,
  •  предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,
  • начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.
  • сначала  проверяют свою точку зрения,  затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

Недостатки системы и ошибки учителей.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного  и субъективного характера: к  последним  можно отнести - ошибки учителей.

Остановимся на этих недостатках:

1. Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся. Это доказано результатами анкетирования.

Субъективный подход к учащимся проявляется в частности и в том, что одна и та же работа,   выполненная   разными учащимися, учителем оценивается по разному, с разностью в 1-2 балла. Этот недостаток генетически не заложен в природе самой оценки, а является   следствием   ошибок учителей.

2. Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний. Они не сопоставимы для разных учителей: один учитель очень строг, а другой лоялен, и тем более для разных школ.

Док-во: если в школе А средний балл равен 4, а школе В он равен 3,5, то это не значит, что уровень подготовки в школе В ниже, чем в школе А.

3. Отметка является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что немаловажно, невозможно определить вектор дальнейших усилий;

4. С введением в  9-11 классах предпрофильного  и профильного обучения , что позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным содержанием, оценки становятся неравнозначными. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать ее более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения в комплексе.

5. Оценка в 5-балльной системе не подразумевает функцию самоконтроля у ученика, эта функция полностью лежит на учителе. Дети смутно представляют разницу между «3» и «4»; «5» и «4». Интересно то, что некоторые учителя не всегда однозначно уверены относительно критериев. Они не замечают, как привносят субъективный фактор в процесс оценивания и попадают в сложную, затруднительную ситуацию, когда кто-либо из учеников спрашивает- а почему мне поставили «3» («2», «4»)?

Часто происходит «выпрашивание» отметок.

6. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.

Вывод:  В школе для обеспечения психологического комфорта педагогов ставится больше четверок и троек, потом идут пятерки, и затем уже двойки.

(Можно проверить результаты анкеты).

6. Проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся  опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

7. На процесс оценивания знаний не влияет качество работы самого учителя.

 Доказано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются подавляющее большинство учеников, то причина скорее заключена в плохой   организации   процесса обучения, сложных взаимоотношениях между педагогом и детьми.

8. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал (особенно по письменным предметам) значительно позже, а в дневник тем более.

9. Наличие различных объектов контроля и оценки:

  • фактический материал,
  • сформированность универсальных компетенций,
  • способность переносить знания  в новых ситуациях.

Оценка всегда субъективна. Пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не хватает прочности.

Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемой исключительно российского образования. Это актуально в той или иной степени для образовательных систем всех развитых и наиболее динамично развивающихся стран. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений учащихся. Вместе с тем любая новая модель предполагает четко структурированную систему критериев. Все это позволяет получить максимально развернутую картину достижений (как учебных, так и внеучебных) учащегося в каждый момент времени.

Безотметочное обучение

 Отказ от оценок как единственного средства построения оценочных взаимоотношений учителей и учеников на разных основаниях совершают различные педагогические системы. Ш.А. Амонашвили громко заявил про травматизм пятибалльной системы еще в 70 –х годах. Сорокапятилетний успешный опыт, осуществленный группой педагогов и психологов под руководством Ш.А. Амонашвили, в результате которого разработана система обучения в начальной школе, не предусматривает  вообще отметок. Ученый убедительно доказал в теории и на практике, что одной из основных причин недостаточной познавательной активности школьников, отсутствия у них интереса к учению является несовершенство форм и методов оценивания результатов учения. Традиционное оценивание познавательной деятельности учеников, по его мнению, ограниченно, бесполезно и даже вредно, потому что дети начинают ловчить, чтобы получить хорошие отметки; по отметкам судят об учениках, делят их на хороших и плохих; отметки мешают сплачивать коллектив, так как чаще всего выражают единоличную волю учителя. Ученик, не имеющий возможности лично оценивать свою учебную работу, лишен мотивации к учебе, для него учение теряет смысл. Однако необходимо понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы целиком отвечают гуманистической педагогике, их трудно использовать для решения проблемы отметки в массовой школе в рамках традиционной авторитарной классно-урочной системы.
      Безотметочная система, широко практикуется в начальной школе. Она вовсе не равна "безоценочной" – напротив, требует от педагогического коллектива более тщательного и разноаспектного мониторинга. (Выступает Полякова Н. В.)

      В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему, известную как модульно-рейтинговая. Рейтинговая система оценивания, предусматривает переход от констатирующего к накопительному статусу баллов.  Как правило, она основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных образовательной программой . (Выступает Белкина И. В.)
На основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся. Рейтинг позволяет стимулировать работу учащихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.

Рейтинговая технология в настоящее время широко применяется в нашей стране и странах Запада. Но в основном данная технология практикуется в вузах.

 Использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». Преимущество данного подхода в его аналогичности вузовской системе обучения, на которую предстоит перейти большинству старшеклассников. (Выступает Борисова Г. А.) 

Поиск новых измерителей уровня подготовки учащихся, качества знаний, на мой взгляд, сводится к нахождению ответов на вопросы:

  • должна ли быть единообразной оценка в начальной, основной и средней школе, а также предметам (русский язык и история; ИЗО, музыка и технология и др.)? 

Вопрос директору

Можно ли при выставлении оценок по музыке, изобразительному искусству и физической культуре использовать оценку «зачтено» вместо традиционной? Чем это регламентируется?

Ответ: При выставлении отметок по физической культуре, изобразительному искусству и музыке образовательным учреждениям рекомендуется заменить отметочную фиксацию учебных достижений обучающихся на зачетную систему оценивания, что отвечает целям и задачам модернизации среднего общего образования и в пользу которой говорят серьёзные аргументы:

 - отсутствие официально действующих норм оценочной деятельности по физической культуре, изобразительному искусству, музыке и технологии;

 - специфика данных учебных предметов;

 - рекомендации психологов, физиологов, медиков?

Решение об исполнении директивы министра разрешили принимать на местах: последнее слово остается за педагогическим советом. Однако  тут возникают трудности с аттестатом, в котором нет оценки «зачтено».

  • Оценка должна только  бальная  или качественная или словесная на основе мониторинга и сравнения успехов самого учащегося в его продвижении?

Мое мнение, - оценка должна быть комбинированной: и бальная, и качественная, и рейтинговая - в зависимости от поставленной цели (что проверяю?); учета возможностей детей (высокие интеллектуальные, средние, посредственные способности); характера задания (обучающее, контрольное, проверочное). При этом все оценки, выставляемые в практической деятельности, служат корректировке используемых методов обучения и выстраиванию траектории успешности каждого учащегося.

Попробуем теперь описать "идеальную модель" школьной отметки. (Основные требования к оцениванию знаний учащихся):

1. Оценка  должна быть прозрачной, то есть ребенок должен всегда понимать, почему ему поставили три, десять или двадцать пять.  Учащимся должны быть заранее предъявлены «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий или критерии оценивания;

2. Отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали". 

3.  Необходимо фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и  динамику его успехов в познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.

4. Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

Вывод: выставляя ребенку отметку  не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли  за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.

Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял участие в работе данного семинара.

проверке подвергаются лишь некоторые учащиеся, хорошо успевающих учащихся  опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

 «Успевающих школьников учитель вызывает отвечать на уроке чаще, чем неуспевающих, даже в тех случаях, когда неуспевающий школьник вызывается отвечать сам, выбор учителя чаще останавливается не на нем, а на его успевающем однокласснике» (Р.Берне).

 Такое отношение со стороны учителя имеет для слабоуспевающего школьника печальные последствия. «Естественно предположить,  что с течением времени неуспевающий учащийся привыкает к такому обращению и все реже поднимает руку, даже если он готов ответить на вопросы, которые учитель ставит перед классом» (Р.Берне)

 

6) Учителя, (сами  не желая), предвзято (субъективно) относятся к различным учащимся.

 Субъективный подход к учащимся проявляется в частности в том, что одна и та же работа,   выполненная   разными учащимися, учителем оценивается с разностью в 2-3 балла. Этот недостаток генетически не заложен в природе самой оценки, а является   следствием   ошибок учителей.

7)  Наличие различных объектов контроля и оценки:

  • фактический материал,
  • сформированность универсальных компетенций,
  • способность переносить знания  в новых ситуациях.

9)  Оценивание знаний осуществляется по конечному результату, что  является показателем качества учебного процесса в школе.

Оценка знаний  в этом случае  отражает процент отлично успевающих, хорошистов, слабоуспевающих и плохо успевающих и является главным показателем работы учителя, школы в целом.

Оценка знаний по результатам вызывает определенные ложные установки и у учащихся: «Ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит и самих учащихся к узкопрагматической установке: получить правильный результат без освоения и анализа способов работы, с помощью которых этот результат может быть получен» (А.К. Маркова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялис...

"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"

Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения  школьников. Разработанный вариант портфолио....

Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников

В прикрепленном файле статья на тему "Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников"...

Брошюра "Критериальное оценивание учебных достижений школьников на уроках гуманитарного цикла"

В данной брошюре рассматриваюся вопросы разработки и использования на уроках критериальной ситемы оценивания практической деятельности учащихся....

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ...

Новые формы оценивания учебных достижений школьников

В статье затронуты вопросы оценивания учебных достижений учащихся основной и старшей школы....

Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся....