Классный час: "Брестская крепость"
классный час (9 класс) на тему

Николаева Алла Станиславовна

21 июня 1941 года. Субботний вечер. В ярко освещенной комнате пограничной комендатуры Брестской крепости непривычно шумно: участники художественной самодеятельности готовятся к завтрашнему выступлению.

Но сквозь веселье чувствуется тревога. С соседних застав приходят неутешительные новости: обстреляна наша вышка, ранен солдат, в Бресте задержаны переодетые в форму советских солдат немцы. Но застава продолжает жить пока ещё мирной жизнью: кто-то назначил свидание, кто-то собирался на рыбалку с утра, кто-то в гости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brestskaya_krepost.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Брестская крепость

(На экране Снимок Брестской крепости)

 Ведущий: Иванова Аня Когда мы смотрим на памятники Великой Отечественной войны, мы думаем не только о том, какой ценой мы заплатили за победу, но и о самой победе.

 Ведущий: Чернова Настя Не было бы победы над фашизмом, по-другому бы выглядела не только наша жизнь, но и наша земля, на которой живём мы - люди.

Ведущий: Чванов Никита Не было бы победы, не было бы на этой земле места и тем памятникам, которые мы ставим - ни памятников, говорящих о наших победах, ни памятников, напоминающих нам о жертвах.

Ведущий: Иванова Аня Не было бы победы, не будь героических защитников Брестской крепости.

(Звучит «Довоенный вальс» Муз. П. Аедоницкого, ел. Лаубе)

Ведущий: Чванов Никита 21 июня 1941 года. Субботний вечер. В ярко освещенной комнате пограничной комендатуры Брестской крепости непривычно шумно: участники художественной самодеятельности готовятся к завтрашнему выступлению.

Но сквозь веселье чувствуется тревога. С соседних застав приходят неутешительные новости: обстреляна наша вышка, ранен солдат, в Бресте задержаны переодетые в форму советских солдат немцы. Но застава продолжает жить пока ещё мирной жизнью: кто-то назначил свидание, кто-то собирался на рыбалку с утра, кто-то в гости.

Ведущий: Чернова Настя Пограничный патруль вышел на смену, но до поста дошли слишком быстро, стрелки часов показывали три часа сорок минут, решили дождаться четырёх часов, чтобы смена постов была произведена по графику, но вдруг кто-то из солдат заметил странное небесное явление. Там, впереди, за пограничной чертой, на территории Польши, среди уже потускневших звёзд, вдруг появились какие-то новые, невиданные звёзды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка - то красные, то зелёные, - они не стояли неподвижно, они плыли сюда, к востоку вместе с их появлением оттуда, с запада донесся рокот множества моторов. Этот рокот быстро нарастал - сотни немецких самолётов стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. В это утро в один и тот же час военные действия начались на всем пространстве западной границы СССР.

Немецкое командование планировало овладеть Брестской крепостью к двенадцати часам первого дня войны.

 (Звучит запись о начале войны)

Ученик: Алескина Юля

Война - жесточе нету слова

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

 И на устах у нас иного

 Ещё не может быть и нет...

Ведущий: Иванова Аня 22 июня 1945 года три часа пятнадцать минут. За окошком розовеет. Вот-вот появиться солнце. Откуда-то издалека доносятся глухие удары. Один, второй, третий... Жалобно завибрировали стёкла в окнах, внезапно раздаются взрывы. Под ногами груды битого кирпича, стоны уцелевших, но раненых людей. По крепости был открыт, ураганный артиллерийский огонь, заставший людей врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод. Прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону.

Многим, очень многим, не пришлось увидеть рассвета 22 июня 1941 года.

В три часа сорок пять минут начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.

К этому времени в крепости оставались жены и дети комсостава и небольшое число бойцов. Человек семь пограничников выносили из развалин уцелевших женщин и детей.

