Классный час на тему "Брестская крепость"
классный час по истории (5 класс) на тему

Ольга Николаевна Пономарёва

Формирование чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свое государство, активной жизненной позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_kl.chas_brestskaya_krepost.doc53 КБ
Файл brestskaya_krepost_kl_chas.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Брестская крепость»

Цель:

-  способствовать формированию чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свое государство, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход мероприятия:

1ученик.          Победа! Славный сорок пятый!        

Друзья оглянемся назад!

Из сорок первого ребята          

Сегодня с нами говорят.

2 ученик.        Мы слышим их

Они нам близки

Своим наследием прямым.

Они для нас не обелиски,

Они – сегодняшние мы.

Звучит песня «Священная война».

3 ученик.           Нам в 1943 выдали медали

                           И только 1945

                           Паспорта.

                           И в этом нет беды,

                           Но взрослым людям,          

                           Уже прожившим многие года,

                           Вдруг страшно оттого,

                           Что мы не будем

                           Ни Старше, Ни Взрослее, чем ТОГДА…

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о войне. Почему? Как вы думаете?  (Ответы детей) (слайд 1,2)

Учитель:        В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, охранявших западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление. Там, впереди, появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка – то красные, то зеленые,  – они не стояли неподвижно, но медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь западный горизонт, сколько видел глаз, и вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся нарастающий рокот множества моторов.

Эти разноцветные огоньки проплыли в небе над самыми головами дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы.  Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза.

Так началось вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, так началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. (слайд 3)

Враги напали на нас, как нападают только трусы – ночью.

Первую минуту нападения видели пограничники, защищавшие западные рубежи нашей Родины.

Брестская крепость. Слышали  ли вы это название?

4 ученик        Гранитные крепости, крепости в скалах,

В кольце из воды, как в спасательном круге.

Их, стен неприступных, я видел немало.

Но есть ли прочнее, чем крепость на Буге?

Ее штурмовали фашисты жестоко,

Под взрывами своды крутые стонали,

Но у защитников воля и стойкость —

Прочнее любого гранита и стали.

Земля под героем от боли набухла,

Но чувствует воин товарища локоть...

Горит не сгорая твердыня у Буга,

Пути озаряя к победе далекой...

Всегда говорю я товарищу-другу:

Ты будешь бессмертен, не взять тебя смерти,

Когда ты душою, как крепость над Бугом,

Когда эта крепость живет в твоем сердце!  

Учитель:        Брестская крепость расположилась на 4 островах. Со всех сторон ее окружали воды рек Буга и Муховца. Внутри крепости были построены здания и оборонительные сооружения  со стенами толщиной 1,5 – 2м., с подвалами и подземными ходами, со складами боеприпасов и продовольствия. (Демонстрация карты) (слайд 4)

Ведущий 1.     Удивительно мирной была в субботу 21 июня Брестская крепость – тишину нарушали лишь громкие голоса играющих детей. И невозможно было представить, что всего через несколько часов здесь начнут рваться снаряды, прольется первая кровь. (слайд 5)

Ведущий 2.      А по ту сторону границы уже ждали сигнала фашистские дивизии. Уже приготовились  переодетые в красноармейскую форму диверсанты. Они незаметно подошли к стенам крепости, чтобы захватить мосты и ворота, ведущие в крепость. В 4 часа утра фашистские летчики  обрушили на крепость первый бомбовый удар, и гитлеровские солдаты ворвались на ее территорию. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)

 (слайд 6)

5 ученик.        Плыл аромат с нескошенного луга,

Бледнела ночь, стояла тишь окрест.

В рассветный час фашисты из-за Буга,

Войну начав, ворвались в город Брест.

Прервала сон тревога боевая,

На крепость шли враги со всех сторон…

Родной земли ни пяди не сдавая,

Вступил в сраженье Брестский гарнизон.

