Разработка урока по теме "Крестьянская реформа 1861г."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Реутова Елена Ивановна

Урок с использованием ИКТ(презентация) по программе истории России , 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Крестьянская реформа 1861 г.

Цель урока: формирование представлений учащихся о предпосылках и причинах отмены крепостного права; путем анализа основных положений реформы выявление ее прогрессивных и крепостнических черт; развитие информационной культуры учащихся; воспитание уважения к истории России.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация «Крестьянская реформа 1861 г.».

Литература:

Ключевский В.О. Собрание сочинений. Т. V. М., 1989 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2014.

Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., «Вако», 2009.

Тип урока: комбинированный.

        Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  1. Сформулируйте предпосылки отмены крепостного права.

А). Либерализация общественной жизни, произошедшая под влиянием личности императора Александра II. Распространение «Записки об освобождении крестьян» К.Д.Кавелина. Издание в Лондоне и распространение в России альманаха «Полярная звезда» и газеты «Колокол», выходящих в типографии А.И.Герцена и поднимающих вопрос отмены крепостного права.

Б). Возвращение правительством из ссылки декабристов и петрашевцев, которые разъехались по городам России и вели работу по подготовке реформы.

В). Существование системы законодательства, подтачивавшей устои крепостного права – указ Павла I о трехдневной барщине 1797 г., указ Александра I о вольных хлебопашцах 1803 г., 1816-1819 гг. – отмена крепостного права в Прибалтике,  1842 г. – закон Николая I об обязанных крестьянах, 1847- инвентарная реформа.

2.  Определите причины необходимости проведения крестьянской реформы.

А). Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее дальнейшего развития. Проявления кризиса: сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности – оброк и барщина – достигли наивысшего предела; кризис дворянства как сословия  - появление беспоместных и мелкопоместных дворян; рост социальной напряженности в деревне, массовый самовольный уход крестьян от помещиков в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости; поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно-экономической отсталостью.

Б).  Развитие капиталистического уклада в экономике и убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны.

В). Крепостное право – форма рабства, оно безнравственно.

III. Изучение темы  урока по плану:

  1. Подготовка крестьянской реформы.
  2. Варианты освобождения крестьян.
  3. Основные положения крестьянской реформы.
  4.  Значение отмены крепостного права.

1. Подготовка к отмене крепостного права. Изучение слайда презентации.

03.01.1857

Создан Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян

20.11.1857

Рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.И.Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы

05.12.1857

Рескрипт Александра II  генерал-губернатору Санкт-Петербурга П.И.Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы

08.01.1858

Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу.Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер

17.02.1859

Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И.Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права

10.10.1860

Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения

                                                                                                                                                                                            2. Варианты освобождения крестьян.

Дворянские проекты освобождения крестьян

В черноземных губерниях: освобождение крестьян без земли или с маленьким наделом за большой выкуп                                                        

В нечерноземных губерниях: освобождение с землей, но большой выкуп за землю и за личность крестьянина

           

Работа со схемой: ученики должны самостоятельно попытаться объяснить, почему именно такие требования выдвигались дворянством двух главных хозяйственных районов страны. Учитель задает наводящие вопросы:

- Какая форма повинности преобладала в черноземной, а какая - в нечерноземной зоне ? (В первой – барщина, во второй – оброк.)

- С чем это было связано? (В черноземной зоне главное богатство – земля, на которой заставляли крестьян трудиться помещики. В нечерноземной земля приносила сравнительно мало дохода, большие доходы получались от отходничества крестьян и платимого ими денежного оброка.) Поэтому естественно, что помещики черноземных губерний более всего дорожили землей, а нечерноземных – личностью крестьянина.

3. Основные положения крестьянской реформы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, … отменяется навсегда».

(Ученики начинают работу с основными положениями манифеста. Рассматриваются слайды презентации.)

                                          Основные положения манифеста

Пункт 2 –порядок личного освобождения

Крестьяне:

  • Лично свободны;
  • Наделены общегражданскими и имущественными правами. Но! Сохранились
  • Сословное деление
  • Крестьянские повинности  (крестьяне считались временнообязанными до выкупа своих земельных наделов)
  • Рекрутские наборы
  • Зависимость от общины

Пункт 6 – порядок наделения землей

  • Сохранялось помещичье землевладение
  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях
  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1,1 га)
  • Временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться 9 лет. В течение этого времени крестьянин не мог отказаться от своего надела земли
  • Размер надела, оброка, барщины определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.
  • Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые «отрезки»

Выкупная операция:

  • 20-25 % стоимости земли крестьянин платит помещику
  • 75-80 % стоимости земли помещику возмещает государство
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга
  • После этого отказаться от выкупной операции нельзя

Пункт 17 – порядок управления крестьянской общиной

  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной
  • Контроль за этим лежал на мировых посредниках

III. Закрепление изученного. Учащиеся работают с учебником и самостоятельно формулируют выводы о последствиях и значении реформы. Затем они сопоставляют свои мысли с текстом презентации:

  1. Значение отмены крепостного права и последствия реформы.

Прогрессивные черты реформы

  • Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России, т.к. обеспечила помещикам постепенный переход от крепостнического хозяйства, основанного на принудительном труде и примитивной системе обработки земли, к капиталистическому, основанному на  применении вольнонаемной рабочей силы, принципе заинтересованности в результатах своего труда, эффективном использовании факторов производства
  • Формирование рынка рабочей силы и буржуазии из крестьянства; толчок к процессу социального расслоения крестьян
  • Крестьяне получили свободу и гражданские права – условия для победы свободных договорных отношений
  • Уничтожение старого административного строя, основанного на крепостном праве, вызвало необходимость дальнейших преобразований в системе государственного управления

Крепостнические  черты реформы

  • Сохранение феодального сословного строя и феодальных повинностей
  • Незыблемость крестьянской общины
  • Малоземелье крестьян, преобладание «отрезков»
  • Отсутствие частной собственности крестьян на землю
  • Непомерные выкупные платежи; крестьяне оставались основными налогоплательщиками, что вело к подрыву крестьянского хозяйства

Реформа носила половинчатый характер, сохраняла противоречия и возможность постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками

В результате реформы было освобождено 20 млн крестьян. Но содержание преобразований крестьяне восприняли негативно. Среди них распространялось мнение, что это «не та» вольная, а вскоре должны принять другую. Крестьяне были глубоко убеждены в том, что земля принадлежит тем, кто на ней трудится. Это было чертой народной психологии. Юридическое понятие «права на землю» было им чуждо. Обнародование манифеста 19 февраля обмануло ожидания крестьян, вызвав волну народных бунтов. В 1861 году по стране прокатилось около 2000 крестьянских бунтов. Особенно значительными стали волнения в селах Бездна и Кандеевка, для подавления которых правительство применило войска регулярной армии. Расстрел крестьян произвел тяжелое впечатление на общество, которое усугублялось тем, что критиковать  в печати реформу было запрещено.

Вместе с тем, реформа открыла перед Россией совершенно новые перспективы: возможности конституционного развития и формирования рыночных, капиталистических отношений. Она была необходимым условием начала других либеральных преобразований. Нравственное значение реформы огромно: было ликвидировано узаконенное дотоле в России рабство.

IV. Итоги урока. Домашнее задание. Выставление оценок и их комментарий. Дома: параграф 20, вопросы №№ 1-3 стр. 143, работа с документом  «Речь Александра II  в Государственном совете…», вопросы к документу стр.143.


Тема урока: «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя».

Цель урока: проанализировать ход войны, выяснить ее предпосылки и причины поражения России; воспитание патриотизма и уважения к истории своей Родины на примере героизма защитников Севастополя.

Оборудование: учебник  истории для 8 класса (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России XIX в.), соответствующая карта атласа, карта «Крымская война 1853-1856 гг.», презентация.

Тип урока:  изучение новой темы.

План изучения темы урока:

1.Обострение Восточного вопроса.

2.Начальный этап войны.

3.Вступление в войну Англии и Франции.

4.Героическая оборона Севастополя.

5.Борьба на Кавказе.

6.Парижский мир. Причины поражения. Итоги войны.

Ход урока.  

I.Оргмомент.

II.Актуализация знаний учащихся.

1.Обострение Восточного вопроса. Сообщение учащихся, получивших к уроку опережающее задание. Одновременно  - показ презентации.

