Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 4 Ноября - Дню народного единства "За землю русскую, за Москву!" и презнтация к нему
учебно-методический материал по истории (7, 8, 9 класс) на тему

Тюрина Лидия Васильевна

Историко-литературная музыкальная композиция, посвящённая 4 Ноября - Дню народного единства "За землю русскую, за Москву!" создаёт условия для осознания и осмысления информации о вкладе в историю России выдающихся личностей Смутного времени, сохранении государственности России, обобщении знаний о причинах и ходе Смутного времени,  применений знаний и умений в знакомой и  новой учебной  ситуациях, усвоении материала и его связь с другими предметами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приупская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования Киреевский район

Муниципальный конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий учителей истории

«Становление российской государственности: главные вехи российской истории»

Историко – литературная композиция ко Дню народного единства 4 Ноября

«За землю русскую, за Москву!»

Учитель высшей категории:

Тюрина Лидия Васильевна

                                                        

п. Приупский

2012 год

Историко – литературная, музыкальная композиция                                                                                                                                                                                                                                                                                           ко  Дню народного  единства 4 Ноября.

«За землю русскую, за Москву!»

Цель:

дидактическая – создать условия для осознания и осмысления информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, усвоения материала и его связь с другими предметами;

развивающая - рассмотреть вклад в историю России ярких выдающихся личностей Смутного времени, охарактеризовать роль личности в процессе выхода государства из кризиса, сохранения своей государственности, обобщить знания о причинах и ходе Смутного времени;

развивающая - систематизация знаний, оформление выводов, обучение интеллектуальным приёмам познавательной деятельности;

воспитательная – воспитывать любовь к Родине, её героическому прошлому.

Оборудование:

а) - Слайды: 1. Царь Борис Годунов.

2. Лжедмитрий I.

3. Царь Василий Шуйский.

4. Войско Болотникова под Москвой. Художник Э.Э. Лисснер.

5. Башня и часть стены Тульского кремля.

6. Осада войсками польского короля Смоленска. Гравюра 17 века.

7. Предполагаемый портрет царя Лжедмитрия II. Гравюра 17 века.

8. В Смутное время. Лагерь у села Тушино. Художник С.В.Иванов.

9. Осада тушинцами Троице – Сергиева монастыря во время Смуты.

    Художник В.В. Верещагин.

10. Воззвание Кузьмы Минина. Художник А.Д.Кившенко.

11. Дм. Пожарский. Гравюра 17 века.

12. Холодное оружие 17 века: боевой топор и кистень. Парадная сабля 17века.

13. Изгнание поляков из Московского Кремля. Э.Э. Лисснер.

14. Памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому. Мартос.

15. Памятник И. Сусанину в Костроме.

16. Русские вооруженные крестьяне. Рисунок иностранного

путешественника 17 века.

17. Историческая карта. Россия в период Смутного времени.

18. Карта Смутного времени.

- б)  Музыка:                (отдельные записи)

1. Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского.

(Фрагмент.)

2. А.П.Бородин, симфония №2 «Богатырская».  (Фрагмент)

3. Фрагмент из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Ив. Сусанин»).

4. Патриотическая песня «Вставайте, люди русские».

5. Колокольный звон.

- в) Плакат:

Хронограф Смутного времени.

1598 г. – пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова.

1601 – 1603 г. – неурожаи, массовый голод.

июнь 1605 г. – самозванец Гришка Отрепьев (Лжедмитрий I) вступил в

Москву.

1606 – 1610 г. – царствование Василия Шуйского.

1606 – 1607 г. – крестьянская война под руководством Ивана Болотникова.

июнь 1608 г. – Лжедмитрий II у села Тушино под Москвой.

1609 г. – вторжение польского короля Сигизмунда III.

1609 – 1611 г. – оборона Смоленска.

1609 г. – вторжение Швеции.

1610 – 1613 г. – «семибоярщина».

