Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся  средствами технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Олимпийские игры

Класс:  5б  класс

Учитель: Заводиленко Ольга Леонидовна

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся  средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

1)  Обучающая:  способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр

2) Развивающая:  способствовать развитию хронологических, картографических, образных и аналитических умений школьников, их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к самостоятельной поисковой деятельности;

3) Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, стремления  вести здоровый образ жизни на примере  героев Олимпийских игр

Планируемые результаты обучения.

Ученик будет знать:

  • о зарождении олимпийского движения;
  • о традициях Олимпийских игр.

уметь:

  • находить информацию из разных источников по данному  вопросу;
  • анализировать, делать выводы из полученных результатов ;
  • образно мыслить;
  • раскрывать причинно-следственные связи;
  • правильно оформлять монологическую речь;
  • вести диалог.

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока:  изучение нового материала

Форма урока: игра - состязание с элементами самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.         

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Актуальность использования электронных образовательных ресурсов:

наглядное представление материала, мотивация, экономия учебного времени.

Технология проведения урока: технология развития критического мышления.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  • А.А.Вигасин, Г.И. Годер,  И.С.Свенцицкая.  История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016.
  • Г.И.Годер  Рабочая тетрадь по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2016.

Используемая методическая литература: 

  • Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 кл. Методическое пособие -.М.:Дрофа,2014

  • Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Михайловского.–М.:ВАКО, 2007.–304 с

Используемое оборудование: 

1.    Интерактивная доска
2.    Презентации учителя и ученика
3.    Раздаточный материал
4.    Конверты для оценивания с лавровыми листьями.

Используемые ЦОР: 

1.Всемирная история в датах (Древний мир и Средние века)
2.Уроки всемирной истории. Древний мир. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

Предварительная работа: класс разделён на 4  группы по 5-6 человек. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося.

Структура  урока:

I этап.   Организационный момент (длительность 1 мин).

II этап.  Стадия вызова (длительность 6  мин).

III этап. Стадия осмысления (длительность 27 мин).

IV этап. Рефлексия (длительность 8 мин).

V этап.  Постановка домашнего задания (длительность 3 мин).

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, показатели реального результата

Методы, приёмы и формы работы

I этап.

Организационный

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

 Инструкция по работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться. Садитесь, пожалуйста. Вы работаете группах. Повторите правила работы в группе.

Концентрация внимания.

Настраивание на учебную деятельность

Прочитывают правила, лежащие на столах

II этап. Вызов.

Мотивация и целеполагание.

Актуализация знаний.

III этап. Осмысление

Изучение нового материала и его закрепление

Дидактическая задача: создать  мотивацию на работу по теме урока, определить цели и задачи урока.

Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Работа с эпиграфом к уроку

Дидактическая задача: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Дидактическая задача: первичное осмысление материала, создание эмоциональной настроенности, подготовка учеников к восприятию новой информации.

Цель:учить давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, извлекать новые знания из текста учебника, исторического источника.

-Сегодня урок будет совсем непохож на обычный Нам надо срочно написать статью для  следующего номера школьной газеты «ГАВ» Посмотрите на эти символы и скажите, о каких событиях мы должны написать.  (Слайд №3)Действительно, речь идет об Олимпийских играх. Проведем интеллектуальное состязание и кто соберет больше информации – тот победитель и автор статьи. Вы –корреспонденты, я –редактор.

(обращаю внимание на новые слова).  За каждый правильный ответ команда получает конверт. Что там? Узнаете в конце урока.

Сообщение темы  и задачи урока

Статья будет называться (задумываюсь). Предложите свои варианты.      (Выбираем один вариант для обозначения темы урока. Например :  «Олимпийские игры или как все начиналось»

 -Запишите в путевой лист

- Возьмите свои рабочие листы и запишите в 1 столбик, все, что вы знаете об Олимпийских играх.

-(На основе ответов учащихся на доске заполняется графа «Знаю»)

-Чтобы вы хотели узнать сами и рассказать нашим читателям об Олимпийских играх? Запишите вопросы во вторую графу «Хочу знать»

( На основе ответов учащихся и корректировки на доске заполняется графа « Хочу знать»)

-Расставим вопросы в логическом порядке.(составляем план работы)

1.Где и когда зародились Олимпийские игры?

2.Какие были правила?

3. Виды спорта.

