5 класс история Фгос Вигасин
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Гогичаева Лилия Рафаэльевна

5 класс История древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_poyanit._zapiska.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа по истории для 5 класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе нормативных документов:

- Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

-Письма Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;

-Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования  и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889; приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994; приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 г.№74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки от 31.01.2012 №69 « О внесении изменений ы федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»;

При составлении рабочей программы  для 5 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Древнего мира»

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю)

Срок реализации программы 1 год

Учебно-методический комплект  включает следующие материалы:  

1.. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс М.:Просвещение.2013.-303 с

2 Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. История. Под ред. Вигасина А.А., Сороко-Цюпа О.С. » М.:Просвещение.2014.-144 с

Цели и задачи курса «История Древнего мира»

- освоение значимости периода древности, античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • Формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • Развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • Формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве общества Древней Греции и Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Целью изучения курса истории в 5 классе является получение знаний об основных чертах развития обществ, изменениях, произошедших в   мире за  тысячелетие.

Историческое образование  играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Курс нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством изучения курса реализуются три основные функции истории:

- познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;

 - практическо-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно- обоснованный политический курс, избегать субъективных решений;

-  мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Всё названное выше связывает – Человек в истории. Так же помогает ответить на сущностные вопросы  миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они?

Основным критерием отбора фактов и явлений древней истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей  гуманизации,  прогресса и развития.

В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по всеобщей истории, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:

-  дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;

  - личностно-ориентированный  подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;

 - компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

 - проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Место предмета в учебном плане:

    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В Рабочей программе отведено на  историю древнего мира–70 часов.                

 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного курса обеспечивают:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-выявление существенных черт исторических процессов, явлений и событий;

-объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов;

-умение анализировать исторические явления, процессы факты;

-умение давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

-определение на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

ЛИЧНОСТНЫЕ

-использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для   понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывание собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснение исторически сложившихся норм социального поведения;

- использование знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Таблица распределения количества часов

п/п

Тема

Количество часов

По государственной программе

По рабочей  программе

Введение

1

1

Жизнь первобытных людей.

7

7

 Древний Восток.

20

20

Древняя Греция.

21

21

Древний Рим.

17

17

Обобщение

2

2

Резервные уроки

-

2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Вводная тема (1 час)

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Модуль 1.Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели(3 ч.)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.) и его развитие к современному виду людей – «человек разумный ». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч.)

Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Тема 3. Счет лет в истории (1ч)

        Представление о счете времени по годам в древних государствах. Христианская эра.Особенности обозначения дат до н.э.(«обратный» счет лет). Понятия «год», «век»(столетие), «тысячелетие».

Модуль 2.Древний Восток (20 ч.)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема5 . Западная Азия в древности (7 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий:научные знания жрецов Междуречья ), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Тема 6. Индия и Китай в древности(5 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства.Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Модуль 3. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 7. Древнейшая  Греция (5ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 8 . Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)         

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции.

Тема 9. Возвышение Афин и расцвет демократии в Vв. до н.э.(5 ч.) Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока

Тема 10 . Македонские завоевания в  IVвеке до н.э (3 ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.Обобщение1ч

Модуль 4. Древний Рим. (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности)

Тема 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.)

        Воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4)

 Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2ч.)

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Итоговое повторение (2ч.)

Резерв (2 часа)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Владеть компетенциями:        

• коммуникативной компетенцией;                

• компетенцией личностного саморазвития;        

• информационно-поисковой;

• рефлексивной компетенцией;

• учебно-познавательной компетенцией;

•профессионально-трудовой компетенцией        

ПРЕДМЕТНЫЕ

-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-знать изученные виды исторических источников;

-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

ЛИЧНОСТНЫЕ

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку

- получить целостное представление об историческом пути человечества, народов и государств с древнейших времен

-научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности  и значения событий

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

-получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяния общественно-политических деятелей отечественной истории 9-15 века;

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца 16 века;

ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  УМК по истории древнего мира:

1.Всеобщая история. Рабочие программы. Предметные линия учебников А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/( А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.).- 2ое изд., дораб.- М.: Просвещение,2014. 144 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др.- М.: ВАКО,2008г.
  2. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. Уроки истории 5 класс. История Древнего мира: М.2006
  3. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение» 2008г.
  4. Г.И. Годер. Задания и задачи по истории древнего мира 5 класс: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 1996 г.
  5. Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель»,2007г.
  6. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя. «Первое сентября» 2000 г.
  7. Бренд М.Ю. Тесты. История древнего мира.5 класс.- М.: Дрофа,2005г.
  8. Тематический контроль по истории. Древний мир: «Интеллект-центр», 2008г.

Тема урока

Тип урока

 Целевая установка

Планируемые результаты в соответствии

с ФГОС

Дом/зад

Дата

 план

Дата

 факт

коррекция

предметные        

метапредметные        

личностные

1

Введение.

Комб

 Ученик учиться определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды источников;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Изучение исторической карты мира Древнегомира

Систематизация собственных знаний о Древнем мире

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа

2

Древнейшие люди

Комб

Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Изучить прародину человека. Собирательство и охота -основные виды деятельности

определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии;

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

аходить и исправлять ошибки;

- оценивать степень достижения цели

излагать своё мнение ( в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов

Обобщить события, - формирование основ социальных компетенций (ценностно- смысловые установки, моральные нормы)

3

Родовые общины охотников и собирателей

комб

Показать расселение древнейших людей. Изучить особенности совместного ведения хозяйства.

Исследовать с помощью исторической карты  географию расселения первобытных людей

Показывать и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты

Выделять признаки родовой общины

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

комб

Загадки древних пещер. Представления  о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

Выяснение истории наскальной живописи, версии ее происхождения.

 умения работать с учебником., а так же работа в малых и больших группах.

Характеризовать верования первобытных людей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5

Возникновение земледелия и скотоводства

комб

Представление о зарождении производящего хозяйства. Зарождение культа.

анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

-устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

. - давать определение понятий: первые люди, человек разумный, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древних людей, давать определение понятиям: религия, искусство, обряд, душа, присваивающее хозяйство;

-

анализировать причины появления неравенства;

- прослеживать последовательность развития орудий труда и занятий человека;

- характеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника;

- объяснять исторические термины,;

- работать с исторической картой

6

Появление неравенства и знати.

комб

От родовой общины к соседской. Выделение семей. Возникновение неравенства в общине землевладельцев.  

анализировать причины появления неравенства;

определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

аходить и исправлять ошибки;

- оценивать степень достижения цели

формирование основ социальных компетенций (ценностно- смысловые установки, моральные нормы

7

Значение эпохи первобытности для человечества

комб

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина,

Охарактеризовать значение первобытности.

Умение работать с картой, доп. источниками

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Тема 3. Счет лет в истории

8

Измерение времени по годам

комб

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени

Умение определять историческое время по «ленте времени»

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

Работа в малой группе, поиск информации в доп. Источниках, СМИ.

ТЕМА 4 . Древний Египет 8 ч.

9

Государство на берегах Нила.      

Комб.

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (

·готовность в коллективной работе,

Поиск информации в СМИ, Обобщать изученного материала.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

комб

Определять центры ремесла и

Определять центры ремесла и

Умение анализировать карту

Выполнение самостоятельной работы с опорой на учебник и доп. литературу.

11

Жизнь египетского вельможи.

комб

Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

- рассказывать о важных исторических событиях и их участниках;

- осознавать гуманистические традиции и ценности древневосточного общества;

- характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

- высказывать оценочные суждения об исторических явлениях и событиях

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

12

Военные походы фараонов.                        

комб

Освоение понятий: Военные походы. Рабы.

Рассмотреть причины военных походов. Почему они были необходимы для фараонов.

Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

13

Религия древних египтян.                          

комб

Ознакомиться с понятиями: боги и жрецы. Безграничная власть фараона. «Книга мертвых»

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Характеризовать религию древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа

14

Искусство древних египтян

комб

Ознакомиться с понятиями: Храмы и пирамиды

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды

Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

15

Письменность и знания древних египтян.  