1611 г. – формирование народного ополчения под руководством К.Минина

и Д. Пожарского.

1612 г. – освобождение Москвы.

1613 г. – избрание царем Михаила Романова, «наиудобнейшего».

1617 г. – мир со Швецией.

1618 г. – перемирие с Польшей.

- Плакат  «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

(А.С. Пушкин).

-г) оформление сценки  в Нижнем Новгороде (церковная площадь).

Ход мероприятия.

Ведущий 1.           Более 300 лет отмечала Россия (при советской власти забыли…)

«…Клянусь честью, что

ни за что на свете я

не хотел бы переменить

отечество или иметь другую

историю, кроме истории

наших предков, такой,

какой нам бог ее дал»        (А.С. Пушкин – Чаадаеву)   19 октября 1836 г.

Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринимать и продолжать замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благородную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

(Из симфонии «Богатырская» А.П.Бородина)

Страшное, Смутное время пришло для Руси, ужасное, которое народ прозвал лихолетьем, потому что тогда была на русской земле такая беда, какой не было от начала мира. Казалось, пришел конец русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было.

Ведущий 2. Одно слово – Смута. Это слабая государственная власть, неподчинение окраин центру, самозванство, гражданская война, интервенция, «великая разруха». Вызвана она была династическим кризисом, стихийными бедствиями, ухудшением положения крестьян, эгоизмом правящего класса, скрытой, а затем открытой интервенцией.

Вспомним основные события того времени.

Карта Смутного времени.

Ведущий 3. 1598 г. – пресечение династии Рюриковичей, начало правления Бориса Годунова, избранного царя. (фото)

Многие его начинания были прерваны страшным голодом 1601-1603 г.г., имевшим катастрофические последствия для страны. В 1605 г. Б. Годунова не станет…

При нем в 1604 г. началась польская интервенция, а в июне 1605 г. самозванец Гришка Отрепьев (Лжедмитрий I) (фото), беглый монах из Чудова монастыря, вступил в Москву. В следующем году Лжедмитрия I убьют восставшие москвичи, похоронят, а затем прах  выкопают и сожгут, пеплом зарядят пушку и выстрелят в сторону польско – литовской границы («уходи туда, откуда пришел…»).

Ведущий 2. 1606 – 1610 г.г. – царствование Василия Шуйского. (фото) Знатность рода помогла ему овладеть престолом, надеясь править от его имени. Природная неспособность сделала его самым жалким лицом, когда – либо сидевшем на престоле. Сама наружность была очень непривлекательна: худенький, приземистый, сгорбленный старичок, с большими подслеповатыми глазами, длинным горбатым носом, большим ртом, приземистым лицом, редкими бородкою и волосами.

Недовольные бояре насильственно постригут его в монахи, а поляки, убегая из России, увезут в Польшу, где он умрет. На могильном камне напишут: «Здесь покоится русский царь Василий Шуйский, на позор Московии, на похвальбу Польше…»

1606 -1607 г.г. – крестьянское восстание, война, под руководством Ивана Болотникова. (Его портрет история не донесла.)  Он попал в плен к крымским татарам, был рабом в Турции на галерах, во время одного из сражений освобожден из плена, через Венецию, Германию, Польшу вернулся в Россию. В Польше встретился с Лжедмитрием I . Его восстание потопят в крови. Оно связано с нашей Тулой (8, 53). Восставшие заперлись в Тульском кремле. (фото) По приказу царя реку Упу перегородили плотиной и затопили повстанцев. Царь пообещал им сохранить жизнь и свободу, если они откроют ворота. Восставшие сдались, но Шуйский нарушил слово. Болотникова схватили, сослали в Каргополь, ослепили, затем утопили.

