Тема: Что изучает история Средних веков.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема: Что изучает история Средних веков.

Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_vvedenie_chto_izuchaet_istoriya_srednih_vekov.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 6а, 6б

Дата: 3.09.2015

Тема: Что изучает история Средних веков.

Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Задачи:

Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.

Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук, проектор, презентация.

содержание

примечание

1

Организационный момент

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.

За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания.

В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.

Давайте его откроем.

- Что мы можем с вами увидеть на форзаце?

- Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

- Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.

  1. Покажите на карте:
  • территории, где возникли первые цивилизации;
  • территорию Римской империи.
  1. Вспомним основные даты:

753 г. до н.э. – Основание Рима

74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака

395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства

  1. А теперь попробуйте вспомнить определения:

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)

Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность

Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений

Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок

- Что изображено на слайде?

Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы:

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история

(сл. 2)

(сл. 3)

(сл.4)

(сл. 5)

(сл. 6)

2

3

Изучение нового материала.

- Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим – всё это Древний мир.

В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос.

Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества.

Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга:

                1) первобытный мир

                2) Древний (античный мир)

                3) Средние века

                4) Новое время

                5) Новейшая эпоха.

Как назывался курс истории, который вы  изучали в 5 классе?

Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.

Откуда же такое странное название «средние века»?

Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая.

Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.

Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.

Понятие «Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время.  Но основное внимание мы уделим Европе.

Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».

Две точки зрения:

Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.

А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.

Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги ещё не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди владели столь смертоносным оружием, как нынешнее.

Средние века были якобы временем, когда умели ценить благородство, мужество, достоинство. Прекрасные рыцари и благородные дамы. Это время благородных разбойников и мудрых королей. Это образ средневековья – светлый или романтичный.

Какая же точка зрения верная?

Это нам и предстоит выяснить в течение изучения курса Средние века.

Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.

Как вы видите, эпоха Средневековья намного короче эпохи Древнего мира, но она намного больше насыщена событиями. Чтобы лучше понимать их, историки выделяют в Средневековье 3 периода (схему – в тетрадь). Сначала на руинах античности складывается новое устройство общества – это раннее Средневековье, длившееся  с конца V по конец XI века. Затем наступает этап расцвета Средневековья. Развитое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, последний период, XIV- XV века, - это позднее Средневековье, его осень, преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, - Нового времени.

Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?

- Давайте вспомним, что такое исторический источник?

 - На какие виды подразделяются источники?

Исторические источники –

1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).

Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей.

2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники). Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения.

3. Этнографические источники (свадебные и похоронные обряды)

От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.

4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)

Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека

(сл. 8)

(сл. 9)

(сл. 10)

Лента времени

стр. 7 учебника

слайд

Схему зарисовать  в тетрадь

4

Закрепление изученного материла.

Задание 1. Умеете ли вы считать?

  1. Сколько лет продолжалась история средних веков? (11 веков).
  2. Сколько столетий назад началась история средних веков? (17 веков назад).
  3. Напишите любой год, относящийся VI в. XII в.
  4. К какому веку относятся 843 г.? 1453 г.? 1054 г ?
  5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
  6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXVIII, XXIV.

Задание 2. Чем мы обязаны средневековью?

Отметьте в списке те вещи, которые появились в средние века и существуют до сих пор (выделены жирным шрифтом): солнечные часы, компас, радио, римские цифры, ножницы, алфавит, автомобиль, гербы знатных родов, колесо,порох, бумага, папирус, пергамент, брюки, электричество, календари, христианская религия, очки, пирамиды, шадуф, клинопись.

Задание 3. Что означают слова, пришедшие из эпохи средневековья?

Рыцарь, шедевр, герцог, граф, король, жонглер, парламент, римский папа.

5

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе.

Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых — самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.

В центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоят человек и его дела, судьбы народов и их выдающихся деятелей и, конечно же, общественное устройство, определяющее повседневную жизнь людей. Мы узнаем о средневековых странах, их правителях и полководцах, о борьбе людей за независимость, права и свободу, о замечательных ученых и творцах, чьими произведениями до сих пор восхищается всё человечество, о том, как люди трудились, развлекались, растили детей.

Изучение истории поможет представить многообразную жизнь

средневекового человека — труженика, воина, правителя, творца, каковы были жилища людей и обстановка в них, пища, одежда, оружие и инструменты, как проводили люди будни и праздники, как учились.

Мы познакомимся с замечательной поэзией, живописью, архитектурой Средневековья, как постепенно складывались важнейшие законы и обычаи, разрабатывалось христианское вероучение и формировалась христианская церковь, о средневековых философах.

Итак, подведем итог.

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;

6

Домашнее задание 

Рисунок Средневековый замок. Вопрос страница 10, страница 12 «Вспомни»

Учебник с 5-11 читать.

Подготовиться к тесту