Главные вкладки

    Методическая разработка урока по теме: «МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Форма урока: урок-экскурсия. Класс: 9. Предмет: Религии России. Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество». Тема урока: «Монастыри в XXIII веках» (урок 1).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_po_teme_monashestvo.zip2.41 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа

    Уренского муниципального района Нижегородской области

    Методическая разработка урока по теме:

    «МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»

                                                    Автор составитель:        

          учитель МБОУ Б.Терсенской СОШ

     Гаврилова Татьяна Борисовна.

           Преподаваемый предмет:

            религии России

    2013

    Форма урока: урок-экскурсия

    Класс: 9

    Предмет: Религии России

    Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество»

    Тема: «Монастыри в X – XIII веках» (урок 1).

    Цель занятия: сформировать представление о сути монашества; познакомить обучающихся с историей возникновения и развития русских монастырей.

    Задачи:

    1. Выявить роль монастырей в истории России.
    2. Развивать интерес к знаниям о монастырях, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
    3. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского народа.

    Тип урока: вводный урок. 

    Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, карта «Религии народов России», иллюстрации, схемы.

    Цифровые информационные ресурсы: компьютерная презентация,  видеосюжет.

    Понятийный аппарат: монастырь, монах, обет, братия, епископ, епископат, рясофор, малая схима, великая схима, общежительный монастырь.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    Здравствуйте! Я рада встрече с вами, надеюсь, вы сегодня узнаете много интересного и полезного; станете не только внимательными слушателями, но и активными участниками нашей деятельности.

    II. Актуализация знаний.

    Они расположены по всей России: от Балтики до Дальнего Востока, от Кольского полуострова до Крыма. Их называли  светильниками в ночи безбожия. В них  шла  большая просветительская работа, переписывались  книги,  развивались   самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

    Вы уже догадались  о чем пойдёт   речь сегодня на уроке?  

    Сообщение темы и цели урока (обучающиеся вместе с учителем формулируют цель урока).

    На сегодняшнем уроке мы открываем новую главу в истории православия – мир русского монастыря.               (демонстрация слайда №1)

    III. Изучение нового материала.

    Монашество (греч. - одинокий) -  сложилось в христианстве в кон. III- нач. IV в. в Египте и Сирии. На Руси монашество появляется в кон. X - нач. XI в.  

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

    Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахом становятся тот, кто решил  посвятить свою жизнь служению Богу. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.  

    По ходу рассказа учителя учащиеся составляют схему «Обеты монахов».

    Монах (инок - т. е. иной, не такой, как все) принимает обеты.  (слайд  №2)

     Обет  - торжественное обещание, обязательство. Основных обетов 3: нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти, полного отказа от собственной воли).                                                  (слайд №3)

    Проживающих в одном монастыре монахов называют монастырской братией.

    - Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?  Давайте создадим словесный портрет монаха. (Ответы обучающихся).

    Монахи одеты по-особому. Они носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину.                             (слайд №4) Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках неспешно  перебирают чётки, произнося «про себя» молитву.                                                 (слайд №5)

    Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры», клобук - «шлем веры». Одежды православного монашества черные, что является символом отказа от мира. Принятие в монашество происходит в чине пострижения.                                                     (слайд №6)

    Постриг монаха означает, что он сам отдает себя в слуги Христу.   Начинается его совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Степени монашества».                                                                                        (слайд №7)

    Существуют три степени монашества: рясофор (пострижение с правом ношения рясы и клобука), малая схима (с правом ношения мантии - т.н. "мантийный монах") и великая схима (схимник облачается в особое облачение и носит куколь). Монах-схимник приносит особые обеты строгой уединенной жизни и проводит свою жизнь в затворе. Из представителей монашества (как правило, монахи малой схимы) в русской православной традиции формируется высшее руководство Церкви - епископат.  (слайд №8)

    Некоторые монахи носили власяницы. Власяница преподобного Нила сохранилась до наших дней.                                                               (слайд №9)

    Святые отцы называли эту одежду «тягчайшим оружием в битве духовной». Монахов часто называют Христовым воинством. Как в любом войске, так и в монашеском есть тяжело- и легковооруженные воины. Власяница считалась оружием воина, выступавшего на битву с самым грозным врагом. Не случайно, даже по внешнему своему виду, власяница напоминает кольчугу, только связана она не из металлических звеньев, а из колючей шерсти. Надевали власяницу прямо на голое тело для  смирения своей плоти.

    Другим орудием смирения были вериги.                                     (слайд №10)

    В XIX веке в Тверском музее хранились вериги, происходившие из неизвестного тверского монастыря. Они представляли собой обруч, который надевался на пояс, железными цепями к обручу прикреплялись два креста. Весили вериги 13 фунтов (то есть около 5 кг 850 г). Можно себе представить, чего стоили земные поклоны, которые монах совершал в таком облачении.

     Монашеская жизнь имела самые разнообразные формы.

    Были монахи-отшельники, которые жили в совершенном одиночестве. О множестве из них мы и не знаем, так как некому было сообщить об их подвигах и трудах. Были странствующие иноки.

    Был «скитской» тип монастырей – в таком монастыре каждый монах жил, трудился и питался самостоятельно, но был под руководством старца-наставника и участвовал в общей молитве.

    Были «киновии» – общежительные монастыри (на Руси таковыми были почти все, а в настоящее время практически 100% наших монастырей). В таком монастыре братия трудится и молится вместе, пищу и одежду получает в монастыре, не имеет никакого имущества, подчиняется настоятелю.

