Отечественная война 1812года
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Азанова Ольга Леонидовна

Урок-соревнование "Отечественная война 1812года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otechestvennaya_voyna_1812_g.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение средняя         общеобразовательная школа имени А.Н. Радищева

                                       Рейтинг@Mail.ru8 класс

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Азанова Ольга Леонидовна

Урок проведен 25.09.2012 г.

                                        г. Кузнецк-12

                                              2012 г

 "Отечественная война 1812г."

Азанова Ольга Леонидовна, учитель истории и обществознания 

Вид урока - повторительно-обобщающий

Форма урока – урок-соревнование

Цели:

1. На основе повторения обобщить и систематизировать пройденный материал.

2. Способствовать развитию речи, мышления, воображения. Продолжить развивать умения работать в группах, взаимодействовать со сверстниками.

3. Воспитывать интерес и уважение к истории своего Отечества.

Урок проводится в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7-8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы набранные каждой командой.

Оборудование урока:

- Карта “Отечественная война 1812 года”.

- Учебник “История России XIX век” А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. М., “Просвещение”, 2011 г.

 Плакаты с цитатами: «Новая Россия начинается с 1812 г.». (А.И.Герцен); «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». (Наполеон); «Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата». (М.И. Кутузов).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Главным направлением внешней политики России в начале 19 века была борьба с наполеоновской Францией. Значительная часть Европы была оккупирована французскими войсками. В 1807 г. после ряда поражений Россия подписала унизительный Тильзитский мир. В это же время Россия вела войны с Ираном, Турцией, Швецией, которые завершились для неё выгодным миром с каждой из стран.

В 1811 г. противоречия между Россией и Францией обострились, купцы и дворяне требовали отказа от континентальной блокады и продолжали тайно торговать с Англией. Это было вызовом Наполеону. В герцогство Варшавское Наполеон начал стягивать войска, создавая военные склады. Стремясь к мировому господству, Наполеон решил покорить Россию, лишить её независимости, превратить в аграрный придаток промышленной Франции. После покорения России Наполеон собирался пройти через неё в Индию, но просчитался.

Россия также готовилась к войне: укреплялись границы, крепости, создавались продовольственные базы, проводились рекрутские наборы. Русская армия обладала высокими моральными и боевыми качествами.

Конкурс-разминка

Вопросы первой команде

1. Какое событие произошло в 1807 году на плоту посреди реки Неман? (Подписан Тильзитский мирный договор между Россией и Францией.)

2. Когда и почему Финляндия вошла в состав России? (Швеция отказалась прекратить торговлю с Англией. Для России возникла угроза с моря и суши. Поэтому Александр I пошёл на войну со Швецией в 1808—1809 гг. Швеция проиграла и отдала России Финляндию.)

3. Почему Наполеон после заключения Тильзитского мира готовился к войне, какую цель он ставил перед собой? («Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её», — Наполеон.)

4. В чём было преимущество французского войска перед русским? (Всеобщая воинская обязанность во Франции позволяла в короткие сроки увеличить армию; армия снабжалась путём реквизиции, поэтому не было большого количества тыловых обозов, что делало армию мобильной; отношения между офицерами и солдатами были более демократичными).

Вопросы второй команде

1. Каковы были условия Тильзитского мира? (Россия не понесла территориальных потерь, но была вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде.)

2. Между Россией и Францией заключён Тильзитский мирной договор. Почему же и в России, и во Франции этим были недовольны? (Континентальная блокада была невыгодна России, купцы терпели убытки, падал курс рубля. Но Россия нарушала условия мирного договора, торгуя под американским флагом.)

3. Почему войну 1812 г. называют «Отечественной»? (Защищали своё Отечество.)

4. Почему военный поход Наполеона в Россию называют «нашествием двунадесяти языков»? (В его войске участвовали воины из завоёванных стран и стран-союзниц: немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы и т.д.)

Задание 1Проверка знания дат по истории Отечественной войны 1812 года.

На доске вывешиваются даты, связанные с войной России с наполеоновской Францией. Участники каждой из команд по очереди называют дату и соответствующее событие.

1 12 июня 1812 г. – Французские войска перешли реку Неман (границу России) и вторглись на территорию нашей страны.

