Внешняя политика Александра 2
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему

Конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnesh_politika_al.docx28.24 КБ
Файл vnesh_politika_al.pptx60.43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: « Внешняя политика Александра II»

 Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II и показать влияние конкретных исторических личностей на развитие этих событий.
  1. Теоретический уровень. 
  • выяснить причины и ход действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А.М. по отмене  нейтрализации Черного моря;
  • изучить основные этапы завоевания Средней Азии и вклад в этот процесс генерала Черняева М.Г.;
  • осветить деятельность генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва по разрешению проблем дальневосточных территорий;
  • изучить новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение Средней Азии к России; 1875 г. – Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. – Айгунский договор, 1860г. – Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
  • Помочь осмыслить выводы урока:

- Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.

- Личность играет в истории немаловажную роль.

  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  • дипломатия, международные отношения, договор, Союз трёх императоров, Парижский договор, международный авторитет.
  • Отмена статей Парижского договора восстанавливала международный авторитет России.    

Развивающие. 

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • развивать  навыки работы с дополнительной информацией, с историческими картами, в том числе и контурными,;
  •  анализировать исторические источники;
  •  отвечать на вопросы;
  • работать в группе;
  • самостоятельно заполнять таблицу, делать выводы.

Воспитательные.

  • воспитывать интерес к предмету, чувства сопричастности к истории своей страны, патриотизма и любви к своей Родине.

Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, парная, фронтальная, самостоятельная

План

  1. Европейское,
  2. Кавказское,
  3. Среднеазиатское,
  4. Дальневосточное,
  5. Русско-американские отношения,

ПРОБЛЕМА
«
Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

- Какое внешнеполитическое наследие получил Александр II?  Охарактеризуйте его 1 словом

 Действительно, внешнеполитическое наследие было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутренних реформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки.

- Как вы думаете,  почему?

 Правильно, новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При   современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Исходя из этой цели были выделены  главные направления внешней политики:

Выход из международной изоляции развал антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия,   и восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море.

Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на службе у Александра.

Таким образом, мы видим что внешняя политика Александра II по всем направлениям носила активный характер.   

-Какие это были направления?

Задача – создать схему в тетрадях. Направления внешней политика Александра 2

-Какими путями решались внешнеполитические задачи?

1. Европейское направление

Доклад -    Горчаков.

Анализ документа

Союз трех императоров

Принятое в исторической литературе обозначение союза между Россией, Австрией и Германией, заключенного в 1873 г. и подтвержденного в 1881 и 1884 гг. Первое соглашение было заключено между Россией и Германией в мае 1873 г. Обе стороны обязывались в случае нападения на одну из них послать союзнице на помощь 200-тысячную армию. 25 мая в Вене было заключено политическое соглашение между Россией и Австрией. К нему осенью того же года присоединилась Германия. Заключая эти договоры, Россия стремилась предотвратить возникновение австро-германского союза, который мог иметь антироссийскую направленность. Германия старалась избежать русско-французского сближения. Австрия желала умерить активность России на Балканах при поддержке Германии. В силу этих внутренних противоречий такое образование было непрочным. Тем не менее, опасаясь франко-русского сближения, Германия предложила в 1881 г. новому российскому императору возобновить союз, что и было сделано в июне того же года. По новому договору стороны обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с другой державой. Предлагалось не изменять турецких владений в Европе без предварительного соглашения. Договор был выгоден прежде всего Германии и Австрии, так как ограничивал интересы России на Балканах, ничего не предлагая взамен. Он действовал 3 года, после чего был продлен еще на 3 года. А затем, из-за обострения русско-австрийских противоречий на Балканах, был фактически свернут. Вместо него Россия и Германия заключили в 1887 г. «Договор перестраховки». 

  1. Что такое союз 3х императоров?
  2. Какая была цель у России

Лондонская конвенция 1871 г.

Лондон, 1/13 марта 1871 г.

Во имя Бога всемогущего. Е.в. император всероссийский, е.в. император германский, король прусский, е.в. император австрийский, король богемский и пр. и апостолический король венгерский, глава исполнительной власти Французской республики, е.в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, е.в. король итальянский и е.в. император оттоманский почли необходимым собрать своих представителей на конференцию в Лондоне, дабы сговориться, в духе согласия, о пересмотре постановлений трактата, заключенного в Париже 30 марта 1856 года, относительно мореплавания на Черном море и судоходства по Дунаю; желая в то же время обеспечить в этих областях новые облегчения развитию коммерческой деятельности всех наций, высокие договаривающиеся стороны <> согласились о следующих статьях:

СТАТЬЯ I 
Статьи XI, XIII и XIV Парижского трактата 30 марта 1856 года, равно специальная конвенция, заключенная между Блистательной Портой и Россией и приложенная к упомянутой XIV статье, отменяются и заменяются следующей статьей.

СТАТЬЯ II 
Закрытие Дарданельского и Босфорского проливов, как оно было установлено сепаратной конвенцией 30 марта 1856 г., сохраняет свою силу, с правом, предоставленным е.и.в. султану, открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым для обеспечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 года.

СТАТЬЯ III 
Черное море становится  открытым для торгового флота всех наций.

  1. Какое значение имел для России этот документ?
  2. Назовите основные успехи России.

2.Кавказское направление

Доклад – Ермолов

Работа с картой.

  1. Как завершилась война?
  2. Показать территории вошедшие в состав России
  3. Для чего нам нужен Кавказ?