Ведущий 4. Июнь 1608 г. – Лжедмитрий II (фото) («тушинский вор»). В старину слово «вор» обозначало врага, разбойника, мошенника. Лжедмитрий II подошел к Москве и расположился в селе Тушино. Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов. Настоящее его имя истории не известно. За это время многие видные в государстве люди по несколько раз переезжали из стольного града Москвы в «стольное» село Тушино в поисках чинов и поместий, вотчин. Такое поведение в народе заслужило меткое прозвище «тушинские перелеты». Из под Москвы Лжедмитрий II убегать будет в телеге под  навозом, а погибнет от стрелы на охоте…

Ведущий 5.   1609 г. – вторжение польского короля Сигизмунда III. (Фото)

Документы свидетельствуют о насилии и грабежах интервентов: «Лошади, коровы и вся животина побрана, - жаловались крестьяне, - а мы сами  жжены и мучены… скитаемся между дворов, пить и есть нечего, помираем с женами голодной смертью…» (7 , 70)

Повсеместно против захватчиков создавались партизанские отряды. (Фото) Враги партизан называли «шишами». Партизаны были неуловимы. Они выслеживали интервентов, неожиданно нападали на них, а при подходе крупных сил врага скрывались в лесах.

Ведущий 6.     1609 – 1611 г.г. оборона Смоленска. (Фото)

В городе не хватало продовольствия, население страдало от голода и цинги. Но город продолжал держаться. К июню 1611 г. гарнизон Смоленска насчитывал 200 человек, способных носить оружие. Героизм, мужество защитников были необыкновенны: они сожгли все постройки за городскими стенами, чтобы лучше было видно наступающего врага, выходили из укреплений и нападали на захватчиков, а раз даже сумели отобрать у них знамя…

Нашелся предатель: выдал место в стене, где кладка была новая, еще не совсем окрепшая. Артиллерия поляков смогла проломить в этих местах стены, а через них с помощью лестниц враги ворвались в город с четырех сторон. Большинство защитников было перебито, часть населения укрылась в соборе. Не желая сдаваться врагу, мужественные люди подожгли в подвале порох, взорвали храм, погибли под его развалинами.

Героическая оборона Смоленска надолго задержала главные силы польского войска, а это облегчило борьбу народа против интервентов, проникших вглубь страны.

Песня «Вставайте, люди, русские».

Ведущий 5.      1609 г. – вторжение Швеции.

Это царь Василий Шуйский искал силы на стороне и заключил со шведским королем договор (за отряд войска отдаст побережье Балтики и город Корелу с уездом). Жители оказывали упорное сопротивление, но силы были неравные…

Ведущий 6.     1610 – 1613 г.г. – «семибоярщина»  - власть семи бояр во главе с Милославским. Это они свергли Шуйского, насильно постригли в монахи, заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол сына, королевича Владислава. (Фото) А осенью 1610 г. тайно пустили польские войска в Москву. Посланцами к польскому королю были князь Галицкий и митрополит Филарет (отец будущего царя Михаила Романова).Но польский король Сигизмунд, боясь, что сына уговорят в Москве принять православие, сам решит российский трон занять, чтобы заставить на Руси всех католичество принять.

Ведущий 5. Духовенство русское смириться с этим не могло. (Фото) Патриарха Гергомена воззванье помогло…

Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине, проявляется во времена тяжелых испытаний. Многие доблестные люди думали о спасении родной земли. Игумен Троице – Сергиева монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры.

В сентябре 1611 г. такое письмо пришло в Нижний Новгород. Зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса (фото).        Здесь священники читали грамоту и народ плакал, слушая чтение.

Сценка в Нижнем Новгороде:

Грамота Дионисия (1, 60).  «Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру христианскую в латинскую многопрелестную ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей…»

После службы черно было от народа на соборной площади. Протопоп Савва увещать стал за веру. Толпа слушала его спокойно. Но тут вышел на паперть торговец  Кузьма Минин, избранный старостой и начал говорить.

Минин (7,71)  Волжане! Православный люд! (Фото)

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет, за собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя,

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

Купец     Найдем ратных людей, выставим заслоны. Поляки – то в Москве, а мы за Волгой. Они сюда, может, и не дойдут.

