Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".
методическая разработка (история, 8 класс) на тему

Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модернизации в России в начале 19 века; для формирования  личностной оценки изученных событий; актуализации опорных знаний и умений по данной теме; формирования умений и навыков работы с картой, с историческими документами; учебной  литературой;  анализа, сравнения, обобщения. С точки зрения решения развивающих задач создавались условия для: развития положительной мотивации, пробуждению познавательного интереса учащихся (реализация на каждом этапе урока происходила с помощью создания проблемных ситуаций, поиска верных решений, выполнения творческих заданий, использования ИКТ); развития аналитико-синтезирующего мышления, умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; развития  творческой активности, наблюдательности, сотрудничества при работе в группах.  С точки зрения решения воспитывающих задач создавались условия для: воспитания чувства патриотизма, любви к своей Родине; воспитания чувства ответственности, взаимопомощи, сотрудничества; воспитания культуры общения. Компьютерная презентация, анализ документов и на их основе корректировка карт, выбор вариантов решения проблемы и решение исторической задачи (на основе математических знаний), заполнение пропусков в схемах при «чтении» статистических данных  явились эффективными приёмами для решения задач урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_nachale_19_veka.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

« Российская империя в начале 19 века: особенности развития».

Учитель истории МБОУ Ленинской СОШ Коробка И.И.

Цели урока: создать условия

  • для осмысления учащимися причин медленного процесса модернизации в России в начале 19 века; для формирования  личностной оценки изученных событий.
  • для  реализации умений и навыков учащихся работы с   историческими документами,  учебной  литературой:  анализа, сравнения, обобщения.
  • для  реализация принципа сотрудничества на уроке, развития у школьников умения принятия  компромиссных решений, толерантности.

Формы организации работы:  групповая работа с классом, фронтальная.

Основные понятия:  абсолютизм, крепостное право, сословный строй, феодальный строй, реформы, модернизация.

Оборудование:         Компьютерная презентация, «конверты помощи» с проблемными заданиями; распечатки документов, схем, алгоритмов работы. Учебник, карты атласа и контурные карты.«Рабочий лист».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Создание образно-эмоциональной  и проблемной ситуации в начале урока.

Демонстрация на слайде и озвучивание эпиграфа урока:

«Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка – Русь

               Н.А. Некрасов (1877)

Какие ассоциации вызывает такое описание состояния России на рубеже 18-19 вв?

Включение детей в обсуждение проблемы, предполагаемые ответы:

  • Россия – сильное государство.
  • Россия имеет много  природных ресурсов.
  • Россия обладает большой территорией.
  • У России слабая армия по сравнению с европейскими государствами.
  •  В России  медленно внедряются новшества.
  • В России большое население, но у них нет прав и свобод.

В  России много неразрешенных противоречий.

2.

Определение темы урока совместно с учениками, целей и задач.

У нас сегодня вводный урок к новому курсу – учебнику истории России.  Предположите о чем нам необходимо поговорить, что определить для дальнейшей перспективы?

Ученики, используя вышеперечисленные ассоциации, предполагают:

  • Необходимо выяснить особенности положения России на начало 19 века;
  • Дать характеристику основным событиям по сферам общественной жизни;
  • Определить какие есть проблемы в развитии государства; что замедляет темпы модернизации.
  • Наметить возможные перспективы развития России в 19 веке.

Тема урока: «Россия  в начале 19 века: особенности развития».

3.

Анализ предшествующего исторического периода (события 18 века).

Задание №1 для работы в группах: вы получили «набор» различных событий, произошедших в 18 веке. Ваша задача распределить их по сферам общественной жизни и оценить их результаты для развития страны.

(Ознакомить обучаемых  с «Листом самооценки»)

С таким «наследством» проблем Россия завершила 18 век. А что «несет» век 19?

Какие особенности в историческом развитии складываются в начале века?

Задание к №1:соотнести понятия и объяснения и представитель от группы представляет по одному термину.

Работа в группах. Распределяют события по заданию. Выходят к доске и крепят на доске «таблички» соответственно в колонки по сферам общественной жизни; ставят мелом напротив «+» или   «-».  (Приложение №1). Из получившейся таблицы на доске делают выводы о проблемах, которые достались России «по наследству» из 18 века и их необходимо решить в 19 веке:

  • Господство абсолютизма в политсфере.
  • Феодальные отношения в экономике.
  • Сохранение крепостного права и сословного строя в социальной сфере.
  • Недоступность общего образования и культурных достижений для основной массы населения.
  • Уязвимость обороноспособности страны.

