Технологическая карта урока по истории Древнего мира.
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Зуева Дарья Вадимовна

Класс:  5 «В»    Дата: 14.03.2016

Учитель: Зуева Дарья Вадимовна

Тема урока: Вторая война с Карфагеном. Война с Ганнибалом.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном.

Задачи урока:

Обучающие:  

1. Проанализировать причины и итоги второй войны с Карфагеном, причины победы римлян;

2.  Охарактеризовать основные сражения второй войны с Карфагеном.

Развивающие:  

1. Развитие умений и навыков работы с картой, хронологией и историческими источниками.

 2. Развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

 1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

2. Овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;
  2. понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
  3. формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Предметные:

  1. развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  2. освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  3. рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
  4. выработка умений давать оценку  историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Метапредметные:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  2. выработка умений работать с учебной информацией;
  3. готовность к сотрудничеству с соучастниками;
  4. формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
  5. стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.73 КБ
Office presentation icon otkr._urok.ppt1010.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории Древнего мира.

Класс:  5 «В»    Дата: 14.03.2016

Учитель: Гребень Дарья Вадимовна

Тема урока: Вторая война с Карфагеном. Война с Ганнибалом.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном.

Задачи урока:

Обучающие:  

1. Проанализировать причины и итоги второй войны с Карфагеном, причины победы римлян;

2.  Охарактеризовать основные сражения второй войны с Карфагеном.

Развивающие:  

1. Развитие умений и навыков работы с картой, хронологией и историческими источниками.

 2. Развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

 1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

2. Овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;
  2. понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
  3. формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Предметные:

  1. развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  2. освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
  3. рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
  4. выработка умений давать оценку  историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Метапредметные:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  2. выработка умений работать с учебной информацией;
  3. готовность к сотрудничеству с соучастниками;
  4. формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
  5. стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Оборудование: Учебник, пакет с рабочим материалом, мультимедийная презентация.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, которые приводят к достижению планируемых результатов

Универсальные учебные действия  на каждом этапе

  1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе несовпадающих с его собственной на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной  литературы

  1. Актуализация этапов знаний

Фронтально опрашивает учащихся.

Отвечают на вопросы и работают с картой:

«Историю Древнего Рима»

«Древний Рим находится на Аппенинском полуострове»

«Адриатическим, Тирренским, Лигурийским и Ионическим морями»

«Корсика, Сардиния, Сицилия»

Историю, какого государства мы с вами изучаем?

Скажите и покажите на карте, местоположение Древнего Рима?

Какими морями омывается Древний Рим?

Покажите, какие острава вблизи Аппенинского полуострова?

Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Первая война с Карфагеном.)

Назовите стороны войны?

(Рим и Карфаген)

Как называют войны между Римом и Карфагеном?

Каковы были причины первой Пунической войны? (желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию).

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные: учитывать выделенный учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

«Для того, чтобы вспомнить и закрепить, то что мы уже изучили, выполните самостоятельно письменные задания».

На проекторе показаны правильные ответы и разбалловка.

Выполняют письменно на листочках задания.

Самопроверка по листам заданий. Листы сдают учителю

(Приложение 1)

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

  1. Проблемное объяснение нового знания

С помощью наводящих вопросов подводит к постановке темы и цели урока, акцентрирует внимание на более точных ответах.

Ставит проблемный вопрос урока

Показывает на слайде причины второй войны:

  1. Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могуществов Западном Средиземноморье
  2. стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье.

Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей есть талантливые полководцы. Таким патриотом для Карфагена был Ганнибал, не желавший допустить захвата своей страны Римом.

Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? какими чартами обладал полководец?

В 218 г.до н.э Ганнибал первый напал на союзный Риму город в Испании. и далее двинулся к

Альпам. Это был рискованное решение т.к. высоко в горамх холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход с сентябре. Пронизывающий ветер, снег, дорого не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам; люди и животные падали в пропость. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв почти половину армии, Ганнибал все же перешел Альпы. В долине реки По произошло первое сражение.

Война началась совсем не так, как полагали в Риме. Одним из консулов был выбран Гай Фламиний.

В этом сражении победил Ганнибал.

Впереди было серьезное сражение при Каннах в 216 г. до. н.э.

Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете, поработав в группах.

Учащиеся анализируют, предполагают, тему урока и ставят цель урока.

Называют причины, учитель показывает слайд, при сопоставлении ребята сверяют правильность своих ответов и записывают в тетрадь.

Ученик из класса читает информацию о Ганнибале и «ганнибаловой клятве».

Дети предполагают характер.

Дети читают текст учебника, называют причины победы ганнибаллва воска.

Учащиеся в парах с помощью учебника и карты на стр. 225 отвечают на вопросы.

Каков итог был. Первой Пунической войны? (Рим захватил Сицилию; Карфаген проиграл войну)

Устраиввало ли это Карфаген? (нет)

Проанализировав данную ситуацию можно ли сказать, что война неизбежна? (Да)

Давайте попытаемся определить тему нашего урока и поставить цель.

Благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным соперником, как Карфаген?

Предположите причины второй войны.

(Приложение 2)

Каковы причины победы Ганнибала?

Стр. 223 п.1 последние 3 абзаца.

Определите исход сражения при Каннах и выявите причины такого итога.

 

Личностные:  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему  решению  в совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов

Познавательные: обобщать на основе выделения сущности связи.

  1. Первичное закрепление в первичной речи

Была еще одна битва при г. Заме в 202 г. до н.э.

Фронтальная проверка, показывает на слайде для сравнения после опроса.

Учащиеся приводят свои аргументы, выслушивают мнения других, соглашаются или нет, а также сравнивают ответы друг с другом.

Свой ответ учащиеся начинают со слов «Я считаю, что…»

В тексте на стр. 226-227 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось.

Проанализировав все сражения назовите 3-4 причины победы над Карфагеном.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимая необходимость учения

Регулятивные: умение осуществить итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные: контролировать действия партнёра

Познавательные: владеть рядом общих приёмов решения задач

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

Дети по цепочке читают предложения со «вставками». Исправляют обменявшись с соседом.

Приложение 3.

Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве   при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

  1. Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание:

П. 42 читать, ответить на вопросы после параграфа 1 устно, 2 письменно.

Дополнительно по желанию подготовьте рассказ на тему «Что было б если в войне победил Ганнибал?»

Записывают домашнее задание.

Личностные: адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами

Познавательные: произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

Приложение 1

1. Установи соответствие между понятиями и их значением

А. Форум         1. Высший орган власти в Римской республике

Б. Легион        2. Главная площадь Рима

В. Марсово поле        3. Боевая единица римского войска

Г. Сенат        4. Место, где ежегодно начинались выборы консулов

А

Б

В

Г

2. Найди и укажи номер позиции, лишней в перечне.

Консулы в Риме:

1). Председательствовали в Народном собрании      2). Производили набор в войско

3). Ведали казной     4). Предлагали новые законы     5). Командовали войском

3. Установи соответствие между датами и событиями

А. 753 г. до н.э.        1. Установление республики в Риме

Б. 509 г. до н.э.        2. Запрещение долгового рабства в Риме

В. 326 г. до н.э.        3. Основание Рима

Г. Первая треть III в. до н.э.        4. Установление господства Рима над

            Италией

А

Б

В

Г

4. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится: 

  • Название главного соперника Рима в Западном Средиземноморье «ГАФЕНРАК» ___________________. 
  • Имя легендарного полководца, совершившего переход через Альпы «НАЛАБИНГ» _____________________ . 

5..Карфаген – это:
1) остров в Средиземном море;     2) город в Северной Африке;      3) город в Италии.
6.Ганнибал – это:
1) римский полководец;     2) полководец Карфагена;      3) римский сенатор.
7.Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
А)
 После завоевания __________________ единственным сильным соперником Рима в __________________Средиземноморье был город ________________, расположенный в Северной ________________. Причиной I Пунической войны стало желание Рима завладеть островом ___________________ .
(Западном, Карфаген, Африке, Сицилия, Италии).
8. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфагеном стало стремление римлян завладеть:

1) Критом;    2) Карфагеном;    3) Сицилией;   4) Испанией.

Приложение 2

Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. 
Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске . С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь. 
В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти.

        Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

Приложение 3

В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена  вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …,  наемное войско, кони, …  дали первое сражение в долине реки  По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох.  Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …Впервые … потерпел поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … . 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правильные ответы: 1. А-2; Б-3; В-4; Г-1 2. 3 3. А-3; Б-1; В-2; Г-4 4. КАРФАГЕН ГАННИБАЛ 5. 2 6. 2 7. ИТАЛИИ, ЗАПАДНОГО,КАРФАГЕН,АФРИКИ, СИЦИЛИИ 8. 3 «5»- нет ошибок; «4»- 1-2 ошибки; «3»- 3-4 ошибки; «2»-5 и более ошибок

Слайд 4

Благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?

Слайд 5

Вторая война с Карфагеном. Цель: Сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном.

Слайд 6

Причины второй Пунической войны: Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье

Слайд 7

Войска Ганнибала вторгаются в Италию:

Слайд 8

Ганнибал: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу». Ганнибал до самой смерти был верен своему слову.

Слайд 9

Переход через Альпы:

Слайд 11

Почему Рим победил во II Пунической войне? 1. Война приняла затяжной характер, что для войска Ганнибала было губительным. 2. Расчёт Ганнибала на поддержку жителей Италии не оправдался. 3. Превосходство римского войска над карфагенским (наёмным). 4. План Сципиона нанести удар по Карфагену заставил Ганнибала в спешном порядке отправиться в Африку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс.Тема:Финикийские мореплаватели.Урок разработан в технологии развивающего обучения.Разработана технологическая карта урока и приложение к ней....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа

Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр;  видах спортивных состязаний, выдающих...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс...