Искусство кастрата эпохи барокко и контратенора наших дней.
занимательные факты по истории по теме

Хлопов Михаил Владимирович
Контратенор (инога пишут Контр-тенор) — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «си» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. Контратеноры обычно исполняют партии героев-мужчин, первоначально написанные для кастратов в эпоху барокко (XVII-XVIII века, тогда считалось, что подлинный герой может петь только таким голосом) и женские партии в операх композиторов католических стран этого времени. В 1585–1590 годах папа римский Сикст Пятый обнародовал первый указ, имевший целью не допускать женщин на театральную сцену, но тогда еще не существовало оперы. В XVII веке рождение оперы и ее бурный успех тут же привел к конфликтам между артистками с одной стороны, и папством — с другой. Случаи «непристойного поведения» женщин-певиц во время спектаклей дали повод нескольким папам регулярно подтверждать запрет и распространить его на оперные спектакли, но он соблюдался далеко не всегда. Певцы-кастраты становятся известными в IX веке (хор собора Святой Софии в Константинополе) и были популярными вплоть до 1204 года, когда в ходе IV крестового похода Константинополь был взят. Позже, почти через триста лет, традиция пения кастратов возрождается и совершенствуется в Италии.

Первоначально это были исполнители высоких партий в папской капелле, куда не могли быть допущены женщины. В дальнейшем кастраты начинают применяться и в светской музыке. Известно, что кастраты принимали участие в премьере оперы Монтеверди "Коронация Поппеи в 1642 году, но исследователи отмечают, что они пели в оперных постановках и раньше.

Несмотря на то, что сама кастрация была запрещена, консерватории находили способы обойти этот запрет, и певцы-кастраты были довольно многочисленны. Правда, их никогда не было во Франции, где мужчины имитировали их пение фальцетом (именно так поют и современные контратенора, это только имитация пения кастратов).

Последние в истории музыки кастраты пели в начале XX века, сохранились граммофонные записи, которые, однако, не обладают высоким качеством. Современный слушатель может судить об искусстве кастратов только по описаниям современников.

Голос кастрата отличался высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имел большую силу и мог исполнять сложные виртуозные пассажи большой длительностиУ кастратов связки не испытывали изменения, характерные для периода полового созревания, благодаря чему у кастратов частично сохранялся вокальный диапазон голосов несозревших мальчиков, развиваясь отлично от голосов некастрированных мужчин. По мере роста подростка (особенно лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон. Кроме того, кастрат продолжал петь в той же позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша, «с нуля». Кастрацию совершали в юном возрасте до начала мутации голоса, усекая сосуды, без кровоснабжения которых гормональное развитие организма приостанавливалось. 

Международная известность пришла к Ченчичу еще в детские годы, когда он был солистом знаменитого Венского хора мальчиков. В 1992 году Макс Эмануэль начал сольную карьеру. Ее поворотным моментом стало исполнение партии Нерона в опере «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди, за которую Ценчич был удостоен титула «Лучший молодой певец» от немецкого журнала Opernwelt (2003).  Многие записи Ценчича, сделанные за последние годы, удостоены престижных наград. Так, его совместный диск с Ф. Жарусски «Duetti» (дирижер У. Кристи) и диск с записью оперы Глюка «Эцио» (дирижер Алан Кертис) получили немецкую премию Echo Klassik. Запись оперы Генделя «Александр» (2012, Decca) завоевала шесть наград, включая «Оперный диск года 2013» от operaawards.com, и признана «Оперной записью года» на Mezzo TV. Запись оперы «Артаксеркс» Винчи (EMI/Virgin Classics) завоевала 11 международных премий, в т.ч. две Echo Klassik (CD в 2013, DVD в 2014) и две номинации на «Грэмми».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Эрмитаж - место "уединения" эпохи барокко в Царском Селе".

Одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора с русской душой Ф.—Б. Растрелли — павильон...

Эпоха Барокко

в данной презентации говорится о декоративном искусстве 17 века, эпохе барокко. также на слайде представлено подробное изображение интерьера, для последущего украшения. на слайде проедставлено поэтапн...

Разработка урока по МХК "Эпоха барокко"

Методическая разработка урока по МХК. 11 класс. Учебник Емохоновой(базовый уровень)...

Юмористический мультфильм "Замок Спящей красавицы" (я его сделал сам) для расширения эрудиции школьника в отношении искусства эпохи барокко и раннего классицизма.

Этот мой мультик "Замок Спящей красавицы" отмечен в числе лучших видеофайлов января месяца знаменитой программой Download Master с рейтингом "5" баллов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large"...

Учебный фильм "Композитор эпохи барокко на фоне эпохи"

Младший брат великого композитора Генри Перселла (у них пять лет разница в возрасте) Даниэль Перселл (1664-1717 годы). С подросткового возраста пел в хоре Королевской Капеллы, потом учился играть на о...

Храмы домонгольской эпохи Владимирской области сохранившиеся до наших дней

История и особенности постройки храмов во Владимирской области. http://www.youtube.com/watch?v=rpiAredpvas&feature=youtu.be...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...