Сказал майор: « Пускай нас очень мало,

И пусть враги отрезали тылы,

Но отступать, друзья, нам не пристало,

И не сдаются коршунам орлы!»

Ведущий 1.      Гитлеровцы были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им выйдут с поднятыми руками русские офицеры и солдаты. Но русские военные выбегали из домов, оценивая обстановку, использовали любое прикрытие и начинали стрелять. Не раздумывая они вступали в бой, сколько бы врагов ни было перед ними. (слайд 7)

Ведущий 2.       По приказу Гитлера крепость должна была быть захвачена в течение часа. Но все пошло не так. Фашистские самолеты сбрасывали на крепость 2-х тонные бомбы и приказывали сдаться, наши бойцы продолжали оборонять территорию крепости. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость») (слайд 8)

Ведущий 1.          У русских солдат из оружия были только винтовки и пулеметы, а у фашистов – самолеты, танки, тяжелые орудия. У защитников крепости патронов оставалось все меньше и меньше.

Ведущий 2.           Уже не раз бойцы выходили из укреплений и собирали оружие и боеприпасы, брошенные фашистами. Но если боеприпасы, рискуя жизнью, все-таки можно было достать, то продовольствия добыть было неоткуда.  Его оставалось всего на несколько дней. И уж совсем плохо обстояло дело с питьевой водой.      (слайд 9)         

   Ведущий 1.         Стонали тяжелораненые, плакали дети, страдали от жажды женщины. А вода находилась рядом. Но добраться до нее было почти невозможно. Тех, кто ночью рисковал подползти к берегу с котелком, сейчас же настигали пули.    (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)

   Ведущий 2.          Люди на веревках бросали в реку простыни и, потянув назад, выжимали из них в котелок грязную жижу. Бойцы отказывались от воды  в пользу детей и раненных.

Ведущий 1.            Несмотря на ужасное положение, крепость продолжала сражаться. Фашисты несли крупные потери. Они пускали в ход танки и бронемашины, увеличивали количество бомбежек. (слайд 10)

  Ведущий 2.        Гитлеровцы в ярости стали применять самые варварские способы уничтожения людей. Они сбрасывали с самолетов бочки с горючим и поджигали их. В крепости бушевало море огня. Казалось, оно уничтожит все живое. Когда же пламя гасло, и фашисты бросались в очередную атаку, их опять встречали пули и штыки защитников крепости.

     Ведущий 1.        (слайд 11) Голод и жажда становились все мучительнее. Защитники крепости приняли решение вывести из укрепления женщин и детей. Их ждет плен, фашистская каторга. Но кто-то все-таки доживет до победы. А здесь они, наверняка, погибнут. (Демонстрация отрывка из фильма «Брестская крепость»)

    Ведущий 2.        (слайд 12) Прежде всего командиры, возглавившие оборону на Центральном острове крепости, попытались связаться с вышестоящим командованием по радио. Но радиостанции в подразделениях было очень мало и почти все они оказались разбиты или повреждены артиллерийским огнем противника. Но удалось наладить одну из радиостанций. Полковой комиссар Фомин составил несколько шифрованных радиограмм. Однако радиостанции не отвечали на призывы крепости. Казалось, гитлеровцы заполонили весь эфир: на всех волнах слышались немецкие команды. Тогда Фомин решил оставить условный код и перейти на открытый текст. Учитывая возможность радиоперехвата противника, он составил преувеличенно бодрую радиограмму.

6 ученик.         Я крепость (3 раза)
Я бьюсь
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,

Её я принять не могу.
Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа –
Я буду камнями стрелять.

Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость! (3 раза)
Потомок, ты слышишь меня?

Ведущий 1        Герои Брестской крепости: (слайд 13)

  1. Капитан Зубачев
  2. Комиссар Ефим Фомин
  3. Майор Петр Гаврилов
  4. Политрук Петр Кошкаров
  5. Лейтенант Андрей Кижеватов.
  6. Лейтенант Иван Акимочкин
  7. Политрук Николай
  8. Бойцы: Александр Филь, Иван Дорофеев, Александр Ребзуев и многие другие.

