Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Попова Елена Алексеевна

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема урока: Римская религия, обычаи и нравы.

Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими ценностями у древних римлян: религией, семьёй и её устройством,

                      определить значение этих знаний для современных людей.

Задачи урока:

             Образовательные:

  • Подвести учащихся к пониманию общих закономерностей возникновения религиозных верований.
  • Обеспечить усвоение учащимися следующих терминов понтифик, авгур, атриум, фамилия.

             Развивающие:

  • Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, выделять главное.

Воспитательные:

  • Способствовать  формированию уважительного отношения к одноклассникам, их мнению.

Тип урока : изучение нового материала.

Основные понятия и термины: понтифик, авгур, атриум, фамилия .

Методы обучения и формы организации учебной деятельности : наглядный и  проблемный методы обучения.

Ход урока:

Этап урока

шаг

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.организационный

Мотивация на урок

Рассказываю во вступительном слове о том, что мы узнали ранее на уроках истории по истории  Древнего Рима

Внимательно слушают

1 мин.

2.проверка домашнего задания

1)Решение исторической задачи с использованием линии времени (Приложение 1).

2) Работа с картой .Показ географических объектов Италии, г.Рима, р.Тибр, гор Апеннин, морей, омывающих Италию.

3)Работа с таблицей «Схема управления Римской республикой» (Приложение 2). Расскажите используя таблицу, об управлении Римской республикой.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания.

5 мин.

3. изучение нового материала

 Постановка целей и задач на урок (беседа)

Работа в группе

Беседа

Работа с текстом

.Тема урока «Римская религия, обычаи и нравы» - сформулируйте цель нашего урока. На доске план урока (Приложение 3)

Для того, чтобы приступить к теме урока давайте посмотрим план нашего урока, вспомним исторические термины которые на пригодятся – религия, жрецы.

-Древние римляне строили храмы и приносили жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили древние греки: Бога – громовержца, Бога- повелителя морей, богиню любви, богиню мудрости, бога войны и других

Организую работу в группе, сообщаю задание :

- Я приготовила карточки (Приложение 4) с именами богов Древней Греции и Древнего Рима, но положила их в одну папку и они у меня перепутались. Поможете ли вы мне их разобрать?

Давайте на стенде схему при помощи иллюстраций и карточек, в которой будет видно значимость этих богов для римлян.

Юпитер – бог громовержец, Нептун- бог –повелитель морей, Венера – богиня любви, Марс – бог войны, покровители природы и плодородия Церера и Прозерпина. И самое древнее  божество бог Сатурн.

Как вы думаете, зачем римлянам нужна была религия?

Переходим к следующему вопросу плана нашего урока. Жрецы- служители богов. Как же назывались эти служители и каким богам они служили?

Чтобы ответить на этот вопрос откройте стр.202 одноимённый пункт, возьмите в руки карандаш и подчеркните  названия жрецов Древнего Рима.

Слушаю, задаю уточняющие вопросы.

Переходим к следующему вопросу плана нашего урока. Дом и семья в Древнем Рима. Атриум – главное помещение дома.

Рассказываю о планировке дома римлянина.

(Приложение 5)

Римская семья – фамилия. Предлагаю вам ребята разыграть небольшое представление по этой теме. Антон- глава семьи, Ксюша- дочь, Кристина – сын. Как вы думаете отношения в семье были такими же как у нас сейчас? Почему?

Мужчина – три имени (личное,  имя рода и прозвище Марк Валерий Брут (простак).Мальчик  (первые 4 свои имена остальные по порядку Квинт, Секст, Септимий).Женщина – родовое имя отца. Какой вывод мы можем сделать из данного факта.

.Формулируют цель урока-

Познакомиться с важнейшими ценностями у древних римлян; религией ,семьёй и её устройством, узнать зачем нам это нужно знать

Вспоминают термины, называют их определение.

Работают в группе, отдельно откладывая карточки с именами богов Древнего Рима м Древней Греции. Сообщают результат, называя имена неизвестных богов.

Сопоставляют изображение божества и его имя.

Учащиеся отвечают, что это одна из главных ценностей римлянина.

Читают пункт ,подчёркивают термины

понтифики- высшие жрецы у римлян ,

авгуры- толкователи воли верховного бога Юпитера, весталки- жрицы богини Весты, также в тексте находят значение этих новых для детей слов.

Отвечают, поясняют. Записывают термины в тетрадь.

Слушают, задают вопросы.

        

Отвечают, комментируют свой ответ.

Делают вывод, объясняют.

2 мин.

4. контроль и взаимоконтроль

Тестовые задания

Оценивание

Организую выполнение тестовой работы (Приложение 6)

-обменяйтесь работой с одноклассником и проверьте его тест

Выполняют тест.

Проверяют работу одноклассника, оценивают его работу.

3 мин

5. подведение итогов

Беседа

Оценивание

- достигли ли мы цели нашего урока?

-каковы же были главные ценности римлян?

Сформулируйте выводы.

Корректирую выводы, задаю уточняющие вопросы.

Прошу оценить работу одноклассников на уроке. Итоговую оценку выставляю в журнал.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

4 мин

Информирование о д/з

Сообщаю д/з п.42,вопросы,выучить записи в тетради

Записывают д/з в дневник

1 мин

Приложение 1.

 В 2012  году Костроме 860 лет, Москве 865 лет. Сколько  сегодня лет в  городу Риму?

Приложение 2.

Схема управления Римской республикой.

Приложение 3.

План изучения нового материала.

1.Боги древних римлян.

2.Жрецы- служители богов.

3.Дои и семья в Древнем Риме.

Приложение 4.

Карточки с именами богов Древней Греции и Древнего Рима.

Приложение 5.

Старинный римский дом не отличался роскошью. Домашний быт был прост .Главное помещение называлось атриум..В атриуме стояло высокое ложе хозяина, находился очаг ,в котором разводили огонь. Здесь готовили пищу и обедали всей семьёй. Трапезы совершали совместно и мужчины ,и женщины. В потолке устраивали отверствие для освещения. Через него же в небольшой бассейн посреди атриума стекала дождевая вода .Из мебели римляне знали только стол, скамейки и сундук для одежды. Даже знатнейшие семьи пользовались простейшей посудой.

Приложение 6.

1)атриум                        а)служители богов

2)жрецы                         б)высшие жрецы у римлян

3)понтифики                  в)главное помещение в доме

4)авгуры                         г)семья у римлян  

5)фамилия                      д)толкователи воли верховного бога Юпитера

Юпитер                                                                                                       Зевс

Нептун                                                                                                       Посейдон

Венера                                                                                                       Афродита

Марс                                                                                                           Арес  

Церера и Персефона                                                                                Деметра

Сатурн