Минин     Не за свой город, не за Нижний один, а за все  государство Московское подымать надо ополчение.

Купец       Эка хватил!

Посадский     Цыц! (толкает в бок)

Минин       Не я говорю, наше горе говорит. Неужто бесчинству и насилию конца нет. Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов?

Так не бывать такому безволью!

Посадский      Вишь как говорит!

Минин       (Вытирает пот с лица)

Граждане новгородские! по всем городам надо  собирать в ополчение служилых дворян. По деревням и городам собирать простых русских людей – кто захочет, созывать всех в одно место, давать им коней и оружие, да одевать, да кормить добро, чтобы было доброе войско.

(Дух переводит)  Денег надобно много! («Мне Сергий Радонежский трижды являлся во  сне и заставил бросить клич о сборе людей и денег для освобождения Москвы от чужеземцев», – позже говорил Кузьма Минин)

Купец      Вишь, чего ему надо!

Посадник      Молчи, язва!

Минин          Мы посадские, кузнецы, да плотники, да седельщики, да мясники собрались да приговор написали – дать каждому от своих  достатков третью деньгу на общее дело, собрали до двух тыщ.

Купец      Рублев?

Минин   Да этого мало! Коли подымать ополчение, коли идти всей землей, денег надо великую силу. Неужто добро свое, рухлядишко пожалеем?!

Крестьянин      Постой! Постой! Дай мне сказать!

Православные! (Кланяется, разматывает онучи – из обуви, достает и протягивает Минину монету.)

В онучах ее носил, я ее из Архангельска нес! Били меня да искали, так я не дал. А ему сам отдам… Давай шапку!

И понесли ему добро(7, 70):

И жемчуга и серебро,

Иконы, ризы и меха.

Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, все, что несть могли,

На площадь Минину несли,

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал (15, 54)

Он ополченье собирал…

Посадский     А воеводой будет кто?

Кто – то из народа      Есть один воевода! Пожарский, что бился в Москве.

Минин           О Пожарском думал  и я…

Пожарский (Низко кланяется) «Спасибо, православные! Дерзнул коварный враг вступить на нашу землю, но скоро он восплачет. Любовь к Отечеству и храбрость войска, и молитвы наши дадут нам победу.

В белокаменной матушке Москве не возможет враг вовек подчинить сердца храбрых, вольных людей.

Вся усеется русская земля костьми неприятеля и победит врага наш великий народ!»

Колокольный звон

Ведущий 5.

И (7, 72) эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле

Где колос уж давно не цвел,

К Москве, к столице, он повел.

Подошел под Крымский брод

С тыла глянул на Ходкевича

Всея мощью, что была,

Далеко до поля Девичья,

Сеча, грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные,

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком,

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком…

Звучит «Славься!» из оперы  М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Ведущий 1.              1612 г. – после двухмесячной осады Москва освобождена.

26 октября (4 ноября) по новому стилю польско – литовский гарнизон сдался. Очищение свершилось. (Фото)

1 ноября по старому стилю народ радостно приветствовал отряды Второго ополчения. В составе войск находилось около 20 тысяч человек нерусских народов Поволжья (марийцев и «казанцев»).

На Красной площади встретились две духовные традиции русского народа, две иконы Богоматери –  Казанская и Владимирская.  Казанская  осеняла  весь  путь ополчения  и

стала символом освобождения Москвы. Икону Владимирской Богоматери торжественно  вынесли  из главного Успенского  собора  Кремля. 04.10. православные

отмечают праздник Казанской Богоматери.

В память о героических событиях 1612 г. в Москве в 1818году по проекту И.П. Мартоса был поставлен первый в нашей столице памятник (фото) на красной площади, на котором высечено: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Скульптор изобразил момент, когда Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Дмитрию Пожарскому старинный меч и призывает его стать во главе русского  войска. Опираясь на щит, раненный воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. (Пожарского тяжело ранили в боях за Москву. Он командовал полком. Первым ополчением руководили дворянин Ляпунов, князь Трубецкой, атаман Заруцкий.)

