Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
методическая разработка по истории (6 класс)

План-конспект урока по стандартам ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

История, 6 класс

Тема урока

Главные политические центры Руси

Цель урока

Формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Сравнивать развитие отдельных русских земель в период феодальной раздробленности.

2. Показывать на карте русские княжества удельного периода.

1. Расставлять события в хронологической последовательности, соотносить правителей с княжествами, в которых они управляли, анализировать и делать выводы

2. Устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы; развитие навыков работы с картой

1.Способствовать формированию уважения к прошлому своей страны, развитию интереса к изучению истории

2.Продолжение формирования политической грамотности

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок №2 в теме «Политическая раздробленность на Руси»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, аудиоаппаратура, экран, м/м проектор, презентация Power Point (Приложение 1), видеофрагмент «Роман Мстиславич» из серии «История государства Российского» (Приложение 2), рабочие листы (Приложение 3), История России С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012. – 272 с.

Организационная структура урока

Этап урока

Время, мин.

Цель

Содержание учебного материала

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельности ученика

Планируемые результаты

Организационный

1

Приветствие, проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели урока

5

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Составление плана работы

План урока:

1.Владимиро-Суздальское княжество.

2.Галицко-Волынское княжество.

3.Новгородская земля.

Ф

Вводное слово учителя, направленное на переход к изучению новой темы и определение плана урока;

Проводит эвристическую беседу с учащимися;

Объясняет учащимся план работы, демонстрирует рабочие листы (Приложение 3) и объясняет методику работы с ними (делает акцент на том, что часть материала темы учащиеся зафиксируют в рабочих листах, а часть в тетради)

Участвуют в беседе, формулируют тему и задачи урока

Знакомятся с рабочими листами, подписывают их

Учащиеся сами сформулируют тему и задачи урока, зафиксируют в тетради план урока,

познакомятся с методом работы на рабочих листах

Освоение нового материала

15

Изучение Владимиро-Суздальского княжества

Изучение Галицко-Волынского княжества

Изучение истории Новгородского княжества

Подвести итог по теме урока

Работа с картой, внесение данных в рабочие листы

Рассказ учителя

Анализ текста учебника

Работа с картой, внесение данных в рабочие листы

Просмотр видеофрагмента «Роман Мстиславич» из серии «История государства Российского»

Работа с картой

Работа с текстом учебника

Работа со схемой

Мозговой штурм

Самостоятельное заполнение графы №3 в таблице

Ф

И

Ф

И

Ф

И

И

ФИ

Ф

П

Ф

Ф

И

Организует работу учащихся с картой, выстраивает диалог по вопросам:

1.В какой части Руси находятся Владимиро-Суздальские земли?

2.Назовите главные его города;

Просит перенести полученные данные в таблицу (Приложение 3);

Рассказывает о жизни и занятиях во Владимиро-Суздальском княжестве, подводит к изучению его главных событий и правителей, предлагает самостоятельно познакомиться с ними при помощи текста учебника, выписав в тетрадь основные вехи в их правлении;

Выслушивает и корректирует ответы учеников, организует дискуссию по понятиям «форма правления», «монархия», объясняет форму правления в княжестве, но переносить его в таблицу не требует (ученики должны будут сделать это сами позже);

Организует работу учащихся с картой, выстраивает диалог по вопросам:

1.В какой части Руси находится Галицко-Волынское княжество?

2.Назовите главные его города;

3.Почему на карте оно представлено в виде двух отдельных государств?

Просит перенести полученные данные в таблицу

Объясняет задание на время просмотра видеофрагмента:

Ответить устно на вопросы:

1.Как Роман Мстиславич захватил Киев?

2.Какие преобразования провел князь?

Выслушивает и корректирует ответы учащихся

Дает задание определить географическое положение Новгородской земли и назвать крупные городские центры, зафиксировав в рабочем листе

Объясняет с помощью схемы на слайде форму правления в Новгородской земле. Предлагает вспомнить из курса истории Древнего мира, что такое республика, каковы ее черты.