2 4-6 августа 1812 г. – Смоленское сражение (1 и 2 армии)

3 17 августа 1812 г – Кутузов М.И. прибыл в армию

4 24 августа 1812 г. – бой за Шевардинский редут

5 26 августа 1812 г. . - Бородинское сражение

6 1 сентября 1812 г. – Военный совет в Филях

7 2 сентября 1812 г. – Русская армия покинула Москву

8 7 октября 1812 г. – Наполеоновские войска вышли из Москвы по направлению к Калуге

9 14-16 ноября 1812 г. – Сражение у реки Березины

10 25 декабря 1812 г. – Наполеоновская армия покинула Москву.

11 13 октября 1813 г. – Сражение под Лейпцигом (Германия) “Битва народов”

12 март 1814 г. – Союзные войска вступили в Париж (Пруссия, Австрия, Россия, Англия)

Наполеон арестован и отправлен на остров Эльба

Задание 2

Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

1) “Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём”

- Александр I, в начале Отечественной войны 1812 г.

2) “Наполеон не сможет нас победить, потому что для этого нужно нас наперёд перебить”

- Жители Москвы, при приближении Наполеона к столице.

3) “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”

- Александр I о назначении Кутузова М.И. главнокомандующим русской армии.

4) “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”

- Кутузов М.И., направляясь в армию в августе 1812 г.

5) “Пришёл Кутузов бить французов”

- Русские солдаты.

6) “Записался под знамёна не для чина, не для креста и не по выбору собственному, а потому что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты”.

- Русский поэт Василий Андреевич Жуковский, ушедший с ополчением навстречу врагу.

7) “ Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна”.

- Кутузов М.И. на военном совете в Филях.

8) “Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.

- Наполеон перед нападением на Россию в 1811 г.

9) “Война, которую готовит французский император против России, имеет цель поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе”

- Русский посол в Париже князь А.Б.Куракин в 1811 г.

10) “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!”

- Кутузов в своём обращении к солдатам перед Бородинской битвой.

11) “ Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество!”

- Наполеон, обращаясь к своим солдатам перед Бородинской битвой.

12) “Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он у моих ног. Это не сон!”

- Наполеон, стоя на Поклонной горе, восхищался Москвой, ожидая депутацию “бояр”

13) “ Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения. Таковы в настоящий момент чувства моего народа!”

- Кутузов, когда Наполеон будучи в Москве пытался заключить мирный договор с Россией.

14) “ Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

-Наполеон, вспоминая в последствии о Бородинском сражении.

Конкурс барабанщиков

Ведущий. Прошу подойти ко мне по одному человеку от команды. Вам сейчас предстоит идти вместе со своим отрядом в поход. Но вы не просто рядовые солдаты, вы — барабанщики. Вот вам барабаны, барабанные палочки. Посмотрим, кто из вас сможет лучше исполнить барабанный марш.

Дети барабанят.

Задание 3

Командам раздаются тексты тестов.

1. Назовите даты правления Александра I:

а) 1801 - 1825 гг.

б) 1796 - 1801 гг.

в) 1812 - 1824 гг.

2. Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:

а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию

б) Превосходством сил Наполеона

в) Неумелым руководством Александра I

3. Трёхдневная “Битва народов” в 1813 г, в которой были разбиты войска Наполеона, произошла:

а) Под Аустерлицем

б) При Ватерлоо

в) Под Лейпцигом

4. Из приведённых ниже участников войны 1812 г. партизанским отрядом командовал:

а) П.И.Багратион

б) Н.Н.Раевский

в) Д.В.Давыдов

5. Одним из итогов подписания Тильзитского минного договора (1807) стало:

а) Присоединение России к континентальной блокаде.

б) Укрепление позиций России на Балтике

в) Усиление роли России в Европе

6. Государства, вошедшие в “Священный союз”, созданный в 1815 г.:

а) Россия, Франция, Испания

б) Россия, Австрия, Пруссия

в) Россия, Польша, Турция

7. Название, не связанное с событиями войны 1812 года:

а) р. Березина

б) Тильзит

в) Малоярославец

8. Автор слов: “С потерей Москвы не потеряна ещё Россия”:

а) Александр I

б) Д.В.Давыдов

в) М.И.Кутузов

9. Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:

а) Сохранить русскую армию

б) Навязать Наполеону зимнюю компанию

в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону

10. Дата Бородинского сражения:

а) 7 июля 1812 г.

б) 26 августа 1812 г.

в) 8 ноября 1812 г.