Словарная работа: каждая группа объясняют  по одному понятию.

(Приложение №2)

4.

Картографический практикум.

Задание №2: в группах имеются «Атласы»,  контурные карты, «лист интересных фактов». Используя данный набор, сформулируйте одну из важных особенностей развития России в начале 19 века и проиллюстрируйте примером.

Контурные карты с нанесенными границами государства и ответом по исторической задаче крепят все группы для сравнения и выделения правильного.

(заполнить «Лист самооценки»)

Восьмиклассники в группах выполняют задание и формулируют  первую особенность:

  • В контурной карте фломастером очерчивают границы Российской империи к началу 19 века.
  • Работают с интересными примерами, решают исторические задачи.

(Приложение №3)

Российская империя – крупнейшая по территории держава мира.

5.

Документальный практикум.

Задание №3: каждая группа получила определенную информацию. Ваша задача сделать все возможные выводы из текста.

(заполнить «Лист самооценки»)

Задание №4. Группам раздаются пустые схемы - «пирамиды» по сословному строю. Кто быстрее и правильно заполнит схему, распределив по ступеням сословия.

(заполнить «Лист самооценки»)

Работа в группах с разной текстовой информацией (Приложение №4). Краткое выступление от группы с выводами о положении, о роли в экономике, о правах и обязанностях сословий в России. Формулируется вторая особенность.

Сословный строй в России: привилегированные и податные слои населения.

(Приложение №5)

6

Анализ статистических данных.

Задание №5. Используя, статистические данные об исповедуемых религиях в России и процентном количестве верующих, заполните схему по принципу «убывания».

Анализ карты «Национальный состав России»

(заполнить «Лист самооценки»)

Работа в группах со статистической информацией и заполнение предложенной схемы (Приложение №6). Формулируют особенности развития России в начале 19 века.

Народы России исповедовали все основные мировые религии.

Национальный состав населения был неоднородным.

7

Работа с текстом учебника.

Задание №6. Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 6. Две группы будут «экономистами», а две группы – «политиками». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указать самую главную особенность.

(заполнить «Лист самооценки»)

Работа в группах с текстом на странице 6. Две группы «экономисты», а две группы – «политики». Из текста каждая группа выбирает характеристики только своей сферы. Указывают самую главную особенность.

Основой политического строя в России являлось самодержавие (абсолютизм).

Господство  феодально – крепостнической системы в экономике России.

8

Вывод по выделенным особенностям.

Каково положение России в начале 19 века?

Как вы можете оценить темпы и уровень модернизации в России в этот период?

Что необходимо российскому обществу в представленное время?

Вывод по выделенным особенностям.

Во всех сферах общественной жизни требовались перемены: РЕФОРМЫ!

9

Перспектива дальнейшего изучения курса истории России 19 века.

Обращение к содержанию учебника на стр.3.

Определите темы, количество параграфов, которые нам предстоит изучить в связи с проведением реформ во внутренней политике.

Сколько правителей России будут решать перечисленные проблемы в 19 веке?

Восьмиклассники выделяют в оглавлении параграфы, связанные с проведением реформ (№3, 6, 10, 20, 21, 22, 29, 30). Это ¼  всего изучаемого материала. Таким образом, действительно 19 век – это время проведения преобразований в жизни России. Эти вопросы попытаются решать пять российских императоров:

Александр I,   Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

10

Подведение итогов участия школьников в уроке и домашнее задание.

Подсчет суммы баллов в «Листах самооценки» по критериям.

Домашнее задание. Введение на стр.3-6. Заполнить «Рабочий лист» (Приложение №7)

ГРУППА №____________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.ученика  /оценки за выполнение каждого задания

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Итог (сумма всех баллов разделенная на «6»).

1.

2.

3.

4.

5.

Критерии оценивания участников в группе (по баллам):

СОВЕТ: распределяйте при необходимости выполнение частей задания.

«5» баллов -   а) ученик предложил правильный ответ,       б) дал устный полный правильный ответ без замечаний учителя,       в) первым выполняет задание,                   г) участвует в выполнении всех заданий.

 « 4» балла   - а) ученик иногда предлагает правильный ответ,  б) дал устный правильный ответ с небольшими замечаниями учителя,  г) участвует в выполнении всех заданий.