Предлагает на основе текста учебника доказать, исходя их черт республики, что в Новгородской земле была

именно эта форма правления

Демонстрирует схему, предлагает, изучив ее, ответить на вопросы:  

1.Что являлось верховной, т.е. главной властью в республике?

2.Кто являлся высшим должностным лицом? Чем он занимался?

3.Кем являлся и чем занимался помощник посадника?

4.В лице кого выступала церковь?

5.Вече приглашало князя с дружиной, заключив с ним договор. Участвовал ли князь в управлении? Определите тогда роль княжеской власти.

Предлагает по методу мозгового штурма (напоминает его правила), ответить на вопрос: Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?;

Вспомнив основные элементы урока, самостоятельно заполнить графу №3 в таблице рабочего листа «Форма правления»

Показывают у доски Владимиро-Суздальское княжество, показывают и называют его главные города;

Самостоятельно фиксируют в рабочих листах полученную информацию;

Внимательно слушают учителя;

Работают с текстом учебника, выделяют главное, фиксируют полученные данные в тетрадь;

Демонстрируют результаты своей работы;

Показывают у доски Галицко-Волныское княжество, показывают и называют его главные города;

Самостоятельно фиксируют в рабочих листах полученную информацию;

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии

Показывают у доски Новгородское княжество и называют его главные города;

Самостоятельно фиксируют в рабочих листах полученную информацию;

Слушают, отвечают на вопросы учителя;

Проводят анализ текста, выделив в нем черты, присущие республике;

Изучают схему, отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопрос учителя по методу мозгового штурма;

Самостоятельно завершают заполнение таблицы;

Демонстрируют результаты работы, обязательно доказав свой выбор в пользу той или иной формы правления

Учащиеся продолжат формирование навыка работы с картой, чтения легенды карты;

Учащиеся познакомятся с устройством Владимиро-Суздальского княжества, вспомнят1, что такое «форма правления»

Учащиеся познакомятся с историей Галицко-Волынского княжества в период раздробленности, продолжат формирование навыка выделения главного из текстовых и аудиовизуальных источников;

По итогам работы учащиеся должны прийти к следующим выводам о формах правления:

- Во Владимиро-Суздальском княжестве – наследственная монархия

- В Новгородской земле – республика

- В Галицко-Волынском княжестве – княжеская власть ограничена боярской знатью

Первичное закрепление нового материала

8

Повторить и закрепить изученный материал

Выполнение задания на соотнесение

И

Ф

Предлагает, обратив внимание на экран, выполнить задание на соотнесение имен князей и княжеств, в которых они княжили;

Предлагает оценить все три формы правления и подумать, какая из них является более предпочтительной для государства и общества

Организует дискуссию

Выполняют задание, вспоминая основные вехи правления представленных деятелей;

Выдвигают предположения, дискутирую по поставленному вопросу

В ходе выполнения задания, учащиеся вспоминают, повторяют и закрепляют полученный на уроке материал

Дискуссия помогает учащимся вспомнить признаки каждой из форм правления, то, как они «уживались» на Руси, подумать, какая из форм правления является наиболее предпочтительной для общества и способствует его гармоничному развитию

Рефлексия

3

Проведение самоанализа результатов деятельности

Вопросы для рефлексии:

1.Что мне понравилось на уроке?

2.Что не понравилось?

3.Что было сложным

4.Что хотелось бы узнать подробнее?

Ф

Предлагает ответить на вопросы для рефлексии

Отвечают на вопросы, обсуждают, подводят итог работы

Учащиеся проведут самоанализ результатов своей учебной деятельности

Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Ф

Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Выставляет оценки за урок

Проговаривают по плану новые задания, делают предположения и выводы по уроку

В ходе урока учащиеся узнают, каким было устройство в главных политических центрах Руси, какова форма правления, знакомятся с новыми для них формами правления на примере указанных княжеств

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся ( Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"

Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся  средствами технологии критиче...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Тест по теме: « Главные политические центры Руси» история 6 класс

Тест по теме: « Главные политические центры Руси»...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".

Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....