-В  XIX в. некогда грозная для всей Европы Османская империя заметно слабеет. Входившие в ее состав славянские народы Балканского полуострова начинают борьбу за свое освобождение от османского ига. Одни европейские государства (Россия)стремились к ослаблению и даже разделу Турции, другие же (Франция), наоборот, стремились сохранить ее.

Запись в тетрадях:  «Восточный вопрос - клубок международных противоречий вокруг ослабевшей Османской империи.»

-Поводом к войне послужил спор из-за христианских святынь, хранившихся в Иерусалиме. Католики и православные вступили в конфликт по поводу того, кто будет опекать эти святыни. Султан разрешил спор в пользу католиков. Россия ввела войска в Молдавию и Валахию, зависимые от Турции Дунайские княжества.  В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренная этим, Турция в октябре 1853 г. объявила России войну.

Запись в тетрадях: «1853-1856 гг. – Крымская война»

Причиной войны со стороны России явилось стремление пересмотреть режим черноморских проливов в пользу России. Николай I недооценил опасность со стороны Англии и Франции.

III.Объяснение темы урока.

2.Начальный этап войны. Сообщение учителя, сопровождающееся показом презентации.

В 1853 г. война началась на двух фронтах – Балканском и Закавказском. В Дунайских княжествах события разворачивались вяло. На Кавказе турки вначале овладели постом Св. Николая, но затем потерпели поражение под Карсом. Русский флот  под командованием П.С.Нахимова  18 ноября 1853 г. атаковал в Синопской бухте турецкий флот. Почти все корабли противника были потоплены.

3.Вступление в войну Англии и Франции. Спасая Турцию от неминуемого поражения, в январе 1854г. англо-французская  эскадра вошла в Черное море, а в марте 1854 г. был заключен военный союз между Англией, Францией и Турцией. Затем Англия и Франция объявили России войну. Надежды российского императора на помощь Пруссии и Австрии не оправдались. Россия оказалась в полной изоляции.

Союзники нанесли удары по России одновременно со всех сторон. В марте 1854 г. они атаковали Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив, на Белом море Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане Петропавловск-Камчатский. Все эти нападения были успешно отражены, попытки высадки десанта успеха не имели. Летом 1854 г. русские войска заняли крепость  Баязет и разгромили войска Шамиля на Кавказе.

Однако Николай был вынужден под угрозой вступления в войну Австрии вывести войска из Дунайских княжеств и отойти на левую сторону Дуная.

В сентябре 1854 г. армия союзников численностью более 60 тыс. человек высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. 8 сентября произошло первое сражение на реке Альме, проигранное бездарным главнокомандующим русской армии в Крыму А.С.Меншиковым. Путь на Севастополь был открыт.

4.В октябре 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А.Корнилов, а после его гибели – П.С.Нахимов. Выдающуюся роль в организации обороны Севастополя сыграли контр-адмирал В.И.Истомин, инженер-полковник Э.И.Тотлебен и генерал-лейтенант артиллерии С.А.Хрулев. Среди участников героической обороны Севастополя находились Л.Н.Толстой и Н.И.Пирогов.

На защиту города встали все его жители. Парусные суда, которые не могли противостоять быстроходному паровому флоту союзников, пришлось затопить в Севастопольской бухте и тем самым оградить от нападения с моря. Главный огонь неприятеля был сосредоточен на Малаховом кургане – важной стратегической высоте, господствовавшей над Севастополем.  13 октября 1854 г. русские войска одержали победу под Балаклавой, где разгромили элитный полк английской легкой кавалерии. Но командование не сумело использовать  успех под Балаклавой. 23 ноября 1854 г. русские войска понесли большие потери в сражении под Инкерманом. Пули  из гладкоствольных ружей, которыми были вооружены русские солдаты, не долетали до неприятеля.

Война приобрела затяжной характер. Это вело к увеличению общего числа жертв и недовольству как в армии союзников, так и в их странах. 27 августа 1855 года союзники провели последнюю, самую ожесточенную бомбардировку города. Ценой огромных потерь они овладели Малаховым курганом. Защитники Севастополя по плавучему мосту оставили южную часть города и перешли на северную сторону бухты. Кроме южной части Севастополя, противником были заняты Керчь, Еникале, Анапа и Кинбурн.

