Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Михайлова Татьяна Сергеевна

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: Просвещение, 2015  г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_iskusstvo_drevnego_egipta.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по истории Древнего мира

Класс: 5

Тема: Искусство Древнего Египта

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Искусство Древнего Египта

Цель

Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта

Задачи

Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. 

развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости  сохранения ценностей и традиций  культуры Древнего Египта и их  значимости в современном мире .

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию  учебной деятельности обучающихся  путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

 Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить  смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать:

основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме: искусство,  египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Личностные:

приобщение к истокам  культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;

умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Основные понятия

 Древний Восток, искусство,  египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, «иглы фараонов», колонна,  Тутанхамон, Хеопс, Геродот,

Межпредметные связи

МХК, ИЗО, литература, музыка, обществознание.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Рабочая программа, учебник

Интернет - ресурсы

Вид урока

Урок открытия новых знаний

Технологии

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Проверка домашнего задания

Выполняют индивидуальную работу, проверяют работу соседа по парте. Сверяют ответы на слайде. участвуют в беседе, высказывают собственное мнение

Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей.

Коррекция ошибочных и неточных представлениях о понятиях

(Диалог, беседа с учащимися)

Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН;

Побуждает к высказыванию своего мнения.

1.Тест

  1. Как называется жилище богов?
  2. Кто такие жрецы?
  3. За счет чего богатели храмы?
  4. Обряд это…
  5. Главный бог Египта…
  6. Бог жизненных сил природы и плодородия…
  7. Богиня истины, порядка и справедливости…
  8. Бог хаоса и беспорядка, повелитель пустынь…

2.Словарная работа

  1. Бастет
  2. Храм
  3. Осирис
  4. Апис
  5. Мумия
  6. Жрецы
  7. Исида
  8. Фараон
  9. Анубис
  10. Саркофаг

3.Чьё это изображение? (работа с иллюстрацией)

Освоение знаний по теме «Религия древних египтян»

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира

РУУД: Контроль в форме сличения способа  действия и его результата с заданным эталоном

КУУД:

Планирование  учебного сотрудничества  с учителем и со сверстниками

ПУУД: 

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной  информацией

ЛУУД: 

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Рассуждение учеников

Актуализация опорных знаний

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала

Показ иллюстраций

Вопрос: Используя иллюстрации, определите тему урока.

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

КУУД: Совместная деятельность  

ЛУУД: Рассуждение учеников

ПУУД: Обмениваются полученной  информацией

РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Постановка учащимися  целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы.

Организует

формулирование

темы урока

учащимися.

 

Организует

постановку цели,

формулировку

темы урока

учащимися, корректировка методов работы.

Сформулировать цели изучения темы и задачи, необходимые для достижения цели. Определить  основные методы, которые необходимы для решения поставленных задач.

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам

РУУД:  ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала

Отвечают на вопросы.

Чтение текста и рассказ о   «Пирамиде Хеопса»

Просмотр видео

Отвечают на вопросы

Работают с учебником, описывают храм.

Опишите храм стр.57-58

Слушают, отвечают на вопросы.

Путешествие в музей.

Работают с учебником,

Какие правила должны  были соблюдать египетские мастера?  

Стр.59-60

Что такое искусство?

Первое из чудес света - ?

Это что???

Организует самостоятельное чтение  учебника.  Создаёт ситуацию успеха.

1922 г. - Говард Картер – английский археолог.

Находится в центре долины Царей на западном побережье Нила, недалеко от современного города Луксор (в древности – Фива).

Что обнаружили археологи в гробнице?

Стр.58-59

Создаёт ситуацию успеха.

Запись в тетради.

Искусство – художественное творчество (архитектура, скульптура, живопись и т.д.)

Запись в тетради.

Пирамида - гробница

фараона.

Пирамида Хеопса

Построена  2560 год до н.э.

Состоит из блоков известняка, базальта и гранита.

Она была построена на естественном холме.

Строительство продолжалось 20 лет.

Высота (сегодня): ≈ 138 м

Средняя масса каменных блоков: 2,5 т

Самый тяжелый каменный блок: 15 т

Количество блоков: около 2,5 млн.

Опишите свои чувства, вызванные просмотром данного сюжета.

Вопросы к видео:

1. Из чего строили пирамиды?

А) из кирпича

Б) из камня

В) из гранита

—  Как поднимали камни для строительства пирамиды?

А) при помощи подъемного крана

Б) при помощи деревянных полозьев

В) поднимали вручную

Запись в тетради.

Сфинкс –  фигура  с телом льва и головой человека.

Большой сфинкс.

Высечен из монолитной скалы известняка.

Лицо сфинкса – портрет фараона Хефрена, чья погребальная пирамида находится поблизости.

Длина статуи – 73 м, высота – 20 м.

Между лапами  раньше располагалось небольшое святилище.

Храм – жилище богов.

1.Аллея сфинксов.

2.Обелиски- каменные «иглы фараона».

3.Двор с колоннами.

4.Главный зал.

5.Скрытое помещение со статуей бога.

Запись в тетради.

Обелиск - высокий каменный столб (покрыт иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов).

1 комната

-трон на звериных лапах (покрыт золотом, украшен слоновой костью и разноцветными камнями)

- много предметов: мебель, вазы, оружие, драгоценности, золото

Главная  комната

-каменный саркофаг

Правила создания каменных статуй:

Фигуры сидящих людей изображали с плотно сжатыми коленями.

 Одна рука опиралась на колено, а другая – прижата к груди.

Взгляд устремлен вперёд.

Мужчин изображали с кожей более тёмного цвета, чем женщины.

Фигуры богов и фараонов  всегда изображали выше ростом, чем другие люди.

Правила скульпторов:

фигура человека изображалась по строгим правилам:

лицо и ноги – вид сбоку, а туловище развернуто на зрителя.

Научить самостоятельно  искать и выделять необходимую информацию, используя

учебник.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам

РУУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулируют понятия

КУУД: постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность

ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том, как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией.

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации).

ЛУУД: Рассуждение учеников.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Закрепление нового материала

Ответы учеников

Организует усвоение способов деятельности.

 

Беседа с учащимися.

—  Что же вы  нового узнали  на уроке?

-Поделитесь своими впечатлениями,  которые произвели на вас достижения искусства Древнего Египта?

—Хотелось бы вам поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?

—Как это возможно?

Вставьте пропущенное слово

1.Фантастическое существо с телом льва -______________

2.Каменные «иглы фараонов»,  установленные перед входом в храм______________.

3.Самые знаменитые сооружения в старину назывались ______.

4.Высокий столб, служащий опорой в здании - _________.

Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта

ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

КУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем;

РУУД:

Способность к

самооценке на

основе критерия

успешности учебной

деятельности

Рефлексия

Итог урока

 Оценка учащимися своей работы на уроке

Организует

Организация работы учащихся по рефлексии.

самооценку

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

5  баллов  -  полностью доволен своей работой

4  балла -  не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе;

РУУД: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

КУУД: оценка действий партнера

 

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет выполнение домашнего задания

П. 11, ответить на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс.Тема:Финикийские мореплаватели.Урок разработан в технологии развивающего обучения.Разработана технологическая карта урока и приложение к ней....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа

Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр;  видах спортивных состязаний, выдающих...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс...

Технологическая карта урока по Истории Древнего мира для 5 класса

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Население Индии делилось на касты, или варны – большие группы людей с ...