    Работа с документом «Устав монастыря Санаксарского» (обучающиеся читают орывок из монастырского устава и отвечают на вопросы к документу)

    Вопросы к документу:

    1. О каком типе монастыря идет речь в документе?
    2. Каков срок послушания для желающего стать монахом был установлен в Санаксарском монастыре?
    3. Каковы обязанности монахов в монастырях такого типа?

    Вы уже поняли, что основной принцип монашеской жизни: «трудись и молись».  В православии есть одноименная притча.                        (слайд №11) 

    «Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом. -Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо? Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

    Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские.(слайд №12)

    Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святого (978–1015) и князя Ярослава Мудрого (1019–1054). Первые упоминаемые в источниках монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства и обеспечивали всем необходимым.

    По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Южной Руси».                                                                                                (слайд №13)

    Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о некоторых из них сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания.

    В XI в. они создавались в основном в Южной Руси: в Чернигове Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Богородицы, в Тмутаракани мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы, в Переяславле мужской монастырь во имя св. Иоанна, во Владимире Волынском Святогорский мужской монастырь и др.                       (слайд №14)

    По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют схему «Монастыри Северо-Восточной Руси».                                                                          (слайд  №15)

    Однако были монастыри и в северо-восточных пределах:        (слайд №16) в Муроме (Муромский Спасский), в Суздале (мужской монастырь во имя св. Дмитрия Солунского),  в Ростове (Авраамиев Богоявленский мужской монастырь).

    Некоторые из этих обителей были разрушены в 1240 г., но многие сохранились и умножали славу в следующих веках. В ХII в. 14 из 43 основанных в этом веке монастырей было создано в Новгороде. Одним из древнейших новгородских монастырей был Юрьев.                        (слайд №17)

    Монгольское нашествие прервало естественное течение монастырской жизни: многие монастыри были разрушены вместе c городами, многие пострадали от погрома и опустошения, не все монастыри ХI–ХIII вв. были впоследствии восстановлены.

    1. Закрепление.

    В течение урока  мы говорили о возникновении и развитии монастырей в России,  посмотрим, насколько вы были внимательны.

    1. Подпишите, как называются части монашеского облачения  (слайд № 18)

    C:\Users\Татьяна\Desktop\презентация монастыри\куколь.jpg            C:\Users\Татьяна\Desktop\презентация монастыри\клобук.jpg      Картинка 3 из 628   

                                       

    1. Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «-» неверные утверждения.                                                                                        (слайд № 19)

    А) Монашество как форма воплощения аскетического идеала исторически сложилась в христианстве в конце III – нач.IV века.

    Б) На Руси монашество появилось в конце XI – нач.XII века.

    В) Первым большим монастырём на Руси был монастырь святого Георгия.

    Г) Высшее руководство Церкви - епископат - формируется из представителей малой схимы.

    Д) Монгольское нашествие никак не отразилось на судьбе монастырей.

    V. Завершение урока

    И в завершение урока мы совершим виртуальную экскурсию в Валаамский монастырь, расположенный на островах в Карелии.                      (слайд № 20) 

     Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Валаам русским Афоном. По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

    Просмотр видеосюжета «Валаам – Земля Бога»                      (слайд № 21)

     VI. Домашнее задание (один из вариантов на выбор обучающихся): 

    (слайд № 22)

    • разработать макет  буклета для  паломников с описанием одного из монастырей Нижегородской епархии;
    • доказать примерами, что православное монашество делило судьбу народа и государства в разные периоды истории.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. Компьютерная презентация «Православные монастыри. Монашество»

    2. Устав монастыря Санаксарского (1885 г.)

    3.  Видеосюжет «Валаам – Земля Бога»

    Приложение 2

    Устав монастыря Санаксарского

    (1885 год)

     Братия обязаны все:

    •  Приходить неленостно к началу всякаго богослужения. Это первая святая обязаность каждаго.
    •  Прежде окончания богослужения из церкви отнюдь не выходить.
    •  В церковь ходят все монашествующие в мантиях, ко всякой службе.

    Из общаго достояния монастыря каждому … дается: одежда – летняя и зимняя, обувь, белье, освещение для келий, отопление и прочее необходимое.

    Трапеза ежедневно приготовляется для всех общая, — одинаковая. Кроме немощи, или болезни, в келии особенно трапезовать никому не дозволяется…

    Братия … сами исправляют все необходимые дела и труды, на общую пользу монастыря: приготовляют трапезу: пекут хлебы, приготовляют для питья квас, возделывают огороды, моют белье, караулят лес: в известныя времена: трудятся на сенокосе, на ловле рыбы. Послушание братиям, смотря по способности, назначаются, по благословению и разсмотрению настоятеля.  

    Желающих поступить вновь в монастырь - в число братства, принимают с разсмотрением поведения и характера их внимательно в течение трех лет. Если кто окажется неспособным к жизни монастырской, то таковых немедленно удаляют, выдавая мирское их одеяние и вид.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Елисеев Г.А. История религий. 10-11 классы. М., 1997.
    2. Закон Божий. Н.Новгород, 2003.
    3.  http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons
    4. http://kuraev.ru/smf/index.php?PHPSESSID=95b823f253c83e5e2e7c4ed0e364be43&topic=322984.0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

    Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

    Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

    Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

    Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

    Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

    презентация к уроку истории, тема: " Древняя Русь IX-XIII века, 6 класс

    Данная презентация предназначена для урока обобщения по теме "Древняя Русь в 9-13 веках" в 6 классе...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

    урок по первой половине 19 века,представлены его наиболее значимые моменты...

    Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"

    В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...