Главные вкладки

    Разработка урока по теме Культура Византии История средних веков 6 класс
    план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

    Михалёва Татьяна Александровна

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока учителя истории Михалевой Т.А.

    Урок-воображаемая экскурсия

    Тема:  Путешествие по Константинополю.

    Цель: создать представления о высоком уровне развития византийской культуры в эпоху средневековья.        

    Задачи:

    1.Информационная.  Создать представления о византийской культуре. 2.Развивающая. Развивать умение анализировать памятники искусства, работать в группе, решать познавательные задачи.

    3.Воспитательная. Воспитывать интерес и уважение к памятникам  искусства.

    Оборудование:

    1.Интерактивная карта Римской империи с обозначением Константинополя.  

    2.План Константинополя.

    3.3-Д карта Константинополя.

    4.Византийская музыка.

    5.Иллюстрации.

    6.Карточки с заданиями.

    План урока

    1.История возникновения города. План города.

    2.Наука и образование  в Византии.

    3.На приеме у византийского императора.

    4.Храм святой Софии.

    Опережающее домашнее задание:

    Учитель выбирает 2-х учеников, которые получают роли и разыграют небольшую сценку «На приеме у византийского императора».

    Ход урока.

    Ребята! Мы с вами совершим сейчас путешествие по одному из красивейших и впечатляющих городов средневековья  - Константинополю.

    - Столицей, какого государства он был?

    (Византия).

    -Если бы мы сказали – Византия, то жители нас не поняли, потому что термин «Византия» дали ему итальянские ученые эпохи Возрождения через много лет после того как государство перестало существовать.

    - Но вам известно  еще одно название этого государства?

    (Восточная Римская империя)

    - А почему Восточная Римская империя?

    (395 г. Римская империя была разделена на 2 государства -  Восточную и Западную) (Учитель показывает на карте)

    - Что вы знаете о происхождении названия Константинополь?

    (Потому что император Константин не любил шумный и грязный Рим и перенес столицу)

    И так мы начинаем наше путешествие. Проецируется карта Римской империи с обозначением Константинополя.

    - Назовите особенности географического положения города.

    (Константинополь расположен на берегу Босфор, стоял на пересечении двух важных торговых путей: сухопутного -  из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Черное море.)

    - Предлагаю посмотреть на план города.  

    -Император Константин, укрепив город мощными стенами, начал возведение Большого императорского дворца.

    В 431 и 447 гг.были возведены новые городские стены. От Мраморного моря к заливу Золотой рог тянулся выложенный камнем ров шириной более 20 метров. За ним поднималась зубчатая стена, а дальше щетинился 2-ой ряд стен и башен высотой в 5этажный дом. Башни 3-ей стены достигали в высоту 40 м. Тогда же были созданы новые кварталы.  

    В начале IV в. – насчитывалось 87 тыс.жителей. Город рос и уже в п.п. VI в. – 375 тыс.жителей….Это же столько же, сколько было в самом Риме! И Константинополь не уступает  Риму и в красоте и в богатстве.  

    А сколько жителей в Новом Уренгое?

    (Население 119,6 тыс. человек (2010))

    - Совершено, верно.

    И так мы в Константинополе. На улицах расположены не только торговые лавки, но и учебные заведения. Сюда из Греции, Сирии,  Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Так же был основан университет.

    Чтобы  представить об особенностях образования и науки в Византии мы с вами разделимся на 7 групп. У каждой группы есть свое задание, в течение 4 минут  вы работаете в своих группах, а потом вы озвучите ответы..  

    Цель работы в группах: определить уровень грамотности разных слоев населения.

    1 группа. Представьте что вы крестьяне. Могли ли вы  получить образование в Византии? (Сами крестьяне не могли, но их дети могли обучаться и в дальнейшим поступать на хорошие должности.)

    2 группа.  Представьте что вы ремесленники. Нуждаетесь ли вы в каких либо знаниях? (Да, в химии, сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок)

    3 группа. Представьте что вы торговцы, оправляетесь в дальние страны. Знания каких наук вам потребуются для введение успешной торговли. (География, математика)

    4 группа. Представьте что вы горожане, и вы обнаружили у себя симптомы неизвестной болезни. Что вы будете делать как житель Константинополя. (Обратимся к лекарю, т.к. в Византии составлялись учебные пособия по медицине, появилось медицинское училище, где обучали врачебному искусству.)

    5 группа. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясания и движения являются, согласно выдумке ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможность и сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри…Но так объяснило это явление пустословие эллинов. Я же полагаю…что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета».

    Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными?  Какой точки зрения он сам придерживался?

    6 группа. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача, решите ее: «Господин берет со своих зависимых крестьян 5 мер зерна с каждых 8 мер (урожая). На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?»

    7 группа. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III).

    О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?

    На подготовку учащимся дается 3-4 минут, на ответ 5-6 минут.

    Таким образом, уровень образования в Византии был высок.  Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

    А теперь мы с вами оказываемся на главной площади, которая называется – Августейон. Здесь расположен Большой Императорский дворец. Проецируем карту.

    Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать  о том, как он выглядел, т.к. он не сохранился, но зато мы можем послушать послов, которые были на приеме у императора.

    Сценка «Беседа двух послов об императорском приеме». Участвуют два ученика. На доске проецируется иллюстрации и звучит византийская музыка.

    Задание перед сценкой: какое впечатление оказал приема у императора на послов?

    Первый посол. Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове золотой Шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы — все как на подбор — гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных зал, роскошью одежд и оружия. Наконец, нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

    Второй посол. А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад.., когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.

    Итак, какое впечатление оказал прием у императора на послов?

    Как вы думаете, о чем должен был свидетельствовать такой прием византийского императора? Что он хотел этим показать?

    Можно ли было еще где-нибудь в Европе увидеть нечто подобное?

            После приема у императора я предлагаю посмотреть самую главную достопримечательность Константинополя, которая сохранилась до наших дней – Храм Святой Софии.

    Проецируется изображение Собора. Рассказ учителя.

    Византийский историк Прокопий Кесарийский писал:

    «Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели мятеж, который получил название «Ника» («Побеждай»). Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую... И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров... Этот храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом... Несказанной красотой славится он... Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С этой и другой стороны — две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением — золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая — для женщин... Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами».

    Учитель показывает иллюстрации храма Св. Софии. 

    Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда мы входим внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед нами развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром 31,5 метра. Длина храма 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов наш взор охватывает все это пространство целиком, и он кажется нам, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

    Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

    Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Некоторые части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX—XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. (Иллюстрации).

    Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.

    Одной из первых была воссоздана, великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

    Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

    Мы с вами рассмотрели наиболее грандиозные сооружения средневекового Константинополя. Но это не значит, что мы увидели весь город и поняли его жизнь.

    Хочу отметить, что в столице наряду с красотой и роскошью были многочисленные узкие и зловонные улицы, тесно застроенные высокими домами с десятками каморок, заселенных городской беднотой. Константинополь был заполнен голодным и нищим людом, не находившим для себя ни постоянного заработка, ни пропитания. В царственной столице рядом с дворцовой пышностью ютилась вопиющая нищета.

    Наше путешествие подошло к концу и мне хочется узнать, что же произвело на вас большее впечатление.

            Итог

    Я предлагаю, вам составить Синквейн на понравившуюся тему – либо это о школах Византии, либо о приеме императора, или про Храм Святой Софии.

    Правила составления Синквейна у вас лежат на партах.

    Синквейн - пятистрочная стихотворная форма

    Правила составления синквейна:

    В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

    Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

    Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

    Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

    Пятая строка – одно слово, синоним темы.

    Несколько минут на составление и заслушивание синквейна.

    Домашнее задание

    Домашнее задание проецируется на доску.

    Параграф 7, и творческое задание:

    а) нарисуйте иллюстрации к вашему «путешествию» по Константинополю;

    б) напишите приключенческий рассказ на тему: «Однажды в Константинополе...» (в рассказе опишите облик города, эпоху, о которой пойдет речь);

    в) подберите материалы и напишите текст воображаемой экскурсии по храму Св. Софии, используя следующий план: история создания храма, его внешний вид и внутреннее убранство, оценки современников и ученых, дальнейшая судьба храма, его современное состояние.



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока истории в 6 классе

    Учитель    Михалёва Татьяна Александровна

    Тема урока: "Путешествие по Константинополю"

    Цель урока: создать представления о высоком уровне развития византийской культуры в эпоху средневековья

    Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

    Планируемые результаты:

    Личностные   воспитание чувства уважения к достижениям культуры; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории  как науке

    Метапредметные  развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические документы; развитие у учащихся творческих возможностей

    Предметные  развитие умений работать с текстом учебника

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

    Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, карточки  с заданием для самостоятельной работы.

    Основные понятия  изучаемые  на уроке: Константинополь, математика, медицина, химия, механика, собор, мозаика, фреска.

