Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»
методическая разработка (история) на тему

Потапова Галина Николаевна

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения студентами, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации). Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший  информационный потенциал.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnyy_urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

КСТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

Методическая разработка

Интерактивный урок по дисциплине «История» на тему « Внешняя политика Александра I.Отечественная война 1812г.»

Выполнила

преподаватель

общих гуманитарных и

социально – экономических дисциплин
Потапова Г. Н.

КСТОВО 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….     3

Реализация  целей  урока  при  использовании интерактивных  методов ………………………………………       5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   …………………………………………………………     10

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  ……………………     11


ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный.

В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь истории, так как она наиболее полно аккумулирует социальный опыт человечества, наиболее системно передает опыт студентам. Общая цель исторического образования- приобщение студентов к национальным и мировым культурным традициям, развитие ценностно-ориентированной личности, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания россиянина.

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения студентами, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации). Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший  информационный потенциал.    

Рост самоактивности студента достигается за счет дозированного изложения учебного материала; организации самостоятельной работы; создания творческой атмосферы между студентами с одной стороны, и между студентом и преподавателем с другой. Чтобы создать атмосферу свободного творчества на уроке, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу студентов, основанные на учете их возрастных и психологических особенностей: прием внушения, психологической поддержки. Выдающийся французский мыслитель Рене Декарт говорил: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Для понимания истории это как нельзя кстати. Как малыш собирает по частям мозаику, так и студент, ведомый учителем, собирает свою картину мира. За отдельными понятиями, фактами открываются процессы, причины соединяются со следствиями.

 Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития студентов. Деятельность учителя истории, на мой взгляд, является сложной еще и потому, что в современных условиях он через собственную систему ценностей должен решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его собственным взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.

Я понимаю цель изучения истории как овладение историко-социологическими законами, суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения.


РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Цель обучения — это запрограммированный результат. Она выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, определяет соответствующие средства ее достижения, является исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия. Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д.  Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых студент получает новые знания только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими студентами. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных (коллективных) методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Технология реализации интерактивного подхода строится на основе осознания студентом своего места и роли, как в учебное время, так и во время самостоятельной работы, путем постепенного его включения в осмысление и последовательное овладение учебным материалом, обеспечение роста индивидуальной активности в процессе обучения. Рост самоактивности студента достигается за счет дозированного изложения учебного материала; организации самостоятельной работы; создания творческой атмосферы между студентами с одной стороны, и между студентом и преподавателем с другой. Чтобы создать атмосферу свободного творчества на уроке, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу студентов, основанные на учете их возрастных и психологических особенностей: прием внушения, психологической поддержки. На уроке уделяется большое внимание развитию личностных качеств.

Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия студентами. Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые студенты выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании.

Цели:

обучающие : познакомить студентов с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; организовать деятельность студентов по изучению исторических событий, по самостоятельному применению полученных знаний/умений; показать народно-освободительный характер Отечественной войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев;  

развивающие:  развивать навыки работы с мультимедийным  проектором, документами, дополнительным материалом; обеспечивать развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность; развивать творческие способности; создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, предлагать пути решения; способствовать развитию устной и письменной речи;

    воспитывающие: воспитывать активную, творческую личность; способствовать формированию ценностного, толерантного  отношения к миру, опыта социального поведения; воспитывать чувство гордости за русский народ; прививать чувство ответственности за свои поступки и дела. Достижение поставленных целей предполагается через: фактический материал, использование межпредметных связей; отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию); атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

Тип урока: комбинированный, с элементами проектной деятельности

Оборудование:  карта « Российская империя в к. XVIII – н. XIX вв.», цитаты,  дополнительный материал, карточки-даты, учебник « История Отечества» авт. Захаревич; листы с опорным конспектом-схемой; карточки-задания на дом; жетоны, карточки-схемы, рабочие тетради студентов, подборка тематической литературы (выставка), план рассмотрения вопросов (слайд), презентация по тематическому модулю «Внешняя политика Александра I», презентация по тематическому модулю «Отечественная война 1812 года», ММК (проектор - 1 шт., экран, компьютер - 1 шт.),

 Используемый медиа-ресурс:  Microsoft Word , PowerPoint.

Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование 3-ей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование 4-ой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией; 1812 г.- Отечественная война, 26 сентября 1812 г.- Бородинское сражение.

План урока:

I. Организационный момент

  Подготовка к активному включению в урок. Актуализация.

II. Повторение изученного материала

2.1.Блиц-опрос по датам, понятиям, содержанию предыдущей темы.

2.2. Работа с карточками (индивидуальные задания).

2.3.Ответ по кластеру (опрос по логической схеме-конспекту).

III. Изучение нового материала

3.1.  Внешняя политика при Александре I

3.1.1. Рассказ преподавателя об  основных направлениях внешней политики России при Александре I с демонстрацией слайдов (использованием мультимедийного проектора). Актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме. Совершенствование умения работы студентов с текстом учебника, нахождение и объяснение употребляемых исторических терминов, на которые делается акцент преподавателем.

3.1.2.Сообщение преподавателя о задачах Восточного направления (с использованием электронной презентации и карты). Создание информационной поддержки урока. Формирование   важнейших в современных условиях навыков: критического осмысления информации, выделение главного в информационном сообщении,  систематизирование и обобщение материала,  грамотное представление имеющейся информации. Демонстрация презентаций как результатов внеаудиторной исследовательской работы студентов, использование значительного количества источников информации.

3.1.3 Рассказ преподавателя о Западном направлении внешней политики с применением элементов диалога и электронной презентации.

При наличии резерва времени - индивидуальный опрос студентов.

3.1.4.Работа с картой (соотношение событий на карту). Акцент на межпредметные связи со всеобщей историей, политологией.

3.1.5.Самостоятельная работа в тетради – «Личности в истории» (по вариантам). Формирование ценностного отношения к себе как к личности через оформление исторических портретов изучаемых личностей, в которых они должны показать человека через его значимость для других, для России. На доске - карточки с фамилиями исторических деятелей. Репродукции портретов  личностей расположены на слайде презентации: Иван Иванович Михельсон, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Федотович Каменский, Михаил Илларионович Кутузов, Селим III, Пётр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли.

3.1.6.Закрепление. Работа с опорным конспектом (текст-схема). 

Выполнение следующих заданий (в целях обеспечения экономии времени  и разнообразия работы студентов): ознакомиться с содержанием конспекта; дополнить текст-схему информацией, полученной через презентацию; продолжить заполнение схемы (в целях обеспечения экономии времени  и разнообразия работы студентов).

3.1.7.Работа с карточками - текстом. Задание: оценить степень достоверности изложенных в тексте сведений, подчеркнуть правильные факты и события.

3.2. Отечественная война 1812 г.

3.2.1.Рассказ – погружение в историческую эпоху. 

 Объяснительно-иллюстративное изложение материала преподавателем. Эффективность этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным подбором и демонстрацией иллюстраций. Активизация познавательной деятельности студентов: составление плана.

3.2.2.Презентация – комментарий (слайды 1-4). Комментарий преподавателя.

Выполнение студентами опорных записей в рабочей тетради, формируя через данный вид работы умение выделять в предложенном материале существенные свойства.

3.2.3.Доклад-сообщение студента (с опорой на слайд 5). Демонстрация опережающего задания, выполненного студентом в форме слайдов, объединенных в общую презентацию.

3.2.4. Комментарий преподавателя с использованием карты и  слайда 6.

3.2.5.Публичное представление внеаудиторной самостоятельной работы студентов в форме презентации. Развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, формирование дополнительной мотивации к изучению истории, способствование повышению уровня восприятия информации через презентации. Наличие элемента соревнования позволяет повысить самооценку студента, умение работать с компьютером, что является частью современной молодежной культуры (слайд 8 - 9).

3.2.7. Виртуальная экскурсия. (Комментарий  студента к репродукциям картин, расположенных на слайдах презентации). Экскурсии в музеи  развивают воображение и фантазию, без которых не может существовать ни искусство, ни творчество, ни сам человек.

3.2.8.Работа с картой ( раздаточный материал-ксерокопия карты). Групповая форма деятельности позволяет: учитывать индивидуальные особенности студентов; осуществлять дифференцированный подход; создавать атмосферу взаимной ответственности, внимательности; реализовать  элементы педагогики сотрудничества.