5.Военные действия на Кавказском фронте велись более успешно: удалось занять крепость Карс.

6.Парижский мир.  Причины поражения. Итоги войны. После внезапной смерти Николая I в феврале 1855 г. и падения Севастополя Россия согласилась на участие в мирной конференции, созванной в феврале 1856 г. в Париже. В марте был подписан мирный договор, по которому все завоеванные в ходе войны области и города возвращались России и Турции, независимость и целостность Османской империи гарантировалась всеми державами – участницами конгресса. Черное море объявлялось нейтральным, а потому  Россия лишалась права иметь здесь свой военный флот и прибрежные укрепления. Это стало основным пунктом Парижского договора. Территориально Россия потеряла острова в дельте Дуная и прилегающую часть южной Бессарабии, которая отошла к Молдавии. Сербия. Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана.

Однако, несмотря на серьезное военное поражение, Россия вышла из войны с минимальным уроном. Тем не менее, поражение было обусловлено в первую очередь военной и экономической отсталостью крепостной России. Оно углубило кризис всей феодально - крепостнической системы, расстроило финансы,еще более ухудшило положение народных масс, обострило социальные отношения,  вплотную поставило вопрос о необходимости отмены крепостного права.

IV. Закрепление знаний. Работа с документами, представленными в учебнике (стр.101, из «Воспоминаний о Севастополе» В.Зарубаева; из письма Л.Н.Толстого 20 ноября 1854 г.; из Манифеста об окончании войны. 19 марта 1856 года). Вопросы №№2-4 к документам.

V.Итоги урока, выставление оценок и их комментарий. Домашнее задание: параграф 14, вопросы 1-7. Отметить на контурной карте основные сражения Крымской войны.


Игра «Исторический марафон»  для учащихся 8-х классов.

Цель мероприятия: закрепление и обобщение знаний учащихся, повторение материала, изученного в 6-7 классах, развитие навыков работы в коллективе, воспитание уважения к историческому прошлому России.

Состав участников:  3 команды по 5-7 человек.

Ход игры.

  1. Приветствие – название команды, девиз и представление эмблемы.
  2. Представление состава жюри.
  3. Участие в конкурсах.
  4. Подведение итогов, награждение победителей.

1 конкурс.  Определите, о ком идет речь:

А   Родился в семье крестьянина-помора в далеком северном селе под Архангельском. Вместе с мужиками, сопровождавшими обоз с рыбой, прибыл в Москву. Будучи юношей, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, а после ее окончания как лучший ученик был направлен на учебу в Германию. Проявил способности в области химии, физики, географии, истории и литературы. А.С.Пушкин отметил, что он «сам был первым нашим университетом»…

Б  …Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений…   Не доверяя русским, … она постоянно на страже своей безопасности держала кучу иноземцев, вывезенных из Митавы и из разных немецких углов .           (В.О.Ключевский)

В  Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками. Она наследовала энергию своего отца… Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. (В.О.Ключевский)    

Г  Развитие его остановилось раньше его роста; в лета мужества он оставался тем же, чем был в детстве, вырос, не созрев. Его образ мыслей и действий производили впечатление чего-то удивительно недодуманного и недоделанного. На серьезные вещи он смотрел детским взглядом, а к детским затеям относился с серьезностью зрелого мужа.  Он походил на ребенка, вообразившего себя взрослым; на самом деле это был взрослый человек, навсегда оставшийся ребенком. Уже будучи женат, в России, он не мог расстаться со своими любимыми куклами, за которыми его не раз заставали придворные посетители.                                                                    (В.О.Ключевский)    

Д   Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером  всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание на его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен… Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее   его считают источником зла, а его имя стало синонимом этого зла.  Правда, А.С.Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем; на него свалили весь ужас… царствования. Которое, впрочем, было совсем в духе времени».