7 ученик.        Лейтенант Андрей Кижеватов. У него на глазах от немецкого снаряда погибли его жена и маленький сын , но Кижеватов, мужественно перенося этот тяжелый удар, командовал уверенно и энергично, расставляя пограничников в обороне.

8 ученик.         Майор Петр Гаврилов. С первыми взрывами немецких снарядов он, оставив дома больную жену и подростка-сына, бросился бежать к своему штабу, надеясь спасти боевое знамя и секретные документы. Но боевое знамя и секретные документы уже погибли в огне.  23 июля 1941 года, на тридцать второй день войны, в лагерный госпиталь доставили из крепости только что захваченного в плен командира. Это был израненный, страшный на вид, обросший бородой, весь закопченный и покрытый пылью человек, исхудалый и обессиленный до такой степени, что он уже не мог глотать пищу, и пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, доставившие его в госпиталь, рассказывали, что когда они обнаружили этого советского командира в одном из казематов крепости и хотели взять его в плен, этот человек, в котором лишь чуть-чуть теплилась жизнь, нашел в себе силы, чтобы принять неравный бой, и целый час отбивался гранатами  и отстреливался из пистолета, убив и ранив несколько гитлеровцев.

Этот командир и был майор Петр Гаврилов.

Враги были так поражены этим подвигом, что оставили Гаврилова в живых.

Ведущий 2.        Почтим же павших минутой молчания.

Учитель:        (слайд 14) 28 июня 1944 года советские войска в порыве грандиозного наступления освободили Брест и вошли в Брестскую крепость. Почти вся крепость лежала в развалинах. По одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боев. Эти руины были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов 1941 года. Угрюмые камни, местами уже поросшие травой и кустарником, избитые и выщербленные пулями и осколками, казалось, впитали в себя огонь и кровь былого сражения, и людям, бродившим среди развалин крепости, невольно приходила на ум мысль о том, как много видели эти камни и как много сумели бы рассказать, если бы произошло чудо и они смогли бы заговорить. (слайд 15)

И чудо произошло – камни вдруг заговорили. На уцелевших стенах крепостных строений, в проемах окон и дверей, на сводах подвалов, на устоях мостов стали обнаруживать надписи, оставленные защитниками крепости. В этих надписях, то безымянных, то подписанных, то второпях набросанных карандашом, то просто нацарапанных на штукатурке штыком или пулей,  бойцы заявляли о своей решимости сражаться насмерть, посылали прощальный привет Родине и товарищам, говорили о преданности народу.

8мая 1965г., указом Президиума Верховного Совета СССР Брестской крепости было присвоено звание – крепость – герой за выдающуюся доблесть ее защитников, массовый героизм и мужество. (слайд 16)

9 ученик.        Берегите Россию – нет России другой

Берегите Россию, ее тишину и покой

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла

Ей неведомы страхи,

И крепка ее сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию – без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию – нет России другой.



Подписи к слайдам:

комиссар Ефим Фомин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя семья - моя крепость"

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива...

Классный час "Первые дни Великой отечественной войны. Брестская крепость"

Классный час на тему Великой Отечественной войны. Подвиг защитников Брестской крепости....

Классный час: "Брестская крепость"

21 июня 1941 года. Субботний вечер. В ярко освещенной комнате пограничной комендатуры Брестской крепости непривычно шумно: участники художественной самодеятельности готовятся к завтрашнему выступлению...

Монтаж открытого классного часа "Брестская крепость"

Монтаж открытого классного часа "Брестская крепость" был составлен учащимися 7 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы после поездки в город-герой Брест....

Классный час «Герои Брестской крепости»

        Материал  классного   часа   позволяет  классному руководителю   расширить знания детей о Великой Отечественной войне на прим...