                                                       

    Технологическая карта


    п/п

    Этап

    УУД

    Деятельность

    ЭОР

    Время

    (в мин.)

    Учителя

    Учащихся

    1

    Организационный момент

    Уметь организовываться к работе

    Проверяет готовность к уроку

    Приветствуют учителя.

    1

    2

    Актуализация опорных знаний

    Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов

    Ребята! Мы с вами совершим сейчас путешествие по одному из красивейших и впечатляющих городов средневековья  - Константинополю.

    - Столицей, какого государства он был?


    -Если бы мы сказали – Византия, то жители нас не поняли, потому что термин «Византия» дали ему итальянские ученые эпохи Возрождения через много лет после того как государство перестало существовать.

    - Но вам известно  еще одно название этого государства?

    - А почему Восточная Римская империя?

    - Что вы знаете о происхождении названия Константинополь?

    - Назовите особенности географического положения города.

    Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения , записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.



    Интерактивная карта Римской империи с обозначением Константинополя.

    5

    3

     Создание проблемной ситуации

    Умение строить поиск решения, анализировать результаты

    Предлагает по тексту учебника (параграф 7 п.1) дать характеристику Византии и сделать вывод.

    Выполняют задания, перечисляя особенности Византии в сравнении со странами западной Европы, пытаются сделать вывод.

    3

    4

    Мотивация

    Умение ставить учебные цели

    Организует обсуждение возникших затруднений

    Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

    3

    4

    Изучение нового материала

    Работать с новой информацией самостоятельно,  находить ответы на поставленные вопросы,

    Побуждает учащихся к самостоятельному формулированию ответов на поставленные вопросы


    Самостоятельно читают текст документа и отвечают на вопросы, учителя, самостоятельно формулируют выводы

    Документы

    для каждой группы

    10

    6

    Динамическая пауза

    Формирование ответственного отношения к своему здоровью

    Использует музыкальную презентацию «Веселый цыплёнок»

    Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

    Презентация «Весёлый цыплёнок»

    1

    7

    Первичное применение нового знания

    Формирование  умения анализа предложенногоматериала, организации познавательной деятельности,

    Организует работу по закреплению первичных знаний.




    А теперь мы с вами оказываемся на главной площади, которая называется – Августейон. Здесь расположен Большой Императорский дворец. .

    Давайте проникнем в Большой императорский дворец. Мы ничего не можем сказать  о том, как он выглядел, т.к. он не сохранился, но зато мы можем послушать послов, которые были на приеме у императора.


    Как вы думаете, о чем должен был свидетельствовать такой прием византийского императора? Что он хотел этим показать?

    Можно ли было еще где-нибудь в Европе увидеть нечто подобное?

    Смотрят сценку

    отвечают на вопрос: какое впечатление оказал приема у императора на послов?

    Слайды презентации византийская музыка.

    5












    8

    Рассказ учителя о храме Святой Софии

    Умение слушать историческую информацию, извлекать главное

    Организует работу по восприятию  новых знаний.

     Записать особенности собора в тетрадь

     Изображение  Собора святой Софии

    5

    9

    Итог урока

    Осуществлять познавательную рефлексию

    Подводит итог урока, организует работу по составлению синквейна

    Составляют синквейн, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

    5

    10

    Инструктаж домашнего задания

    Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;

     Параграф 7, и творческое задание:

    а) нарисуйте иллюстрации к вашему «путешествию» по Константинополю;

    б) напишите приключенческий рассказ на тему: «Однажды в Константинополе...» (в рассказе опишите облик города, эпоху, о которой пойдет речь);

    в) подберите материалы и напишите текст воображаемой экскурсии по храму Св. Софии, используя следующий план: история создания храма, его внешний вид и внутреннее убранство, оценки современников и ученых, дальнейшая судьба храма, его современное состояние.

    Задают вопросы по домашнему  заданию

    2

     Приложения

    Задания группам

    1 группа. Представьте что вы крестьяне. Могли ли вы  получить образование в Византии? (Сами крестьяне не могли, но их дети могли обучаться и в дальнейшим поступать на хорошие должности.)

    2 группа.  Представьте что вы ремесленники. Нуждаетесь ли вы в каких либо знаниях? (Да, в химии, сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок)

    3 группа. Представьте что вы торговцы, оправляетесь в дальние страны. Знания каких наук вам потребуются для введение успешной торговли. (География, математика)

    4 группа. Представьте что вы горожане, и вы обнаружили у себя симптомы неизвестной болезни. Что вы будете делать как житель Константинополя. (Обратимся к лекарю, т.к. в Византии составлялись учебные пособия по медицине, появилось медицинское училище, где обучали врачебному искусству.)