4.Награды.

5. Постоянно ли проходили игры? (Слайд№4)

-Прочитайте слова древнегреческого поэт Пиндара

«Нет другой звезды благороднее солнца – звезды, дающей столько тепла и блеска

Так и мы прославляем те, что всех игр благороднее – Олимпийские игры». (Слайд№5)

Проблемный вопрос:

Почему  греки считали Олимпийские игры благородными?

Пункт 1. «На пути в Олимпию»

-Откуда, по вашему мнению, появилось название «Олимпийские игры»?

- Покажите Олимпию на карте, объясните географическое положение. (Слайд №6)

(Использую раздаточный материал. Приложение №1.)

Задание: Вы прибыли в разные города Греции.На контурной карте «Древняя Греция и греческие колонии» отметьте место проведения Олимпийских игр и город. Откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите маршрут вашего следованияи опишите его

-Объясните, почему центром Олимпийских игр стала  Олимпия, а не другая территория?

Вывод:удобное местоположение, легко добираться морским и сухопутным путем

Пункт 2. «Мифы»

- Древние греки сложили много мифов о появлении Олимпийских игр.

- Что такое миф?

-Каждая команда познакомится с одним из мифов и выполнит задание. (Приложение №2)

 Вывод: в мифологии имеются расхождения о том, кто основал игры.

-Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?

Рассказываю о Зевсе. (Слайд №7)

-Доподлинно известно, что первые Олимпийские игры состоялись в  776 г до.н.э. Этот год стал точкой отсчета древнегреческого «олимпийского летоисчисления».

-Посчитайте, сколько лет прошло от основания Олимпийских игр до нынешнего года? (Слайд№8)

Пункт 3 «Архив»

-Что такое «архив»?

-Найдите ответы на вопросы:

1. Как народ узнавал о времени проведения игр?

2. Каковы были правила проведения Олимпийских игр? Составьте список требований к участнику Олимпийских игр.

-Запишите определение к слову «атлет» (Слайд №9)

3. Рассказываю эпизод о том, что одна женщина проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына.

-Как вы думаете, что произошло с женщиной? (Слайд №10,11)

Пункт 4 «5 незабываемых дней»

(Использовать таблицу)

1 день. – открытие

 -Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но часть слов разобрать очень трудно.

Задание: восстановить текст клятвы.

2 день.

-Начинался с красочного зрелища гонок на колесницах. Они проходили на специально построенном для конных состязаний стадионе, получившем название «ипподром». Запишите значение слова. (Слайд №12)

- Посмотрите внимательно фрагмент фильма «На ипподроме»

-Каковы правила проведения гонок на колесницах?

-Какое из правил вам показалось наиболее удивительным?

Физминутка

-Вторая часть дня, а также  3,4 день  проходили на стадионе.

- Рассмотрите изображение древнегреческих ваз и определите, какие виды состязаний были на древних Олимпийских играх (использую приложение №4)

Задание: прочитать текст и подготовить интервью с одним из спортсменов. (Предварительная работа с группой ребят)

-Что обозначает слово «интервью»? (Слайды №13-19)

5 день.

--Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды. Какие? Давайте посмотрим, что лежит у вас в конвертах. Это листочки оливы. Главной наградой был венок из священной оливы. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморной доске.

- Предположите, как встречали победителя в родном городе?

Задание: прочитать п.5,стр..154. и

записать в  путевой лист. (Слайд №20)

-Вернемся к словам поэта Пиндара. Почему он назвал Олимпийские игры самыми благородными из всех игр?

Вывод: 

- стремление показать силу и ловкость, красоту  тела;

- греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.;

- прекращались войны и разбой;

- общенациональный праздник.(Слайд №21)

 - В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады.

В 394 г. император Феодосий I запретил их проведение. В 426 г. город Олимпия был сожжен по приказу Римского императора Феодосия II (Слайд №22)

Пункт 5 «Возрождение»

- Посмотрите презентацию  ребят о возрождении Олимпийского движения.

 -Я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как  он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь,  что кто – то из вас станет участником  Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну

-Ребята, мы возвращаемся из нашей поездки, чтобы не скучать в пути, я предлагаю решить кроссворд по выбору.

Высказывают предположения

Формулирование учащимися темы и целей урока.

Читают значение слов «корреспондент», «редактор» в путевом листе.