Е  Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, Генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом умел подписывать свое имя. После смерти великого императора он вознамерился породниться с царской семьей, выдав свою дочь за внука Петра I. Однако судьба была против него. Он был лишен всего огромного имуществаи сослан в далекий Березов со всей семьей…

(По 2 балла за правильно названное имя)

2 задание. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:

Егда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотряя, обозрюсь на линию наследства, едва не равная радости горечь меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного, ибо Бог не есть виновен, ибо разума тебя не лишил…

Что все я горестию размышляя и видя, что ничем тебя склонить не могу к добру, за благо изобрел сей последний тестамент… Ежеле же ни, то известен будь, что я весьма тебя наследства лишу… воистину исполню, ибо за мое отечество и людей и живота не жалел…то како могу тебя непотребного пожалеть?

                                       

1.Как вы думаете, что означают слова «живот»  и «тестамент»?

2.Назовите имена отца и сына.

3.Какая проблема возникла в результате этого решения?

(по 2 балла за полный правильный ответ и 1 балл за частичный ответ)

3 задание. Что объединяет эти имена:

А  Даниил Александрович, Юрий Даниилович, Михаил Тверской, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный?

Б  Пересвет, Ослябя, Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Андреевич Серпуховской?

В  Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, Сильвестр?

Г Барма, Постник, Федор Конь?

Д  Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Марко Руффо?

Е  Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий?

(по2 балла за правильный ответ)

4 задание –«Путаница». Соотнеси правильно  перепутанные определения и термины, исправь ошибки.

1.Боярская республика – монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону (монарх может изменить закон, но не может нарушить его, пока он не изменен). В России начал складываться во второй половине XVII в. (при Алексее Михайловиче), окончательно сформировался при Петре I, достиг расцвета во второй половине XVIII в. при Екатерине II. (А)

2.Варяги – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, "купу" (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший  …  делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, …  освобождался от зависимости.(Б)

3.Вервь – в России наследственное земельное владение феодала. (В)

4.Вече – высший законосовещательный орган власти в России в XVI-XVII вв. Первый … созван в 1549 г. В дальнейшем … созывались вплоть до конца XVII в. по инициативе царя. В состав участников … входили представители всех основных сословий: бояре (в составе Боярской Думы), духовенство ("Освященный собор"), дворяне, горожане и даже черносошные крестьяне.   … собирались нерегулярно и для решения важнейших государственных дел (избрание нового царя, важнейшие реформы внутри страны, вопросы внешней политики). Время действия …  связывают со временем существования сословно-представительной монархии в России.(Г)

5.Вира – в России XVI-XVII вв. натуральная подать, которой облагались народы Поволжья, Приуралья и Сибири. Взимался пушниной или скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Позднее заменен денежными выплатами. (Д)

6.Вотчина – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде … несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.(Е)

7.Закуп – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. … упоминаются в "Повести временных лет". (Ж)

8.Заповедные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов. Впервые введены указом царя Федора Ивановича в 1597 г. с 5-летним сроком. Позднее продолжительность … лет менялась, составляя от 5 до 15 лет. Окончательно отменены с введением бессрочного сыска беглых по Соборному уложению 1649 г. (З)

9.Земский собор – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. …  ведало вопросами войны и мира. (И)

10.Урочные лета – годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому …  Первоначально были введены Иваном IV в 1581 г. и планировались как временная мера. Однако потом неоднократно продлевались.(К)

11.Абсолютизм – тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления  , однако реальная власть все равно находится в руках знати (Л)

12.Ясак – крупный штраф, присуждаемый по законам "Русской правды" за убийство свободного человека.(М)

(По 1 баллу за правильное соответствие термина и определения)

5 задание Работа с картой.  Покажите на карте основные события Северной войны. Каковы причины участия России в этой войне, кто был ее противником и кто – союзником? (до 5 баллов)

Подведение итогов конкурсов, сообщение результатов, награждение победителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

крестьянская реформа 1861г

Презентация к уроку по истории в 8 классе.Содержит термины, диаграмму, карту. Первый слайд уделен теме предыдущего урока, позволит выяснить насколько учащиеся уяснили дом.задания....

Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"

Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....

Конспект урока. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г....

разработка урока по теме: Реформы Петра I

данный урок проводится в 7 классе.Применяются методы развития критического мышления...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Конспект открытого урока по истории " Крестьянская реформа 1861г"

Конспект урока об отмене крепостного права в России....

Методическая разработка урока по теме "Реформы ПетраI"

    Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки обучающихся, применение полученных знаний на пра...