Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Процыкова Елена Николаевна

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Продолжительность урока – 35 минут

Количество часов на изучение темы -  2 часа (1 час –культурное наследие в области литературы и архитектуры, 1 час – культурное наследие в области живописи и ремесла)

Автор

Процыкова Е.Н.

Предмет

История

Класс

7

Вид программы

7 вид

Тип урока

Комбинированный

Тема

Культурное наследие Московской Руси

Технология урока

Проблемно-диалогическая

Цель

Предметные результаты:

-дать представление о литературных и архитектурных памятниках Московской Руси

-работать над формированием умения различать культурное наследие домосковского и московского периодов Руси

Метапредметные:

-Личностные УУД: понимать причины успеха/неуспеха в деятельности

- Регулятивные УУД: определять цель и задачи урока, планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

- Познавательные УУД: находить нужную информацию в тексте, эффективно работать с несложными схемами

- Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию, её аргументировать; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационное начало урока. Мотивационно-целевой этап

Метапредметные

коммуникативные

-учу устанавливать рабочие отношения при работе в группе

Метапредметные

регулятивные

определять цель и задачи урока

Предметные

Актуализация ранее изученных вопросов

Мотивирует класс к предполагаемой деятельности: «Сегодня мы начинаем изучать последнюю тему в последней   главе курса «История России с древнейших времён до начала 16 века». Нам предстоит работать сообща.

-Напомните мне, пожалуйста, как мы работаем в команде.

-Напоминаю, что наша последняя глава называется «На пути к единому государству». Сегодня мы будем говорить о культурном наследии единого государства Русь.

-А какие вопросы данной главы     мы с вами уже успели разобрать?

Слушают учителя, настраиваются на работу

Проговаривают правила работы в команде

Вспоминают ранее изученные вопросы темы

2. Постановка проблемы

Метапредметные

познавательные

-знакомиться с новым текстом, искать в нём нужную информацию

Метапредметные

познавательные

-формулировать проблему

-учитывая различные мнения, определять общую позицию в сотрудничестве

Выдаёт текст «Московская Русь» (приложение 1).

Обращается к учащимся с вопросом «О чём говорит этот текст?»

*Скорее всего, учащиеся ответят, что текст говорит о сложностях и проблемах становления единого государства Русь Московская.

Выдаёт текст № 2 (цитата М.Горького) (приложение 2), задаёт тот же вопрос.

ЗАТЕМ

-Не находите ли вы, что тексты противоречивы?

-Какое противоречие вы увидели?

-Какую проблему (основной вопрос) нам предстоит решить на уроке?

*Почему сложности 14-16 веков на Руси не привели к упадку культуры?

Читают текст № 1, отвечают на вопрос учителя

Читают текст № 2, отвечают на вопрос учителя

Выдвигают свои точки зрения

Формулируют (каждый) свою проблему. Пытаясь взаимодействовать, формулируют 1 общую проблему.

3. Выдвижение гипотез.

Метапредметные коммуникативные

- формулировать собственное мнение, аргументировать его

- определять общую позицию в сотрудничестве

Метапредметные

регулятивные

- планировать пути достижения цели, определять последовательность действий

Предлагает учащимся выдвинуть свои гипотезы – предположения, отвечающие на основной вопрос урока.

*Скорей всего, будут названы

- Развитие литературы было вызвано стремлением народа к единству, сближению

 - Храмы и другие архитектурные сооружения строились для защиты от врага в духе христианства

 - Развитие живописи (в т.ч. иконописи) также было связано со стремлением к единению

 - Ремесленные изделия совершенствовались с течением времени, т.к. ремесло было необходимо во всех сферах жизни

- Как же мы поймём, чья гипотеза верна?

- У нас на изучение данной темы выделено 2 урока, поэтому сегодня мы сможем проверить лишь 2 гипотезы.