    5 группа. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясания и движения являются, согласно выдумке ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможность и сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри…Но так объяснило это явление пустословие эллинов. Я же полагаю…что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета».

    Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными?  Какой точки зрения он сам придерживался?

    6 группа. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача, решите ее: «Господин берет со своих зависимых крестьян 5 мер зерна с каждых 8 мер (урожая). На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?»

    7 группа. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III).

    О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?

    На подготовку учащимся дается 3-4 минут, на ответ 5-6 минут.

    Текст для сценки

    Первый посол. Я шел по великолепным залам дворца, а по бокам выстроились гвардейцы. В руке у каждого был золотой щит, на голове золотой Шлем с развевающимся красным султаном, у бедра — меч, а на плече — обоюдоострая секира; впереди них я увидел знаменосцев с гордо поднятыми разноцветными знаменами. Как гвардейцы, так и знаменосцы — все как на подбор — гигантского роста и крепкого телосложения. Я был поражен размерами и великолепием многочисленных зал, роскошью одежд и оружия. Наконец, нас остановили перед дверью, закрытой пурпуровой завесой. После томительного ожидания завеса как бы внезапно отдернулась и моему изумленному взору предстал император во всем блеске своего величия: он сидел на троне, над его головой две статуи Победы держали лавровый венок, вокруг трона группировались телохранители в белых туниках с золотыми ожерельями на шеях, а поодаль располагались сенаторы и сановники в пышных одеяниях. Я и моя свита троекратно повергались ниц, ожидая каждый раз, что император вот-вот пригласит нас подняться. Затем, приблизившись, я был вынужден целовать ноги государя и униженно просить его соизволить принять подарки, которые я привез. Тогда подарки были расставлены перед монархом, которому заблаговременно послали их списки и он знал им точную цену; после принятия подарков император несколькими милостивыми словами прекратил аудиенцию и отпустил нас.

    Второй посол. А еще я видел такую диковинку!.. Перед троном императора стояло бронзовое позолоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие соответственно своей птичьей породе на разные голоса. Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее — повыше, а вслед за тем — возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть, и, двигая языком, издавали рычание... При моем появлении зарычали львы, защебетали птицы, каждая на свой лад.., когда, склонившись перед императором, я в третий раз отвешивал поклон, то, подняв голову, увидел его, кого только что видел сидящим на небольшом возвышении, сидящим теперь чуть ли не под потолком зала и одетым в другие одежды.

    Рассказ учителя

    Византийский историк Прокопий Кесарийский писал:

    «Некогда в Византии городская толпа и подонки общества восстали против императора Юстиниана и произвели мятеж, который получил название «Ника» («Побеждай»). Показывая, что не против одного только императора, но в своем беззаконии они подняли руки и против Бога, они дерзнули сжечь и церковь христианскую... И вот император со всем рвением приступил к строительству, не жалея никаких средств; со всей земли он собрал каких только мог мастеров... Этот храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом... Несказанной красотой славится он... Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой и великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней. С этой и другой стороны — две галереи; и у них потолок является куполом, а украшением — золото. Одна из этих галерей назначена для молящихся мужчин, другая — для женщин... Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами».

    Учитель показывает иллюстрации храма Св. Софии. 

    Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда мы входим внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед нами развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром 31,5 метра. Длина храма 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу полукуполов наш взор охватывает все это пространство целиком, и он кажется нам, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

    Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

    Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Некоторые части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX—XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. (Иллюстрации).

    Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.

    Одной из первых была воссоздана, великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

    Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

    Правила составления синквейна

    В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

    Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

    Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

    Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

    Пятая строка – одно слово, синоним темы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"

    Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...

    Разработка урока "За стенами замка" по истории средних веков 6 класс.

    Целью разработки урока, которую я представляю, является максимальное использование различных форм подачи учебного материала. Музыка, презентация, схема на доске, мини-спектакль, видео фрагмент, все эт...

    Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6

    Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования  МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...

    Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

    Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

    Методическая разработка урока по теме: «МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»

    Форма урока: урок-экскурсия. Класс: 9. Предмет: Религии России. Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество». Тема урока: «Монастыри в X – XIII веках» (урок 1)....

    Тема: Что изучает история Средних веков.

    Тема: Что изучает история Средних веков.Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.Основные понятия: история, сред...