Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников
статья на тему

Королева Елена Валерьевна

В прикрепленном файле статья на тему "Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников

Автор статьи  – преподаватель математики

СПб ГБНОУ «Лицей искусств «Санкт-Петербург»

Королева Елена Валерьевна

В динамично развивающемся современном российском обществе остро стоит вопрос о качестве школьного образования. В связи с этим, преобразования в процессе обучения должны быть направлены на изменение деятельности учителя (преподавателя) с информационной на организационную, что позволит рассматривать учащегося субъектом собственного развития, который ориентирован не только на усвоение учебного материала, но и на контрольно-оценочную познавательную деятельность.

Оценивание учебных достижений может рассматриваться с двух позиций: во-первых, оно должно отражать уровень усвоенного учебного материала; а во-вторых, являться проявлением индивидуального подхода к учащимся, выявлять пробелы, недостатки и не допускать провоцирования у школьников ощущений неуверенности и апатии, которые связаны с отставанием. Также процесс оценивания должен избегать манипулирования отметкой и стимулировать познавательную деятельность учащихся, являться по своей сути достоверным и признаваться самими оцениваемыми справедливым.

Необходимым условием обновления школы становится поиск новых подходов к оценке учебной деятельности учащихся. Используемые системы оценивания результатов учебного труда школьников сохраняют, с одной стороны, субъективизм преподавателя, а с другой – неравноправность позиции учащегося в процессе оценивания его учебных достижений. Сложившаяся оценочная система не создает благоприятных условий для работы, как учителя, провоцируя «синдром сгорания», так и учащегося, порождая репрессивную среду, нарушающую естественный познавательный процесс. Возникающий отрицательный фон требует от преподавателя постоянного принуждения, а от школьника – безоговорочного исполнения. Изменения в оценивании, прежде всего, должны быть направлены на повышение роли самоконтроля и самооценки учащихся, и должны привести к более инициативному поведению в учебной деятельности.

Существующая на сегодняшний день система оценивания в наших школах вступает в противоречие с современными требованиями в контексте ФГОС. Главный ее недостаток очевиден – она недостаточно способствует активной и ритмичной самостоятельной работе школьников. Такой принцип не только многократно усиливает нагрузку на учителя, но и имеет своим результатом непрочные знания.

В этих условиях особое значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности оценивания учебных достижений школьников.

Рейтинговая система оценивания знаний в той или иной форме существует уже давно, является составной частью многих технологий и применяется в различных европейских странах. Также рейтинговую систему оценивания можно отнести к прогрессивным методам контроля, применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

При этой системе учащиеся выстраиваются по рейтингу, который включает, кроме отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную активность, получение различных сертификатов, грамот. Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам таких видов контроля, как входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль. То есть, рейтинговая система учитывает всю активную деятельность школьников, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся.

Следует отметить, что школьники с большей заинтересованностью воспринимают такой подход к их оцениванию, что ведет к усилению активности учащихся на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала. Рейтинговая система служит не только оценкой уровня усвоения знаний, но и является методом системного подхода к изучению дисциплины.

Рейтинговая система оценки знаний учащихся может быть своеобразным банком данных о каждом школьнике, а это говорит о том, что данная система является одним из инструментов управления образовательным процессом. Также система оценивания не только может, но и является фактором, интегрирующим образовательное пространство, иначе говоря, «что и как с нас спрашивают, то и так мы изучаем».

Рейтинговая система предоставляет возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценивания усиливает элемент конкуренции, что позволяет школьнику быть более активным в учебном процессе. Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а преподавателю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество обучения.

Существенное различие рейтинговая система может получить за счет разработки более дифференцированных по уровню сложности заданий, как теоретического, так и практического плана. Очевидно, что это возможно при высоком уровне учебно-методической работы преподавательского состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялис...

Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"

Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языку как средство развития компетентности школьников

Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2...

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Выступление на педсовете «Современные системы оценивания внеурочной деятельности. Рейтинговая оценка»...

Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"

Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"...