3.2.9.Заочное путешествие «По дорогам Отечественной  войны 1812 г.» (слайды 10-14, 18-20). Сообщения студентов о личностях в истории (Надежда Дурова,  Денис Давыдов и др.) с использованием электронной презентации.

3.2.10.Обобщение  информации преподавателем. Акцент направлен на  межпредметные связи с литературой, культурологией, русским языком и культурой речи (слайды 15-17).

3.2.11. Работа с учебником. Оформление кластера по разделу параграфа.

IV. Закрепление материала 

4.1.Фронтальный опрос. Вопросы для обобщения:

-Какие задачи в области внешней политики России в начале 19 в. выделяют историки?

- Как решались эти задачи?

 -Кто сыграл главную роль в победе над французами?

-Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?

-В чём историческое значение Отечественной войны для России?

-Для стран Европы?

 4.2. Работа с карточками. Перекресток мнений «Бородинское сражение. Была ли в нем необходимость?»

Студентам предлагается работа с карточками, на которых представлены различные точки зрения историков, современников. Применение подобных учебных средств, способствует формированию навыков организации деятельности, систематизации, конструирования материала, развития умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

Содержание карточек:

1. «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом было и должно было быть — для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… (Л.Н. Толстой).

2. «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» (Наполеон).

3. «Многие исследователи считают, что Бородинская битва закончилась вничью. Хотя Бородинская битва является, вероятно, единственным примером генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания» (Н.А. Троицкий).

4. «Для меня здесь нет вопроса; конечно, это была победа Наполеона, трагическая победа «по очкам». То, что французы не разгромили русскую армию при Бородине, - не удивительно. При том соотношении сил, которое сложилось перед сражением, Наполеон, вряд ли, мог рассчитывать на какой-либо иной результат. (А.А. Васильев).

4.3. Обзор выставки книг. Рекомендации к прочтению.

V. Домашнее задание

5.1.Выдача карточек - заданий для исполнения.

5.2.Продолжение работы с конспектом - схемой на основании текста учебника.

VI. Итог занятия. Выставление оценок


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня востребован образ студентов нового типа, способных работать в новых условиях, обладающих высоким уровнем общей культуры, умением работать с современным объемом информации, планировать и прогнозировать результаты своей работы.  Хочется отметить, что применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности обучения.

Несмотря на все трудности «всемирная сеть паутины» затягивает все больше и больше и преподавателей, и студентов. Все уже поняли, что использование новых информационных технологий в учебном процессе - это наше будущее. Сейчас наши студенты уже освоили информационное пространство Интернет, и плох тот преподаватель, который не стремится учиться у своих воспитанников и научить их еще большему, используя эти знания.

В «информационном веке» главным становится освоение каждым студентом самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения.   Хочу отметить, что у студентов, работающих с компьютером, формируется     более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. При формировании аудиторных и внеаудиторных заданий  необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности студентов, их творческий потенциал, что способствует активному включению в процесс выполнения и приобретения знаний.

Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня, новые технологии уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах.  Работать  по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания. – М., 2001

 2.Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. – М., 1997.

 3.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., Просвещение, 2007.

 4.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457.

 5.Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - С. 169.

 6.Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004.

 7.Лучшие страницы педагогической прессы. № 4 — М., 2003.

8.Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С. 14.

9.Немов Р. С. Психология.  М.: Владос, 2001

10.Тырин С.В. и др. История России XIX век. Рабочая тетрадь.  М., Дрофа, 2005.

11.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.- С. 40-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «История» по теме «Омичи в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

Бюджетное образовательное учреждение Омской областисреднего профессионального образования« Омский  колледж торговли, экономики и сервиса»...

Урок в 8 классе по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»

Технологическая карта по теме «Внешняя политика Александра I в начале XIX в.»...

Технологическая карта урока истории пот теме "Внешняя политика Александра III"

Данная разработка может быть использована при проведении урока истории в 8 классе по теме "Внешняя политика Александра III"....

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"

Методическая разработка занятия по дисциплине "История" по теме "Саратов в годы Великой Отечественной войны"...