3.Завоевание Ср.Азии

Заполнить таблицу

Дата

событие

Значение

1865

1868

1873

1875

1881

1884

Взятие Ташкента

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

^ Из записок военного министра Д. А. Милютина

«Наше министерство иностранных дел с давних времен держалось в азиатской политике системы пассивного консерватизма. Заботясь более всего о поддержании дружбы с Англией, оно противилось всякому нашему успеху в Средней Азии, дабы не возбуждать дипломатических запросов лондонского кабинета, ревностно следившего за каждым нашим шагом в степях. Сам вице-канцлер А. М. Горчаков, почти не занимавшийся азиатскими делами и чуждый самых поверхностных сведений об Азии, не хотел даже вникать в обстоятельства, вынуждавшие нас по времени принимать военные меры на азиатских наших окраинах».

1. В чем различие в подходах к среднеазиатской политике в военном министерстве и министерстве иностранных дел?

2. Чем были обусловлены эти различия?

Фильм продажа Аляски

  1. За какую сумму?
  2. Почему продали?

Итоги      Каким образом Личности повлияли на ход истории?

ДЗ – Дальневосточная политика

Рабочие листы

Проблема  «Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

Приложение 1

Союз трех императоров

Принятое в исторической литературе обозначение союза между Россией, Австрией и Германией, заключенного в 1873 г. и подтвержденного в 1881 и 1884 гг. Первое соглашение было заключено между Россией и Германией в мае 1873 г. Обе стороны обязывались в случае нападения на одну из них послать союзнице на помощь 200-тысячную армию. 25 мая в Вене было заключено политическое соглашение между Россией и Австрией. К нему осенью того же года присоединилась Германия. Заключая эти договоры, Россия стремилась предотвратить возникновение австро-германского союза, который мог иметь антироссийскую направленность. Германия старалась избежать русско-французского сближения. Австрия желала умерить активность России на Балканах при поддержке Германии. В силу этих внутренних противоречий такое образование было непрочным. Тем не менее, опасаясь франко-русского сближения, Германия предложила в 1881 г. новому российскому императору возобновить союз, что и было сделано в июне того же года. По новому договору стороны обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с другой державой. Предлагалось не изменять турецких владений в Европе без предварительного соглашения. Договор был выгоден прежде всего Германии и Австрии, так как ограничивал интересы России на Балканах, ничего не предлагая взамен. Он действовал 3 года, после чего был продлен еще на 3 года. А затем, из-за обострения русско-австрийских противоречий на Балканах, был фактически свернут. Вместо него Россия и Германия заключили в 1887 г. «Договор перестраховки». 

  1. Что такое союз 3х императоров?
  2. Какая была цель у России, Германии, Австрии. Почему он распался?

Приложение 2.                                                     Лондонская конвенция 1871 г.

Лондон, 1/13 марта 1871 г.

СТАТЬЯ I 
Статьи XI, XIII и XIV Парижского трактата 30 марта 1856 года, равно специальная конвенция, заключенная между Блистательной Портой и Россией и приложенная к упомянутой XIV статье, отменяются и заменяются следующей статьей.

СТАТЬЯ II 
Закрытие Дарданельского и Босфорского проливов, как оно было установлено сепаратной конвенцией 30 марта 1856 г., сохраняет свою силу, с правом, предоставленным е.и.в. султану, открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в том случае, когда Блистательная Порта найдет это необходимым для обеспечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 года.

СТАТЬЯ III 
Черное море становится  открытым для торгового флота всех наций.

  1. Какое значение имел для России этот документ?
  2. Назовите основные успехи России.

Заполнить таблицу

Дата

событие

Значение

1865

1868

1873

1875

1881

1884

Взятие Ташкента

Приложение 3     Из записок военного министра Д. А. Милютина

«Наше министерство иностранных дел с давних времен держалось в азиатской политике системы пассивного консерватизма. Заботясь более всего о поддержании дружбы с Англией, оно противилось всякому нашему успеху в Средней Азии, дабы не возбуждать дипломатических запросов лондонского кабинета, ревностно следившего за каждым нашим шагом в степях. Сам вице-канцлер А. М. Горчаков, почти не занимавшийся азиатскими делами и чуждый самых поверхностных сведений об Азии, не хотел даже вникать в обстоятельства, вынуждавшие нас по времени принимать военные меры на азиатских наших окраинах».

1. В чем различие в подходах к среднеазиатской политике в военном министерстве и министерстве иностранных дел?

2. Чем были обусловлены эти различия?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Внешняя политика Александра II »

Слайд 2

ПРОБЛЕМА « Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

Слайд 3

- Какое внешнеполитическое наследие получил Александр II? Охарактеризуйте его 1 словом

Слайд 4

А. М. Горчаков. « При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Слайд 5

Цели внешней политики 1. Выход из международной изоляции, развал антирусского блока 2. восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море. 3. Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке

Слайд 6

Создать схему в тетрадях. Направления внешней политики Александра 2. (Схема должна быть в виде геометрической фигуры) -Какими путями решались внешнеполитические задачи?

Слайд 7

Анализ документов Что такое союз 3х императоров? Какая была цель у России, Германии, Австрии. Почему он распался? Какое значение имел для России этот документ? Назовите основные успехи России.

Слайд 8

Кавказ Как завершилась война? Показать территории вошедшие в состав России Для чего нам нужен Кавказ?

Слайд 9

Работа с таблицей Дата событие Значение 1865 1868 1873 1875 1881 1884 Взятие Ташкента

Слайд 10

Анализ документа 1. В чем различие в подходах к среднеазиатской поли­тике в военном министерстве и министерстве иностранных дел? 2. Чем были обусловлены эти различия?

Слайд 12

ПРОБЛЕМА « Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны»

Слайд 13

Д/З §27 изучить, Дальневосточная политика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьюте...

Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»

Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...

Внешняя политика Александра 1

тестовый материал к текущему контролю...

тест по теме "Внутренняя и внешняя политика Александра I"

материал сожержит два варианта теста, ключи к заданиям, шкалу оценивания...