Обсуждают и формулируют свои гипотезы

Приходят к выводу, что гипотезы необходимо проверить. Высказывают предположения как это можно сделать.

4. Актуализация знаний по отработке 1 гипотезы

Предметные

- актуализация знаний по культуре домосковской Руси (развитию литературного жанра)

Проводит беседу:

- Какие письменные источники домосковской Руси вам известны?

* летописи

- Что это?

* Запись событий по годам

* Моления

- Приведите примеры

* Слово

- Приведите примеры

- Какую значимость представляют письменные источники для историка?

- О чём говорит разнообразие жанров литературных источников? А увеличение числа жанров с течением времени?

* О развитии литературы

Участвуют в беседе, вспоминают ранее изученный материал

5. Работа с новыми знаниями по гипотезе № 1

Предметные

- познакомить с письменными источниками периода Московской Руси

Метапредметные

познавательные

- эффективно работать с несложными схемами

Раздаёт схемы «Письменные источники Московской Руси» (приложение 3), беседует:

- Появляются ли новые жанры в литературе изучаемого нами периода?

- О чём это говорит?

- Берём ли мы 1-ую гипотезу на вооружение как верную?

Читают и анализируют схемы, вступают в беседу с учителем

6. Актуализация знаний по гипотезе № 2

Предметные

- актуализация знаний по культуре (архитектуре) домосковской Руси

Беседует с классом:

- Какие типы построек Древней Руси вам известны?

* крепости, храмы

- Какой тип храма   характерен для Древней Руси?

* крестово – купольный

 - Объясните, что это значит? Приведите примеры.

** Если нет ответа, обращает учащихся к учебнику, страница 109

- Кто строил храмы Древней Руси?

* В основном, иностранные мастера (византийские)

Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя

7. Работа с новыми знаниями по гипотезе № 2

Метапредметные

познавательные

- работать с новым текстом, находить в нём нужную информацию

Предметные

- получение знаний о шатровом стиле

Обращает внимание учащихся к учебнику, страница 266.

- Рассмотрим примеры храмов, построенных в период Московской Руси

- Кто строил храмы?

* В основном, русские мастера

- Почему?

- Отличаются ли эти храмы от храмов домосковской Руси?

- Чем?

Сообщает учащимся о новом, шатровом стиле храмового строительства

-  Можем ли мы взять на вооружение как верную 2-ую гипотезу?

Работают с текстом учебника и иллюстрациями, отвечают на вопросы учителя

Слушают новую информацию

8. Применение нового знания и подведение итогов урока

Метапредметные

Регулятивные

- анализировать полноту своих знаний

- оценивать свою работу и работу других людей

Личностные

- понимать причины успеха/неуспеха в деятельности

Выдаёт тест на первичное закрепление

(приложение 4)

Подводит итоги урока совместно с учащимися

- Какой основной вопрос мы с вами решали на уроке?

- Какие гипотезы мы выдвинули?

- Какие подтвердили?

- Какие ещё предстоит обсудить?

- Как оцените свою работу на уроке?

- Выдаёт и разъясняет домашнее задание

(приложение 5)

Читают вопросы, выделяют правильные ответы

Вступают в беседу

Обсуждают работу друг друга на уроке, оценивают себя, делают выводы о работе на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы: "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени"

Тема "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы Нового времени" изучается в IV четверти 6 класса и может служить для обобщения изученного материала об архитектуре Петербурга. В разработке предлага...

Технологическая карта "Культура Московской Руси в XIV-XVIвв."

Основное содержание темы: Актуализация знаний о культуре Руси XIII века. Изучение древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.: архитектурные стили, литературные жанры, устного народного тв...

Технологическая карта урока Культура Древней Руси

На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...

Технологическая карта урока Реки Московской области

Технологическая карта урока предполагает более четкое распределение времени по этапам. Реки Московской области изучаются в 8 классе в курсе "Родное Подмосковье". В рамках этого предмета акту...

Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...