комб

Познания древних египтян. Письменность.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

16

Достижения древних египтян.

комб

Неограниченная власть фараона. Достижения Древнего Египта (ирригационное хозяйство, культовое каменное строительство)

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Анализировать достижения в земледелии.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте

ТЕМА 5. Западная Азия в древности 7 часов

17

Древнее Двуречье

комб

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

определять цель, проблему в учебной деятельности;

-выдвигать версии; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

-планировать учебную деятельность;

-работать по плану, сверяясь с целью;

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

комб

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Составлять кроссворд по теме урока

19

Финикийские мореплаватели.

комб

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

20

Библейские сказания

комб

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство

комб

Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Выделять в дополнительнов тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов

22

Ассирийская держава

комб

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

23

Персидская держава «царя царей».  

комб

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию)

Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы

Индия и Китай в древности 5 часов.

24

Природа и люди Древней Индии.

обобщение

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.

Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.

25

Индийские касты.                            

комб

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.

Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

26

Чему учил  китайский мудрец Конфуций.

комб

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально

Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

27

Первый властелин единого Китая.              

комб

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях

Составлять кроссворды по тематике урока.

28

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру

комб

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории

Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов.

Тема 7. Древняя Греция 5 ч

29

Греки и критяне.                              

комб

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради

30

Микены и Троя.                                            

комб

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

Показывать на карте местоположение Микен

Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

31

Поэма Гомера «Илиада».                              

комб

Илиада» и «Одиссея».

Рассказывать легенду о жизни Гомера.

 Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока

32

 Поэма Гомера «Одиссея».              

комб

Илиада» и «Одиссея».

В   группах  соотносить  с   картой   путь Одиссея домой, в Итаку.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея

Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

33

Религия древних греков.                  

комб

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.».

Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

34

Земледельцы Аттики теряют землю  и  свободу.

комб

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.  

Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

35

Зарождение демократии в Афинах

комб

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа

Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

36

Древняя  Спарта

комб

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела

Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты

Характеризовать основные группы населения и их положение  

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного  морей.  

комб

Великая греческая колонизация.

Объяснять причины греческой колонизации, её географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.

38

Олимпийские игры в древности

комб

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий»

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.

Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.  

комб

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.

Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии.

41

В гаванях афинского порта Пирей

комб

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

42

В городе богини Афины

комб

Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин

Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

43

В афинских школах и гимнасиях.

комб

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44

В афинском театре

комб

Культура Древней Греции. Театр.

Объяснять причины особой любви греков  к представлениям

Называть отличительные   признаки   комедии   и   трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона

Оценивать роль современного театра для общества.

45

Афинская демократия при Перикле

комб

Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно  подготавливать тематические сообщения по выбору

Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин

Поиск информации в Интернете об   единомышленниках,   друзьях   Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла

Тема 10. Македонские завоевания в  4 веке до  н.э.

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

комб

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских

Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции

47

Поход Александра Македонского на Восток.

комб

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллин

истические государства Востока.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского

Оценивать поступки А. Македонского, его противников

48

В Александрии Египетской

комб

Культура эллинистического мира.

Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

Называть причины распада державы А. Македонского.

Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

49

Повторение  по разделу 3 «Древняя Греция».

комб

Античный мир: понятие. Карта античного мира

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии

Тема 11.  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

50

Древнейший  Рим.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме

51

Завоевание Римом Италии.

Завоевание Римом Италии.

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром

Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс по учебнику Вигасина А.А., Годер Г.И.

Рабочая  программа  по  истории   в 5 классе  составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  Сборника нормати...

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС (Вигасин А.А.)

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС (Вигасин А.А.)...

Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....

Рабочая программа 5 класс история ФГОС

Программа представлена в соответствии с требованиями....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

Тематическое планирование для 5 класса История Древнего мира А.А. Вигасин по ФГОС

Полноценное тематическое планирование для 5 класса по Истории Древнего мира по ФГОС, учебник А.А. ВИгасин, Г.И. Годер...