 «3» балла  - а) ученик редко предлагает правильный ответ, ошибается в предположениях  б) дал устный правильный ответ с замечаниями учителя,  г) участвует в выполнении всех заданий.

 «2» балла – ученик исполняет то, что предложили остальные члены группы, сам не проявляет инициативы, не высказывает свои ответы.

«0» баллов  - во время работы группы ученик ничего  не делал.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Задание №2.

  1. Нанесите на контурную карту границы Российской империи к началу 19 века (смотреть карту - вкладыш учебника «Российская империя к концу 19 века»). Внимательно смотрим на условные обозначения!!!
  2. Решите историческую задачу и крупными цифрами запишите ответ на контурной карте в пределах границ России.

ЗАДАЧА:  К концу 18 века Российская империя считалась крупнейшей по территории державой мира. Она  была настолько  обширной, что посланный после смерти императрицы Екатерины Второй гонец, который преодолевал 180 верст в день ( верста равна 1, 06 км) , привез известие об этом событии в город Иркутск в Восточной Сибири спустя 34 дня, а на Камчатку через 90 дней. Вычислите протяженность территории России с запада на восток.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Задание №3.

Два представителя от группы должны рассказать о  сословиях, которые вам достались в тексте, обязательно добавить сведения из таблицы.

Сословие

Права и обязанности

Количество и % от всего населения (на 1812г.)

Дворянство

Привилегированное сословие; владело землей и крепостными крестьянами, занимало государственные должности. Дворянство было освобождено от обязательной службы. Имело право на самоуправление.

225 тыс. (1,07%)

Духовенство

Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний.

215 тыс. (1%)

Купечество

Привилегированное сословие; имели право вести торговлю купцы 1-й гильдии – крупную внутреннюю и внешнюю, 2-й гильдии – крупную внутреннюю, 3-й гильдии – мелкую торговлю.

119 тыс. (0,6%)

Мещанство

непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность.

750 тыс. (3,6%)

Крестьянство

Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие; делилось на государственных, удельных, крепостных.

17 950 тыс. (85,5%)

Казачество

Особое положение. Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением.

6%

События 18 века.    Для внесения в таблички по заданию №1.

Политическая сфера:      Государственные реформы управления.

Создание регулярной армии и морского флота.

«Просвещенный» абсолютизм. Самодержавие.

Российская империя.

Экономическая сфера:    Протекционизм как поддержка развития отечественной промышленности.

Меркантилизм как политика концентрации денежных средств внутри страны.

Развитие мануфактурного и заводского производства.

Феодальные отношения в сельском хозяйстве.

Социальная сфера:   Крестьянские восстания К.Булавина, С.Разина, Е.Пугачева.

Крепостное право.

«Золотой век» дворянства.

Сословный строй.

Духовная сфера:      Складывание системы образования.

Появление гражданской азбуки  и первой печатной газеты.

Русский театр, музеи, библиотеки, Академия.

Русский классицизм в архитектуре.

Внешняя политика:

Победа в Северной войне (1700 – 1721гг).

Россия - европейская держава.

Победы в русско – турецких войнах.

Политика «вооруженного» нейтралитета с США.


Рабочий лист домашнего задания (страница №1)

  1. Объянить понятия:
  • Модернизация

________________________________________________________________________________________________________

  • Реформы_________________________________________
  • Крепостное право

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Абсолютизм

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сословный строй

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите особенности развития России в начале 19 века, замедляющие темпы модернизации:
  • в политической сфере

______________________________________________________________________________________________

  • в  экономической сфере

______________________________________________________________________________________________

  • в социальной сфере____________________________________________________________________________________________
  1. Перечислите  основные  сословия  в обществе по степени убывания из прав:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите четыре самые многочисленные религиозные кофессии в России в начале 19 века:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поразмышляйте над вопросом и напишите ответ: «Обширность территории для России благо или проблема?» Докажите свое мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

ученика(цы)  8___ касса

МБОУ ________________ СОШ

Ф.И._________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Российская федерация

В данной методической разработке использована инновационная методика РАО. Урок-проект позволяет привлечь обучающихся к самостоятельной деятельности. Разнообразные задания и присутствующий элемент соре...

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока по теме: «МОНАСТЫРИ В X – XIII ВЕКАХ»

Форма урока: урок-экскурсия. Класс: 9. Предмет: Религии России. Тема раздела: «Православные монастыри. Монашество». Тема урока: «Монастыри в X – XIII веках» (урок 1)....