 Ведущий: Чванов Никита Тяжело раненая женщина на минуту затихла от боли, беспрестанно повторяет имя своей маленькой дочери. Но маленькой девочке уже никто не может помочь. А младший политрук Жуков держит маленький свёрток, а из него доносится жалобный плач, плач недавно родившегося человека. Родившегося, чтобы жить! Матери ребёнка среди спасшихся не было.

 Ведущий: Чернова Настя В подвал крепости приносили раненых бойцов, женщины делали им перевязки, помогали, как могли. После бомбёжек были разрушены все коммуникации в крепости, за водой приходилось ходить к реке. Многие из этих походов не вернулись. Осаждённые приняли решенк сдать все оставшиеся продукты и воду старшине. Кто знает, сколько еще придётся быт в этих подвалах, пока на подмогу придут наши части. Тогда люди ещё не знали, что подмоги не будет. Заканчивались не только продукты и вода, но и боеприпасы.. .А защитники крепости решили не сдаваться.. .Каждый берег патрон для себя. Лучше смерть, чем сдаваться в лапы фашистов...

Ученик: Самшорин Данила

Не раз,

Не второй,

И не сотый

От крепости немец отбит.

Уже как пчелиные соты.

Все стены, а крепость - стоит.

Ну, кто там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты... А стяг не шатался, А стяг не окутала мгла!

Ученик: Гришина Света

Убьёт знаменосца осколком,

Но стяг поднимает другой. Полотнище алого шёлка Пылает над Бугом - рекой.

Но кровью горячею рдели Все новые раны на нём. Ряды знаменосцев редели Под шквальным

кинжальным

огнём.

Ученик: Копейкин Никита

И шли напролом самоходки,

Горели земля и кусты... Бинтов не хватало -

Обмотки

Пришлось разорвать на бинты.

Ученик: Алескина Юля

 Воды - по глоточку,

Но каждый

«Максиму» её отдаёт,

Чтоб не задохнулся от жажды,

Чтоб жил,

Чтоб служил Пулемёт.

Ученик: Голев Дима

 Пусть сил не хватает поправить

Повязку и кровь утереть,

 Пока есть патроны- не вправе

Никто из бойцов умереть. А тучка плывет над лесами...

Эх, если б свернула сюда! Патроны взрываются сами В стволе...

докипела вода...

Ученик: Самшорин Данила

А где-то колышутся вишни,

А птицы поют на вербе...

Патроны последние вышли,

А самый последний –

себе.

        

Ведущий: Иванова Аня  Положение с каждым днем становилось все труднее и труднее. Приходилось обыскивать убитых немцев и забирать у них оружие и патроны. Осаждённые, потеряли счёт дням, казалось, война продолжается вечно. Враг вводил в бой новые части, подтягивая мощные орудия, расстреливал и бомбил с воздуха ночью и днём. С самолётов сбрасывали даже пустые бочки, куски рельсов, чтобы посеять ужас и панику. Из установленных в разных местах громкоговорителей, фашисты ежедневно склоняли осаждённых к капитуляции, обещали прекрасные условия, чистую постель. Нашлась небольшая горстка людей, которые соблазнились на предложение немцев. Откуда-то из-под руин выползли согнутые людишки... Они идут без оружия, подняв руки, некоторые становятся на колени посреди двора. Они не получили обещанных благ у немцев. А в памяти народа остались как предатели.

Ведущий: Чванов Никита Тела убитых лежали вокруг очень плотно. Смрад стоял невыносимый. Тяжело было смотреть на женщин и детей. Некоторые дети подползали к своим отцам - солдатам и молили их плача: «Папа, я хочу есть. Я хочу пить... Больше не могу... Идём домой, папа!...» А где он был их дом?

Ведущий: Чернова Настя И ввиду безнадёжного положения командование решило отправить женщин и детей в плен. Женщины заплакали, вслед за ними заплакали и дети. Они умоляли не сдавать их в плен, просили расстрелять здесь, в крепости, но только не в плен. На что начальник крепости им ответил: «Вы жены командиров и знаете, что такое приказ. Положение наше безнадёжное. Мы солдаты, и наш долг - стоять насмерть. Вы - матери, и ваш долг перед Родиной - спасти детей». Решено было переправить женщин и детей через реку. Одна за другой сходят они и дети на берег теперь уже чужой земли. Прижав к груди беспомощные головки малышей, женщины медленно идут прямо на автоматчиков. За рекой они тесно прижавшись друг к другу, несколько долгих минут стоят, будто прощаясь с крепостью. И вдруг одна из них опустилась на колени, вторая, третья, все. Да, это последнее «прости» тем, кто был самым дорогим в жизни.