11. 1 сентября в деревне под Москвой М.И.Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нём?

а) Как пополнить продовольственные запасы армии

б) Кто должен возглавить русскую армию

в) Оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови

12. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы. Кто командовал одной из них?

а) М.И.Кутузов

б) Александр I

в) Багратион

13. Какую реку форсировала французская армия, чтобы начато войну с Россией?

а) Березину

б) Неман

в) Прут

14. Кто был военным министром России к началу войны с Наполеоном?

а) М.И.Кутузов

б) А.А.Аракчеев

в) М.Б. Барклай де Толли

15. После какого сражения французской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге?

а) под Смоленском

б) под Калугой

в) под Малоярославцем

16. Назовите день вступления Наполеона в оставленную русской армией Москву:

а) 2 сентября 1812 г.

б) 15 августа 1812 г.

в) 7 ноября 1812 г.

Задание 4

На доске вывешиваются фамилии участников событий Отечественной войны 1812 г. Команды по очереди называют участника войны и дают ему краткую характеристику.

1) Кутузов Михаил Илларионович

С августа 1812 г главнокомандующий русской армией

2) Романов Александр Павлович

Александр I – император России 1801-1825 гг.

3) Барклай де Толли Михаил Богданович

С января 1810 г. военный министр России. Командующий 1-й армией

4) Давыдов Денис Васильевич

Подполковник гусарского полка, руководитель крупного партизанского отряда

5) Багратион Пётр Иванович

Руководитель 2-й русской армии. О нём Наполеон говорил: “Багратион - лучший генерал русской армии”. Служил под командованием Суворова А.В. в Бородинском сражении получил тяжелейшее ранение и через 3 недели скончался.

6) Ростопчин Фёдор Васильевич

Граф, генерал-губернатор Москвы в 1812 г.

7) Раевский Николай Николаевич

На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций.

Знаменитая батарея Раевского участвовала в сражениях под Дрезденом, Лейпцигом, Парижем.

8) Романов Константин Павлович

Младший брат императора, Александра I. Вместе со своей матерью, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и любимцем царя Аракчеевым возглавил группировку, требующую мира с Наполеоном

9) Курин Герасим

Крепостной крестьянин возглавил партизанский отряд численностью более 5 тысяч человек

10) Платов Матвей Иванович

Казачий атаман, командовал артиллерией в Бородинском сражении. Организовывал манёвры в тыл наполеоновских войск

«Разведчики»

Ведущий. Во время разведки вам удалось из вражеского штаба выкрасть пакет с ценной информацией. В нём находились эти 7 букв. Из них надо сложить фамилию полководца Отечественной войны 1812 г. Время пошло. (Багратион.)

Задание 5

Восстановите хронологическую последовательность событий:

1 а) Переход Наполеона через Неман

5 б) Бородинское сражение

3 в) Назначение Кутузова главнокомандующим

4 г) Шевардинское сражение

6 д) совет в Филях

2 е) Смоленское сражение

7 ж) Пожар Москвы

Восстановите хронологическую последовательность событий:

2 а) Бородинское сражение

4 б) Пожар Москвы

3 в) Совет в Филях

1 г) Приезд М.И. Кутузова в армию

6 д) Бой за Малоярославец

5 е) Оставление Москвы наполеоновской армией

7 ж) Переправа через Березину

Задание 6

Работа по карте. Команды по очереди подходят к карте, показывают географические объекты, связанные с Отечественной войной 1812 г.

- р. Неман

-р. Березина

- г. Смоленск

- деревня Бородино – 120 км от Москвы

- деревня Фили

- г. Москва

-г. Малоярославец

-г. Калуга

- Литва -1-я армия под командованием Барклая де Толли М.Б.

- Украина -3-я армия под командованием Тормасова Александра Петровича

- остров Эльба в 1814г. отправили Наполеона в ссылку

- остров Святой Елены (около Африки) 1815 г. отправлен Наполеон в ссылку

Задание 7

Текст с ошибками

1.

Зимой 1812 года французская республиканская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России.

Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве.

Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска.

Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.

8 ошибок

2.

В 120 км. от Москвы, у села Бородино, 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией, решил дать генеральное сражение.

Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск.

Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

Русские войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступить.

На военном совете в Москве Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И., так как необходимо было сохранить армию и флот.

