Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Бережная Наталья Алексеевна

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.

Задачи урока:

Предметные:

-создать условия для осмысления и систематизации  информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения;- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника  дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_reformy_petra_1.docx21.47 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.43 КБ
Файл prilozhenie_3.docx2.74 МБ
Файл prilozhenie_1.pptx637.99 КБ
Файл prilozhenie_4.docx13.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бережная Наталья Алексеевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

 Тюльганского района»

История 8 класс

УМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2016 г.

Уровень обучения – базовый.

Тема урока «Реформы управления Петра I»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час

Место урока в системе уроков по теме: шестой урок по главе I «Россия в эпоху преобразований Петра I»

       Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.

Задачи урока: 

Предметные:

-создать условия для осмысления и систематизации  информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения;- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника  дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований;
  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;
  • использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;
  • давать оценку итогов социальной политики Петра I;
  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;
  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;
  • анализировать и обобщать факты;
  • обосновывать выводы;
  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока - проектор, экран,  компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2 - 4).

Содержание урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала. 

На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему.

а) Тест «Северная война» (Приложение 2), взаимопроверка учащимися. (Слайд 1)

б) Проверка выполнения дополнительного задания на выбор.

3. Введение в тему урока, целеполагание.

Учитель зачитывает строки о Петре I:

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля" 
А.С.Пушкин

- О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?

 -  Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока?

 «Реформы управления Петра I» (Слайд 2).

- Какие цели поставим на урок?

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.

Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

План урока: (Слайд 3)

  1. Создание сената и коллегий
  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  3. Реформа местного управления.

  1. Изучение нового материала.

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (Слайд  4 )

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).

 Работа учащихся с раздаточным материалом  в группах.

Группа 1. Сенат (Приложение 3)

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы

Построение схемы (Слайд 5-6)

Группа 2.

Коллегии  (Приложение 3).

- Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

Построение схемы (Слайд 7)

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (Приложение 3) 

(Слайд 8-9)

Группа 4. Административная реформа (Приложение 3) 

-Ознакомьтесь с представленными вам картами и  на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.36-38) и на их основе постройте схему местного управления

Построение схемы государственного устройства при Петре I (Слайд  10) 

Каковы итоги реформ Петра I?  (Слайд 11)

- Вернемся к  проблемному вопросу, поставленный в начале урока.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа

1.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Раздаточный материал – Приложение 4) - Взаимопроверка. (Слайд 12)

2.Заполните таблицу (Приложение 4).

6. Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели  поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

Добились ли мы ее?

Какую проблему мы решали в течении урока?

2 . Оценки за работу на уроке.

Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей.  Кто хотел бы внести коррективы?

  1. Рефлексия. Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Мои ощущения…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

  1. Домашнее задание
  1. &5
  2. * Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите ее цель и задачи.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Тест по теме «Северная война».

1. Основание Санкт-Петербурга относится:

   а) к 1709 г.;           б) к 1714 г.;            в) к 1703 г.;               г) к 1721 г.

2. Битва близ деревни Лесной произошла:

а) в 1706 г.;         б) в 1705 г.;        в) в 1703 г.;           г) в 1708

3. В результате Прутского похода

а) Россия утвердилась на Азовском море

б) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии

в) крепость Азов перешла к России

г) ускорилось завершение Северной войны

4. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности:

а) Ништадтский мир  

б) битва у острова Гренгам

в) взятие крепости Шлиссельбург

г) Полтавская битва.

5. К чему привела победа России в Северной войне? 

а) к выходу к берегам Северного моря

б) к укреплению международного авторитета России

в) к господству на Черном море

г) к потере Швецией независимости.

6.Северная война 1700-1721 гг. завершилась подписанием:

 а) Полянского перемирия;                            в) Вечного мира;

 б) Столбовского мира;                                   г) Ништадского мира.

7. Россия стала империей:

 а) в 1654 г.,  после воссоединения Украины и России;

 б) в 1613 г., когда Земский собор выбрал на российский трон Михаила Романова;

 в) в 1709 г., после успешной Полтавской баталии в Северной войне;

 г) в 1721 г., после заключения Ништадтского мира,  когда Петр I был провозглашен императором.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы: 1 – в 2 – г 3 – б 4 – вгба 5 – б 6 – г 7 – г

Слайд 2

Тема: Реформы управления Петра I

Слайд 3

План 1 . Создание сената и коллегий 2. Указ о единонаследии. Табель о рангах. 3. Реформа местного управления.

Слайд 4

Государственное управление России в XVII в. Царь Земские соборы Патриарх Боярская дума Приказы Местное управление Уезды (воеводы) Волости и станы

Слайд 5

РЕФОРМА ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Функции Сената: - Законодательная -Распорядительная -Судебная -Контролировал работу государственного аппарата в центре и на местах

Слайд 6

Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Сенат с 1711 г . генерал-прокурор

Слайд 7

Название коллегии Функции коллегии Коллегия иностранных дел Внешняя политика Воинская Сухопутной армией Юстиц-коллегия Гражданским и уголовным судом Берг-коллегия Горно-заводской промышленностью Мануфактур-коллегия Мануфактурной промышленностью Духовная коллегия (Правительствую-щий Синод Управление церковными делами

Слайд 8

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 г. – принятие Табели о рангах. Служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином, чины с 14 по 9 класс давали личное дворянство. Это давало возможность продвигаться по служебной лестнице вне зависимости от сословной принадлежности

Слайд 9

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 г – издан указ о единонаследии Вопрос: В чьих интересах был издан указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями ?

Слайд 10

Государственное управление после реформ Петра I . Царь ( с 1721 г. император) Синод с 1721 г обер-прокурор Сенат с 1711 г . генерал-прокурор Коллегии с 1718 г. Местное управление Губернии с 1708 г провинции уезды Военная Адмиралтейская Иностранных дел Камер-коллегия Штатс-контр-коллегия Ревизион-коллегия Мануфактур-коллегия Берг-коллегия Коммерц-коллегия Юстиц-коллегия Вотчиннная

Слайд 11

Итоги реформ : - Повысилась централизация и эффективность государственного управления. -Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. -Произошло окончательное установление абсолютизма. -Произошла бюрократизация управления.

Слайд 12

1. Правительствующий Сенат 2. Коллегии 3. Губернии 4. Табель о рангах.

Слайд 13

Домашнее задание 1. &5 2. * Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите ее цель и задачи.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

1. Вставьте пропущенные слова

1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.

3. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

4.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

2. Заполните таблицу

Название реформы

Старые органы управления

Новые органы управления

Значение преобразования

Реформа высших органов власти

Местное управление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Аграрная реформа Столыпина"

Урок разработан для обучающихся 9-х классов...

Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс

Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....

Конспект урока "Экономические реформы Петра I"

История, 8 класс, конспект урока...