Ведущий: Иванова Аня Защитники крепости стоят в полный рост, не в силах произнести ни слова... Не там ли впервые на висках двадцати летних появилась седина? Нет, умереть - это ещё не самое трудное.

 Ведущий:Чванов Никита  Героические защитники Брестской крепости с честью выполнили свой воинский долг. Месяц оборонялась героическая цитадель. Но силы были не равны. Израненные, измученные голодом и жаждой бойцы сопротивлялись врагу, сколько могли.

Ученик: Бобылев Иван

Последний защитник свалился,

Упал на лафет и замолк.

И тихо над ним опустился Пробитый, осколками Шёлк.

Но только земли он коснулся-

От кожуха вспыхнул огнём

И в дымное небо рванулся.

А враг налетел вороньём.

Ученик: Голев Дима

И огненный стяг сапогами

Тупыми хотел затоптать,

Но это высокое пламя

Ему никогда не достать.

Ученик: Копейкин Никита

 Куражится черная стая

Но ей не сносить головы! Полотнище –

Ширь небокрая,

А древко-

До самой Москвы!

Ученик: Гришина Света

 Сомкнулись зеленые кроны

Над теми,

Кто в смертном бою

Не жизнь сохранял,

а патроны

И верил

                в победу свою.

Ведущий: Чернова Настя Несколько позже удалось установить, что не все участники обороны Брестской крепости погибли. Эти люди, в большинстве своём тяжело раненые или контуженые, попали во вражеский плен и перенесли все ужасы концлагерей.

Ученик: Рагимов Самир 

Человек

искал героев Брестской крепости,

Как старатель золото искал,

Все легенды расспросил в окрестности,

Имена по буквам собирал.

В казематах

надписи вычитывал,

Письма слал по дальним адресам,

И нашёл героя позабытого,

И ему сперва поверил сам.

Доказал,

что намертво контужен

Тот герой,

Перед кем мы все в долгу,

Только тело в шрамах, а не душу

Отдал в плен вошедшему врагу.

Ведущий: Иванова Аня  8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость - герой, с вручение] ордена Ленина и медали «Золотая звезда». С 1971 года является мемориальным комплексом. На территории крепости выстроен ряд монументов в память героям, работает музей обороны Брестской крепости.

(Звучит «День Победы»Л. Харитонова, Муз. Д. Тухманова)

(Демонстрация экспозиции музея в Бресте)

Ученик: Рагимов Самир

Через века, через года!

Помните!

О тех, кто уже не придёт

Никогда!

Пожалуйста,

Помните!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Классный час "Первые дни Великой отечественной войны. Брестская крепость"

Классный час на тему Великой Отечественной войны. Подвиг защитников Брестской крепости....

Монтаж открытого классного часа "Брестская крепость"

Монтаж открытого классного часа "Брестская крепость" был составлен учащимися 7 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы после поездки в город-герой Брест....

Классный час на тему "Брестская крепость"

Формирование чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свое государство, активной жизненной позиции...

Классный час «Герои Брестской крепости»

        Материал  классного   часа   позволяет  классному руководителю   расширить знания детей о Великой Отечественной войне на прим...

разработка классного часа "Победы славные страницы. Брестская крепость."

В Краснодарском крае, на протяжении многох лет проходят Уроки мужества, эта одна из форм воспитания патриотизма, в подрастающем поколении, знающем о войне лишь от нас взрослых людей, педагогов, ветера...

Методическая разработка для проведения открытого классного часа "Брестская крепость"

Методическая разработка - материал для проведения открытого классного часа по теме "Брестская крепость"....