Перед россиянами, перед Земским собором 1613 г. встал трудный вопрос: кого избрать на русский престол?

После долгих споров 21 февраля 1613г. выборщики назвали имя  Михаила Романова (Фото) («наиудобнейшего») – это положило конец политическому и династическому кризису.   Смутное время закончилось.

Есть такая легенда. Поляки задумали убить  Михаила Романова, чтобы помочь своему королю в достижении русского престола. Предупрежденный об опасности Михаил с матерью перебрались в Ипатьевский монастырь, близ Костромы.

Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила Романова, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель. Когда стали проваливаться в болота и увязать, польский пан схватил Сусанина за шиворот. Тяжело дыша, Сусанин ответил: «Рубите, вороги! Не продам Русь! Все погибнете!».  «Рубите его!» - и сотник взмахнул саблей.

В поэме К.Ф. Рылеева в уста народному герою И. Сусанину вложены слова: «Предателя мнили, во мне вы нашли.

И нет, и не будет на Русской земле!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу измену своею погубит.»

В Костроме на центральной площади установлен памятник Ивану Сусанину. (Фото)

Ведущий 2.  Карта.     Военные действия с интервентами закончились не сразу. В 1617 г. заключен (Столбовской) мир со Швецией, а в 1618 г. – (Деулинское) перемирие с Речью Посполитой. Потеряли территории (Карта, показывают).

Главную и решающую роль в борьбе с интервентами сыграл русский народ, плечом к плечу с ним сражались другие народы многонациональной России.

Историю нельзя забывать.

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», -

говорил В.О. Ключевский, поэтому давайте будем помнить и не забывать страницы нашей истории.

Звучит музыка из симфонии «Богатырская» А.П. Бородина.

Список использованной и рекомендованной литературы

1.  Евдокимова О.А. Второе ополчение. Освобождение Москвы. «ПИШ», №10, 2005

2.  Карданов А., хрестоматия «Твоя Россия»

3.  Калюгин А. «Красная площадь»

4.  Кедрин Д. «В Москве был голод этим летом…»

5.  Кобзарева Е.И. Шведская оккупация Новгорода в период Смуты XVII века. М, 2005

6.  Кончаловская Н. «В Поволжье Минин призывал…»

7.  Лаптева Л.Ф. «За землю Русскую, за Москву!», «ПИШ», №7, 2007

8.  Пеньков В. История Тульской области. «Пересвет», 2003

9.  Селин А.А. Новгород Великий в Смутное время. «ПИШ», №3 2010 г.

10.  Скрынников Р.Г. Смута в России в Начале 17 века. Иван Болотников, Л., 88

11. Слайды из Интернета

12. Хрестоматия «История России в художественно – исторических образах».

13. Шестоков А.В. История СССР в художественно-исторических образах с

      древнейших времён до конца 17 века. М., 1985

14. Энциклопедия для школьников. 17 век.

15. Эсеналиева И.Б. Смутное время. «ПИШ» № 10 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 280-летию А.В.Суворова.

Внеклассное мероприятие посвящено выдающемуся полководцу А.В. Суворову. Оно знакомит учащихся с жизнью замечательного человека и  его подвигами....

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Презентация к мероприятию по теме "4 Ноября - День народного единства. За землю русскую, за Москву!"

Презентация к меропрятию по теме "4 Ноября - День народного единства. За землю русскую, за Москву!" создаёт условия для осмысления  и осознания информации, вкладе в историю России ярких выдающихс...

Внеклассное мероприятие "Экологическое путешествие посвящённое Дню Земли"

Путешествие в форме игры формирует интерес к окружающему миру, совершенствует экологическое образование подрастающего поколения, воспитывает у детей экологическую культуру....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...