Выдвигают свои версии, таким образом обозначаем тему урока.

Записывают тему.

Учащиеся вспоминают все, что знают из СМИ и записывают в графу «Знаю»:

проводятся 1 раз в 4 года, бывают летние и зимние, на флаге- 5 разноцветных колец, разные виды спорта

Формулируют вопросы к графе «Хочу знать» и записывают.

Учащиеся зачитывают свои записи

Дети читают эпиграф

Отвечают на вопросы учителя. воспроизводя в памяти ранее полученные знания.

Ученик показывает, дает объяснение.

Команды работают с картой, затем по одному представителю отвечают  у доски

Ответы учащихся.

Запись в графе «Узнал»

Читают мифы и выполняют задание по карточке.

Запись в графе «Узнал»

Работают с линией времени.

Выполняют математический расчет

Отвечают на вопрос.

Выдвигают версии

Чтение п. 33, п.1, стр.149

Выполняют задание по учебнику на стр. 150, п.2,абзац 2., отвечают по очереди, проверяют.

Определяют значение слова.

Выдвигают версии, обсуждают. За правильный ответ команда награждается.

Заполняют пропуски в таблице

Работают с текстом клятвы, подбирают подходящие по смыслу слова

Записывают значение слова «ипподром» в путевом листе

Извлечение информации

Дети рассуждают.

Рассматривают изображения ваз, определяют и записывают названия видов спорта. Ведут записи в путевом листе.

Читают определение в путевом листе.

Читают текст и готовят интервью.

Открывают конверты, достают листики оливы.

Выдвигают  гипотезы, проверяют  их подтверждение или опровержение, опираясь на  текст учебника.

Работают с текстом учебника, записывают в таблицу.

Рассуждают над словами поэта, делают выводы.

Знакомятся с краткой информацией о Пьере де Кубертене, олимпийской символикой, Олимпиаде в  г.Сочи.

 

Разгадывают кроссворд.

Словарная работа

Стратегия «Корзина»

Работа в путевых листах

Стратегия «З –Х-У»

Самостоятельная работа

Работа с картой

Групповая работа

Работа с картой на интерактивной доске.

Работа в путевом листе.

Анализ и выводы

Групповая работа

Краткий пересказ

Анализ и выводы

Словарная работа

Прием «Прогнозирование»

Работа с текстом учебника

Работа с текстом учебника

Групповая работа

Работа с путевым листом

Словарная работа

Групповая работа

Словарная работа

Фронтальная беседа

Динамическая пауза.

Работа с изобразительными источниками

Групповая работа

Словарная работа

Прием интервьюирования

Групповая работа

Прием «Прогнозирование»

Самостоятельное чтение

Анализ информации.

Логические рассуждения

Работа с таблицей

Проблемный вопрос.

Показ презентация  и рассказ учащихся

Групповая работа

V этап.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Дидактическая задача этапа: дать оценку успешности достижения цели,

дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока, отследить отношение учащихся к результату своей работы

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.

 -Напишите в путевом листе  то, что вам больше запомнилось (заключительная запись)

Комментарии ответов и оценка работы уч-ся на уроке

 -Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы, вести репортажи. Подведем итоги. Из лавровых листиков сложите венок. У кого больше венок, тот и победитель. Кто сегодня на уроке заслужил бы  олимпийскую награду, если бы она  оценивалась  5 баллами?

А кому чуть-чуть не хватило баллов до этого результата?  Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

Включаем мелодию: «До свидания, Москва»

  -Нарисуйте свое впечатление от поездки в Олимпию в уголке путевого листа. (Улыбка, серьезность, плачущее лицо).

Ведут записи в  графе «Узнал»

Оценивание своей работы.

 Выставление оценок в путевом листе ( самооценка, оценка группы)

Рисуют «настроение»

Самостоятельная работа

Заключительное  слово учителя

VI этап.

Постановка  домашнего  задания.

Дидактическая задача этапа: помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала

 -§33 и творческое задание по выбору – 1) подготовить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр; 2) нарисовать рисунки, раскрывающие тему  «Олимпийские игры». Для команды-победительницы – написать рассказ и украсить его синквейном для школьной газеты. (Слайд №23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

технологическая карта урока История древнего мира

примерный вариант технологической карты обобщающего урока "Древний Египет"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".

Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....

Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)

В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...