8 ошибок

«Интенданты»

Ведущий. Прошу подойти ко мне по два человека от команды. Вы — интенданты, то есть люди, которые отвечают за материальное обеспечение армии. Вам сейчас предстоит «закупить» головные уборы: сделать из газеты «пилотки», «треуголки» — у кого что получится. Время на их изготовление — 1 минута.

Задание 8

Закончи выражение:

- 12 июня 1812 года “великая армия” Наполеона переправившись….

(через реку Неман, вторглась в пределы России)

- В конце июля 1812 года у Смоленска….

(двум русским армиям удалось соединиться)

- 17 августа 1812 года Кутузов….

(прибыл в армию, встреченный всеобщим ликованием)

- 1 сентября 1812 года в простой крестьянской избе…

(в деревне Фили проходил военный совет, где решалась судьба Москвы)

- Москва горела…

(6 дней. Погибло 3/4 городских построек. Пожар уничтожил склады с продовольствием)

- Приближались холода и Наполеон принял решение…

(вывести свою армию из Москвы в Калугу, где располагались продовольственные склады, там перезимовать и весной возобновить военные действия)

- В 1814 году Наполеон был сослан….

(на остров Эльба в Средиземном море. Через год он сбежал и захватил на 100 дней власть в Париже)

- В июне 1815 года в битве ….

(на картофельных полях близ селения Ватерлоо в Бельгии армия Наполеона окончательно была разбита

Бой капитанов

Ведущий. Вы прекрасно сражались. А теперь предстоит последний бой. Капитаны получают «медали», на оборотной стороне которых — вопросы. Если капитаны правильно на них ответят, то «медали» остаются в команде, которая получает 1 балл за каждую «медаль». Отвечайте быстро, как того требует военное время.

Вопросы первой команде

1. Где расположились русские войска после отступления из-под Бородина? (Под Тарутино.)

2. В чём было преимущество позиции русской армии на Бородинском поле? (Она закрывала старую и новую Смоленские дороги — они вели к Москве; правый фланг прикрывали река Колоча и Москва-река, а левый фланг — Утицкий лес.)

Вопросы второй команде

1. Какие укрепления были у русских на Бородинском поле? (Шевардинский редут у деревни Шевардино, батарея Раевского, Багратионовы флеши.)

2. Почему Наполеон с неохотой возвращался по старой Смоленской дороге? (Она была разорена им самим, и население там было озлоблено против Наполеона.)

Ведущий. Ну что ж, закончилось Бородинское сражение, подошла к концу и наша встреча. Прошу жюри огласить окончательные итоги и сказать заключительное слово.

(Оглашение окончательных результатов, награждение победителей и участников игры.)

Ведущий. Я поздравляю игроков, жюри, болельщиков. Спасибо ребятам за их великолепную игру. До свидания. Всего вам доброго.

Результат: Все этапы урока были  выполнены.  Каждый ученик был участником образовательного процесса и мог реализовать себя по своим способностям.                                                                                                            Весь урок был ориентирован на максимальную самостоятельность учащихся.

В «Мозговом штурме» участвовали две команды: «Гусары» и «Народные мстители».Победу одержала команда «Народные мстители». Капитан команды Зуйков Егор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка уроков по теме " Отечественная война 1812года"

Данная методическая разработка - это блок из 4-х уроков, в ходе которых последовательно изучается тема " Отечественная война 1812года" , с применением разных педтехнологий и ИКТ на уроке истории в 8 к...

Классный час «Отечественная война 1812года»

На  классном часе мы поговорим ещё о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIXвека,  Отечественная война 1812 года., выясним, что значит «Отечество» из словаря Даля. ...

методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812года"

Разработка урока " Отечественная война 1812 года". Представлены цели, ход урока урока, его заключительная часть, итог. Имеется дополнительный материал к каждому этапу урока. Данный урок  пос...

Внутренняя политика Александра1 после Отечественной войны 1812года.. Восстание декбристов

Презентация и разработка урока  к теме Внутрення политика Александра 1 после Отечественной войны 1812 года.Восстание декабристов 1825 г. История России  10 класс...

История России "Отечественная войны 1812года" презентация

Презентация по истории России, тема: "Отечественная война 1812 года"...

Классный час: "Отечественная война 1812года"

Классный час посвящен героическим событиям в истории нашей страны -Отечественной войне 1812 года.  рассматривается вопрос о патриотизме. героизме наших людей....

проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства

Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....